Организация занятий по обучению плаванию в ДОУ
статья на тему

Петрова Татьяна Николаевна

Опыт работы инструктора по плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._plavanie_v_dou.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обеспечение и укрепление полноценного физического развития детей на занятиях по плаванию с использованием элементов лечебного плавания.

Плавание, как вид спорта, эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.

В нашем детском саду имеется бассейн.  Начиная со второй младшей группы ( 3-4 года) дети посещают  занятия два раза в неделю. Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Группы  делятся на подгруппы до 10 человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата дополнительно проводится лечебное плавание.

Лечебное плавание проводится 2 раза в неделю сначала в группах для детей с особыми образовательными потребностями, а затем и в общеразвивающих группах.

Ножные ванночки принимают дети сразу после занятия по плаванию.

Гидромассаж наилучше всего проводить детям перед сном, так как после процедуры ребенок расслабляется и хорошо засыпает.

Чтобы занятия плаванием наиболее благоприятно влияли на всестороннее полноценное физическое здоровье ребенка, на борьбу с нарушением осанки у детей необходим и обязателен индивидуальный подход. Зная и имея полную картину состояния здоровья каждого нашего воспитанника, имея и учитывая степень искривления, изменения позвоночника мы можем обеспечить выполнение всем детям  индивидуально подобранных упражнений на суше и в воде, не увеличивающих подвижность позвоночника, а наоборот, стабилизирующих его.

Таким образом, непосредственно при проведении плавания с детьми  учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка и рекомендации специалистов НИИТО.

Занятия условно подразделяются на три части, а именно: вводно-подготовительную, основную и заключительную. На каждом занятии последовательно решаются следующие задачи: организовать группу, ознакомить с новыми играми и упражнениями на суше, повторить старые и разучить новые упражнения в воде, а также некоторые элементы техники плавания и организовано завершить занятие.

При подборе исходного положения и индивидуальных специальных корректирующих упражнений на занятиях учитывается:

- степень искривления, изменения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозирование спины или лордоз грудного отдела),

- состояния мышечной системы и уровня физической подготовленности,

- наличие сопутствующих заболеваний других органов, не являющихся противопоказанием к плаванию;

-  при проведении упражнений на суше  нарушение координации у детей с нарушением осанки.

                   Исключаются:

- упражнения, мобилизирующие позвоночник, увеличивающие его гибкость;

- упражнения, вращающие позвоночник с колебаниями вокруг продольной вертикальной оси туловища;

- деторсионные упражнения в воде в связи с тем, что их выполнение технически очень сложно и неправильное выполнение принесет вред, заключающийся в увеличении торсии и нестабильности позвоночника.

Добиваемся увеличения паузы скольжения с самовытяжением позвоночника.

Для привлечения внимания родителей, чтобы вызвать у них интерес и дать необходимые советы,  в каждой группе мы оформили родительские уголки, в которых дается информация о пользе плавания, рекомендации по проведению водных процедур дома по закаливанию, результаты полученных умений и навыков  каждого ребенка.

 Опыт работы детского сада показал, что не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию. Некоторые боятся, что их дети могут простудиться и заболеть, другие – что с ними произойдет несчастный случай. Причины этому были неосведомленность родителей, недооценка ими  значения плавания для укрепления здоровья детей, незнание условий организации и методики проведения занятий по плаванию, а также неумения самих родителей плавать, боязнь воды.

В начале и конце учебного года проводится диагностика детей, все результаты заносятся таблицу, и таким образом прослеживается динамика обучения каждого ребенка.  Если ребенок регулярно посещал бассейн, то у него сформировались необходимые навыки и умения, эти дети реже болеют, чем те, которые по ряду причин посещали бассейн не регулярно. Также, дети, которые посещали бассейн редко, они не овладели необходимыми умениями и навыками и поэтому на будущий год, не имея запаса определенных знаний, могут столкнуться с определенными трудностями в овладении новых задач.   

В работе с детьми основным и главным средством  обучения используется игровая деятельность, все задания и упражнения проводятся в игровой форме, так как игры и развлечения являются обязательной частью занятия. При обучении дошкольников плаванию  используются самые разнообразные формы игр – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Игры на воде вносят в учебную деятельность радостную эмоциональную окраску. Создание положительных эмоций помогает детям преодолеть водобоязнь, способствует разучиванию упражнений. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие школьники безболезненно преодолевали чувство неуверенности и страха, быстро адаптировались в воде, привыкали смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Также, в игровой форме, перед занятием проводится разминка (определенные упражнения, выполняемые на суше). Очень важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию "По морям, по волнам" для детей средней группы

На занятии по обучению плаванию вместе со специальными задачами ставится задача по закреплению материала, полученного на занятиях по развитию речи, математике, ОБЖ. Дети в игровой обстановке закрепляю...

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению плаванию "Спасаем осьминога"

Увлекательным и интересным занятие делает сюжет, который тесно связан с задачами обучения и позволяет вести занятие на эмоционально положительном контакте педагога с детьми.Дети отправляются в дальний...

Занятие по обучению плаванию в старшей группе "Моряками стать хотим"

Данное занятие построено на едином сюжете, что придает эмоциональную окраску и повышает интерес детей, способствуя решению задач по сохранению и укреплению здоровья....

Здоровьеформирующие технологии на занятиях по обучению плаванию.

Работа по теме: "Здоровьеформирующие технологии при обучении  плаванию детей дошкольного возраста": теория, конспект окружного  семинара-практикума с фотографиями, презентация, план-конспект...

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...