Системообразующий фактор физкультурно-оздоовительной деятельности с дошкольниками в условиях реализации ФГТ
статья по физкультуре по теме

Маргарита Георгиевна Савоник

 Охрана и укрепление здоровья воспитанников ДОУ, развитие физических качеств определены Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как важнейшие задачи. Реализация их предусматривается через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно- оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системообразующий фактор физкультурно-оздоовительной деятельности с дошкольниками в условиях реализации ФГТ

 Охрана и укрепление здоровья воспитанников ДОУ, развитие физических качеств определены Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как важнейшие задачи. Реализация их предусматривается через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно- оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Внедрение их в нашем детском саду строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью.

Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

        Установили задачи:

1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности.

2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий.

3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни дошкольников.

4. Активизировать педагогический потенциал семьи.

В основу данного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе   «От рождения до школы»;  психолого- педагогическую систему «Очарование»»

 танцевально-игровую гимнастику для детей   «СА-ФИ-ДАНСЕ»        «Хатха-Йога для детей»;  Программа «КЭНЧЭЭРИ».

Система работы, представляемая мною здесь, формировалась поэтапно.

 На первом этапе были  проанализированы программы оздоровления дошкольников, материально-техническая база и состояние предметно-развивающей среды детского сада. Изучался передовой педагогический опыт по теме,  и подбирались методы отслеживания результатов работы.

На втором этапе было определено содержание работы с детьми, родителями и педагогами,  составлены планы работы. Начато обогащение предметно-развивающей среды в физкультурном зале и пополнение методического материала. В итоге составлен подробный план дальнейших действий в избранном направлении.

Третьим – самым трудоемким по содержанию – был этап осуществления намеченных планов.

 На каждом этапе работа осуществлялась по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

В процессе реализации работы с детьми  я пришла к выводу, что недостаточно только выполнение  общеразвивающих упражнений, осваивание основных видов движений и использование подвижных игр. Детям  важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому я стараюсь направлять все усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, на то, чтобы он не терялся, выполняя сложное для него упражнение, чтобы у него не развивались комплексы, чтобы ему самому захотелось почувствовать мышечную радость, чтобы он захотел запомнить эти чувства. Всему этому способствует и помогает интеграция таких образовательных областей, как:

- «Музыка» ;

-«Социализация»

-«Коммуникация»

-«Труд»

-«Художественной литературы»

  Работа с детьми.  

Основной формой работы с детьми является занимательная двигательная деятельность. Необходимое условие при этом – доброжелательное отношение к детям с моей стороны. Если к ребенку проявлять искренний интерес, помогать ему преодолевать неудачи, радоваться вместе с ним его успехам –  физкультура для него в радость. Я стараюсь, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребенка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Используются при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды занимательной двигательной деятельности: танцевально-ритмическую гимнастику, креативную гимнастику, нетрадиционные виды упражнений.

При проведении  занимательной деятельности на тему «Поход в зоопарк»  вошел комплекс игропластики:  «медведь» ; «пантера» «цапля» ;«орел» , комплекс ритмической гимнастики под песню Львенка и Черепахи ,  Музыкальная- подвижная игра «Попрыгунчики - воробышки».

 Сюжетные формы организации  наполняю  физическими упражнениями которые оживляют интерес детей к выполнению упражнений, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта.

 При проведении интегрированных оздоровительных занятий по сказке К.И. Чуковского «Айболит» использовались массаж ушей «Слон» , игропластика «Уж», «Улитка», «Лев», ритмический танец "Чунга-Чанга",  пальчиковая гимнастика «Зайчата».

 Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчетливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнеров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос" Как приходит успех?", говорят, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, и спортивные игры – универсальное средство для "тренировки на успех". А главное их достоинство – то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

В качестве музыкального сопровождения,  я использую записи песен из детских мультфильмов, детские песни, а также классическую музыку. Большое значение придаю художественному слову: отбираю для сценария нужные по теме стихи, песни, загадки. Часть их разучивают дети, часть – ведущий, а также приглашенные на праздник…

Рациональная организация досуга позволяет добиться полной раскрепощенности детей, их самостоятельности при выборе движений, ощущения детьми мышечной радости.

К числу физкультурных досугов и праздников, проводимых в детском саду, можно назвать следующие: «На туристической прогулке», «На спортивной площадке», «Любимые игры», «Малая олимпиада» «Мяч здоровья», «Юные олимпийцы»,  «Путешествие в спортландию», «Я здоровым хочу быть»

Физкультурно-оздоровительная деятельность в нашем детском саду включают в себя  широкий сектор методов по коррекционной работы по формированию правильной осанки,  обучение детей различным видам самомассажа, дыхательные упражнения,  пальчиковая гимнастика, а также развитие сенсомоторной координации и обогащение эмоциональной сферы ребенка.

Для этого  в детском саду  созданы все условия необходимая макро и микро среда. Функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал, бассейн, и оздоровительные зоны, в каждой группе.

На этапе завершения и совершенствования усвоенных знаний, навыков и умений для подведения итогов я использую беседы по вопросам,  предложенные в программе «КЭНЧЭЭРИ»:  «Назови части тела», «Покажи правильную осанку»,  «Зачем нужна физкультура», «Как называется это упражнение?»; «Какие группы мышц, развивает это упражнение?»; «Покажи плечевой, коленный, локтевой,  тазобедренные суставы» и т.д.

 Через активное участие в образовательном процессе дети лучше осознают связь состояния своего организма и их собственной заботы о нем.

Работа с родителями.  С  целю повышения психолого-педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, в ДОУ реализуется детско-взрослый творческий проект «Будь здоровым крепким,  сильным». В него включены следующие направления работы с родителями традиционными  и нетрадиционными.

Работа с педагогами.

         С целью повышения уровня компетентности педагогов в области физкультурно-оздоровительной работы в нашем ДОУ ведется работа в таких направлениях: изучение передового педагогического опыта,  внедрения новых форм работы с детьми,  приобщения к ЗОЖ родителей, обмен опытом, пополнение  среды ДОУ.

Достижение высоких результатов за короткий отрезок времени не является целью в системе моей работы. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности.  Поэтому есть основание надеяться, что оздоровительная работа, проводимая в нашем детском саду, не окажется напрасной.

Наша уверенность в том, что каждый из них в период взросления осознает свою индивидуальность, будет готов вести здоровый образ жизни, ценить свое здоровье и здоровье окружающих, и приобщиться к занятиям любимым видам спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Самообразование «Игра, как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

План по самообразованию воспитателя в подготовительной группе«Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский Дошкольное детство — коротк...

Самообразование "Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. Игра очень созвучна природе ребенка....

Отчет по теме самообразования «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря игре, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых....

САМООБРАЗОВАНИЕ воспитателя средней группы Беликовой К. Ю. ТЕМА: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Актуальность темы:В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особоеместо. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время...


 

Комментарии