Оздоровление и развитие дошкольников посредством танцевально-ритмической гимнастики
статья по физкультуре по теме

Маргарита Георгиевна Савоник

Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению детей. Это проявляется в ухудшении внимания и работоспособности, нарастает общее мышечное утомление. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к подвижному образу жизни, физической культуре и спорту. Потребность к двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровление и развитие дошкольников посредством танцевально-ритмической гимнастики

 «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.  

Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению детей. Это проявляется в ухудшении внимания и работоспособности, нарастает общее мышечное утомление. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к подвижному образу жизни, физической культуре и спорту. Потребность к двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

 И именно занятия по танцевально-ритмической гимнастике помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру,  но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение.

Целесообразность занятий с элементами танцевально-ритмической гимнастики, представлена в оздоровительно-развивающей программе Е.Н.Сайкиной и Ж.Е.Фирилеевой  « Са-Фи-Дансе».

 Во-первых, доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Во-вторых, эффективность заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную систему ребенка. В-третьих, эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

Основной целью моей работы является укрепление здоровья и содействие всестороннему физическому развитию, в особенности личности дошкольника средствами развивающих игр-занятий на основе танцевально-ритмической гимнастики.  

Для реализации цели и приобщения детей 3-7 лет, к ценностям физической культуры предусматривается решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья – главная задача, которая решается на занятия по физическому воспитанию: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия, содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы и нервной системы организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников - эта задача является основным направлением моей деятельности: формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;  развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, пропорциональную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;  содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать  движения с музыкой; развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Дополнительно появляется возможность осуществить еще одну задачу моей работы - развитие творческих и созидательных способностей занимающихся: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, формировать навыки самостоятельного  выражения движений под музыку, воспитать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях, развивать лидерство, инициативу, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Работа построена по трем основным блокам:

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика.
  2. Креативная гимнастика.
  3. Нетрадиционные виды упражнений.

Блоки объединены игровым методом проведения занятий, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, так как именно игра облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей дошкольников, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку («Горошинки», «Громко-тихо», «Охотники»).

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. Это строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки  («Цапля»,  «Ласточка», «Группировка», «Перекат», «У ребят порядок строгий»).

Раздел «Игротанцы» направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, и ритмический танец.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность  («Воробьиная дискотека», «Зарядка»).

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости детей,   выполняемые в игровой сюжетной форме  («Дельфин», «Кобра»).  

Раздел «Пальчиковая гимнастика»   служит основной для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук («Круг», «Очки», «Бинокль», «Домик»).

Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма («Ладошки - мочалка», «Смываем водичкой руки»).

Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях и, являются приоритетным ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используется приемы имитации, подражания  («Музыкальные стулья»).

Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь («Спортивный фестиваль»).

Раздел «Креативная гимнастика» позволяет применять нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры. Направленные на развитие выдумки, творческой инициативы ( «Делай как я, делай лучше меня», «Танцевальный вечер»).

Для повышения двигательной активности и сохранения здоровья дошкольников, я использую следующие формы оздоровительной работы:

  1. Утренняя гимнастика с применением элементов танцевально-ритмической гимнастике, игрогимнастику, игроритмику, игротанцы.
  2. Занятия по физическому воспитанию включают в себя разделы: игротанец, игропластику, пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия и креативнаую гимнастику.
  3. Спортивные праздники и развлечения с использованием комплексов танцеваьно-ритмической гимнастики,  музыкально-подвижные игры и креативную гимнастику.

Благодаря этим занятиям укрепляется здоровье, создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровление и развитие дошкольников посредством танцевально-ритмической гимнастики

Жак  Далькроз по поводу проведения занятий с детьми. «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветания всего организма, чем чувства ра...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Танцевально-ритмическая гимнастика, как средство оздоровления и развития дошкольников»

С каждым годом растет колличесто детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и координации движений..В связи с этим актальной становится проблема поиска эффектив...

«Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством танцевально-ритмической гимнастики»

Не секрет, что основы физической культуры человека, здорового образа жизни, необходимости систематического физического воспитания и занятий спортом заложены в дошкольном возрасте. Фактически в к...

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ

К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами психомоторного развития. Наблюдаются нарушения в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнени...

Опыт работы" "Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений"

Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений....

Консультация для воспитателей "Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик"

Данный материал знакомит с различными видами оздоровительных гимнастик, применяемых в детском саду....

Конспект сюжетной образовательной деятельности по физическому развитию с элементами танцевально-ритмической гимнастики по оздоровительной программе СА-ФИ-ДАНСЕ в старшей группе «Путешествие к источнику здоровья»

Конспект сюжетной образовательной деятельности по физическому развитию с элементами танцевально-ритмической гимнастики по оздоровительной программе СА-ФИ-ДАНСЕ в старшей группе«Путешествие к ист...