«Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством танцевально-ритмической гимнастики»
консультация

 

Не секрет, что основы физической культуры человека, здорового образа жизни, необходимости систематического физического воспитания и занятий спортом заложены в дошкольном возрасте. Фактически в каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем как развивать своего ребёнка. Многие люди выбирают занятия танцем для своих детей, где дети обычно начинают с ритмов и ритмичных движений. На таких занятиях ребенок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и духовно развиваться. Сегодня основным элементом современной государственной системы физического воспитания является ритмическая гимнастика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

Е.В. Петрова,

воспитатель,

 г. Козьмодемьянск

МДОУ д/с № 6 " Светлячок

«Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством танцевально-ритмической гимнастики»

Не секрет, что основы физической культуры человека, здорового образа жизни, необходимости систематического физического воспитания и занятий спортом заложены в дошкольном возрасте. Фактически в каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем как развивать своего ребёнка. Многие люди выбирают занятия танцем для своих детей, где дети обычно начинают с ритмов и ритмичных движений. На таких занятиях ребенок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и духовно развиваться. Сегодня основным элементом современной государственной системы физического воспитания является ритмическая гимнастика. Это стало широко распространенным во всем мире. Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая придает: бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Ритмическая гимнастика включает в себя огромный выбор движений, влияющих на все части тела, развитие всех физических характеристик, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. Позитивные эмоции вызывают желание более энергичных движений, что усиливает их воздействие на организм. В ритмической гимнастике сегодня используются средства художественной гимнастики, общеразвивающие упражнения, свободная пластика, гимнастика суставов, элементы современного танца. Это определено в физическом воспитании как часть более широкого понятия - аэробика.. В ритмической  гимнастике сегодня используются средства художественной гимнастики, общеразвивающие упражнения, свободная пластика, суставная гимнастика, элементы современного танца.Она  определена в физическом воспитании как часть более широкого понятия – аэробика. Аэробика включает в себя все физические упражнения, во время которых организм использует большое количество кислорода. Это происходит из-за сердечной стимуляции и дыхательной активности с помощью циклических движений - бега, прыжков и танцев. А кислород, как известно, является важнейшим элементом существования живой материи. Для детей кислород больше необходим для роста, чем для взрослых. Ритмическая  гимнастика - одна из разновидностей оздоровительно-развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию и средствам используемая ритмическая гимнастика является своего рода синтезом гимнастики и йоги, балета и аэробики, народного танца и диско. Тем не менее, какими бы ни были отношения с используемыми средствами, гимнастика является основной и доминирующей частью занятия. Только в таких условиях обеспечивается многократное влияние урока на исцеление и развитие. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует улучшению двигательной памяти и координационных способностей. Отличительными особенностями художественной гимнастики являются танцевальный стиль упражнения. Способствует быстрому переходу организма из сна в бодрствование, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности. Свобода, естественность, отсутствие какого-либо напряжения - вот что должно быть характерно, когда дети исполняют музыкальные ритмические движения. Свобода, естественность, отсутствие напряжения - это должно быть характерно, когда дети делают ритмичные музыкальные движения. Это сложная задача, но вполне выполнимая, если педагог учитывает в своей работе с детьми следующие принципы: комплексное решение основных задач физического воспитания, регулярность, постепенность, последовательность, повторение. Ритмические упражнения помогают ребенку научиться контролировать свое тело, координировать движения. К концу года, 6 лет имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы педагога в подготовительной   группе.    

 Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Однако следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений.

Ритмическую гимнастику провожу  в музыкально-спортивном  зале, в котором предварительно делается влажная уборка и проветривание. Занятия осуществляются при открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступ свежего воздуха. Одежда детей — облегченная, воспитатель одет в спортивную форму - так удобнее показывать упражнения, особенно из исходных положений сидя и лежа. Я использую каждый комплекс ритмической  гимнастики в течение 2-3 месяцев. Мы учим упражнения во время утренней гимнастики, на физкультурныз занятиях, отдельные элементы - на музыкальных занятиях, прогулках, во время игр на свежем воздухе.

Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть состоит из  упражнений, непосредственно воздействующих на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и бега. Таких вариантов может быть не более четырех. Затем следуют общеразвивающие упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики — тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.

В начале основной части мы выполняем серию разминочных  упражнений: поднимание рук вверх, в стороны; упражнения для мышц шеи: различные наклоны головы, сопровождающиеся пружинистым приседанием или ходьбой на месте без отрыва носков ног от пола.  Некоторые упражнения могут иметь несколько вариантов, в которых движения постепенно усложняются. Эти упражнения выполняются из одной исходной позиции. Следующая серия упражнений — нагрузочная. Здесь предлагаются интенсивные упражнения: различные наклоны, покачивания тела, выпады, приседания. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. При выполнении детьми упражнений особое внимание обращается на осанку. Затем следует серия упражнений из исходных положений сидя и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног. Здесь можно применить такие упражнения как “Неваляшка”, “Ветерок”, “Люлька”, “Лягушка”,  “Корзиночка” и т. д.   

Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии.

Основная часть заканчивается серией танцевальных упражнений. Это происходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Я уделяю особое внимание дыханию детей. Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление, цель которых — обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя и лежа. Кроме того, используем такие упражнения, как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами из исходных положений  лежа на спине, на животе, стоя на коленях и т. д. Все движения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда с закрытыми глазами.      

Обязательным элементом в ритмической  гимнастике является музыкальное сопровождение, которое носит ведущий характер, определяющий ритм и темп движений. Музыкальная фонограмма, которая является одним из решающих факторов, стимулирующих движения, повышает эмоциональность и эффект всего занятия в целом. Музыка помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. Музыка звучит у меня на каждом занятии. Основное требование - это ритмичность и эмоциональность. Я использую мелодию, знакомую детям как в инструментальном, так и в вокальном отношении: песни, музыку из фильмов, мультипликационные мультфильмы, потому что даже на подсознательном уровне ребенок непреднамеренно следует музыкальному ритму.
          В настоящее время  стало уже традицией проведение таких общих спортивных праздников, как «День Здоровья», «День Защитника Отечества» (с приглашением и участием пап), «День Матери» (совместно с мамами), где дети исполняют музыкально – ритмические композиции, разученные на занятиях: «Морячка», «Вася-Василек», «Салажата», «Американо», «Варенька»  и др. Таким образом, ритмическая гимнастика является многосторонним видом физкультурно-оздоровительной работы, постепенно и систематически повышая уровень физической подготовленности и оздоровление детей дошкольного возраста. Благодаря систематическому использованию на занятиях и утренней гимнастике музыкально-ритмических композиций дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений. Стали двигаться с удовольствием, забывая про усталость. Их движения более точные, координированные.. Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы: у детей, занимающихся ритмической гимнастикой, повысился интерес к занятиям физической культуры, снизилась заболеваемость, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком ...

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...

Консультация на тему «Фитбол-гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».

      В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-профилактической направле...

Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма. Фитбол-гимнас...

Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова

укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова...