Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка.
Цель данной программы – обучение дошкольников спортивным способам плавания для разностороннего физического развития и всестороннего развития личности ребёнка.
Задачи:
- Развивать двигательную культуру, обучая спортивным способам плавания.
- Добиваться осознанного, активного выполнения движений.
- Учить детей анализировать свои действия и движения.
- Развивать быстроту, выносливость.
- Закаливать, укреплять организм детей.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление к активной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Энергетик» г. Нерюнгри
Программа дополнительного образования
«Обучение спортивным способам плавания»
Секция «Дельфинята»
Количество лет обучения – 2 года
Возраст детей 5-7 лет
Инструктор по физической культуре:
Александровская Юлия Анатольевна
г. Нерюнгри
Пояснительная записка
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка.
Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах, что особенно важно для проживающих в северных районах страны, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены.
Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.
Физическая подготовка детей на суше перед входом в воду направлена на укрепление здоровья, овладение прикладными навыками, повышение функциональных возможностей, работоспособности, развитие физических качеств. В процессе выполнения упражнений на суше закладывается фундамент необходимой разносторонней подготовленности, на основе которого в дальнейшем удаётся добиться высокого уровня специальной подготовленности. Упражнения на суше подготавливают сердечнососудистую, дыхательную и мышечную системы к работе детей в воде, повышают эффективность плавания.
Способы плавания разнообразны, но детей дошкольного возраста наиболее целесообразно обучать способам плавания – кроль на груди, кроль на спине и брасс.
Кроль на груди – самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону механики – экономичности и эффективности гребковых движений, он наиболее приемлемый в обучении плаванию детей.
Кроль на спине – по структуре движений отличается от кроля на груди лишь положением тела в воде и изменением ведущих конечностей – основой согласования движений является работа ног.
Брасс – принято сравнивать движения с движениями лягушки. Для некоторых детей плавание этим способом оказывается доступнее, чем плавание кролем.
В обучении применяется групповая индивидуализация. Смысл её в том, что занимающихся обучают общим для всех плавательным движениям, а осваивают они эти движения по-разному. Один и тот же материал применяется на занятиях с каждым ребёнком в различной последовательности и дозировке. Этот приём позволяет повысить моторную плотность занятий и заинтересованность детей.
Цели и задачи
Цель данной программы – обучение дошкольников спортивным способам плавания для разностороннего физического развития и всестороннего развития личности ребёнка.
Задачи:
- Развивать двигательную культуру, обучая спортивным способам плавания.
- Добиваться осознанного, активного выполнения движений.
- Учить детей анализировать свои действия и движения.
- Развивать быстроту, выносливость.
- Закаливать, укреплять организм детей.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление к активной деятельности.
Работа с детьми
- Диагностика плавательных умений и навыков.
- Занятия.
- Эстафеты, соревнования.
- Индивидуальная работа.
Работа с родителями
- Консультации, рекомендации.
- Индивидуальные беседы по мере необходимости.
Структура занятия
Групповые занятия 1 раз в неделю длительностью 25-30 минут.
- Подготовительная часть – 5 минут.
На суше:
- различные виды ходьбы и бега;
- общеразвивающие упражнения;
- специальные, имитационные движения;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на расслабление.
- Основная часть – 15-20 минут.
В воде:
- упражнения на всплывание и лежание;
- упражнения на дыхание;
- разучивание и совершенствование техники плавания;
- отработка согласованности движений;
- разучивание новых движений.
- Заключительная часть – 5 минут.
- игры, свободное плавание;
- упражнения на расслабление.
Последовательность освоения спортивных способов плавания
- Формирование (при помощи показа и пояснений) представления о конкретном спортивном способе плавания в целом.
- Разучивание отдельных движений.
- Разучивание движений рук:
- на суше и стоя в воде;
- с использованием опоры на месте и в движении;
- то же в согласовании с дыханием;
- плавание, совершая гребковые движения руками.
- Разучивание движений ног:
- на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;
- в скольжении с опорой и без опоры руками, с задержкой дыхания;
- в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.
- Разучивание способа плавания в целом, отработка согласованных движений рук, ног.
- Совершенствование плавания с полной координацией движений.
Диагностика
Диагностика освоения спортивных способов плавания проводится с начала разучивания определённого стиля плавания.
Кроль на груди:
- вдох, выдох с поворотом головы;
- движения рук;
- движения ног;
- согласование движений.
Кроль на спине:
- движение ног;
- скольжение с движениями ног;
- движения рук;
- согласование движений.
Брасс:
- вдох, выдох, приподнимая лицо;
- движения рук;
- движения ног;
- согласование движений.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – разучивание способов плавания – кроль на груди, брасс.
2 год обучения – разучивание способа плавания – кроль на спине, совершенствование способов плавания кроль на груди, брасс.
План работы секции «Дельфинята»
1 год обучения
Всего занятия – 32
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
2 год обучения
Всего занятий - 32
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Ожидаемые результаты
- Устойчивое, позитивное отношение ребёнка к воде.
- Результативное выполнение спортивных способов плавания.
- Повышение двигательных качеств, развитие координации, ритмичности движений.
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Список используемой литературы
- Викулов А.Д. Плавание. Владос Пресс. М., 2003.
- Воронина Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. Детство-Пресс. С.П., 2010.
- Короп Ю.А., Цвек С.Ф. Обучение детей плаванию. Киев «Рязаньска школа»., 1985.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. Просвещение. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».
Пояснительная записка. Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и...
Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, зн...
Материал для стендовой работы "Спортивные способы плавания"
Материал для стендовой работы "Спортивные способы плавания" может быть использован инструктором по физической культуре как в работе с детьми, так и для работы с родителями воспитанников при ознакомлен...
Программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Выше, сильнее, быстрее»
Программа является подпрограммой к программе ДОУ «Радуга» и направлена на совершенствование двигательной активности детей, развитию их физических качеств, предназначена для детей ста...
Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста
Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...
Методическая разработка "Совершенствование техники плавания спортивными и не спортивными способами плавания"
Занятие по плаванию в подготовительной группе...