Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме

Александровская Юлия Анатольевна

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка.

Цель данной программы – обучение дошкольников спортивным способам плавания для разностороннего физического развития и всестороннего развития личности ребёнка.

Задачи:

  1. Развивать двигательную культуру, обучая спортивным способам плавания.
  2. Добиваться осознанного, активного выполнения движений.
  3. Учить детей анализировать свои действия и движения.
  4. Развивать быстроту, выносливость.
  5. Закаливать, укреплять организм детей.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление к активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Энергетик» г. Нерюнгри

Программа дополнительного образования

«Обучение спортивным способам плавания»

Секция «Дельфинята»

Количество лет обучения – 2 года

Возраст детей 5-7 лет

Инструктор по физической культуре:

Александровская Юлия  Анатольевна

г. Нерюнгри

Пояснительная записка

   Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка.

Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах, что особенно важно для проживающих в северных районах страны, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены.

Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

Физическая подготовка детей на суше перед входом в воду направлена на укрепление здоровья, овладение прикладными навыками, повышение функциональных возможностей, работоспособности, развитие физических качеств. В процессе выполнения упражнений на суше закладывается фундамент необходимой разносторонней подготовленности, на основе которого в дальнейшем удаётся добиться высокого уровня специальной подготовленности. Упражнения на суше подготавливают сердечнососудистую, дыхательную и мышечную системы к работе детей в воде, повышают эффективность плавания.

Способы плавания разнообразны, но детей дошкольного возраста наиболее целесообразно обучать способам плавания – кроль на груди, кроль на спине и брасс.

Кроль на груди – самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону механики – экономичности и эффективности гребковых движений, он наиболее приемлемый в обучении плаванию детей.

Кроль на спине – по структуре движений отличается от кроля на груди лишь положением тела в воде и изменением ведущих конечностей – основой согласования движений является работа ног.

Брасс – принято сравнивать движения с движениями лягушки. Для некоторых детей плавание этим способом оказывается доступнее, чем плавание кролем.

В обучении применяется групповая индивидуализация. Смысл её в том, что занимающихся обучают общим для всех плавательным движениям, а осваивают они эти движения по-разному. Один и тот же материал применяется на занятиях с каждым ребёнком в различной последовательности и дозировке. Этот приём позволяет повысить моторную плотность занятий и заинтересованность детей.

Цели и задачи

Цель данной программы – обучение дошкольников спортивным способам плавания для разностороннего физического развития и всестороннего развития личности ребёнка.

Задачи:

  1. Развивать двигательную культуру, обучая спортивным способам плавания.
  2. Добиваться осознанного, активного выполнения движений.
  3. Учить детей анализировать свои действия и движения.
  4. Развивать быстроту, выносливость.
  5. Закаливать, укреплять организм детей.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление к активной деятельности.

Работа с детьми

  1. Диагностика плавательных умений и навыков.
  2. Занятия.
  3. Эстафеты, соревнования.
  4. Индивидуальная работа.

Работа с родителями

  1. Консультации, рекомендации.
  2. Индивидуальные беседы по мере необходимости.

Структура занятия

Групповые занятия 1 раз в неделю длительностью 25-30 минут.

  1. Подготовительная часть – 5 минут.

На суше:

- различные виды ходьбы и бега;

- общеразвивающие упражнения;

- специальные, имитационные движения;

- дыхательные упражнения;

- упражнения на расслабление.

  1. Основная часть – 15-20 минут.

В воде:

- упражнения на всплывание и лежание;

- упражнения на дыхание;

- разучивание и совершенствование техники плавания;

- отработка согласованности движений;

- разучивание новых движений.

  1. Заключительная часть – 5 минут.

- игры, свободное плавание;

- упражнения на расслабление.

Последовательность освоения спортивных способов плавания

  1. Формирование (при помощи показа и пояснений) представления о конкретном спортивном способе плавания в целом.
  2. Разучивание отдельных движений.
  3. Разучивание движений рук:

- на суше и стоя в воде;

- с использованием опоры на месте и в движении;

- то же в согласовании с дыханием;

- плавание, совершая гребковые движения руками.

  1. Разучивание движений ног:

- на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;

- в скольжении с опорой и без опоры руками, с задержкой дыхания;

- в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.

  1. Разучивание способа плавания в целом, отработка согласованных движений рук, ног.
  2. Совершенствование плавания с полной координацией движений.

Диагностика

Диагностика освоения спортивных способов плавания проводится с начала разучивания определённого стиля плавания.

Кроль на груди:

- вдох, выдох с поворотом головы;

- движения рук;

- движения ног;

- согласование движений.

Кроль на спине:

- движение ног;

- скольжение с движениями ног;

- движения рук;

- согласование движений.

Брасс:

- вдох, выдох, приподнимая лицо;

- движения рук;

- движения ног;

- согласование движений.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения – разучивание способов плавания – кроль на груди, брасс.

2 год обучения – разучивание способа плавания – кроль на спине, совершенствование способов плавания кроль на груди, брасс.

План работы секции «Дельфинята»

1 год обучения

Всего занятия – 32


Октябрь

  1. Диагностика плавательных навыков.
  2. Обучение плаванию кролем на груди.
  3. Развивать ориентировку в воде, самостоятельность действий.
  4. Воспитывать настойчивость, смелость.


Ноябрь

  1. Обучение плаванию кролем на груди.
  2. Развитие двигательных навыков и нравственно-волевых качеств.
  3. Учить контролировать свои движения.
  4. Воспитывать интерес, инициативу.


Декабрь

  1. Обучение плаванию кролем на груди.
  2. Выполнением движений с должным мышечным напряжением.
  3. Развивать двигательные способности детей.
  4. Воспитывать сознательность, активность.


Январь

  1. Обучение плаванию кролем на груди.
  2. Повышать эмоциональное состояние детей и активность.
  3. Развивать стремление к активной деятельности.
  4. Воспитывать находчивость, самостоятельность.


Февраль

  1. Обучение плаванию кролем на груди.
  2. Диагностика плавательных умений и навыков.
  3. Учить анализировать и оценивать свои достижения.
  4. Воспитывать решительность, уверенность в своих силах.


Март

  1. Обучение плаванию брассом.
  2. Овладение характерными для плавания движениями.
  3. Развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.
  4. Воспитывать инициативу, самостоятельность.


Апрель

  1. Обучение плаванию брассом.
  2. Развивать физические и нравственно-волевые качества.
  3. Учить анализировать и оценивать свои достижения.
  4. Воспитывать стремление к совершенству.


Май

  1. Обучение плаванию брассом.
  2. Диагностика плавательных умений и навыков.
  3. Совершенствование плавательных умений и навыков.
  4. Обеспечение физического и психического благополучия.

2 год обучения

Всего занятий - 32


Октябрь

  1. Диагностика плавательных навыков.
  2. Обучение плаванию кролем на спине.
  3. Развивать ориентировку в воде, самостоятельность действий.
  4. Воспитывать настойчивость, смелость.


Ноябрь

  1. Обучение плаванию кролем на спине.
  2. Развитие двигательных навыков и нравственно-волевых качеств.
  3. Учить контролировать свои движения.
  4. Воспитывать интерес, инициативу.


Декабрь

  1. Обучение плаванию кролем на спине.
  2. Выполнением движений с должным мышечным напряжением.
  3. Развивать двигательные способности детей.
  4. Воспитывать сознательность, активность.


Январь

  1. Обучение плаванию кролем на спине.
  2. Повышать эмоциональное состояние детей и активность.
  3. Развивать стремление к активной деятельности.
  4. Воспитывать находчивость, самостоятельность.


Февраль

  1. Обучение плаванию кролем на спине.
  2. Диагностика плавательных умений и навыков.
  3. Учить анализировать и оценивать свои достижения.
  4. Воспитывать решительность, уверенность в своих силах.


Март

  1. Совершенствование спортивных способов плавания..
  2. Овладение характерными для плавания движениями.
  3. Развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.
  4. Воспитывать инициативу, самостоятельность.


Апрель

  1. Совершенствование спортивных способов плавания..
  2. Развивать физические и нравственно-волевые качества.
  3. Учить анализировать и оценивать свои достижения.
  4. Воспитывать стремление к совершенству.


Май

  1. Совершенствование спортивных способов плавания..
  2. Диагностика плавательных умений и навыков.
  3. Совершенствование плавательных умений и навыков.
  4. Обеспечение физического и психического благополучия.

Ожидаемые результаты

  1. Устойчивое, позитивное отношение ребёнка к воде.
  2. Результативное выполнение спортивных способов плавания.
  3. Повышение двигательных качеств, развитие координации, ритмичности движений.
  4. Обеспечение физического и психического благополучия.

Список используемой литературы

  1. Викулов А.Д. Плавание. Владос Пресс. М., 2003.
  2. Воронина Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. Детство-Пресс. С.П., 2010.
  3. Короп Ю.А., Цвек С.Ф. Обучение детей плаванию. Киев «Рязаньска школа»., 1985.
  4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. Просвещение. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».

Пояснительная записка. Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и...

Программа дополнительного образования "Обучение спортивным способам плавания"

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, зн...

Материал для стендовой работы "Спортивные способы плавания"

Материал для стендовой работы "Спортивные способы плавания" может быть использован инструктором по физической культуре как в работе с детьми, так и для работы с родителями воспитанников при ознакомлен...

Программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Выше, сильнее, быстрее»

Программа  является подпрограммой к программе ДОУ «Радуга» и направлена на совершенствование двигательной активности детей, развитию их физических качеств,  предназначена  для детей ста...

Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене   Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...