Реализация образовательной области "Безопасность" в системе физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Макарова Любовь Николаевна

Опыт реализации образовательной 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. «РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ» В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

2.Макарова Любовь Николаевна

В настоящее время в детских садах совершенствуются, обновляются формы и методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах. В соответствии с новыми Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Дорожно-транспортные происшествия зачастую не обходят стороной и детей, которые становятся их участниками, как по неосторожности самих водителей, так и детей, которые не соблюдают правил дорожного движения.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
           Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие пока качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей на поиск новых, более совершенных форм совместной работы в решении данного вопроса.

С самого раннего возраста ребенка необходимо знакомить с правилами дорожного движения. Ребенок, подготавливаясь к школе уже должен знать, как и на какой свет светофора переходить улицу можно, а на какой опасно для жизни. Ребенок должен знать для чего существует пешеходный переход как, наземный так и подземный, уметь им пользоваться и знать как он обозначается на дорожных знаках.

В детском саду и дома ребенок должен знакомиться с правилами дорожного движения и задача данной работы возлагается не только на воспитателей и педагогов, работающих в ДОУ, но и на родителей.

 

В рамках всероссийской акции «Внимание дети!» в нашем ДОУ проводились комплексные мероприятия по предупреждению дорожно транспортного травматизма среди дошкольников: развлечения, занятия, беседы. Данные мероприятия  проводились  в игровой форме, так как дети в возрасте до 7 лет окружающий мир воспринимают через игру.

Предлагаем несколько вариантов интегрированных физкультурных занятий и развлечений с детьми старшего дошкольного возраста, в ходе которых  реализуется образовательная область «Безопасность». Разработанные нами сценарии развлечений не требуют длительной подготовки, для того чтобы занятие было интересным и ярким, мы используем сюжетные и игровые формы.

Конспект физкультурного занятия «Дорожные правила»

Программное содержание: закреплять навыки ползанья, перешагивания и прыжков; совершенствовать координацию движений: закреплять у детей понятие «транспорт» ; развивать внимание, воображение.

Пособия: гимнастическая скамейка (высота -35 см., длина 2-3м), по 2 флажка на каждого ребенка, рейки 6 шт., приподнятые над полом на высоту 20 см, 3 обруча разного цвета, карточки зеленого, красного и желтого цветов, мяч.

Ход занятия.

Инструктор: Сегодня мы с вами поговорим о правилах на дороге. Скажите, какие виды наземного транспорта вы знаете.

Дети: Автобус, трамвай, автомобиль, поезд.

Инструктор: А какие виды водного транспорта вы можете назвать?

Дети: Корабль,  лодка, теплоход.

Инструктор: Ребята, давайте с вами представим, что все виды транспорта поссорились. Кто может помочь в такой беде? Конечно же, это светофор. Нужно его найти и позвать на помощь.

1.Ходьба по кругу с флажками:

Руки всем в перед поднять

2,3,4 – и шагать, шагать, шагать.

5- руки вверх перевести

6,7,8 – идти, идти, идти.

9-руки в стороны держать

10,11,12 – и шагать,шагать,шагать.

13-руки вниз переведем,

14,15,16 – и идем, идем, идем.

2. «Ходьба по кругу в полуприседе»

Дети идут в полуприседе по кругу 1-1,5мин.

3. «Подскоки».

Небольшие подскоки с продвижением вперед, на каждый подскок меняем положение рук вперед- назад. Нога и рука разноименные.

Инструктор: Молодцы, а теперь настала пора серьезно заняться изучением сигналов: как их правильно давать, что не нужно забывать.

II. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения( с флажками).

И.п.-ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение: на счет 1-2 поднять прямые руки вверх, посмотреть на флажки, на 3-4 вернуться в И.п. (8раз)

И.п.-ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая-вниз. Выполнение: на 1-2 – менять положение рук.(8раз).

И.п.-ноги на ширине плеч, руки внизу. Выполнение: на 1-2 – маховое движение, руки через стороны вверх, наверху скрестно, 3-4 вернуться в И.п. (8раз).

И.п.- о.с. Выполнение: на 1-2- присед, руки вперед, на 3-4 вернуться в И.п. (8раз).

И.п. – о.с. Выполнение: на счет 1- прыжок ноги врозь – руки в стороны, на счет 2 – И.п., на 3-8 – 10подпрыгиваний в чередовании с ходьбой (4раза)

Инструктор: А теперь мы с вами постараемся разгадать загадки.

Спозаранку  за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай).

Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет ,людей и груз везет? (Самолет)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд).

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Инструктор: Все средства передвижения вы угадали. Ну а впереди нас с вами ждут новые задания.

2. Основные движения.

1. «Едим на поезде»

Ползанье на животе по гимнастической скамье, подтягиваясь руками (2раза).

2. «Летим на самолете»

Перешагивание одной за другой реек (6шт.), приподнятых на высоту 20 см, руки в стороны.

3. «Пересадка».

Прыжки из обруча в обруч, руки на поясе.(Прыгая из обруча в обруч, дети «пересаживаются» из автомобиля (желтый обруч) в трамвай(красный обруч),из трамвая в троллейбус (зеленый обруч)

3. Игра «Назови вид транспорта»

Условия игры: дети стоят в кругу, водящий с мячом-в центре круга. Водящий бросает мяч игроку и говорит «Воздух»(ребенок должен назвать какой либо вид воздушного транспорта: самолет, вертолет), аналогично «Земля», «Вода». Кто не знает ответа – выходит из игры.

4. Игра «Светофор».

Условия игры: дети стоят друг за другом в колонне по одному. Инструктор напоминает детям, что означают сигналы светофора:

     Если свет зажегся красный -… Значит двигаться опасно.

     Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт».

    Желтый свет – предупрежденье – жди сигнала для движенья.

Когда инструктор показывает зеленый сигнал светофора – дети идут в обход по залу, желтый- хлопают в ладоши, красный сигнал – замирают на месте.

Тот, кто перепутает сигнал, становится позади колонны.

Физкультурное развлечение «Правила дорожного движения для Потехи-неумехи».

Программное содержание: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; Продолжать учить различать дорожные знаки; Развивать зрительную память, внимание; Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;

Ведущий: На дороге с давних пор

                   Есть хозяин Светофор!

                   Перед вами все цвета,

                   Вам представить их пора!

1 ребенок: Загорелся красный свет:

                    Стой! Вперёд дороги нет!

2 ребенок: Жёлтый глаз твердит без слов:

                    К переходу будь готов!

3 ребенок: На зелёный свет – вперёд!

                    Путь свободен. Переход!

Ведущий: На шумной улице всегда

  Встречают вас кругом друзья!

                   Что это за друзья?

Под шумную музыку в зал вбегает старуха Потеха-неумеха и стучит себе в грудь.

Потеха-неумеха: Я ваш лучший друг!

Дети приветствуют её. Потеха-неумеха радуется, что обманула детей.

Ведущий: Да нет же! Шапокляк, ты на дороге не умеешь себя правильно вести и многим детям показываешь плохой пример. Ты ведь не знаешь никаких дорожных знаков.

Потеха-неумеха: А дети тоже не знают! Ведь не знаете?

Дети: Знаем!

Потеха-неумеха: Вот мы сейчас и проверим. У меня в руках знаки, я их по дороге поснимала. Посмотрим,  как вы их узнаете. А ещё буду про них загадки загадывать.

У дороги, словно в сказке,                                                      
На столбе живет трех- глазка.
Все мигает и мигает,
Ни на миг не засыпает.    (светофор).

 

Летит птица небылица,
А внутри народ сидит
Лишь с собою говорит. (самолет)


По дороге едут ноги.

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:
Это мой   ……. (велосипед).

Ведущий: Вот видишь, Потеха-неумеха, наши ребята знают виды транспорта и все загадки твои разгадали. А теперь я предлагаю начать наши веселые эстафеты.

 Итак, внимание! Команды постройтесь для проведения эстафет.

Эстафета «Пешеходы».

 

(Обежать все фишки, пройти по пешеходной дорожке и бегом вернуться, передать эстафету следующему)
Эстафета «Внимательный шофер».

 

( Объехать все фишки и вернуться).

Потеха-неумеха: Ну, допустим бегать вы умеете, а вот знаки дорожные знаете?  У меня в сумочке знаки, которые я по дороге поснимала. Посмотрим, как вы знаете дорожные знаки.
       
Игра «Дорожные знаки».

(Командам по очереди показывают знаки, а дети должны правильно назвать, что обозначает этот знак.
По  пять знаков для каждой команды.

Ведущий: А, ты внимательна на дороге?

Потеха-неумеха: Очень внимательна! Иду, куда хочу. Хочу- иду туда, хочу – иду сюда.
Потеха-неумеха  импровизирует под музыку (шум тормозов): падает, ведущий помогает ей встать.

Ведущий: Вот, что может получиться, если быть невнимательным на улице.
 Сейчас дети тебе покажут, какие они внимательные на улицах.

Игра на внимание «Сигналы светофора».

(Ведущий показывает  вразбивку сигналы светофора, при зеленом свете дети
топают ногами, при желтом хлопают в ладоши, при красном не делают ничего.
Ведущий хвалит детей
Ведущий:   Сейчас мы покажем Шапокляк свою ловкость.

   Эстафета «Подземный переход».

 (Перед каждой командой выставляется скамейка, тоннель, обруч.)
Ведущий: Надо добежать до скамейки, проползти по ней, пролезть через тоннель, обежать обруч, вернуться обратно и передать эстафету следующему. Выигрывает та команда, которая быстрее всех выполнит задание.

Потеха-неумеха: Ну никак ваших детей мне не сбить с толка. Пойду в другой детский сад, может там кого-нибудь запутаю.

( под музыку уходит.)

Ведущая подводит итоги досуга. Дети награждаются  памятными медалями.

Ведущий:   Жаль, ребята, нам с вами расставаться, но пришла пора прощаться.

Под звуки марша дети выходят из зала.

Литература

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М. , 2004.

2. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.

3.  Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ.

М. «Транспорт» 2003.

4.  Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе

Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы

В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...

Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Самая большая ценность для человека в любом возрасте – это его здоровье....

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.

Оредставлен опыт организации физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации....

Выступление на педагогическом совете №2 "Создание единого цифрового пространства по реализации образовательных технологий". Тема: "Интерактивные игры для познавательного развития старших дошкольников" 26.11.2020

Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры являетс...