Ярмарка чувашских народных игр
план-конспект занятия (физкультура, средняя группа) по теме

Степанова Лариса Никоноровна

Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_chuvashskih_narodnyh_igr.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

 "Ярмарка чувашских  народных игр"

Сценарий спортивного  развлечения для детей средней группы.

Задачи:  продолжать знакомить детей  с играми  чувашского народа;  приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость;  тренировать сердечно - сосудистую и  дыхательную системы;  способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: знакомство с традициями, играми чувашского народа.

Оборудование: магнитофон, сд-диски,  шары воздушные для украшения зала,  домики-2шт,  мягкие игрушки, чувашские нац. костюмы для ведущих,  2 стоки для ворот, обруч, надпись «Ярмарка»,  шапочка-медведя,  4-5 стульев маленьких, 4-5 платков, маленькая игрушка для жребий, палочки по количеству детей для жребий, маленькие детские ведра -4шт, воронка из бумаг-4шт, мелкие предметы -20-40шт, уздечки,  шапка-2шт, куб большой-2шт,  платочек -1шт, погремушки  по количеству детей, сладкие призы по количеству детей…

Место проведение: спортивный зал.

Зал празднично украшен.

С двух сторон стоят избушки, там живут наши ведущие герои Марине и Симун. Они одеты  чувашские национальные костюмы.

Под чувашскую музыку в зал через ворота входят дети. Марине выходит из избушки и встречает детей.

Марине. Солнце яркое встает

                 Спешит на ярмарку народ.

                 Отворяют ворота,

                 Проходите, детвора!

Дети проходят в  ворота и становятся в центре зала полукругом.

Симун  выглядывает  через окно на улицу.

Симун. Здравствуй , Марине! Ты куда идешь?

Марине.  Я иду на ярмарку.

                  Вот собрался народ.

                  Скоро Ярмарка придет.

                  Разноцветными флажками!

                  Нет! Блины и калачи-

                  В теплой пусть сидят печи!

                  Наша ярмарка другая,

                  Мы – с народом поиграем!

Из избушки выходит Симун.

Симун.  А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! Думал подарков купить: матери – платок, отцу – сапоги, бабушке -  сережки, а сестренке -  ленту, по самые коленки!

Марине.  Да что ты, Симун, наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире. Это ярмарка чувашских игр.   Симун, интересно будет, повеселимся, поиграешь с нами?

Симун. С большим удовольствием, я люблю играть.

Марине. Наша первая игра «Золотые ворота» (Ылтан хапхалла)

/Симун и Марине ведущие. Они становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота. Игроки берутся за руки и цепочкой проходят через ворота. При этом исполняют песню:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустят нас!

На последние слова песни ворота закрываются. Ведущие, закрывая ворота, опускают руки вниз. Игрок, перед которым закрылись ворота, отдает любую вещь (ленту, заколку, платок, пояс, обувь и т. д.). Собрав вещи, ведущие их разыгрывают. Они встают спиной друг к другу. Один спрашивает: «Что будет  делать хозяин этой вещи?» - другой придумывает задания: приседать, прыгать на одной ноге, сплясать и т. д. Игрок, чью вещь разыгрывают, выходит и выполняет задание/.

Марине. Мы, ребята, удалые,

                Мы ребята озорные,

 Симун.  На ярмарку всех завеем,

                Хоть ничего не продаем!

Симун. Приглашаю поиграть следующую игру «Отгадай имя» (Ятне пел), но в начале  выберем водящего по считалке :  

                                        Ку - каять, (Ты - идешь)

                                        Ку – чупать, (А ты - беги)

                                        Ку – юлать, (Ты - стоишь)

                                        Ку – тытаканни пулать. (А ты - води).

/ Водящий – медведь. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

                            Медвежонок встал на лапы,

                            Зарычал на нас косматый.

                            Медвежонок, ты медведь,

                            Перестань-ка ты реветь.

                            А попробуй нас поймать

                           И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока, медведь говорит: «Не бойся маня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока. Узнав  медведь игрока по голосу и называя его имя, меняются ролями. Игроки не должны далеко убегать от водящего/.

Марине. Песни, игры, хороводы,

                 Не уйдут из моды,

                 Собирайся детвора,

                 Коль играть  пришла пора.

Следующая наша игра «Изба» (Пуртле).

/ Игроки делятся на четыре команды(зависит от количества детей) по четыре (может и больше) человека.  По площадке расставляют 4 стула (может больше), на которых лежат по одному большому платку. Игроки выходят в середину площадки и говорят: Мы – ребята-молодцы,

                В играх все мы удальцы.

                Вместе спляшем и споем,

                А потом домой пойдем.

На последние слова игроки бегут к стульям, закрепленным за командой. Игроки берут платок за четыре угла и натягивают его над собой. Игроки бегут к стульям только на последние слова текста. Побеждает та команда, игроки которой быстрее других построят «избу», натянув платок над собой/.

Симун. Эй, молодцы детвора!

А теперь следующая игра. «Галки кормят птенцов» (Чана чепписене ситерни).

 (Жеребьевка:   один из игроков прячет за спиной жребий и говорит: «Кто угадает, тому и водить». К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто выбирает правую, а кто левую руку?» После ответов жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.)

/ Выбирается по жребию 4 игроков. На расстояния 1,5-2м  от игроков ставятся банки с воронкой из бумаги- это галки. Игроки кормят галок: метают условное количество мелких предметов в банку (например, 5 камешков, 5 орешков и т. д.) Победителем становится игрок, у которого в банке окажется больше предметов/.

Симун. Марине, а ты любишь загадки?

Марине.  Люблю! Давай загадаем участникам, смогут ли они их отгадать?

Загадки.

Марине. Не пахарь, не столяр, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь)

Симун. Четыре царапки, два огонька и хвост трубой. (Кошка)

М. Солнце печет, липа цветет, бабочки летают, когда это бывает? (Летом)

С. Круглый как колобок, на ветвях переливается. (Яблоко)

М. Из-за леса смотрит красная девица. (Солнце)

С. Люди меня ждут, а как только покажусь, так все прячутся. (Дождь)

М. Без рук, без ног, дверь отворяет. (Ветер)

Симун.  Приглашаем детвору

                В интересную игру!

Игра «Поймай коня» (Лаша тытмалла). / Игроки делятся на пары. В паре один -  наездник, другой – конь. Все вместе игроки говорят: Конь ретивый,

                                                                                           Долгогривый,

                                                                                          Скачет полем,

                                                                                          Скачет нивой!

                                                                                          Ты, батырь,

                                                                                          Коня поймай,

                                                                                         Вороного запрягай!

Кони убегают, наездники их ловят. Потом игроки меняются ролями. Наездник ловит только  игрока своей пары/.

Мрине. Нам играть и петь не лень,

               Мы б играли целый день.

Эстафета «Надень шапку» (Селек тахантартни).

( Жеребьевка: берут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят метку. Все палочки кладут в коробку или ящичек, перемешают. Затем игроки по очереди берут по одной палочке. Кто вытянет жребий с условной меткой, тому и быть ведущим).

/Дети делятся на две команды.  Выбирается два игрока по жребию, которые должны сидеть в условном месте. Первые игроки бегут до ориентира  шапкой в руках ,где сидит один игрок, надевают шапку и возвращается обратно, передает эстафету касанием плеча следующего игрока. Второй бежит и возвращается с шапкой и т. д. Побеждает команда которая быстрее справится с заданием/.

Симун.  На празднике нашем не скучают ребята,

               Выходите посмелей.

               И для вас одна игра,

               Вам понравится она!

 Игра «Быстро возьми» (Хавартрах  иль). / На полу в кругу вразброс кладут игрушки. Игроки становятся  по круга и под веселое музыкальное сопровождение подскоками начинают движение. Музыка выключается, все стараются ухватить по предмету и поднимают вверх. Кому  не досталось игрушка, тот садится на свое место/.

Марине. Наступает час прощанья,

                Будет краткой наша речь.

                Говорим вам: «До свиданья!

                До приятных, новых встреч!»

Симун.  Тут и ярмарки конец,

                Кто играл, тот молодец!

Вручение сладких призов игрокам. Под чувашскую музыку дети выходят из зала.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашские народные игры как средство физического развития детей

Внедрение национально-регионального компонента в образовательной области "Физическая культура" в ДОУ....

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСОМ САДУ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСОМ САДУ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР...

«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».

Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....

Презентация "Чувашские народные игры"

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания . Большое внимание игре уделяла ч...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Театрализованная постановка по мотивам чувашской народной сказки «Чăваш паттăăрĕсем хĕвеле епле çăлнă» («Как чувашские батыры спасали солнце»)

Дети учатся воспринимать произведения чувашского народного творчества, формируется умение проводить инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев....


 

Комментарии

Ваганова Евгения Владимировна

Лариса Никоноровна, спаибо за классный материал.