НОД образовательная область "Физическая культура" в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ "Игры детей севера"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Мудрая Наталья Яковлевна

Знакомство детей с подвижными играми народов севера - хантов и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_igry_detey_severa.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей «Чебурашка»

п. Алябьевский

   

 

Непосредственно - образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе

с использованием ИКТ

(Образовательная область «Физическая культура»)

       

       Составил: Бикметова Н.Я.,

 инструктор по физической культуре

       

                                                   

п. Алябьевский

Цель. Укреплять и сохранять здоровье детей через подвижные игры народов севера.

Задачи.    Оздоровительные:

  1. Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног, туловища;

             Образовательные:

  1. Научить детей играть в подвижные игры хантов и манси;
  2. Упражнять в ходьбе и беге по ограниченной площади;
  3. Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, координацию.
  4. Обогащать словарный запас детей.

            Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к играм народов севера

Интеграция образовательных областей: 

Познание (систематизировать знания детей о жизни народов севера хантов и манси, дать понятия «аркан», «чум», нарты»).

Социализация (развитие игровой деятельности на протяжении всего занятия). 

Музыка (использование музыкального сопровождения в подготовительной части,   приобщение к музыкальному искусству народов севера).

Коммуникация (Развитие свободного общения  с педагогом и детьми)                                                                                          

Безопасность (закрепление основ техники безопасности во время игры)

Труд (формировать навыки по уходу и уборке физкультурного инвентаря).

Виды детской деятельности

Формы работы

Коммуникативная

Беседа, подводящий диалог

Игровая

Сюжетные игры

Двигательная

Подвижные игры с правилами, игровые упражнения

Предварительная работа: чтение хантыйской сказки «Добрый Бахтияр»

Тип занятия. Сюжетно-игровой

Методы: Словесный (вербальный) – указания, поощрение, объяснение; наглядный; игровой.

Приемы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, показ, музыкальное оформление.

Словарная работа: «аркан» – веревка для ловли олени, «чум» – переносное жилище оленевода, «нарты» - длинные санки для езды на оленях.

Технические средства: мультимедийный проектор, экран,

Материал и оборудование: презентация «Игры детей Севера», гимнастическое бревно, ленточки голубого цвета-«ручейки», маски «оленьи рога», «кочки» - модули, сани «нарты», эмблемы.

Музыкальное сопровождение:

  • Хантыйская музыка
  • Песня «Югорская долина»

Время: 30 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Содержание

Дозир.

Организационно-методические указания

I.

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

8 мин.

Построение полукругом

Построение в шеренгу

Равняйсь! Смирно!

Поворот на месте.

Направо!

На месте шагом Марш!

Движение в обход налево.

Ходьба в колонне по одному с заданием:

  • ходьба на носках, руки вверху;

  • Ходьба в колонне, руки положены на плечо впереди идущему.

  • Ходьба с высоким подниманием колен, руки в стороны.

  • Ходьба с имитацией рук ручейка.

  • Ходьба по бревну и спуск с нее

Бег с заданием:

  • Бег с перепрыгиванием через нарты
  • Бег широким шагом
  • Бег в колонне по одному

Ходьба в колонне по одному.


«Чум» -
Стоя в кругу лицом внутрь, руки вверх ладошка к ладошке, руки тянутся к центру круга – ЧУМ

2мин.

1 круг

1 круг

1 круг

1 круг

1 раз

2 раза

1 мин.

Инструктор. Добрый день!
А что это значит?

Дети. Значит, день был по-доброму начат, значит, день принесёт и удачи.
И здоровье, и радость нам всем!

– Что помогает нам быть здоровыми? (Ответы детей)
– Чтобы  не болеть, нужно много двигаться: бегать, прыгать, лазать, кататься на коньках, лыжах, велосипеде.
– Когда движения приносят нам радость?
(Когда играем)
– Похлопайте в ладоши те, кто любит играть.
– Конечно, играть любят все! Играя, вы укрепляете мышцы, развиваете быстроту и ловкость, становитесь сильнее и смелее. И поэтому, сегодня на занятие будем много играть: вспомним старые игры и закрепим новые. Для этого отправимся на поляну игр вместе с героем из хантыйской сказки мальчик «Добрый Бахтияр»

Слайд 1 (мальчик Бахтияр)

– Итак, сказка начинается.

Жил добрый, смелый  мальчик Бахтияр.

Подрос мальчик и начал ходить один по ближнему лесу, взяв с собой нарты (сани).

Во время поворотов туловище держать прямо, следить, чтобы руки были прижаты.

Однажды, приманивая рябчиков свистком из птичьей косточки, забрел мальчик в дальний бор.
Сосны в бору высокие-высокие

Долго он ходил по тайге, и на его пути встречалось много препятствий.
Пойдём и мы. Чтобы не шуметь, не топтать лесную травку, мы пойдём друг за другом, как один человек.

Руки выпрямить, в локтях не сгибать

Идём через бурелом.

Руки в локтях не сгибаем

Где-то недалеко журчит ручеёк.

Плавные движения руками

Впереди  встретилась Бахтияру гора

Следить за осанкой.

Побежал мальчик быстрее, перепрыгивая кочки

Соблюдать дистанцию

Сосновый бор кончился, открылся широкий луг. На самой середине луга показался серый чум оленевода.

Слайд 2 (Чум)
Делают дети один большой чум, руки прямые

II.

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

19

мин.

  • Подвижная игра «Стой, олень!»

Правила игры: Игра начинается, когда водящий закричит «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснувшись его рукой и произнеся «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает оленей.

  • Подвижная игра  «Ловля оленей»

Правила игры: Играющие делятся на две группы – «оленей» и «оленеводы». «Оленеводы» берутся за руки и становятся полукругом, лицом к «оленям». «Олени» бегают по очерченной площадке. По сигналу ведущего «Лови!» «оленеводы» стараются поймать «оленей» и замкнуть в круг. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. «Олени» стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

  • Подвижная игра  «Ручейки и озера»

Правила игры: Игроки стоят в 5-7 колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки, в руках каждый держит голубую ленточку. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озеро!» игроки останавливаются, делают круг и соединяют ленточки  – озеро.

Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

  • Игра малой подвижности «Мы по лесу все идем»

Правила игры. Дети становятся в круг, ведущий ходит за кругом.

Все говорят слова:

  «Мы по речке все плывем

   И рыбешек узнаем.

   Ну, скорее, раз, два, три:

   Быстро рыбу назови».

По окончании слов ведущий останавливается около ребенка, который должен назвать любую рыбу таежной реки. Кто не смог назвать животное, выходит из игры.

Сед на пятках на полу перед экраном

Слайд 4

Дети северных народов часто играют в «оленя». В этих играх тренируется умение набросить аркан на оленя, поймать бегущего оленя. Дети из этой игры создают целый спектакль. Они подражают оленям движениями и голосом.
Малыши ловят старших детей – «оленей» тынзянами (аркан), запрягают их. «Олени» везут их к реке.

Слайд 5

Это одна из самых любимых игр хантыйских мальчиков. Один из участников прячет шкурку с беличьей головкой, это белка. Другой участник игры должен найти её и сбить из лука.
Игра «Жмурки» 1-го из участников подводят к столбу, и все хором поют:

Где стоишь? У столба.
Что берёшь? Ягодки,
Ищи меня два годика.

С этими словами все разбегаются. А стоящий у столба бросается за ними, ловит их.

Слад 6

Подражая взрослым, дети прыгают через маленькие нарты, запрягают собак и катаются на собачьих упряжках. Делают маленький чум.

Игра «Доброе утро, охотник!»

(объяснение игры по слайду)

Игроки становятся в круг, водящий – «охотник» – ходит за спинами игроков. Неожиданно «охотник» прикасается к одному из игроков. Этот игрок поворачивается и произносит: «Доброе утро, охотник затем идет по кругу, но в противоположном направлении. Обойдя полкруга, игрок и «охотник» встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро затем оба бегут обратно, чтобы занять оставшееся пустым место. Тот, кто не успел это сделать, становится «охотником».

1 раз

1 раз

2 раза

2 раза

Из чумы вышел навстречу Бахтияру Оленевод.

Слайд 3 (Оленевод)

Увидел мальчика и сказал: «Мальчик, помоги мне собрать моих оленей в стадо. Разбежались по стойбищу, не могу собрать их».

– Поможем оленеводу?

Поиграем в игру «Стой, олень».

– Выберем оленевода с помощью считалки:

Сильный северный олень
Нас катает целый день!
Но на нарту всем не сесть
– Значит, ты останься здесь

Надо лишь касаться игрока рукой, а не ударять его. Игроки, выбежавшие за пределы площадки (ковра) считаются пойманные. Каждый пойманный «олень» показывает «оленьи рога».

Привёл мальчик оленей, а оленевод говорит: «Это не все олени!»

– Нужна ещё наша помощь! Поможем?  Поиграем в новую игру «Ловля оленей». 

Дети «олени» надевают на голову маски «оленьи рога»

Инструктор. Всех оленей собрали мы. Доволен остался оленевод. Молодцы!

Инструктор. Нашему герою много на пути встретились ручейков.

Инструктор. Ребята, а кто мог встретится Бахтияру в лесу в тайге, какие животные? Поиграем в игру «Мы по лесу все идем»

Инструктор. Ребята, хорошая поляна игр встретилась нашему герою?

- Какие качества помогли мальчику помочь оленеводу? (выносливость, сила, умение охотиться)
Все эти качества хантыйские дети развивают в детстве, играя в игры, подражая взрослым.
– Посмотрите на иллюстрации и скажите, в какие игры любят играть хантыйские дети?

– Какие качества тренируют эти игры? (Способствуют развитию мышц, ловкости, выдержки, воспитывают настойчивость, смелость, обучают знаниям и навыкам, необходимым оленеводу.)
– Молодцы!

III

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

3мин.

Рефлексия

Построение в колонну по одному.

На месте шагом Марш!

Движение в обход налево.

Ходьба в колонне по одному.

3 мин.

– Понравились вам игры детей севера?
– Как вы думаете, почему дети хантов играют в такие игры? (Ханты – оленеводы, рыбаки и охотники. Такие игры показывают быт и жизнь народов севера. Через игру дети познают весь мир хантов и манси.)
– Какие игры детей народа ханты вы запомнили?

Вам понравилось играть с мальчиком на лесной полянке?

Что именно понравилось?

Используемая литература:

  1. Слинкина Г.И., Чучелина Т.С. Олле и Гусь-богатырь: Хантыйские сказки. Свердловск, 1989. 141 с.
  2. Журнал «Последний звонок» № 3/2004г.
  3.  Журнал «Югра»  №7/1993г.
  4. Интернет ресурсы http://yugorkaa.ru/kultura.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст)  (далее «Программа») Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Дет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по разделу "Развитие элементарных математических представлений". Понятия "большой" - "маленький".

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по разделу "Развитие элементарных математических представлений&qu...

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Загадочный сундучок"

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность  в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Загадочный сундучок".ОО «Познавате...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Коммуникативные танцы – игры в социально – личностном и музыкальном развитии дошкольника»

Задачи: Расширять представление о разнообразии танцевального жанра, учить определять характер музыки и передавать его через движения своего тела.Развивать координацию, выразительность движений, в...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА «В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ»

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группеМатематическая квест-игра«В гостях у Королевы Математики»...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «О правах играя»

Цель НОД: продолжать знакомить детей с правами человека, записанных в "Декларации прав человека", в доступной для дошкольников форме....