Оздоровление детей через нетрадиционные формы работы
материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Даций Татьяна Ильинична

Это опыт работы, с которым я хочу поделиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Даций Татьяна Ильинична

Содержание

  1. Информационная карта  ……………………………………………………………2
  2. Целостное описание опыта…………………………………………………………5
  3. Результативность опыта……………………………………………………………19
  4. Библиографический список………………………………………………………..20
  5. Рецензия на опыт работы…………………………………………………………..21
  6. Список приложений…………………………………………………………………22

Информационная карта передового педагогического опыта.

  1. Ф.И.О. автора Даций Татьяна Ильинична.
  2. Город Славянск-на-Кубани.
  3. Образовательное учреждение   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида № 3.
  4. Занимаемая должность воспитатель
  5. Педагогический стаж и квалификационная педагогическая категория 17 лет, первая.
  6. Тема педагогического опыта Оздоровление детей через нетрадиционные формы работы.
  7. Уровень опыта по степени новизны: разработка и применение новых средств оздоровления в условиях ДОУ.
  8. Цель педагогического опыта. Поиск эффективных методов закрепления здоровья ребенка с помощью нетрадиционных форм работы.
  9. Краткое описание опыта.
  10. Основные противоречия решаются в этом опыте, проявляются в том, что хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период в жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Опыт работы в ДОУ показывает, что физкультурные занятия как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в детских садах. Многие инструкторы творчески подходят к организации методики физкультурных занятий, придумывают интересные формы физкультурных занятий, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься физкультурой. Но в то же время в ряде ДОУ не всегда решаются полноценно задачи физического воспитания, формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия учебно-тренирующего характера. Физкультурные занятия сухие, однообразные, и как следствие этого - отсутствие интереса, желания заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Ведущее место занимают нетрадиционные физкультурные занятия. Все это и побудило нас обратиться к проблеме использования занятий в нетрадиционной интересной форме.

В своем опыте попытаюсь раскрыть сущность данной проблемы, а также доказать необходимость использования нетрадиционных форм работы на благо здоровья детей.

Основные компоненты системы работы: спортивные праздники и развлечения, развлечения и конкурсы с использованием персонажей, с участием родителей; участие в районных и городских соревнованиях, физминутки, закаливающие процедуры; неделя здоровья; дыхательная гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия, оздоровительный массаж.              

Методы, формы, средства и виды деятельности используемые в данном опыте. Данный опыт представлен методом проблемного изложения и методом анализа исследуемых явлений в форме целостного описания. Направлен на деятельность детей и педагога по реализации программы, по формированию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

- условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.

- разработка и исследование системы интересных физкультурных занятий;

- набор доступного материала, позволяющего решать широкий круг разнообразных задач;

- обеспечение психологического комфорта детей;

- положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие категории: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности состояния здоровья детей. Сложность содержания физкультурных занятий.

Необходимые ограничения и запреты:

- некомпетентная педагогическая практика;

- несоблюдение физиологических и гигиенических требований и организации учебного процесса;

- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья;

- недостаточная грамотность родителей в вопросе сохранения здоровья  детей;

- неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- перегрузка;

- гиподинамия;

- тестирование методиками не входящих в диагностические стандарты педагогического исследования.

Преимущество этого опыта в том, чтобы, удовлетворяя единственную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят, обеспечить овладении дошкольниками двигательными умениями и навыками; создание условий для разностороннего ( умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитание у них потребности к систематическим занятиям, физическими упражнениями.

10. Эффективность и результативность опыта.

В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий, мы получили следующие результаты:

  1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение
  2. рекомендаций педагогов со стороны родителей.
  3. При проведении с детьми всех форм работы появилось желание самостоятельно организовать различные игры, выполнять движения лучше, красивее.
  4. Снижение уровня заболеваемости. Результаты были получены посредствам диагностики где можно увидеть положительную динамику развития своих воспитанников. Динамика качественных изменений развития детей имеет позитивную направленность. Отсюда можно сделать вывод, что оздоровление детей через нетрадиционные формы работы эффективна.
  1. Экспертное заключение проведено внутренней экспертной комиссией  педагогического совета МДОУ д/с о/в № 3 г. Славянска-на-Кубани.
  2.  Данный опыт работы был обобщен на уровне районного методического объединения в   2010 году, получил положительную оценку коллег.
  3.  Этот опыт изучали:  ДОУ № 18, № 10, № 7. Материалы опыта включены в систему работы этих дошкольных учреждений. Практический материал был заслушан педагогами города и района на практической конференции.
  4. Выводы,  рекомендации

Данная тема широко раскрыта с помощью теоретического и практического материала. В работе показана взаимосвязь системной работы педагога по сохранению здоровья детей и улучшением показателей уровня развития детей и их здоровья. Рекомендовано расширить и углубить работу по совершенствованию применения оздоровительных технологий через нетрадиционные формы в образовательной и воспитательной системе ДОУ.

Установлено, что опыт работы Даций Татьяны  Ильиничны по теме

« Оздоровление детей через нетрадиционные формы работы»

- Соответствует современному уровню развития педагогической мысли, социальному заказу общества.

- в содержание включены знания и наиболее ценный опыт практической деятельности педагога и воспитанников;

Рекомендовано предложить опыт работы по теме « Оздоровление детей через нетрадиционные формы работы» для включения в муниципальный банк данных передового педагогического опыта.

Целостное описание педагогического опыта.

  1. Сведения об авторе

 Даций Татьяна Ильинична, место работы – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида № 3,

город Славянск-на-Кубани, педагогический стаж 17 лет, занимаемая должность воспитатель. Контактный телефон – 8 (86146) 2-17-88.

  1. Тема опыта: «Оздоровление детей через нетрадиционные формы работы».
  2. Условия возникновения опыта.  Задача каждого детского дошкольного учреждения сохранить и улучшить здоровье ребенка. В рамках реализации программы «Здоровье» на протяжении многих лет нашим дошкольным учреждением осуществляется подход к оздоровлению детей. Коллектив МДОУ № 3 накопил достаточный опыт работы. В нашем ДОУ  мы пытаемся постоянно отвечать себе, своему коллективу на вопрос: « Как нужно решать проблему здоровья ребенка?» на педсоветах, консультациях, мы анализируем свою работу, делимся опытом, учимся друг у друга. Опыт возник в условиях решения проблем друг друга. Опыт возник в условиях решения проблем здоровья детей в ходе ежедневной практической работы воспитателей и сотрудников детского сада, т.е. в сфере связанной с нашей профессиональной деятельностью.
  3. Актуальность опыта.  

Конвенция по правам ребенка определяет, что каждый ребенок имеет неотъемлимое право на жизнь, а государство и взрослые должны обеспечить право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. В законе «Об образовании» Указано, что образовательные учреждения создают условия. Гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. С обновлением содержания дошкольного уровня образования связывает с повышением его качества: использование новых форм и методов и перестройку традиционных. Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости.

        Вместе с тем, система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного  возраста. Но мы столкнулись с проблемой, что в современных образовательных программах слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью. Применение нетрадиционных форм физкультурных занятий обеспечивают повышения интереса к физкультуре. Положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья детей, сложность содержания физкультурных занятий. Каждый педагог должен осознать важность одной из основных задач – нести радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья, как важнейшего условия благополучной жизни человека.

  1. Теоретическое обоснование опыта.

Начиная работу по данной теме, много была изучена литература по физическому воспитанию и развитию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблем укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Эта проблема формулируется учеными и разработчиками методики физического воспитания следующим образом.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт. Он большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм. В своих научных трудах П.Ф.Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения.

Идеи П.Ф.Лесгафта продолжил его ученик В.В.Гориневский - выдающийся деятель спортивной медицины. Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятельность центральной нервной системы, В.В.Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. В.В.Гориневский был первым ученым, написавший книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. В.В.Гориневский по праву считается основателем постреволюционной системы физического воспитания.

А.И.Быкова разработала методику развития движения ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Она совместно с Н.А.Метловым, М.М.Канторович, Л.И.Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.

Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В.Кенеман. Под ее руководством в 1960 г. была создана методика исполнения сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Особо следует отметить заслугу А.В.Кенеман в создании учебника "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста", изданного в соавторстве с Д.В.Хухлаевой.

Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В.Хухлаева. Ее работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для дошкольного учреждения в МГЗПИ.

М.В. Васильева выделила оздоровительную, воспитательную и образовательную задачу физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, полноценно-физическое развитие, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

В поисках новых подходов в работе много были изучены авторские технологии:

- Т.С, Никонорова, Е.М. Сергиенко «Здоровячок»

- Е.Н. Борисова «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками»

- К. Ефименко «Театр физического развития оздоровления».

6. Ведущая педагогическая идея опыта.

Можно определить следующими словами «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».

С.Я. Эйнгорн.

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признается одной из наиболее важных. Здоровье ребенка –это главное. Детство – это тот период в развитии движения. Учить детей движениям не только нужно , но необходимо. Особое внимание уделяю физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач. Опыт моей педагогической работы показывает, что только физически развитые и практически здоровые дети достигают успеха в вершине познания мира.

7. Технология опыта.

В опыте выделяют средства оздоровления ребенка через нетрадиционные формы работы. В качестве оздоровительных средств считаются приоритетными оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей.

Выделенные средства можно группировать следующим образом:

  1. Закаливание:

- в повседневной жизни ( солнце, воздух, вода)

- специальные меры закаливания.

Они являются важным средством укрепления здоровья. Вода – очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи – убивают различные микробы, благоприятствуют под кожей витамина «Д». Это закаливание организма, обогащение крови.

  1. Гигиенические факторы:

- рациональное питание

- режим

- гигиена одежды и питания.

Соблюдение требований личной и общественной гигиены, вызывают у ребенка положительные эмоции, улучшают деятельность органов, систем, повышают работоспособность.

  1. Физические упражнения:

- упражнения гимнастика

- подвижные спортивные игры

 - физические занятия

- праздники и развлечения

- ритмическая гимнастика.

Это способствует развитию способности переносить статистические нагрузки, формируется умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.   Это все направлено на достижение крепкого здоровья, хороших физических качеств на овладение профессиональными знаниями. В соответствии с выделенными факторами, можно использовать следующие показатели эффективности педагогической системы:

 Нормативные:

- общая заболеваемость, в том числе инфекционная;

- группы здоровья;

- физическое здоровье детей : норма с недостаточной массой тела, нарушением осанки, низким ростом.

- % частью болеющих детей

- % посещаемостью

- физическая подготовленность детей в ДОУ

- повышение уровня физического развития.

Ненормативные:

- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонных периодах;

- сформирование потребности в движении;

- умение использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях обучения.

Цель: 

Изучив теоретическую часть  и литературу, я выделила для своей работы цель: поиск эффективных методов и форм проведения нетрадициооных физкультурных занятий.

Общая цель: воспитание здорового ребенка через нетрадиционные формы работы.

Работа по данному направлению для  достижения цели предлагает реализацию следующих задач.

Задачи:

- Изучить состояние проблемы нетрадиционных форм физкультурных занятий;

- Создать условия для укрепления здоровья детей; формировать опыт социального поведения, обеспечивающие эмоциональное благополучие и здоровье ребенка.

Главная цель физического воспитания в  нашем детском саду состоит в том, чтобы удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

При этом, каждая из форм физического воспитания имеет и свое специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре), организационное (утренняя гимнастика), стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), активный отдых (досуга, дни здоровья, каникулы); коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа) ; создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа); специальные лечебно-профилактические мероприятия для детей с ослабленным здоровьем.

На занятиях по физкультуре решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Отбор программного материала для конкретного занятия осуществляется воспитателем с учетом возрастных особенностей детей. Содержание занятий составляют все доступные детям виды физических упражнений: основные и танцевальные движения; строевые, общеразвивающие, спортивные упражнения; подвижные и спортивные игры.

В структуре физкультурного занятия выделяются 3 части:

-вводно-подготовительная — разминка;

- основная, в ходе которой решается комплекс запрограммированньгк задач;

- заключительная, назначение которой восстановить пульс и дыхание. Такой подход диктуется необходимостью оптимальных доз физических нагрузок, т.е. таких, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью ребенка.

Существуют нетрадиционные формы занятий по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

К ним относятся:

1. Сюжетные занятия (задачи).

2. Игровые занятия (творческие задания).

3. Физкультурно-познавательные занятия.

4. Круговая тренировка.

5. Эстафеты – соревнования.

6. Контрольные занятия.

7. Физкультурные занятия по сказкам.

8. На свободное творчество.

9. Фольклор:

- двигательные творческие занятия;

- сюжетно-физические занятия;

- театрализованные физкультурные занятия;

- игровые физкультурные занятия;

- серия "Забочусь о своем здоровье".

10. Ритмическая гимнастика.

11. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики.

12. Йога, Ушу, Конфу.

В нашем ДОУ существует традиция – проведения утренней зарядки, в теплое время года на улице под музыку в форме ритмической гимнастики. Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желания заниматься упражнениями. Все это способствует активному включению в рабочий ритм и дает возможность всем детям развивать выносливость, ловкость, быстроту, укрепить здоровье, кроме того, создается база для успешного овладения достаточным запасом движений и поступить в школу активным и крепким, готовым к перемене условий и более значительным нагрузкам.

Кроме того, мы занимаемся ритмикой, где основным видом деятельности является игровая, танцевальная гимнастика и танцы. Ритмика базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на развитие всех мышц и суставов. Эти занятия имеют направленность на гармоничное развитие детей, на раскрытие их творческого потенциала через музыку и движения, а так же на формирование осознанного отношения к своему здоровью. Музыкальное сопровождение упражнений ведет к более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует  уравновешиванию нервных процессов, соответствует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка. Одним из важнейших компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Оздоровительное воздействие утренней гимнастики усиливается если она проводиться на открытом воздухе. Для того чтобы утренняя гимнастика приобрела игровой характер, я добавляю 5-7 общеразвивающих упражнений имитационного характера, типа «бабочки летают», или «цапля стоит на одной ноге и достает лягушку»  и тд.

Из опыта работы наблюдаю, что дети охотнее двигаются, если движения сопровождаются стихами.. дети входят в образ и более качественно выполняют упражнения, так как художественное слово всегда вызывает интерес к занятию у детей. Составила картотеку подвижных игр и упражнений с речевым и стихотворным сопровождением, и постоянно использую их в работе с детьми.

Широко использую на занятиях и элементы психогимнастики, выражающие эмоции после серьезной физической нагрузки. Дети изображают например спящих котят, свернувшихся клубочком или превращаются в шалтай-болтай, у которого руки свободно следуют за движениями тела. В процессе игровой психогимнастики дети вызывают у себя ощущение например холод-тепло, овладевают навыками произвольной терморегуляции организма или входят в образ какого либо животного, передавая его эмоциональное состояние, настроение.

В завершении зарядки и физкультурного занятия дети выполняют упражнения на восстановление дыхания. Обучая детей дыхательным упражнениям, объясняю им, что дышать нужно только через нос. Выдох должен быть длиннее,  чем вдох и по возможности долгим. Обучая детей умению управлять своим дыханием, я включаю в занятие словесные блоки, фольклор, что сразу позволяет организовать дыхание естественным образом, а движение помогает запоминать текст. Во всех возрастных группах детям очень нравятся подвижные игры и игровые упражнения, разной степени интенсивности. Значимое место отважу играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендую вводить хорошо знакомые детям. В играх эстафетах дети учатся заботится не только о своих личных результатах, но и о результатах своей команды, проявляют взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу. Во время проведения подвижных игр, я создаю радостную и непринуждённую обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности, и желания детей принимать в них участие. Детям старшего дошкольного возраста я предлагаю игры с элементами спорта-баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис. В старшей группе знакомлю детей с элементами игры в хоккей и футбол. В подготовительной закрепляя. Навыки и увеличиваю количество упражнений. Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Два раза в неделю во время утренней прогулки я с детьми провожу утренние пробежки. Нагрузки при проведении данного типа занятия должны соответствовать функциональным возможностям организма ребёнка. Необходимо заранее определить длину беговой дорожки и продолжительность бега. Беговая дорожка у нас расположена вокруг детского сада. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности предлагаю пробежать 2 круга, а малоподвижным детям – 1 круг. Дети 6-7 лет  с высоким и средним уровнем двигательной активности пробегает 3-4 круга, а малоподвижные 2 круга.

Во время оздоровительного бега необходимо помнить несколько правил:

- при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;

- все дистанции для бега должны быть размечены;

- бег должен доставлять детям мышечную радость;

- следует вырабатывать у детей чувство скорости в беге, определённый темп, при этом желательно почаще бегать вместе с детьми;

- не забывать об использовании после оздоровительного бега упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания;

- желательно не прекращать пробежки в зимнее время года, но при этом следует сократить длину беговой дорожки, учитывая что у детей утеплённая одежда.

Уже традицией стало в моей работе водить детей в походы. Прогулки походы – представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов в лес.

        Пешие прогулки-походы могут включать следующие составляющие:

- переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

-  наблюдение в природе и сбор природного материала;

- беседа об окружающих деревьях с использованием художественной литературы и разных вопросов к детям;

- выполнение имитационных движение ( подражание действиям птиц, насекомых);

- подвижные дидактические игры;

- упражнения на полосе препятствий ( пеньки, поваленное дерево) и тд..

- самостоятельные игры;

- игровые упражнения, подобранные с учетом уровня развития двигательной активности детей.

Походы могут быть разные в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно, что бы они были насыщены разнообразным  двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты и тд.

         В содержание походов включаю хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные раннее на занятиях по физической культуре.

         Часть времени отводиться для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмам и закрепления приобретенных умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Походы организовываем в первой половине дня за счет времени отведенную на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит реализовать детям свою потребность в ежедневной двигательной активности.

         В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольное учреждение занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья.

         Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствует активизации двигательной деятельности.

         Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика показывает значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Во время физкультурных праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально ритмических движений. Широко использую игровые упражнения загадки, музыкальные произведения способствуют положительному, эмоциональному настрою детей. Активно применяю приобретенную ранее двигательные умения и навыки. При планировании подготовки праздника необходимо:

- обозначить задачи праздника, дату,  время, место его проведения;

- подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

- выделить ответственных за подготовку и проведение праздников;

- определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а так же приглашенных гостей;

- обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрения участников праздника.

         Успешность проведение физкультурного праздника во многом зависит от того, на сколько подробно и четко спланирована его программа.

        При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное действие для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состязания, организуемых по инициативе спортивных организаций;

- недопустимо отбор участников детей дающих только лучшие результаты, желательно чтобы учавствовали все дети;

- при подготовки к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию;

- необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники организованные на открытом воздухе.

        На ряду с физкукультурными праздниками широко использую физкультурный досуг как организованную форму активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводиться с несколькими группами близкими по возрастному составу ( старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие организовываю 1-2 раза в месяц, длительностью по 30-50 минут. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроения детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

        Неделя здоровья - эта такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий. Режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Обычно тщательно продумываю план проведения каждого дня в течении  всей недели здоровья, учитывая время года и погодные условия.

        Организовываю разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждения и на прогулке, не сложные спортивные соревнования, туристические прогулки – походы в близлежащий парк. В течении недели здоровья можно провести один физкультурный праздник или организовать физкультурный досуг. В подготовке недели здоровья обычно участвует весь педагогический коллектив.

Большое значение предаем оборудованным совместно с родителями и детьми физкультурно-оздоровительным зонам, которые включают в себя не только оздоровительный материал, но разного вида массажоры, грецкие орехи, бумагу, тренажеры для развития дыхания, формирование правильной осанки и тд. Занятия в этих уголках помогают детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

        Организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Из опыта работы знаю, что существуют некоторые дошкольные факторы риска, которые влияют на здоровье ребенка.

Факторы риска:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации                   учебного процесса

- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья;

- не соответствие методик и технологий обучения;

- недостаточная грамотность родителей в вопросе сохранения здоровья детей;

- провалы  существующие в системе физического воспитания;

- неграмотность педагога, в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- перегрузка;

- гиподинамия.

Необходимым условием укрепления дошкольников является здоровьеформирующее образование, то есть обучение детей здоровью. Для реализации данного направления был разработан перспективный план, Частью этого направления работы является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни, и обеспечению максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе воспитания. Результатом творческого поиска явилось то что в ходе реализации программы комплексно были включены технологии оздоровления в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Комплексный подход позволил целенаправленно и систематически работать в этом направлении и достичь высоких результатов.

        Любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей- благородная и благодарная роль. А н6аградой будет осознание, что ты внес свой вклад, в то чтобы здоровье стало лучше, а жизнь нравственнее, что бы сегодняшнее дети стали духовно здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

Результативность опыта

Посредствам диагностики я систематически отслеживаю положительную динамику роста своих воспитанников. У детей улучшились показатели не только двигательной активности и физической подготовленности, но и физическое развитие, укрепилось самое главное здоровье. В нашем дошкольном учреждении процент заболевания простудными заболеваниями ниже, чем в крае.

        Рационально организованный двигательный режим в дошкольном учреждении позволил добиться улучшения состояния здоровья детей, повысился уровень их функциональных возможностей и моторного развития, что подтверждается результатами обследования детей перед поступлением в школу. Наиболее информативным показателем эффективности предложенных методов является повышение сопротивляемости организма детей, что подтверждается, значительным уменьшением числа болеющих детей. К концу подготовительной группы было отмечено перераспределение детей по группам здоровья. Уменьшилось количество детей 2 группы здоровья, и увеличилось число детей 1 группы здоровья.

        Диагностику физического развития ребенка проводим в начале и в конце года. Оценивая и сопоставляя результаты ребенка и норматив, можно определить прирост физических качеств.

Показателями эффективности опыта является:

- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонных периодах;

- сформирована потребность в движениях;

- умение использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях обучения.

Таким образом, мы убедились в эффективности оздоровления детей в нашем дошкольном учреждении.

Библиографический список

Бабенкова Е.Л., Федоровская О.М., Игры, которые лечат. – Москва 2008.

Борисова Е. Н., Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.-Москва 2009..

Гришин В.Г., Осипов Н.Ф,. Малыши открывают спорт..- Москва 1975.

Кельман А.В.  Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возрараста.- Москва 1975.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления.- Москва 2000.

Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.- Воронеж 2005.

Никанорова Т.С. , Сергиенко Е.М. Здоровячок. –Воронеж 2007.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. Москва- 2000.

Список приложений

  1. Приложение №  1.   Перспективный план
  2. Приложение №2. Конспект прогулки-похода  весной «Весна в городе».
  3. Приложение №3. Конспект «Прогулка в весенний  лес».
  4. Приложение №4. Конспект прогулки-похода летом «У реки».
  5. Приложение № 5. Сценарий развлечения «До свидание лето»
  6. Приложение №6. Спортивный праздник «Здравствуй осень».
  7. Приложение №7. Осенний спортивный праздник (средняя  группа).
  8. Приложение № 8. Физкультурное занятие в подготовительной группе.
  9. Приложение № 9.  Спортивный праздник «Мой веселый звонкий мяч».
  10. Приложение №10. Фотоматериалы.

Перспективный план

  1. Утренняя гимнастика.

Ежедневно в зале или на открытом воздухе.

  1. Физкультминутка.

Ежедневно по мере необходимости.

  1. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Ежедневно во время утренней или вечерней прогулки.

  1. Прогулки-походы в лес.

1-2 раза в месяц.

  1. Оздоровительный бег.

2 раза в неделю во время утренней прогулки.

  1. Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

2-3 раза в неделю после дневного сна.

  1. Гимнастика после дневного сна.

2-3 раза в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к физкультуре и оздоровлению через нетрадиционные формы работы.

Рекомендации родителям и педагогам ДОУ по оздоровлению детей....

Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Пояснительная запискаМетодическое объединение        В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....

Обобщенный опыт работы по теме: «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».

Внедрение инновационных технологий, оздоровительных мер стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к ...

Формирование у детей целостного взгляда на природу, через нетрадиционные формы работы в группе компенсирующего направления с нарушением речи(заикание)

Опыт может быть использован творчески работающими педагогами, которые от традиционного ознакомления детей с природой переходят к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, а также и педа...

Опыт работы по теме "Оздоровление детей дошкольников через нетрадиционные формы работы".

Использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности и потребности дошкольников....

Технология оздоровления и укрепления оздоровления воспитанников через активные формы работы (в частности хоккей с мячом).

Современные учёные и специалисты – практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего...