Приобщение дошкольников к физкультуре и оздоровлению через нетрадиционные формы работы.
статья по теме

Рекомендации родителям и педагогам ДОУ по оздоровлению детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

   «Здоровый ребенок - здоровая нация,

здоровая нация - здоровое государство»  

 В.В. Путин

      Современная социально-экономическая и экологическая ситуации привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

      Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

      Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

       В последние годы существенно изменился подход к организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми в дошкольных учреждениях. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.

      Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Н.А. Фомин и др.). Проблеме оздоровления детей придавали большое значение физиологи А. А. Ухтомский и Н. А. Бернштейн, психологи А. В. Запорожец и В. П. Зинченко, педагог П. С. Лесгафт, философ Э. В. Ильенков, педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский и др.

      Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

     Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе нашего  дошкольного учреждения МАДОУ №47 «Лесовичок». Задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости мы решаем совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Работает в тесном контакте с медицинским персоналом: врачом-педиатром, невропатологом, врачом-окулистом, медсестрой-ортоптистом.

     Анализ заболеваемости детей нашего детского сада показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоз, нарушения зрения, речевых отклонений, а также простудных заболеваний.

Все это вызвало потребность углубленно заниматься оздоровлением детей. Проанализировав современные программы, реализующие идеи концепции о сохранении здоровья ребенка, такие как, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, «Здравствуй!» М. Лазарева, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцевой. Мы пришли к выводу, что все они имеют несомненное достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы и решили, что использование данных нетрадиционных программ в работе нашего детского сада принесут свои положительные результаты в приобщении детей к физкультуре и оздоровлению.

На равне с базовыми программами нашего дошкольного учреждения: «Детство», «Радуга» нами широко используется инновационная программа оздоровления «Здравствуй!», которую разработал Михаил Львович Лазарев.

Цель программы - помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотиваций здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Начали мы эту работу со II младшей группы, а в этом году мы выпускаем их в школу. Программа рассчитана на 1 урок в неделю. Эти уроки ведут так называемые учителя-здоровья: Здрасик, Йоник, Огник, Фырка.

Здрасик - учит детей здороваться, быть веселыми, жизнерадостными, бодрыми.

Фырка - друг Здрасика, полная ему противоположность: плакса, нытик.

Огник - учит детей правильно, быстро и красиво двигаться. Он знакомит детей с 7 двигательными качествами в игре «Зоопарк» (имитация движений животного): у слона – сила; у зайца – скорость; у кошки – реакция; у лошади – выносливость; у кузнечика – прыгучесть; у обезьянки - координации движения; у змеи – гибкость.

 Йоник - знакомит с 7 способами дыхательной гимнастики.

В течение ознакомления с этой программой мы провели ряд спортивных праздников здоровья «Путешествие в страну Здоровья», «О здоровье всерьез». Дети благодаря программе получили много знаний о своем здоровье и полезных советов.

Вся программа основывается на музыкальном сопровождении (музыкотерапия), используется много физкультминуток для глаз (тексты их приходилось придумывать (сочинять) самим воспитателям). Работа по этой программе является нетрадиционной формой работы с дошкольниками.

Одной из нетрадиционных форм работы в нашем дошкольном учреждении является проведение утренней гимнастики, наряду с традиционной гимнастикой в практику нашего сада внедрены различные её типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.

  • игрового характера «Котятки на скамейке», «Палочка-помогалочка»;
  • упражнения на полосе препятствий;
  • оздоровительные пробежки;
  • комплексы упражнений, на спортивном комплексе «Петушок в гостях у лесенки Чудесенки»;
  • комплекс музыкально-ритмических упражнений «Новогодние хлопушки», «Подсолнух», «Чунга-Чанга»;
  • гимнастика после дневного сна;
  • пробежки по массажным дорожкам (используется нестандартное оборудование).

    Важных шагом в приобщении детей к физкультуре и оздоровлению является использование различных типов непосредственно образовательной деятельности по физической культуре (проводится как в спортзале, так и на воздухе):

  • двигательно-творческая «Царевна-лягушка»;
  • сюжетная «Путешествие на остров Чунга-Чанга»;
  • театрализованная «Колобок»;
  • музыкально-ритмическая «Осенины»;
  • игровая «Делу время - потехе час»;
  • познавательная «Забочусь о своем здоровье»;
  • интегрированная «Сердце и его работа».

     Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образы народной педагогики - фольклор. Наш опыт убеждает в возможности использовать фольклор во всех формах работ с детьми по физическому воспитанию.

I. В учебной деятельности - непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, включающая фольклорный материал.

II. В физкультурно - оздоровительной работе:

- утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором «В гостях у бабушки Загадушки»;

- физкультминутки на основе фольклора «На лесной лужайке»;

- русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы.

III. В активном отдыхе: досуги, праздники, дни здоровья, пешие турпоходы.

IV. В работе с семьёй:
             - консультации;

       -        родительские собрания;

  • просмотр родителями физкультурно-оздоровительные мероприятия в сочетании с фольклором;
  • совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.

Для того чтобы заинтересовать детей физическими упражнениями для закаливания и оздоровления организма используются различные комплексы О.Р.У., составленные в развлекательно-игровой форме, в виде соревнований:

- в парах с гимнастической палкой «Встреча друзей», «Перетяни палку»;

- без предметов «Я прогибаюсь назад», «Мои носки меня поворачивают» (умение владеть своим телом);

- упражнения на познание себя, частей своего тела «Позвоночник - мой помощник», «Ласточка», «Мостик».

   В своей работе используем: фитотерапию, массаж, самомассаж, закаливание стоп контрастной водой, солевую шахту.

  Проводим:

- беседы с детьми о здоровье;

  • профилактическую работу с родителями (папки-передвижки «Советы доктора Пилюлькина», выставки детских рисунков, «Журнал здоровья для родителей», анкетирования «О здоровье всерьез», собрания);
  • профилактическую работу с детьми (корригирующая гимнастика; индивидуальная работа с детьми по профилактике плоскостопия, с использованием таких упражнений «Обезьянки-художники», «Читаем газеты ногами», ходьба по корригирующим дорожкам (нестандартное оборудование); индивидуальная работа с детьми частоболеющими с использованием различных дыхательных упражнений «Послушаем свое дыхание», «На море», дыхательная гимнастика по Стрельникову; физкультминутки для глаз;

- педагогические советы, посвященные оздоровлению детей;

- консультации – практикумы для воспитателей, знакомящие с новыми методами оздоровления.

Так как наш детский сад расположен вблизи лесной зоны наши дошколята каждую неделю посещают экологическую тропу.

Неотъемлемой частью работы дошкольного учреждения стало проведение турпоходов в ближайший лес. В ходе этих мини-походов дошкольники знакомятся с элементарными топзнаками (тропинка, лес смешанный и хвойный, река, дорога, мост). Каждый турпоход включает в себя:

  • выполнение разнообразных заданий;
  • туристический «перекус»;
  • преодоление полосы препятствий;
  • соревнования и конкурсы природоведческого плана;
  • художественная часть, игры, хороводы, песни по тематике, соответствующие времени года.

Эта работа направлена еще и на патриотическое воспитание (например, тема похода «Осень в родном краю»).

 Праздник «Поздравляем защитников Отечества» строился как туристическая эстафета двух команд с такими этапами как:

-        «сложи рюкзак» (выбрать из предлагаемых вещей, те, что пригодятся в походе);

-«одевалочки» (одеть игрока в сезонную одежду как можно быстрее);

-«переправа» (различные физические занятия);

-«собиралочки» (кто быстрее соберёт называемые топзнаки);

-«лучшие знатоки» (краеведческие задания и по правилам туристов).

     Большую роль в приобщении дошкольников к оздоровлению и физкультуре через нетрадиционные формы работы - является нетрадиционное оборудование («Ходули», «Лыжи», дорожки корригирующие, «Мягкие лапки», «Моталочки», «Мишени», «Массажеры», «Сухой бассейн» с сюрпризом...) Оно используется в различных видах работы (индивидуальная и секционная деятельность).

     Вся работа в нашем «Лесовичке», традиционная и нетрадиционная, направлена на приобщение детей к оздоровлению и физкультуре. Как говорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровление детей через нетрадиционные формы работы

Это опыт работы, с которым я хочу поделиться...

Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Пояснительная запискаМетодическое объединение        В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через нетрадиционные формы работы с родителями

Данный материал будет полезен педагогам, родителям, тем, кого интересует вопрос взаимодействия семьи и детского сада. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся форм работы с родителями детей...

Формирование у детей целостного взгляда на природу, через нетрадиционные формы работы в группе компенсирующего направления с нарушением речи(заикание)

Опыт может быть использован творчески работающими педагогами, которые от традиционного ознакомления детей с природой переходят к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, а также и педа...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...

Опыт работы по теме "Оздоровление детей дошкольников через нетрадиционные формы работы".

Использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности и потребности дошкольников....

План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.

План  по самообразованию"Развитие  мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....