Организация оздоровительной группы "Будь здоров!" в рамках дополнительного образования
консультация по физкультуре на тему

Круглова Наталья Алексеевна

Одно из наиболее эффективных средств улучшения физического состояния детей – дифференцированный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья, нервной системы, уровня физической подготовки. В нашей дошкольной организации такой подход осуществляется в оздоровительной группе «Будь здоров!» для ослабленных и часто болеющих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы

оздоровительной группы «Будь здоров!»

в рамках дополнительного образования»

Реализация интеллектуальных потребностей, формирование эмоционального восприятия и творческое развитие возможны лишь при наличии у детей хорошего здоровья. Поэтому одним из приоритетных направлений нашей дошкольной организации стало совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» основано в 1975 г. В ДОУ функционируют 5 групп: 1 – ясельного возраста, 4 – дошкольного возраста. Детский сад комплектуется из числа детей, имеющих в основном вторую и третью группу здоровья и часто болеющих детей.

Наше дошкольное учреждение с 2000 года имеет статус «Детский сад присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. С 2012 г. детский сад работает в инновационном режиме по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». С 2008 года дошкольное учреждение поменяла свою организационно – правовую форму, и в настоящее время мы работаем в режиме автономии.

       Возможность получения образования в области физической культуры обеспечивается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (N 384-ФЗ от 3 декабря 2011 г). Образование дошкольников в образовательной области «Физическое развитие» в нашем дошкольном учреждении складывается из реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторы Т.И.Бабаева и др.), примерного образовательного модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (авторы О.В. Бурляева и др.) и оказания дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.

Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения. Организация дополнительных образовательных услуг в области физической культуры для детей определяется возможностями дошкольного учреждения и желанием родителей.

В нашем дошкольном учреждении в рамках дополнительного образования функционируют следующие кружки и секции по физическому направлению:

  1. Кружок ритмики «Маленькая страна», руководитель – музыкальный руководитель Тюшева Татьяна Александровна;
  2. Спортивная секция по физической подготовке детей к занятиям по художественной гимнастике (средняя группа), руководитель – тренер-преподаватель ГБУ РМ ДОД «Академия И.Винер по художественной гимнастике» Зюкова Кристина Витальевна.
  3. Оздоровительная группа для часто болеющих детей «Будь здоров!» руководитель – инструктор по физической культуре Круглова Н.А.

Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется инструктором по физической культуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестры и старшего  воспитателя.

Одно из наиболее эффективных средств улучшения физического состояния детей – дифференцированный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья, нервной системы, уровня физической подготовки. В нашей дошкольной организации такой подход осуществляется в оздоровительной группе «Будь здоров!» для ослабленных и часто болеющих детей.

Такую форму работы мы выбрали не случайно. Используя модель физкультурно-оздоровительной работы, разработанную в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев секционной работой охвачены старшие дошкольники, и направлена она на активных и способных воспитанников. А ослабленные воспитанники остаются в стороне. У часто и длительно болеющих детей в основном схожие отклонения в здоровье: заболевания ЛОР-органов, невной и сердечно-сосудистой систем, низкий уровень двигательной активности, дефицит движений, возникающий во время болезни, сниженный мышечный и эмоциональный тонус.

В начале учебного года совместно со старшей медсестрой  и педиатром детской поликлиники №3 мы отбираем дошкольников, имеющих статус часто и длительно болеющих, ослабленных. В течение года состав группы меняется с учетом изменений в состоянии здоровья детей.

Целью работы с такими детьми является развитие общей функциональной адаптации организма ребенка к простудным заболеваниям, к физическим нагрузкам.

Задачи:

  1. Знакомить детей с самомассажем и элементами точечного массажа через игровые упражнения;
  2. Формировать правильное дыхание;
  3. Улучшать подвижность грудной клетки, диафрагмы;
  4. Повышать эмоциональный тонус;
  5. Укреплять мышцы лица, а также мышцы верхних и нижних конечностей;
  6. Формировать навыки рациональных сочетаний дыхания и движений;
  7. Тренировка правильного носового дыхания;
  8. Формировать правильную осанку, своды стопы;
  9. Приобретать начальные знания о возможных способах оздоровления своего организма и навыка их выполнения;
  10. Воспитывать интерес к оздоровительным занятиям.

План работы оздоровительного кружка составлен по рекомендациям:

  1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008 с.
  2. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физической культуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
  5. Каштанова Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. – М.: АРКИ, 2002.
  6. Подольская Е. Лечебная гимнастика./Дошкольное воспитание. – 2005,№8, с.64.
  7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 104 с.

     Родители детей ставятся в известность. Состав группы — дети младшего и среднего возраста, которые наиболее часто подвержены простудным заболеваниям. Занятия с ЧБД проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, длительность занятий 20 минут.

Разработаны комплексы упражнений для дыхательной системы, укрепления мышц гортанного аппарата. В основе дыхательных упражнений лежат ОРУ, предусмотренные программой, с акцентом на правильное дыхание. Один из самых перспективных, простых и общедоступных методов оздоровления детей – самомассаж и массаж биологически активных точек. Точечный массаж – элемент психофизической тренировки, способствующий снятию нервно-эмоционального напряжения, расслаблению мышц, оздоровлению организма. Помимо массажа очень важно обучить детей с ослабленным здоровьем правильному дыханию. Я это делаю в игровой форме. Детям предлагаю разнообразные дыхательные упражнения, например: «Надуем шар», «Ароматное яблоко», «Сдуй одуванчик (снежинку)», «Погрей ладошки». При обучении дыхательной гимнастике и самомассажу внимание обращается на то, что бы дети самостоятельно контролировали вдох и выдох, правильность и последовательность движений. Кисти рук, стопы, ушные раковины – своеобразные рефлексогенные зоны, связанные с различными органами и системами, способствующие не только развитию мозга, но и оздоровлению организма.

Важно приучить ребенка вдыхать через нос. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота. Упражнения нужно выполнять медленно, без напряжения и музыкального сопровождения, не вызывая дыхательного дискомфорта.

Важная роль в сохранении здоровья отводится формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, поскольку в этом возрасте осанка и стопы ребенка легко изменяются под воздействием негативных факторов. Поэтому в занятия включаются упражнения на предупреждения дефектов осанки и плоскостопия. На занятиях учитываются самочувствие детей, их эмоциональное и физическое состояние.

Разработан план работы с родителями. В него включены анкетирование, консультации, совместные мероприятия с детьми. В перспективе планирую организацию совместных занятий с родителями по обучению техники правильного дыхания.

На основе анализа посещаемости и заболеваемости в конце года проводится мониторинг здоровья дошкольников. Он осуществляется медицинскими работниками детского сада (педиатором и старшей медицинской сестрой).

Результаты мониторинга здоровья дошкольников и мониторинга образовательного процесса отображают эффективность проведения всего комплекса мероприятий физкультурно – оздоровительной работы, в т.ч. кружка «Будь здоров!»: в дошкольном учреждении имеется тенденция к снижению заболеваемости и уменьшению  количества часто болеющих детей.  

Система занятий в кружке «Будь здоров!» дает возможность детям узнать о положительном влиянии физических упражнений на формирование правильного дыхания, вырабатывают осознанное отношение к своему здоровью, знакомят с доступными им способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на  их здоровье.

Работа на этом не заканчивается. В перспективе  мы планируем оснащение оздоровительного центра новым оборудованием, корректировка перспективного планирования работы оздоровительной группы «Будь здоров!».

Вот такие занятия, направленные на оздоровление часто болеющих детей, проводятся в нашем детском саду. Надеемся, что наш опыт окажется полезным и интересным для коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога в рамках дополнительного образования

Представлен материал из опыта работа по внедрению в образовательный процесс инновационной технологии "Воспитательный диалог" М.В. Телегина (для детей старшей и подготовительной группы)...

Организация работы оздоровительной группы «Будь здоров!» в рамках дополнительного образования

Реализация интеллектуальных потребностей, формирование эмоционального восприятия и творческое развитие возможны лишь при наличии у детей хорошего здоровья. Поэтому одним из приоритетных направлений на...

«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

       Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...

Методическая разработка «Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста»...

Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»

Доклад на тему "Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»...

Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»

Презентация на тему: "Система работы по организации волонтёрского движения в рамках дополнительного образования «Добрые дела дошколят»...