Обобщение опыта
материал по физкультуре на тему

Екимова Нина Викторовна

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Физическое воспитание как средство формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_2015_ekimova_n.v.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1»

Обобщение педагогического опыта работы

на тему:

«Физическое воспитание как средство

формирования позитивной мотивации на здоровый

образ жизни у дошкольников»

Воспитатель:  Екимова Н.В.

КГСХА — 2015г.

«Физическое воспитание как средство формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников»

«Забота о здоровье — это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский.

Теоретическое обоснование

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Что такое здоровье?

Здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма (по С.И.Ожёгову).

Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно - правовых документов: Законами РФ «Об образовании»,  «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», «Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребёнка» и т.д.

Согласно исследованиям специалистов здоровье человека на 10-15% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину от его образа жизни. Вот почему каждый взрослый человек должен стать кузнецом собственного здоровья и здоровья своих детей.

Поэтому я считаю, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период (от начала поступления ребёнка в ДОУ до его выпуска).

Все процессы внутреннего мира ребёнка — удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск и другое — можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учёбе в школе, т.к. в этом процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Использование физических упражнений позволяет формировать у ребёнка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточная двигательная память может атрофироваться, что приведёт к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребёнка ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной работоспособности организма. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления.

От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка может затруднять его общение с другими людьми.

Из всего вышесказанного, я сделала для себя вывод, что самых высоких показателей физического развития ребёнок может достичь в процессе занятия физкультурой. Значит, именно физическое воспитание способствует качественному всестороннему развитию личности ребёнка. Поэтому я взяла тему: «Физическое воспитание как средство формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников».

Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребёнка, причём, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться привычки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни. В детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными.

Физические упражнения активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают их координацию. В физическом развитии детей не мало важную роль играет подвижная игра. Она формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир; активизирует память, представления, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Игра также учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность. Учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивать чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Костяковская) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств — ловкости, быстроты, силы и выносливости происходят неодновременно. Ребёнок вначале осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, а затем и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.

Указанная закономерность, обуславливающая избирательное развитие отдельных органов и систем, даёт возможность педагогам соответственно строить свою работу.

Так в период развития речедвигательной функции ребёнку необходимо речевое общение, в период развития моторики - двигательная активность. Эта особенность роста и развития является естественно-научной основой правильной постановки учебно-воспитательного процесса, т. к. отвечает на вопрос: как лучше обучать детей разного возраста.

Практическая часть

В нашем дошкольном учреждении 10 групп. Я занимаюсь физическим воспитанием со 128 детьми. Над развитием физических качеств детей я начинаю работать со средней группы. В средней группе вырабатываются такие важные качества, как быстрота и выносливость.

На данном этапе проводятся такие упражнения и игры:

- ходьба и бег со сменой ведущих;

- ходьба по скамье;

- кружение в обе стороны;

- ходьба по шнуру (прямо и по кругу).

Для среднего и высокого уровня предусматриваются усложнения:

- бросание предметов правой и левой рукой (3,5 - 6,5 метров);

- ходьба на четвереньках, опираясь на стопы и ладони;

- ползание вверх - вниз по наклонной доске на четвереньках.

Подвижные игры:

- «Выше ноги от земли»;

- «Котята и щенята»;

- «Охотник и зайцы»;

- «Кто бросит дальше?».

В группах старшего дошкольного возраста продолжаю развивать у детей: глазомер, ловкость, равновесие, быстроту, выносливость, силу.

Для этого я использую упражнения:

- игры - эстафеты с бегом, прыжками и лазаньем;

- полоса препятствий;

- «Ласточка» на одной ноге;

- отжимание от скамьи;

- вис на кольцах;

- ходьба по скамье с поворотом вокруг себя;

- лазанье по канату.

Подвижные игры:

- «Перебежки»;

- «Ловишки с прыжками»;

- «По местам»;

- «Мы весёлые ребята» и другие.

Такая целенаправленная работа помогает достичь хороших показателей физической подготовленности детей: например, в старшей группе с высоким уровне развития - 35 % детей; со средним уровнем развития — 65% детей. В подготовительной группе с высоким уровнем развития - 55% детей; со средним уровнем развития — 45%детей.

Результаты диагностики довожу до сведения воспитателей и родителей. Разрабатываем с воспитателями индивидуальную работу с детьми любого уровня, намечаем совместные мероприятия: спортивные праздники, совместные праздники с родителями, физкультурные досуги, развлечения, походы, дни открытых дверей и другое.

Работе с родителями уделяю большое внимание. Учу родителей методам и приёмам проведения основных упражнений и подвижных игр, провожу с родителями консультации, приглашаю на утреннюю гимнастику, на развлечения. Проведённая работа положительно влияет на родителей и детей, приобщая их к здоровому образу жизни.

Работая над данной темой, я стала применять инновационные методы –

здоровьесберегающие технологии. Одна из них - игровой стретчинг.

Игровой стретчинг — специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Этими упражнениями можно начинать заниматься с детьми 3 - 4 лет. Каждое упражнение повторяется 4 - 6 раз в зависимости от возраста (с использованием музыки).

Стретчинг решает следующие задачи по оздоровлению и укреплению здоровья дошкольников:

- развитие физических качеств: мышечная сила, ловкость, выносливость, гибкость;

- развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности;

- укрепление костно — мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма;

-воспитание нравственных качеств, коммуникабельности;

- интерес к занятиям.

Дети дошкольного возраста нуждаются в частой смене вида деятельности, движений. Их внимание неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на одном задании. Поэтому я включаю в занятие несколько этюдов игрового стретчинга, который помогает расслабиться, повышает настроение. Чтобы систематизировать работу по игровому стретчингу я составила перспективный план на год, где включила на каждый месяц по 3 - 4 этюда.

Занятия детским игровым стретчингом формируют первоначальные профессиональные навыки — осанку, натянутость стопы, мягкость рук, постановку корпуса, развивают суставно — мышечный аппарат, пластичность, эмоциональную раскрепощённость, приобщают к искусству.

Также применяю в своей работе психогимнастику.

Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребёнка. Между телом, психикой человека и его сознанием существует весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. Психогимнастика способствует снятию напряжения, развивает и корректирует познавательную и эмоционально-личностную сферу психики ребенка, развивает творческие способности; создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость, снимает усталость, развивает пластику и координацию движений.

Заключительным этапом моих занятий является релаксация.

Релаксация – расслабление, снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психоматическими заболеваниями.

Релаксация помогает создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость, снимает усталость. С ее помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

Раскрытию физических возможностей каждого ребёнка способствует наличие физкультурного зала, спортивного оборудования и инвентаря для занятий физической культурой. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет воспитанникам упражняться во всех видах основных движений.

На участке детского сада оборудована детская площадка и созданы все условия для приобщения детей к здоровому образу жизни.

На улучшение здоровья детей, их благоприятное развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

Таким образом, период дошкольного возраста является по — настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда. За семь лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития — психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

Литература:

  1. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. «Из детства в отрочество». - М., 2006г.
  2. Картушина Т.А. «Быть здоровыми хотим». - М., 2003г.
  3. Кожухова Н.Н. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях»./Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова, - М., 2002г.
  4. Лагутин А.Б. «Двигательные задания и упражнения для физического развития детей 4-6 лет». – М., 1996г.
  5. Михеева О.В. «Здоровье и гармония личности ребенка»
  6. Карвасарский Б.Д. «Психотерапевтическая энциклопедия». – СПб., 2000г.
  7. Маханёва М.Д. «Воспитание здорового ребенка». – М., 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...