Русские народные игры
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

Молчанова Надежда Анатольевна

 

Задачи:

 

1.           Пропагандировать активные формы спортивного отдыха для формирования здорового образа жизни детей и их родителей;

 

2.           Укреплять эмоционально-позитивные межличностные отношения между родителями и детьми;

 

3.           Развивать у детей силу, ловкость, быстроту, внимание, умение ориентироваться в зале;

 

4.           Содействовать расширению кругозора детей через народные игры и традиции.

 

Методы: наглядный, игровой (практический), словесный
 

Оборудование: муз. сопровождение, разноцветные мячики, корзинки,   костюм «Казак-пастух»,канат, костер, платки, ленты  для игры и на оформление, шары, стенгазета на оформление, загадки, материал для аппликации: цветные кружочки, клей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятий

Зал украшен атрибутами, которые соответствуют русскому народу. Под музыку входят в зал родители с детьми.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что сегодня вы собственным примером покажете детям, что занятие физкультурой и спортом очень важно и нужно, полезно. Я пригласила вас на необычное занятие, вы с детьми на протяжении занятия будете вместе играть, помогать правильному выполнению. Наша задача: помочь почувствовать ребёнку вашу заинтересованность, любовь и желание быть с ним вместе, рядом, тогда нашим детям любые горы по плечу.

Хочу сообщить правила поведения на занятии:

- контролировать поведение своего ребенка без замечаний и сравнения с другими детьми;

- принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей;

- быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

Вводная часть:

Дети заходят в зал и встают напротив родителей.

- Ребята, посмотрите внимательно, кто же там стоит.

Раз, два, три к родителям беги. (бег к родителям на противоположную сторону зала) .

Покажите, как вы любите друг друга, обнимите друг друга, погладьте по спинке.

 

 

А теперь повернулись друг за другом и по залу в парах шагом марш.

Мы шагаем, мы шагаем, - Ходьба маршем.

Выше ноги поднимаем,

Кверху руки поднимаем, Ходьба на носках.

На носках мы все пойдем.

Руки в стороны расставим Ходьба на пятках.

И на пятках мы идём.

Мы шагаем по сугробам, Ходьба - высоко поднимая колени.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу.

На коньках мы заскользим, Ходьба скользящим шагом.

Друг за другом побежим.

Мы шагаем, мы шагаем, Ходьба обычная- с заданием для рук.

Кверху руки поднимаем,

В стороны их разведем,

Вниз опустим и пойдем.

А теперь скорей за дело – Прыжки с продвижением вперед.

Будем прыгать мы умело!

А теперь бегом, бегом. Бег обычный.

Побежали мы кругом.

А теперь всё тише, тише.

Шагом ножки зашагали.

Носиком сейчас вздохните дыхательное упражнение на

И дыханье задержите.

 Восстановление дыхания.

Выдыхаем воздух ртом,

«Пых! » мы говорим потом.

Основная часть:

                     Консультация для родителей

Русские народные подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как и сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей,  водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

 Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. 

-Презентация на тему "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ"

-Подвижная игра "Казак и овечки"

-Русские Народные загадки:

Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Но не бинт, не перевязка.
Есть такая вот игра,
Вся играет детвора.
Наступил на хвостик Мурки.
Извини, котёнок,… (ЖМУРКИ).

Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день.
После школы, для разрядки,
Мы всегда играем в … (ПРЯТКИ).

Пол и потолок
Два братца глядятся, а вместе не сойдутся

Замок
Не лает, не кусает, а в дом не пускает

Порог
Маленький мальчик всем под ноги смотрит.

Иголка с ниткой
Конь стальной, хвост льняной.

Луна
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собака лает,
А достать не может.

Тень
Мету, мету — не вымету; несу, несу — не вынесу; пора придёт, сама уйдет.

Ночь
Чёрная корова весь мир поборола.

Гнездо

 

Без рук,

Без топоренка

Построена избенка.

 

-Подвижная игра "Собери урожай"

 

-Изготовление аппликации вместе с родителями. "Чехарда"

 

-Игра «Перетягивание каната»

(Дети встают с одной стороны каната, дети с другой)

-Игра "Перепрыгивание через костер"(Родитель помогает ребенку)

Заключение

На праздниках и развлечениях также используем народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок»; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; игры-состязания – перетягивание каната, борьба и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, и другие сотрудники детского сада.

В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».

Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. Пропагандировать активные формы спортивного отдыха для формирования здорового образа жизни детей и их родителей;

  1. Укреплять эмоционально-позитивные межличностные отношения между родителями и детьми;

  1. Развивать у детей силу, ловкость, быстроту, внимание, умение ориентироваться в зале;

  1. Содействовать расширению кругозора детей через народные игры и традиции.

Методы: наглядный, игровой (практический), словесный

Оборудование: муз. сопровождение, разноцветные мячики, корзинки,   костюм «Казак-пастух»,канат, костер, платки, ленты  для игры и на оформление, шары, стенгазета на оформление, загадки, материал для аппликации: цветные кружочки, клей.

Ход занятий 

Зал украшен атрибутами, которые соответствуют русскому народу. Под музыку входят в зал родители с детьми.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что сегодня вы собственным примером покажете детям, что занятие физкультурой и спортом очень важно и нужно, полезно. Я пригласила вас на необычное занятие, вы с детьми на протяжении занятия будете вместе играть, помогать правильному выполнению. Наша задача: помочь почувствовать ребёнку вашу заинтересованность, любовь и желание быть с ним вместе, рядом, тогда нашим детям любые горы по плечу.

Хочу сообщить правила поведения на занятии:

- контролировать поведение своего ребенка без замечаний и сравнения с другими детьми;

- принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей;

- быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

Вводная часть:

Дети заходят в зал и встают напротив родителей.

- Ребята, посмотрите внимательно, кто же там стоит.

Раз, два, три к родителям беги. (бег к родителям на противоположную сторону зала) .

Покажите, как вы любите друг друга, обнимите друг друга, погладьте по спинке.

А теперь повернулись друг за другом и по залу в парах шагом марш.

Мы шагаем, мы шагаем, - Ходьба маршем.

Выше ноги поднимаем,

Кверху руки поднимаем, Ходьба на носках.

На носках мы все пойдем.

Руки в стороны расставим Ходьба на пятках.

И на пятках мы идём.

Мы шагаем по сугробам, Ходьба - высоко поднимая колени.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу.

На коньках мы заскользим, Ходьба скользящим шагом.

Друг за другом побежим.

Мы шагаем, мы шагаем, Ходьба обычная- с заданием для рук.

Кверху руки поднимаем,

В стороны их разведем,

Вниз опустим и пойдем.

А теперь скорей за дело – Прыжки с продвижением вперед.

Будем прыгать мы умело!

А теперь бегом, бегом. Бег обычный.

Побежали мы кругом.

А теперь всё тише, тише.

Шагом ножки зашагали.

Носиком сейчас вздохните дыхательное упражнение на

И дыханье задержите.

 Восстановление дыхания.

Выдыхаем воздух ртом,

«Пых! » мы говорим потом.

Основная часть:

                     Консультация для родителей

Русские народные подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как и сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей,  водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

 Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. 

-Презентация на тему "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ"

-Подвижная игра "Казак и овечки"

-Русские Народные загадки:

Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Но не бинт, не перевязка.
Есть такая вот игра,
Вся играет детвора.
Наступил на хвостик Мурки.
Извини, котёнок,… (
ЖМУРКИ).

Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день.
После школы, для разрядки,
Мы всегда играем в …
(ПРЯТКИ).

Пол и потолок
Два братца глядятся, а вместе не сойдутся

Замок
Не лает, не кусает, а в дом не пускает

Порог
Маленький мальчик всем под ноги смотрит.

Иголка с ниткой
Конь стальной, хвост льняной.

Луна
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собака лает,
А достать не может.

Тень
Мету, мету — не вымету; несу, несу — не вынесу; пора придёт, сама уйдет.

Ночь
Чёрная корова весь мир поборола.

Гнездо

Без рук,

Без топоренка

Построена избенка.

-Подвижная игра "Собери урожай"

-Изготовление аппликации вместе с родителями. "Чехарда"

-Игра «Перетягивание каната»

(Дети встают с одной стороны каната, дети с другой)

-Игра "Перепрыгивание через костер"(Родитель помогает ребенку)

Заключение

На праздниках и развлечениях также используем народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок»; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; игры-состязания – перетягивание каната, борьба и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, и другие сотрудники детского сада.

В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».

Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Загадки-шутки

С пальмы вниз, на Ребята, я сегодня вам
Вопросы хитрые задам.Смешные загадки
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом «нет»,
А утвердительный — тогда
Скажите громко слово «да».

Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы «ДА», ответы «НЕТ»
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.


Откройте мне один секрет:
Живут жирафы В ТУНДРЕ?…

УВИДИШЬ в ясный день крота,
Парящим В НЕБЕ, правда?…

Строитель строит города.
А осы строят СОТЫ?…

Оранжевый и красный цвет
ГОРЯЧИМИ считают?…


Машинам дан зелёный свет,
ИДТИ по зебре МОЖНО?…

В окошке утром — солнца свет,
НОЧЬ наступает, верно?…

В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода.
И В ПРОРУБИ такая?…

А будет нам видна звезда,
Коль ночью небо в тучах?…

Лес — обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов?...

Читатель, прочитав, всегда
СЪЕДАЕТ книжку, правда?…

Морковь с капустой в турникет,
Входя в метро, опустим?…

Монах себе даёт обет.
Его кладёт он ложкой?…

Худой мальчишка, как скелет,
ЛЕГКО поднимет штангу?…

На небе много есть планет,
Луна — ПЛАНЕТА! Так ведь?…

Из рубероида рулет
ПОДХОДИТ на десерт нам?…

Пасутся в АРКТИКЕ стада
Коров и коз рогатых?…

С аэродрома ПОЕЗДА
По полосе взлетают?…

У пешеходов есть мечта —

Споткнувшись, рухнуть В ЯМУ?…

Когда приходят холода,
На юг летят все лоси?…

Печём ватрушки ИЗО ЛЬДА
В горячей печке, правда?…

Ответишь ты мне без труда:
ЗИМОЙ цветёт черешня?…

По морю плавают суда.
Нефть перевозит ТАНКЕР?…

По снегу две полоски — след. 
Медведь прошёл по снегу?…

Замёрзшая вода тверда.
Вода стать может ГАЗОМ?…

В игру с названьем чехарда
Играют КЛЮШКОЙ С ШАЙБОЙ?…

Бежит дистанцию атлет
ОТ ФИНИША ДО СТАРТА?…


За вторником идёт среда,
За четвергом — суббота?…

Хамелеон меняет цвет.
А осьминог МЕНЯЕТ?…

Мы ставим чашечки в буфет.
ДИВАН туда поставим?…

Друзьям ты говоришь: «Привет!»
И завучу ТАК скажешь?…

Растает снег — в ручьях вода.
Весной бывает это?…

Садится слон на провода,
Чтоб пообедать, правда?…

На карте мира — города,
Материки и страны?…

Увидев рыбака, — «Привет!»

— КРИЧИТ плотва из речки?…


Что есть лягушка на обед —

Слона с горошком, правда?…

У жабы, точно, нет хвоста.
А у коровы ЕСТЬ он?…

В тени — «плюс тридцать», и тогда
Мы ШУБЫ надёваем?…

Мамуля КУПИТ мне конфет
За то, что я ленился?…

В троллейбусе, купив билет,
НА КРЫШЕ нужно ехать?…

В театр идём смотреть балет.
А оперетту — В БАНЮ?…

Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
Зачёту подошёл конец.
Кто не ошибся — молодец!
А кто ошибся хоть чуток,
Не молодец, а молоток!

 

пальму снова
Ловко прыгает… 
(обезьяна)

В малине точно знает толк
Хозяин леса страшный… 
(медведь)

В чаще голову задрав
Воет с голоду…
 (волк)

Под луною песни петь
Сел на веточку… 
(соловей)

Над лесом солнца луч потух
Крадется царь зверей… 
(лев)

Кто любит по ветвям носиться.
Конечно, рыжая… 
(белка)

Он стучит как барабан
На сосне сидит… 
(дятел)

Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...поросенок 
(петух)

Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ... мишка
(белка)

Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный ...бегемот
(бабочка)

Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что ... кит
(корова)

Кружевную паутину
Сплёл искусно ...Буратино
(паук)

В курятнике большая драка!
Кто зачинщики? Два ...рака
(петуха)

Очень медленно и тихо 
По листу ползёт ...зайчиха
(улитка)


В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
И сам с грядок не берет
И воронам не дает.
Он соломою набит
Чудо-юдо-рыба... кит
(пугало)

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали... чебурашка
(колобок)

Бедных кукол бьет и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это... Доктор Айболит
(Карабас-Барабас)


Внутри него водица
С ним не хотят водиться
А все его подружки -
Пиявки, да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка... Мороз
(Водяной)

 

Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно...
(не пять, а четыре)

У меня собачка есть,
У нее хвостов аж...
(не 6, а 1)

Есть веселая примета:
Выпал снег - встречайте...
(зиму)

Вьюга воет, словно дрель,
На дворе соит... 
(не апрель, а февраль)

День рожденья на носу,
Испекли мы ... 
(не колбасу, а торт)

У Иринки и Оксанки
Трёхколесные есть ...
(не санки, а велосипеды)

Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...Пятачок
(Кощей Бессмертный)

Ква-ква-ква - какая песня!
Что быть может интересней,
Что быть может веселей?
А поет вам ...соловей?
(Лягушка) 

Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его...Незнайка?
(Леший)

Землю клювиком я рою,
Но не домик себе строю,
Червячка ищу я, вот!
Угадали, кто я? ...крот? 
(Цыпленок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...