Особенности использования фольклора в подвижных играх детей дошкольного возраста
статья по физкультуре на тему

В научной литературе даётся определение игры: «Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе».

Специфика подвижных игр состоит в эмоциональности и увлекательности их содержания, которые требуют от дошкольника определенных умственных и физических усилий. Как эмоциональная деятельность игра представляет огромную ценность и в воспитательной работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования фольклора в подвижных играх детей дошкольного возраста

Подвижные игры детей дошкольного возраста        

       В научной литературе даётся определение игры: «Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе».

Специфика подвижных игр состоит в эмоциональности и увлекательности их содержания, которые требуют от дошкольника определенных умственных и физических усилий. Как эмоциональная деятельность игра представляет огромную ценность и в воспитательной работе с детьми.

Характерной особенностью подвижных игр является то, что содержание игры состоит из самых разнообразных движений (бега, прыжков, метания, бросков, передачи и ловли мяча). Все они мотивированы ее сюжетом и направлены на преодоление различных трудностей и препятствий на пути к достижению цели.

В основе подвижных игр для детей дошкольного возраста лежит подражание и имитация жизни взрослых и животных. Поэтому большинство игр являются сюжетными. Детей начинает интересовать результат игры. В ней они выражают свои творческие задумки, свои чувства, желания, а также применяют накопленный двигательный и социальный опыт. Различные по содержанию подвижные игры способствуют всестороннему и гармоничному развитию дошкольников, они несут в себе разную социальную направленность.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр:

• Игры типа «Ловишки» – они основаны на азарте и накопленном двигательном опыте, точном соблюдении правил, им присущ творческий характер. Убегая, догоняя, увертываясь, дети самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, развивающие психофизические качества.

• Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу. Такие игры способствуют развитию индивидуального и коллективного творчества («Замри», «Стоп», «Море волнуется» и другие), дают возможность почувствовать свое тело в непривычных и неестественных для ребенка положениях. Игры такого характера способствуют развитию воли, внимания, мысли и чувства движения. Кроме того, они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это, как доказали ученые, способствует выбросу эндорфинов (гормонов радости), которые, в свою очередь, улучшают состояние и жизнедеятельность организма.

• Игры с мячом – специфика таких игр заключается в том, что все упражнения с мячом развивают координацию движений кисти рук и тем самым способствуют развитию коры головного мозга. Играя, ребенок выполняет самые разнообразные движения: целится, отбивает, подбрасывает, выполняет эти движения с хлопками поворотами, передачей друг другу и т.д.

• Игры с элементами соревнований и игр-эстафет. Подобные игры предъявляют повышенные требования к участникам. Дети должны хорошо владеть двигательными навыками, в которых соревнуются. Очень важно при этом правильно и объективно оценивать игровую деятельность детей с помощью судейства.

• Игры, способствующие совершенствованию анализаторных систем, осуществляющие сенсорные коррекции («Жмурки», «Угадай по голосу», «Где звенит»; «Светофор» и другие).

Как средство физического воспитания подвижная игра оказывает огромное оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие на детей.

Оздоровительное воздействие заключается в том, что в содержание подвижных игр входят самые разнообразные движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения на равновесие), в которых упражняется ребенок, причем в самых разных игровых ситуациях. Оздоровительный эффект увеличивается при проведении подвижных игр на свежем воздухе, в разное время года и суток, что одновременно способствует и закаливанию детского организма.

Образовательное значение подвижных игр заключается в том, что они обеспечивают усвоение систематизированных знаний, способствуют формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развивают двигательные способности. В тоже время подвижные игры способствуют формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Одновременно развивается наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное. Посредством подвижных игр дети знакомятся с окружающим миром, через подвижные игры, в которых есть песни, стихи, считалки, пополняется словарный запас, обогащается речь детей, они приобщаются к национальной культуре. Проведение подвижных игр на местности способствует образованию навыков, необходимых для туризма. Знакомство детей с играми разных народов способствует расширению знаний об их обычаях и обрядах, условиях жизни.

Неоценимо и воспитательное значение подвижных игр. Оно обеспечивает социальное формирование личности ребенка. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим правилам игры. В подвижной игре дошкольники учатся честности, искренности, умению дружить, помогать и сопереживать друг другу. Правильное руководство подвижной игрой способствует воспитанию активной творческой личности.

Огромный вклад в развитие подвижных игр внёс русский педагог П. Ф. Лесгафт. Он создал оригинальную, для своего времени научно обоснованную систему физического воспитания, связанную самым тесным образом с умственным, нравственным и эстетическим развитием детей. Основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт любил повторять «Детская игра – это не забава», он видел в игре своеобразную форму деятельности, посредством которой ребенок готовится к жизни, приобретает необходимые навыки и привычки, усваивает социальный опыт, формирует черты своего характера, тренируется в нравственных поступках. Он писал, что каждая игра должна иметь определенную цель, а форма игры – отвечать этой цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать возвышающее чувство удовольствия, причем игровые действия предварительно должны усваиваться детьми в систематических упражнениях.

      П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как важнейшее средство всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств. Систематическое проведение подвижных игр способствует развитию у детей умения управлять своими движениями, дисциплинирует их тело, приучает действовать с различным физическим напряжением.

В основе классификации подвижных игр необходимо учитывать:

• сложность подвижной игры;

• возраст детей;

• степень подвижности детей;

          • разнообразие видов основных движений;

• психофизические качества;

• содержание подвижных игр.

Классификация подвижных игр по сложности: – они делятся на элементарные и спортивные.

К элементарным играм относятся:

1. сюжетные – имеют готовый сюжет и твердо установленные правила. Игровые действия в них связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Эти игры преимущественно коллективные, проводятся небольшими группами или всем коллективом одновременно. К ним можно отнести и народные игры;

2. бессюжетные игры – содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. К ним относятся:

• игры типа перебежек, «ловишек» Они не имеют сюжета, образов, но в них есть правила, роль, игровые действия;

• игры с элементами соревнования (индивидуального и коллективного);

• несложные игры-эстафеты, которые проводятся с разделением на команды. В них ребенок стремится хорошо выполнить задание, чтобы улучшить результат своей команды;

• игры с использованием предметов (мячи, кегли, булавы, кубы). Такие игры требуют определенных условий; правила в них направлены на определенный порядок расстановки предметов и пользования ими, очередность действий играющих с элементами соревнований для достижения лучших результатов;

3. игры-забавы – для маленьких детей типа «ладушки», «коза рогатая».

Они побуждают маленьких детей к активным движениям;

4. игры-аттракционы – их отличительная особенность – двигательные задания выполняется в необычных условиях и часто включают элемент соревнования;

5. игровые упражнения – где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.

Спортивные игры – это городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей. Эти игры требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движения, быстроты двигательной реакции.

Классификация подвижных игр по формированию психофизических качеств:

• игры на формирование ловкости;

• игры на формирование быстроты;

• игры на формирование выносливости;

• игры на формирование силы.

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию (доминирующему в каждой игре основному движению):

• игры с ходьбой;

• игры с бегом;

• игры с лазанием;

• игры с метанием;

• игры с прыжками.

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:

• игры большой подвижности – отличительная особенность – одновременно участвует вся группа детей и в основу их положены бег и прыжки;

• игры средней подвижности – отличительная особенность – в игре активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов и др.) или движения выполняются по подгруппам;

• игры малой подвижности – отличительная особенность – движения в игре выполняются в медленном темпе, с небольшой интенсивностью (игры с ходьбой, игры на внимание).

Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов:

• игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры);

• игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, кубы, модули, доски, гимнастическая скамейка, длинные гимнастические палки).

Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта, – использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для конкретного вида спорта.

Классификация русских народных подвижных игр:

1. По характеру использования фольклорного подкрепления:

• народные игры с речевым сопровождением (миниатюры устного народного творчества);

• народные игры без речевого сопровождения;

2. По способу распределения на роль:

• игры с выбором водящего при помощи считалок;

• игры с делением на группы при помощи сговорок и жеребьевок;

3. С преимущественным проявлением двигательных качеств:

• игры на развитие ловкости и точности движений;

• игры на развитие быстроты реакции;

• игры на развитие меткости, глазомера;

• игры на развитие ритмичности и пластики движений;

• игры на ориентировку в пространстве и коллективе;

4. С преимущественным проявлением психических качеств:

• игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;

• игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;

• игры на развитие наглядно-образного мышления;

• игры на развитие связной речи.

Народные подвижные игры для дошкольников

Подвижная игра – естественный спутник жизни дошкольника, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На развивающий и воспитывающий потенциал народной подвижной игры указывали такие передовые представители педагогической науки, как В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.

Народные подвижные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной подвижной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека – Гражданина, патриота своей Родины.

Народные подвижные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. Для них не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр.

Народные подвижные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения. Особенность русских народных игр состоит в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные подвижные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

По содержанию все народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития, т.е. все то, что так необходимо детям дошкольного возраста. Кроме того, в играх заключено много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Народные подвижные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как в внутри группы, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, учитель пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Таким образом, можно утверждать, что народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используется ряд народных подвижных игр.

Первая группа таких игр реализует цель воспитания доброго отношения к окружающему миру. Это такие русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки». «Кошки-мышки», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса» и их различные варианты.

Вторая группа народных подвижных игр - игры, отражающие быт русского народа» повседневные занятия предков. Сюда вошли народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Заря - заряница», «Встречный бой» «Каравай». «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Птицелов», «Продаем  горшки», «Рыбаки» и другие.

Третья группа народных подвижных игр - игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка». «Пятнашки», «Считалки», «Третий - лишний», «Чехарда», «Веревочка под ногами».

Четвертая группа народных подвижных игр – игры на ловкость и силу, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Сюда включаются игры: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Цепи кованые», «Перетяни канат», «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.

В целом, при отборе игр необходимо учитывать следующие факторы:

● Возраст дошкольников. Для младших дошкольников необходимо выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняю их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать можно с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие взрослого обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

● Место для проведения игр. Игры можно проводить в зале, групповой комнате, просторном коридоре, на воздухе.

● Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

● Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. Готовить его необходимо его заранее и в достаточном количестве (на каждого ребенка).

Требование, которыми необходимо руководствоваться при отборе народных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил, возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. Важно стремится к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это уже знакомые образы кот, птичка, зайка. С неизвестными персонажами детей необходимо знакомить, используя картинки, игрушки, сказки, книжки. Важно стремится к тому, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения дошкольникам. В работе с младшими дошкольниками необходимо использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», и другие). Разнообразие двигательных заданий должно обеспечивать не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение дети выполняли при разном построении и в разных ситуациях.

В целом, педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения педагоги ДОУ стремятся развивать у детей в данный момент, важно выбирать игры, помогающие развитию именно этих навыков. Например, если ставится задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели важно использовать сюжетные игры, такие как «Гуси-лебеди», «Филин и пташки».

Можно сказать, что народные игры - это наиболее интересный и доступный вид деятельности для дошкольника, где ребенок психологически раскрепощается, где формируются его нравственно-патриотические качества. Знакомя детей с народными играми, в ДОУ возрождается традиция передачи игрового опыта прежних поколений.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что сегодня педагогическая организация игровой деятельности дошкольников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа, что является важным средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русская народная сказка, песня, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и с...

Использование фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина за...

Использование фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста.

Существуют былины, песни, легенды, мифы, обряды. И всё это называется красивым словом – фольклор....

Использование фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Данная статья адресована воспитателям. В ней рассмотрены особенности развития речи дошкольника средствами устного народного творчества. Показана роль и  конкретное значение каждого жанра для рече...