Системно - деятельностный подход при формировании содержания образовательной области "Физическое развитие" в условиях современного ДОУ.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Исаева Ирина Юрьевна

С введением ФГОС заданы новые ориентиры развития системы дошкольного образования.  Особое внимание уделяется обеспечению интересов каждого ребенка, удовлетворению его  потребностей, развитию способностей, следовательно в дошкольных образовательных учреждениях изменились подходы к содержанию самого образования, поэтому организация воспитательно-образовательного процесса, который с одной стороны отвечает, требованиям государственного стандарта, с другой -  обеспечивает  достаточно высокий к всестороннему развитию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход при формировании содержания образовательной области "Физическое развитие" в условиях современного ДОУ.

     С введением ФГОС заданы новые ориентиры развития системы дошкольного образования.  Особое внимание уделяется обеспечению интересов каждого ребенка, удовлетворению его  потребностей, развитию способностей, следовательно в дошкольных образовательных учреждениях изменились подходы к содержанию самого образования, поэтому организация воспитательно-образовательного процесса, который с одной стороны отвечает, требованиям государственного стандарта, с другой -  обеспечивает  достаточно высокий к всестороннему развитию ребенка.

    При введении системно-деятельностного подхода в практику работы с дошкольниками мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом трудностей. Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности потребовал новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности взрослых участников образовательного процесса. Современные изменения содержания образовательного процесса потребовало от педагогов  изменения методов и форм работы с дошкольниками.

    Построение  системы  деятельностного подхода, отражающего различные формы работы с детьми, так как дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.

  В нашем дошкольном учреждении ведется активная  работа по реализации соднржания образовательной области "Физическое развитие" , поэтому мы тоже взяли себе несколько задач на вооружение, которые направлены на:

  •  Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
  • Формирование общей культуры личности  детей, в том числе, ценностей  здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
  • Обеспечения  вариативности и разнообразия  содержания программ и организационных форм  дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом  образовательных потребностей,  потребностей по состоянию здоровья детей;
  • Формирование  социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Обеспечение  психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с этим мы содержательную часть образовательной области строим с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей.

При реализации этих задач мы применяем новые подходы и методы в образовательном процессе.

В нашем учреждении создана педагогами здоровьесберегающая инфраструктура: имеются в каждой группе оборудованные физкультурные уголки, позволяющие детям реализовать потребность в движении, так же играя с мячом, скакалкой и другим инвентарем дошкольники укрепляют свое здоровье.

     Привлекаем в образовательный процесс родителей воспитанников через совместные проекты по изготовлению нетрадиционного оборудования для проведения как НОД, так и самостоятельной двигательной деятельности детей.  Родители принимают активное участие в совместных спортивных развлечений, веселых стартов, и вся это работа основывается на деятельностный подход, так как за основу берется такая форма взаимодействия взрослого и ребенка, позволяющая обеспечить всестороннее развитие дошкольника в активной деятельности.

   Так же решение задач по образовательной области "Физическое развитие" ведется и на прогулке, но особенно интересно такая работа проводилась  в зимний период, где воспитателями был оборудован участок нашего структурного подразделения различными крупными,  снежными постройками: крокодил, черепахи, гусеница, звезда. Ребятам очень нравилось около них играть в прятки или просто перебегать, например, от гусеницы к крокодилу, а от крокодила к черепахам. Также мальчики эти постройки использовали, как крепости, а девочки, как домики и ходили друг к другу в гости, либо как своих питомцев. Все вместе ребята использовали снежную постройку крокодил, как снежную горку, съезжали вниз, а по спине гусеницы дети упражнялись в равновесии, так же перепрыгивая через нее упражнялись в прыжках.  Постройки из снега, расположенные по всей территории, служили не только украшением участка, но и стимулировали движения детей. Таким образом, дети на прогулке выполняли разнообразные движения: бегали, прыгали, съезжали, бросали в цель.

При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми.  Для ее организации воспитатели нашего дошкольного учреждения приготавливают атрибуты, выносной материал (маски, ленточки). Но бывает такое, что некоторым детям не интересно играть со своими сверстниками, либо не знают чем себя занять, то здесь наши педагоги  организуют с ними подвижную игру. При этом при всем, они не допускать, чтобы организованная двигательная активность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

    На прогулке и в группах воспитатели  проводят индивидуальную работу, которая направлена не только на закрепление материалов по всем разделам программы, но и на совершенствование физических качеств, как быстрота координации движений, глазомера. Например, закрепление бега "змейкой", оббегая поставленные в ряд предметы, либо бег в разные стороны на ориентировку в пространстве.

Так же в детском саду есть кружки "Здоровичок" и "Крепыш", где тоже непосредственно ведется работа на решение поставленных задач. Еще разработана программа "Здоровье", в которой отражены профилактические мероприятия направленные на укрепление здоровья воспитанников.

    Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в нашем ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

"Опыт внедрения системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно - образовательной работы с дошкольниками с ОНР"

Консультация для педагогов  по внедрению системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с ОНР...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

«Системно-деятельностный подход к формированию представлений о величине» (из опыта работы)

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно ...

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

«Системно-деятельностный подход в формировании элементарных математических представлений дошкольников»

Организация образовательного процесса  на основе деятельностного метода...


 

Комментарии

Никольская Юля Николаевна

Спасибо, было интересно!

Никольская Юля Николаевна

Спасибо, было интересно!