Консультация "Научите ребёнка бегать"
консультация по физкультуре (младшая группа) на тему

Хлебунова Адиля Фаритовна

Материал расскажет о том, как правильно учить ребёнка бегать и  и какие условия необходимо при этом создать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научите ребёнка бегать свободно, легко, ритмично.

Бег для малышей — это, прежде всего игра. В играх дети бегают в прямом направлении, по кругу, врассыпную между предметами. Они «летят на самолете», «едут на поезде», кого-то догоняют или от кого-то быстро убегают. Сюжет подвижной игры стимулирует бег малышей, игровой образ учит их разным видам бега, поддерживает интерес к движению. Но есть еще один стимул — преодоление препятствий.

Бег с введением дополнительных заданий рекомендован Е. Н. Вавиловой в работе «Учите бегать, прыгать, лазать и метать». Принимая во внимание ее советы, автор предлагает бег с преодолением препятствий начинать с малышами третьего года жизни. Во время бега по периметру зала дети выполняют конкретные задания. Их содержание отработано, систематизировано и оформлено не игровым сюжетом, а приведено в карточках: схематично показано расположение физкультурного оборудования, что определяет последовательность выполнения игровых упражнений. Такой вид бега лучше всего проводить в зале, а в теплое время года возможно и на прогулке, но в облегченном варианте.

Бег с препятствиями — обучающий. Задания помогают ребенку понять смысл движения, что является важным стимулом к его выполнению.

Разнообразие двигательных действий обеспечивает физкультурное оборудование. Это — маты, модули, гимнастическая скамейка, гимнастическая доска, обручи разного диаметра, шнуры- «косички», пластины, колокольчики и т. п.

При организации бега и подборе упражнений учитывались следующие требования:

  •  доступность — соответствие заданий возрастным и индивидуальным возможностям детей;
  •  предварительное ознакомление детей с физкультурным оборудованием и пособиями;
  • определение задач обучения бегу конкретных детей с учетом уровня их физического развития и особенностей владения бегом;
  • своевременное усложнение двигательных заданий с постепенным увеличением пробегаемого расстояния, времени пробега и скорости.

Прежде чем предлагать детям бег с препятствиями, т. е. начинать целенаправленное обучение, педагогу полезно узнать, в какой степени они уже владеют этим движением. Для этого достаточно провести простые по содержанию подвижные игры, например «Догони», «Догоню и убегу». Бег в этих играх непродолжительный, но действия детей активные; бегая по периметру зала, они выполняют доступные движения.

Одновременно, оценивая возможности детей, учите их слушать и слышать ваши требования, смотреть и видеть, за кем они бегут и кого догоняют, учите не наталкиваться на бегущих впереди. Постепенно требования усложняются.

По мере освоения препятствий, как только дети научатся их преодолевать, для поддержания эмоционального настроения меняйте набор оборудования и его расположение, варьируйте задания. Бег стереотипный, повторяющийся в неизменном виде малышам неинтересен. (Можно придумать много вариантов размещения физкультурного оборудования и пособий.)

Для малыша выполнить даже хорошо знакомое движение в измененных условиях представляет большую трудность.

Преодоление трудностей является стимулом к выполнению заданий. Предоставьте ребенку самостоятельность в выборе способа преодоления препятствий, самостоятельное решение практических задач вызывает у него положительные эмоции.

Хотелось бы напомнить, что исследовательский рефлекс у детей этого возраста проявляется очень рано. Давно замечено, что у малышей всегда присутствует желание познать то, чего они еще не знают, и отсюда возникает большой интерес к движениям, а каждое новое задание для них не только неожиданность, но и загадка.

Не показывайте, как нужно выполнять то или иное задание: пробежать по гимнастической доске, переступать во время бега через шнуры-«косички». Достаточно обратить внимание ребенка на лежащие предметы, назвать физкультурное оборудование, пособия и ограничиться словом, в котором присутствует установка к действию. Это слово — приказ, например: «Беги по доске, но не спеши», «Беги и перешагивай через "косички", не наступай на них».

Важно дать малышу возможность ощутить мышечное состояние, связанное с преодолением трудностей. Этот методический прием развивает умение выслушивать и понимать педагога, действовать по заданию, сохраняя его в памяти.

В педагогическом руководстве при обучении бегу на первое место поставлен словесный метод, воспитатель руководит движением каждого ребенка словом.

Наблюдайте за детьми, по мере необходимости подсказывайте, напоминайте, направляйте их действия, развивая тем самым слуховое внимание.

Непосредственное участие педагога, т. е. наглядный метод, используется только в том случае, если нужно перевести детей на бег врассыпную или по малому кругу, пробежать «змейкой» между предметами или задать ритм бега. В этом случае сначала назовите действие — бежать «змейкой», затем встаньте впереди бегущего и ведите всех детей за собой.

Наблюдения показали, что первоначально детей увлекает само движение, т. е. бег, и они забывают о задании, пробегают мимо лежащего на полу предмета, тем самым упрощая условия бега и сокращая расстояние. «Ты забыл пробежать по "горбатому мостику", — напоминает воспитатель малышу, — "мостик" очень хочет, чтобы ты по нему пробежал!» Ребенок возвращается и выполняет нечаянно забытое движение.

Выполнение задания для ребенка должно быть обязательным. Подсказывайте заранее, какое упражнение он должен сделать, называя физкультурное оборудование. Таким образом, дети учатся сосредоточивать внимание на предстоящем действии. («Ты бежишь за скамеечкой, а сейчас побежишь по мату», «Беги через обручи, не забудь наклонить голову».)

Бег с препятствиями — это бег в переменном темпе. По периметру зала дети бегут друг за другом, каждый в своем темпе и ритме. Скорость бега зависит

от бегущего впереди. Педагог, наблюдая за действиями, подсказывает, когда и кому нужно ускорить или замедлить движение. Так ребенок учится регулировать и изменять темп бега.

Дети в конкретных условиях могут принять решение и внести поправки в свои действия совершенно самостоятельно, без чьей-либо подсказки. Так, если нужно пробежать по доске или по дорожке из обручей, а это задание вызывает у них затруднение, дети замедляют бег и переходят на быструю ходьбу.

Если же во время бега какое-то движение нужно выполнить в новом варианте впервые (например, через пластины дети умеют перепрыгивать, но никогда не переступали через них на бегу), ребенок останавливается, переходит на быструю ходьбу или перепрыгивает через пластины на двух ногах, продвигаясь вперед. Таким образом, малыш переносит уже известное ему движение в новую обстановку.

   Психологи и педагоги пришли к выводу, что умение ребенка самостоятельно применять знания на практике есть один из существенных показателей уровня его умственного развития.

Основой формирования бега является целенаправленное обучение, и проходить оно должно в хорошо организованных условиях. В ходе обучения дети легко переключаются в зависимости от ситуации с медленного бега на быстрый и наоборот. Они способны выполнять различные виды бега:

  • кратковременно бегут на носочках, широким шагом — через препятствия, лежащие на некотором расстоянии друг от друга;
  • могут бегать в разных построениях: самостоятельно в колонне, по кругу и врассыпную по ориентирам, за воспитателем «змейкой».

Бег в таком варианте доставляет детям большое удовольствие, помогает преодолеть робость и застенчивость, повышает активность малоподвижных малышей.

   Конкретность поставленной задачи повышает заинтересованность детей. Они более осознанно относятся к выполнению задания, у них развивается сосредоточенность внимания, наблюдательность.

Дети учатся ориентироваться в коллективе сверстников, у них формируется умение согласовывать свои действия друг с другом, видеть пространство зала; развивается ритмичность бега, согласованность движений рук и ног.

Благодаря многократному выполнению заданий совершенствуются двигательные качества: ловкость, быстрота, выносливость, улучшается координация движений, исчезает напряженность. В беге наблюдается легкость, выражен полет, нарастает стремительность. Дети учатся хорошо чувствовать и контролировать движения, сдерживать себя, вносить поправки в свои действия. Появляется стремление к успеху, уверенность в себе и чувство «Я сам», «Я тоже умею».

К концу учебного года ребенок способен пробегать по периметру зала или площадки, преодолевая препятствия, 90-100 метров за 60-70 секунд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методика для проведения оздоровительного бега для дошкольников" (из опыта работы)

Еще   мыслители  Древней  Греции  говорили: « Хочешь  быть   здоровым-  бегай!  Хочешь  быть  красивым-  бегай!Хочешь  ...

конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»

Программные задачи:  Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...

занятие - развлечение "Бегаем, играем - здоровье укрепляем"

конспект занятия по физической культуре...

К логопеду я бегу – звуки я произносить хочу…

Осуществлять свою работу более эффективно, оптимизированно, интересно, эмоционально насыщенно я решила через разработку и внедрения в практику таких подходов, которые совершенствуют формы и мето...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ

Для всестороннего развития дошкольника чрезвычайно важно своевременно овладеть разными движениями, в первую очередь основными их видами- бегом,ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...