ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - опыт работы инструктора по ФК Романенко Н.Н.
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Светлана Фрунзевна

Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку. В результате исследования выявлено, что для формирования правильной осанки у детей 5-7 летнего возраста целесообразно:

- выполнять упражнения с фитболом из исходных положений на четвереньках и лежа (на груди, на спине, на боку), что способствует разгрузке позвоночника;

- применять упражнения, локального воздействующие на конкретные мышцы, участвующие в поддержании осанки;

- использовать нагрузку, несущую тренирующий эффект при выполнении гимнастических упражнений;

- после 3-4 упражнений в комплексе выполнять дыхательные упражнения.

Предлагаемая методика занятий состоит из комплексов, включающих в себя части: подготовительную, основную и заключительную. Поскольку комплексы содержат большое количе­ство упражнений, из них можно формировать различные занятия, варьируя их содержание в зависимости от возраста и подготовлен­ности детей. Из каждого комплекса можно составить 5-6 занятий, которые требуют повторения не менее двух раз, т. е. в течение не­дельного цикла. Занятия должны включать все упражнения комп­лексов. Смена одного занятия другим зависит от того, насколько быстро дети овладевают материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_opytu_raboty.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ НА ОСНОВЕ СЕНСОМОТОРНЫХ КООРДИНАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Данная часть работы посвящена реализации сенсомоторного развития детей 3-5 лет с помощью средств физического воспитания. Кроме этого, разработанные двигательные комплексы решают задачи интеграции шейно-тонических рефлексов, формирования правильной осанки, рефлексов походки, развития физических качеств, навыков работы с различными предметами и на гимнастических снарядах.

Программа состоит из нулевого занятия — педагогического контроля, девяти обучающих комплексов и одного сюжетного занятия.

Комплексы включают в себя части: подготовительную, основную и заключительную. Поскольку комплексы содержат большое количество упражнений, из них можно формировать различные занятия, варьируя их содержание в зависимости от возраста и подготовленности детей. Из каждого комплекса можно составить 5-6 занятий, которые требуют повторения не менее двух раз, т. е. в течение недельного цикла. Занятия должны включать все упражнения комплексов. Смена одного занятия другим зависит от того, насколько быстро дети овладевают материалом.

Предложенный базовый вариант комплексов поможет педагогу в его творческой работе по подбору материала для занятий. Гимнастические предметы могут быть заменены, при этом структура упражнений и основное значение комплексов нарушены не будут.

В комплексы включены упражнения с гимнастическим мячом, с флажками, балансировочной доской, а также упражнения на гимнастической скамейке, ходьба по канату и камням, прыжки на батуте и др.

По мере освоения этих упражнений в комплекс можно включить и другие предметы. Если отсутствуют балансировочные доски (полусферы), то их можно заменить модулями или поролоном (толщина 6-10 см).

Все упражнения достаточно знакомы. Особенность их заключается в необходимости объединить выполнение упражнения с предметом и проследить за перемещением предмета из одного положения в другое, т. е. в работу активно включается зрительный анализатор. Выполнение упражнений в положении стоя на балансировочных досках (полусферах, модулях) способствует активизации вестибулярного аппарата, который играет центральную роль п регуляции движения глаз, а также формированию интеграции модально-специфических факторов (зрение, слух, вестибулярный аппарат, тактильное ощущение, проприорецепция) с двигательной системой. Происходит развитие пространственного фактора, способности ориентироваться в окружающем пространстве.

Формируется латерализация, координированное взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Совершенствуется способность детей к выполнению перекрестных движений, т. е. одновременному включению в работу разноименной руки и ноги (правая рука, левая нога), необходимому для развития рефлексов правильной автономной походки. Кроме этого, как было сказано выше, формируются необходимые умения и навыки, развиваются физические качества.

Комплексы разработаны для проведения занятий в спортивном зале. Но поскольку существует необходимость проведения подобных занятий в любое время года на улице, в бассейне, отдельные упражнения из комплексов возможно включать в ход утренней зарядки, физкультминутки.

В содержание занятий включены общеразвивающие упражнения (ОРУ) с обычным гимнастическим мячом, флажками, с использованием мешочков с песком, прыжки из обруча в обруч толчком двумя ногами, перепрыгивание через ленту, лежащую на полу, вперед и назад с продвижением правым (левым) боком вперед.

Освоение техники выполнения упражнений с мячом начинается с наиболее простых упражнений, когда мяч находится в двух руках. Постепенно упражнения усложняются — выполняются не только в положении стоя на месте, но и в движении.

Упражнения с мячом построены по принципу — от простого к сложному. Они развивают зрительно-моторную координацию, способствуют развитию ловкости, координации движений.

Упражнения с мячом и флажками, выполняемые из различных положений, способствуют также укреплению мышечного корсета, который обеспечивает формирование правильной осанки.

Начиная с 5-го занятия вводятся упражнения, выполнение которых связано с использованием мешочка с песком. Дети выполняют ходьбу с мешочком на голове, преодолевая стоящий на их пути куб. Для закрепления навыка отталкивания двумя ногами одновременно и прыжка вперед мешочки с песком зажимают между коленей. Это упражнение не только способствует отработке навыка отталкивания двумя ногами одновременно, но и развивает ловкость, координацию движений.

Все виды ходьбы с мешочком на голове положительно влияют на укрепление мышц и формирование правильной осанки, способствуют развитию вестибулярного аппарата, зрительного анализатора.

Большинство игр, включенных в занятия, также проводится с мячом для закрепления, совершенствования техники выполнения движений с данным предметом.

Дальнейшие занятия содержат ползание с продвижением вперед, назад, различные виды ходьбы, ОРУ с флажками, способствующие развитию одноименной и разноименной координированной работы рук и ног, туловища, головы. Выполнение упражнений направлено на формирование зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, сбалансированной работы правого и левого полушарий головного мозга. Все это ведет к достижению физического интеллекта, способствующего развитию детей.

К внедрению этих комплексов необходимо относиться творчески. Следует заранее выбрать те упражнения, которые, будут составлять содержание занятий. Подготовить инвентарь, продумать расположение снарядов в зале. Упражнения подготовительной части наших комплексов (различные виды ходьбы, бега) можно проводить по типу круговой тренировки. Чтобы суметь заинтересовать детей, преподаватель сам должен хорошо владеть материалом. Демонстрация упражнения должна быть четкой, изящной, завораживающей. Детям надо дать возможность не просто упражняться, а вызвать у них интерес, желание и любовь к упражнению. Следует постоянно поощрять детей. Если ребенок будет чувствовать, что вы одобряете его физические успехи, он будет с удовольствием выполнять все задания и с нетерпением ждать новых занятий.

По мнению специалистов, чем раньше начать обучение, тем успешнее оно будет. Если, к примеру, в учреждении есть группы детей 3-4 лет, обладающих достаточной подготовленностью, определенными навыками и умениями, то реально начать внедрение предложенных комплексов с этого возраста. Хотя с уверенностью можно сказать, что для полного освоения одного комплекса потребуется более 5-6 занятий, поскольку двигательный опыт детей этого возраста еще невелик. Возможно, первоначальная работа будет направлена на разучивание самого упражнения и только затем на включение в работу всех систем организма, принимающих участие в выполнении упражнения по описанной методике. Ослабленных, отстающих в развитии детей необходимо выделять в отдельную группу и оказывать им индивидуальную поддержку в освоении

программы.

Как же быть с детьми, которым уже 5 или 6 лет? Конечно, мы не должны лишать этих детей возможности повысить уровень своего развития. Тем более, что в возрасте 5 лет организм ребенка готов к адекватному восприятию обучения.

Для детей старше 5 лет можно предложить выполнение отдельных упражнений комплекса, которые будут включены в содержание занятий. Каждый педагог сам решит, чем конкретно не владеют или слабо владеют дети этого возраста в его учреждении. Если вы начали реализацию этой программы с детьми 3-4 лет, то в последующие годы можно неоднократно возвращаться к этим комплексам, повторяя отдельные упражнения или даже включая в содержание занятий отдельные части комплексов.

Проведя нулевое диагностическое занятие, вы реально убедитесь в необходимости этой программы для детей дошкольного возраста.

Прежде чем преподаватель по физическому воспитанию или  воспитатель приступит к реализации данной программы, он может осуществить педагогический контроль. Мы назвали его нулевым занятием. Цель его — определение исходного уровня развития движений у детей. Детям предлагается выполнить следующие виды движений: ползание в упоре, стоя на коленях («четвереньках») и по-пластунски с продвижением вперед-назад, ходьбу с продвижением вперед и назад, выполнение упражнений стоя на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами, выполнение движений стоя на модуле, поролоне или балансировочной доске с открытыми и закрытыми глазами. Достаточно провести такое занятие в одной из групп, чтобы сделать соответствующие выводы о двигательном развитии детей, о возможном качестве выполнения предложенных заданий.

Известно, что правильное выполнение ползания и ходьбы связано с развитием координированной работы рук и ног, т. е. умением детей включать в работу разноименные руку и ногу (правая рука, левая нога и наоборот).

Движения должны быть перекрестными. После того как преподаватель увидит выполнение детьми ползания и ходьбы, он решит, сколько ему надо уделить времени для отработки этих движений. Для маленьких детей можно использовать маркировку. Например, на правое запястье и на левое бедро чуть выше колена завязать по синему банту. Этот ориентир поможет детям лучше освоить перекрестный способ передвижения, который так необходим для развития зрения, речи, интеллекта, ориентации в пространстве, равновесия, координации движений.

Выполнение упражнений в положении стоя с открытыми и закрытыми глазами на жесткой, мягкой и качающейся поверхностях направлено на интеграцию модально-специфических факторов (зрение, слух, вестибулярный аппарат и т. д.) с двигательной системой. Поэтому выполнение детьми предложенных упражнений дает преподавателю возможность оценить уровень развития вестибулярного аппарата, зрительной системы, способности ориентироваться в пространстве, способности сохранять равновесие. Результаты проведенного тестирования помогут преподавателю в составлении занятий, подборе материала.

Приложение 2

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСАНКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ БОЛЬШИХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ МЯЧЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ  4-6 ЛЕТ

Комплекс упражнений с применением больших гимнастических мячей по формированию осанки создан для детей 4-7 лет.

Мячи, как средство развивающе-оздоровительно-коррекционной работы, выбраны в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат и на механизм равновесия. Большие гимнастические мячи диаметром от 45 до 55 см появились совсем недавно, но, тем не менее, успели стать любимой игрушкой детей и взрослых.

Не каждый ребенок имеет возможность ежедневно поплавать в бассейне, гимнастический же мяч, моделирующий неустойчивость водной среды, всегда под руками.

Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, чувства равновесия, ритма движений. Неоценима работа на мячах в плане стимуляции всех опорно-статических систем тела. Активная динамическая позиция «сидя» - мобилизирует структуры позвоночника, мышцы груди и живота в формировании осанки.

На мяче имитируются и тренируются плавание, ползание и лазанье как необходимые для развития этапы формирования ОДС и локомоций. В упражнениях прорабатываются сенсомоторные координации (зрительно-, ритмо-, тактильно-моторные и др.), реализующие базальные факторы развития нервной системы.

Вестибулярная тренировка жизненно необходима для развития и нормального функционирования центров регуляции сердечнососудистой системы.

Кроме специфического воздействия мячей на мышцы и связки ребенка, немаловажную роль играет эмоциональный фактор, создающий наилучшие условия для физического развития детей и реализации основных факторов развития: ориентации в пространстве, межполушарного взаимодействия, кинетического и др.

В период формирования осанки у большинства детей в возрасте 5-7 лет можно наблюдать отставание в физическом развитии, а именно слабость мышечного корсета. Это состояние ребенка, когда у него еще не развиты мышцы живота, слабые мышцы спины, ног, еще не оформлен свод стопы и изгибы позвоночника, может серьезно повлиять на дальнейшее развитие ребенка, на его общее физическое здоровье, внутреннее психическое состояние и даже на общение с окружающими. Плохая осанка, слабые, легко реагирующие на любые стрессовые и конфликтные ситуации мышцы чаще всего становятся одной из основных причин многих психосоматических заболеваний ребенка, нарушений опорно-двигательного аппарата, а также (что очень важно не упускать из виду) его внутренних разладов с собой и в отношениях с окружающими людьми.

Что же характеризует развитие детей в возрасте 4-7 лет? Прежде всего — это несформированный свод стопы, слабые мышцы спины на фоне спазмированных мышц-сгибателей тела. Внешне это выражается в опущенных плечах, скругленной спине, отвислом животе. Голову ребенок часто выдвигает вперед или, постоянно меняя ее положение, наклоняет то к одному, то к другому плечу (так как от перегрузки мышц-разгибателей шеи он быстро устает), походка чаще всего шаркающая, колени полусогнуты. Конечно, здесь как воздух необходимы занятия специальной гимнастикой. Но, учитывая малый возраст, педагоги обязаны применять методики, не только несущие развивающие физические нагрузки, но и дающие хороший эмоциональный заряд, поскольку мышцы 5-7-летнего ребенка — это пока еще не рабочий орган, а скорее орган чувств.

Одним из таких очень эффективных средств развития и коррекции осанки детей дошкольного возраста являются занятия с применением больших гимнастических мячей. Занятия с применением гимнастических мячей имеют свои особенности, в отличие от традиционной лечебной физкультуры.

Во-первых, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребенка, в целях сохранения равновесия, уже в позиции «сидя на мяче» включать в работу те или иные группы мышц. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, пока не может. Все требуемые движения он выполняет непроизвольно, на не включенных мышцах, используя махи, силу инерции и другие компенсаторные возможности. Работа же на подвижном, постоянно «желающем» его уронить мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч — это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком.

Проведенная на экспериментальных площадках работа по внедрению коррекцион но-развивающих программ показала, что (по данным специалистов-кинезиологов) способность мышц, несущих ответственность за статику (осанку) ребенка, произвольно напрягаться значительно возрастает после растягивающих упражнений. Именно на растягивание мышц (помимо укрепления) направлена большая часть упражнений на мячах.

Начиная работу па мячах с детьми, следует знать, что мяч должен соответствовать возрасту ребенка:

возраст (лет)          4-5        5-6       6-7

диаметр мяча            45 см     50 см    55 см

При посадке на мяче угол между голенью и бедром, бедром и телом должен быть 90°.

ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ НА МЯЧЕ

1. Сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях.

Одна из основных функций позвоночника — удержание равновесия тела. Следует помнить, что позвоночник человека сохраняет стабильное положение на обоих своих концах: таз при помощи нижних конечностей, голова при помощи рефлекторной фиксации плоскости глаза — лабиринт в пространстве. Суставы головы посредством шейно-тонического рефлекса воздействуют на позвоночник как на ось тела. На осанку решающее влияние оказывает положение таза. Каждое отклонение и функциональное нарушение в осанке позвоночник должен компенсировать сам.

В и.п. сидя на мяче, ноги на полу, можно предложить большой ряд положений и движений, направленных на постановку таза, на формирование изгибов позвоночника, развитие вестибулярного аппарата, ориентацию тела в пространстве. В этом положении проводятся легкие подпрыгивания на мяче с изменением положения рук (руки на пояс, вверх, в стороны, к плечам и т. д.), постоянно удерживая контакт ягодичных мышц с мячом.

При выполнении упражнений этой серии у ребенка тренируется вестибулярный аппарат, улучшается гибкость и подвижность всех отделов позвоночника, вырабатывается способность сохранять равновесие, компенсируя невольные отклонения в тазовой области от оси тела за счет положения плеч и головы.

При работе в данном и.п. следует предварительно обучить детей правильно садиться на мяч. Особое внимание необходимо обратить на положение таза, так как он определяет осанку: таз должен быть слегка «опрокинут» вперед (поза разгруженного поясничного отдела позвоночника).

Прокатывание мяча вперед-назад, движением таза вправо-влево, круговые перемещения мяча — все эти движения можно разнообразить, сочетая их с движениями рук, ног, наклонами тела вправо-влево, поворотами вокруг продольной оси. Здесь уже ведется работа по укреплению связочно-мышечного аппарата всех отделов позвоночника, по улучшению подвижности в пояснично-крестцовом сочленении, укреплению поясничного отдела позвоночника и мышечного корсета, формированию поясничного лордоза, укреплению ягодичных мышц, снятию напряжения с пояснично-подвздошной мышцы, имеющей огромное влияние на правильность постановки таза, определяющей осанку ребенка.

2. Стоя на полу на коленях, руки на мяче.

Упражнения, выполняемые в этом и.п. (прокатывание мяча вперед стоя на коленях, садясь на пятки, садясь на бедро и т. д.), оказывают хорошее тонизирующее воздействие на слабые мышцы тела и ног в плане включения их в работу, растягивая их и помогая ребенку быстрее напрячь необходимые мышцы. Кинезиологическое мышечное тестирование показало, что растяжки, заряжая мышцы кинетической энергией, хорошо способствуют быстрому напряжению мышц, делая их «сильными». Кроме этого, перекатывая мяч и удерживая его на прямой линии, ребенок старается симметрично напрячь обе половины тела, что ведет к выравниванию мышечной тяги спины и стенки живота.

Педагогу необходимо следить, чтобы при выполнении этой серии упражнений ребенок держал спину ровно (как будто к пояснице привязана дощечка), не «отпускал» живот и напрягал ягодицы.

3. Лежа на животе на мяче.

Уже само и.п., при котором тело ребенка «обволакивает» мяч, вызывает хорошее растягивание мышц всей задней поверхности тела. В этом и.н. можно выполнять движения, опираясь ногами и руками об пол (развивая чувство равновесия), держа руки на мяче, ноги на полу; руки на полу, ноги приподняты; руки и ноги подняты вверх. Каждое изменение и.п. несет на себе новую нагрузку, постепенно усиливая напряжение мышц спины, рук, ног, а также влияет на улучшение функции равновесия и тренировку вестибулярного аппарата.

Здесь, так же как и в предыдущих  и.п,, можно выполнять движения, удерживая мяч на месте, можно прокатывать его вперед-назад, подключая к работе руки и ноги. В любом случае ребенок вынужден применять усилия для поддержания равновесия, т. е. эта функция позвоночника проявляется как бы автоматически, сами условия вынуждают позвоночник компенсировать любые изменения положения центра тяжести тела во избежание потери равновесия и падения с мяча.

Особо следует обратить внимание на дыхание: ребенка следует учить дышать животом. Дыхание с сопротивлением упругой опоре мяча укрепляет мышцы живота, снимает напряжение с мышц поясничного отдела, пояснично-подвздошной мышцы.

4. Лежа спиной на мяче.

Данное и.п. позволяет дать хорошую растягивающую и укрепляющую нагрузку на мышцы передней и задней поверхностей тела. Кроме того, в положении лежа на амортизирующей и качающейся опоре позвоночник ребенка проделывает огромную комплексную работу по удержанию равновесия, вовлекая в действие самые глубокие мышцы и связки. Всем известно, что изначально мышцы-сгибатели тела сильнее, чем разгибатели. Кроме того, большие грудные мышцы, спазмируясь, тянут плечи вперед, растягивая и без того ослабленные мышцы спины и увеличивая кифоз грудного отдела позвоночника. В положении «лежа на спине, руки опущены за голову*» хорошо растягиваются большие грудные мышцы, мышцы-сгибатели шеи, стенка живота. В этом и.п. хорошо применить брюшное дыхание — одно из необходимых упражнений для формирования правильных изгибов позвоночника, укрепления дыхательных мышц, увеличения экскурсии грудной клетки.

Упражнение в положении «лежа на спине» можно разнообразить перемещением в положение «лежа на лопатках на мяче», опираясь на мяч шейным отделом позвоночника, поднимая и опуская поочередно ноги, поднимая и опуская таз, поворачиваясь вдоль своей оси вместе с мячом и т. д.

5. Лежа на мяче на боку, опираясь об пол ногами.

В и.п. «лежа на боку» растягиваются мышцы боковой поверхности тела, происходит укрепление межпозвоночных связок, увеличивается расстояние между позвонками, следовательно, улучшаются условия функционирования межпозвоночных дисков. Работая в этом положении, ребенок вынужден постоянно контролировать напряжение мышц спины и живота во избежание падения с мяча. Идет работа на координацию напряжений передней и задней поверхности тела — фокуса. Упражнения, предлагаемые в этом положении, — прокатка мяча, сгибая и разгибая ноги в коленях, подъем прямой ноги вверх, отведение вперед, назад и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

«Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Физическая культура» ОПЫТ РАБОТЫ

Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением....

Опыт работы инструктора по физической культуре.

Опыт работы инструктора по физической культуре....

Опыт работы инструктора по физической культуре «Детский сад №257 Самоцветы»

работа с родителями,работа с психолгом,с старшим педагогом...

Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни

Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...

Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».

laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...