Развитие мелкой моторики рук на занятиях по адаптивной физической культуре.
статья по физкультуре ( группа) на тему

Исакова Ирина Николаевна

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на занятиях по адаптивной физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_semenaru_peredelanaya.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно – оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

 На баз нашего ДОУ  в практику работы  внедряется комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание, имеющие особую  социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, с ОВЗ. Методика адаптивной физической культуры  существенно отличается, от обычной физической культуры, что обусловлено аномальным развитием физической и психической сферы ребёнка с ОВЗ.

Именно разные нозологические группы (ДЦП, нарушение слуха, зрения, интеллекта), типичные и специфичные нарушения двигательной сферы,  требуют специальных – методологических принципов работы с данной категорией детей, коррекционной направленности педагогического процесса определяя концептуальные подходы к построению  адаптивной физической культуры. На данный момент в ДОУ 51 воспитанник – это дети  3 и 4 группы здоровья, из них 33 ребёнка имеющие инвалидность.

Адаптивная физическая культура  для детей с ОВЗ – это одно из средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного психофизического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации детей находится в прямой зависимости от их клиника – психосоматического состояния, поэтому специалисту по адаптивной физической культуре для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, а также особенности физического, личностного развития детей данной категории. Исправление нарушений моторики, коррекция психического состояния через движения и расширение двигательных возможностей  для ребёнка с поражением интеллекта являются главными    условиями подготовки его к жизни.                                                

В ДОУ существует 3  группы детей со сложной структурой  дефекта – это дети требующие  постоянной, интенсивной поддержки в более чем  одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям.  

Особым средством поддержки таких  детей  в ДОУ является    психолога – педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами: психологом, логопедом – дефектологом, музыкальным руководителем, социальным работником, инструктором по адаптивной физической культуре, воспитателями в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка   инвалида.                                                  Адаптивная  физическая культура в ДОУ  преимущественно ориентирована на создание  специальных педагогических условий развития редуцированной (упрощенной) формы двигательно – символической преднамериности – двигательно – символической интенциональности. (Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект. Быть направленным - значит быть заинтересованным в рассмотрении именно этого объекта, а не другого). Под специальными условиями для  детей с  ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего  детям с ОВЗ необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.  Формирование интенциональности происходит на основе использования уже приобретённого опыта непосредственного удовлетворения двигательных потребностей и при минимальном уровне личностного контроля ребёнка. Формирование двигательно – символической преднамеренности фактически сводится к широко известным в общей педагогике способам деятельности по образцу или в сходной ситуации.        Физическое развитие и двигательные способности детей с ОВЗ характеризуются моторной недостаточностью, отставанием от здоровых сверстников по антропометрическим параметрам и по развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, скорость движения, быстрота реакции, выносливость, гибкость, и подвижность суставов. Кроме того у данной категории детей отмечаются выраженные нарушения координационных способностей, что обусловлено недостатками высших уровней регуляции, а также выраженной гипокинезией  (Гипокинезия (греч. ὑπό — снизу, под; κίνησις — движение) — состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений.

Дети с ОВЗ имеют значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребёнка и его неуспеваемости, является нарушение работы руки, особенно пальцев. Задержка развития мелких мышц кисти руки, которая прослеживается у детей с ОВЗ, затрудняет процесс овладения двигательными умениями и навыками, оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно – двигательного аппарата ребёнка.

В физической реабилитации детей с ОВЗ должны широко использоваться все реабилитационные средства. Правильно подобранные и дозированные, они являются мощными афферентациями (Афферентация (от лат. afferens — «приносящий») — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от раздражителей внешних (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими среды, а также от состояния — активности или пассивности — индивида) адресованными в  различные отделы ЦНС, которые изменяют соотношение возбудимых и тормозных процессов в коре больших полушарий и могут быть направлены на перестройку патологических условных рефлексов, возникших в процессе заболевания. Систематические упражнения движений пальцев оказывают не только стимулирующее влияние на развитие речи ребёнка, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. В процессе физической реабилитации таких детей необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики, уровень развития которой отражается на эффективности работы нервной системы ребёнка. Ребёнок с ОВЗ, не осознавая в полной мере логику двигательной задачи, постигает её на основе интуиции и собственного двигательного опыта, использует имеющийся у него двигательный потенциал в игровой и повседневной жизненной ситуации. Сформированный двигательный навык может служить предпосылкой для освоения нового, более сложного навыка. Такой перенос двигательного навыка, как известно, определяется как позитивный. Реализовать тот подход не просто, особенно учитывая, что двигательный опыт ребёнка с ОВЗ  не богат. Поэтому задания  на занятиях по адаптивной физической культуре лучше начинать с упражнений, которые будут получаться у ребёнка, и доставлять ему удовольствие. Упражнения выполнять регулярно, в игровой форме. Необходимо соблюдать комфортного для ребенка с ОВЗ темпа выполнения упражнений. Инструкция по выполнению упражнений должна быть простой, короткой и точной. Её повторение, а также проговаривания действий в процессе выполнения облегчают работу детей. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого, а также помощь тьютера.

В качестве одного из эффективных методических подходов компенсаторному физическому развитию ребёнка с ОВЗ следует рассматривать формирование у него навыков смысло – наглядно – образного управления двигательными действиями.                                                Образное имитирование двигательных действий как методический подход предполагает сочетание яркого образного объяснения решающих моментов действия, доходчивой демонстрации их и направленного «прочувсвования» в специально созданных условиях (по средствам выполнения знакомых упреждений, в той или иной части аналогичных разучиваемому действию практической имитации его элементов, воссоздания необходимых ощущений с физической помощью педагога, вспомогательных технических средств.                                                                                 Методика занятий по адаптивной физической культуры на базе нашего ДОУ усовершенствованна за счет включения упражнений  на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), большего количества упражнений с предметами (для того, чтобы  в общеразвивающих упражнениях тоже были задействованы пальцы и кисти рук), подвижных игр с элементами развития мелкой моторики, а также кинезиологических упражнений на межполушарное воздействие, что способствовало более качественному физическому развитию  детей с ОВЗ. (Кинезиология (кинезис — движение, логос — учение) — научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.)         В работе с детьми с ОВЗ  необходимо уделять  большое внимание физическим упражнениям, способствующим развитию руки ребёнка. В упражнениях и играх  применятся  разнообразный спортивный инвентарь:

- мячи разного диаметра;

- обручи;

-кегли;

- ленты;

- флажки и т. д.

Физические упражнения, направленные на развитие руки ребёнка проводятся:

- во время утренней гимнастики;

-на физкультминутках;

-на занятиях физкультурой;

- во время подвижных игр на прогулках, и т.д.

Такие занятия позволяют  развивать координацию движений всех звеньев рук и тренировать мелкие мышцы рук. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией и т. п.) заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, т. к. все упражнения носят большей частью игровой характер. Совершенствованию ручной моторики помогают  упражнения с мячами разного диаметра, пальчиковая гимнастика, самомассаж, упражнения с предметами.

Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым экспандером. Количество повторений должно быть посильным и не вызывать сильного утомления мышц.

Также полезно  проводить с детьми ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук, например: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному, постукивать двумя пальцами попеременно по гладкой поверхности. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.

Таким образом,  благодаря занятиям по адаптивной физической культуре, и внесению в них  большего количества упражнений направленных на развитие мелкой и ручной моторики у детей наблюдается  положительная динамика координации действия руки и глаза, пальцевого гнозиса (Гнозис (греч. gnosis – познавание, знание) – способность познавать, узнавать предметы, явления, их смысл и символическое значение по чувственным восприятиям) и развития мелкой моторики, что свидетельствует о положительном влиянии тренировки мелкой моторики на общее физическое развитие детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях

В данной статье говориться о том, Что такое здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий. Рассматриваются некоторые виды здоровьесберегающих технологий по развитию мелкой мотори...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии и развитие мелкой моторики на логопедических занятиях"

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жи...

конспект занятия по развитию мелкой моторики руки на занятиях по овладению графическими навыками в подготовительной к школе группе

занятие по мелкой моторике позволяет развивать внимание,зрительное восприятие, формирует необходимые навыки и умения для обучения в школе.Занятие проходит в игровой форме, что дает положительный резул...

Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом.

Теоретические основы развития мелкой моторики, анализ работы....

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия по адаптивной физической культуре для детей 5-6лет, имеющих нарушения ОДА

Задачи: Образовательные: - обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой, - способствовать развитию мышечной и зрительной памяти, силы, выносливости, координации. Развивающие...

Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и соци...