Формирование у старших дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта.
консультация по физкультуре по теме

Попова Марина Владимировна

Опыт работы по формированию у старших дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme_vidy_sporta.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ город Новосибирск

детский сад №81 «Дошкольная академия»

«Формирование у старших дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта».

Инструктор по физической культуре

Попова М.В.

        Введение ФГОС обусловливает переход образования детей дошкольного возраста на качественно новый уровень, поскольку не только устанавливает нормы и требования к общей структуре образовательной программы, но и позволяет формировать содержание с учетом интересов участников образовательного процесса.

        В соответствии с ФГОС образовательная область «Физическое развитие» включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:

- овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни.

        В связи с этим  в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста,  необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности.

Роль спортивных игр в физическом развитии детей.

        Большую роль в физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся  летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.

        Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.

        Подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными,  достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность,  активность, творчество.

Обучая детей элементам спортивных игр, мы решаем следующие задачи:

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;

- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т.п.);

- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

- воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;

- формирование привычки к здоровому образу жизни.

        В образовательной области «Физическое развитие»  предусмотрено выполнение детьми различных спортивных игр и упражнений, согласно возрасту. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании  у дошкольников начальных представлений  о некоторых видах спорта педагогу необходимо особое внимание обращать на развитие исполнительских,  эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательной деятельности детей.

Старшая группа

Спортивные упражнения:

  1. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое.
  2. Скользить по ледяным дорожкам с разбега.
  3. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты налево, направо.

Элементы спортивных игр:

Баскетбол. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Футбол. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

Хоккей. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Волейбол. Обучать элементам «Школы мяча». Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.

Подготовительная группа

Спортивные упражнения:

  1. Катание на санках. Участвовать в играх – эстафетах с санками.
  2. Скользить с разбега по ледяным дорожкам.  
  3. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить.

Элементы спортивных игр:

Баскетбол. Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Футбол. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Хоккей.Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.

Бадминтон. Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.

Волейбол. Продолжать осваивать элементы «Школы мяча», усложняя задания. Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль (как можно выше и сильнее). Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игры «У кого меньше мячей», «Пионербол», «Мяч через сетку». Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам.

        Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта, Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон, хоккей и др.

        В спортивной и педагогической литературе описано содержание, методика обучения спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании. Но только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм дает детям возможность по-настоящему ощутить азарт игры и ее пользу.

        Знакомить и осваивать элементы спортивных игр  рекомендуется со старшего дошкольного возраста, так как спортивные игры:

- это игры команд, соревнующихся между собой, следовательно, дети должны обладать «чувством команды»;

- это игры, требующие подчинение правилам, довольно жестким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих;

- каждая спортивная игра требует конкретной техники.

        Обучение детей элементам спортивных игр должно иметь целью достижения благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей со спортивными играми в доступной форме. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

        В нашем детском саду созданы хорошие условия для обучения детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр. Мы имеем просторный физкультурно-музыкальный  зал. Для обучения элементам игры в баскетбол в зале используем стойки с корзинами, на спортивной площадке находится  баскетбольный щит с кольцом, имеются резиновые мячи,  для обучения игре в волейбол есть волейбольная сетка, для игры в хоккей и футбол дуги.

        В нашем детском саду обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на занятиях по физической культуре в спортивном зале и на воздухе. Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной технике. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками.

        Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра.         Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить   занятие.

Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча. Затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее – передача мяча через сетку, веревку и, наконец, броски непосредственно в корзину.

        Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным играм и упражнениям. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний.

        В процессе обучения спортивным играм чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.

        Во время знакомства  с некоторыми видами спорта дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребёнка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия.

В теплое время года отдаем предпочтение таким спортивным упражнениям как:

 - игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол);

 - бег (умеренный, быстрый, на выносливость);

- игры в кегли, городки;

- бадминтон;

- езда на велосипеде.

Зимой – это:

- катание на санках;

- развлечение со снежками;

- скольжение по ледяным дорожкам;

- хоккей.

        Прежде  чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта,рассмотреть иллюстрации, провести экскурсию на стадион.

         Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом и т.д. Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

        В нашем детском саду предпочтение отдается спортивным играм и упражнениям с мячом. Это элементы игры в баскетбол и волейбол, футбол.

        Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

        Реализация направления по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта в нашем детском саду обеспечивается:

- комплексом мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, прогулка);

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства; консультации для родителей: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении», «Спортивные подвижные игры на прогулке».

        Работу по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта ведем совместно с воспитателями.

        В результате проделанной работы хочется отметить, что мы наблюдаем, что у детей возрос интерес к спортивным играм и упражнениям, они  меньше болеют, многие воспитанники нашего детского сада стали посещать  спортивные секции гимнастики, футбола, хоккея, фигурного катания. Может наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но мы надеемся, что занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиваться успехов в любом деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»

Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России прошла зимняя Олимпиада в Сочи – 2014, вопрос становится актуальным. Необходимо, чтобы дети понимали...

Презентация "Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта"

Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта...

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников...

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»...

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами в старшей группе»

Начиная со старшего дошкольного возраста,  необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной ...