Главные вкладки

    Статья по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
    « «Запретные» (не рекомендованные) движения и упражнения на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, во время физкультминуток, в закаливании, в детском саду».

    Рапиева Татьяна Владимировна

     

     В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Следовательно, всем педагогам необходимо знать, что существует ряд упражнений, которые не рекомендовано применять в работе с детьми дошкольного возраста. В данной статье предоставлены упражнения, которые не рекомендуется применять в ДОО на занятиях по физическому развитию детей, утренней гимнастике, во время физкультминуток, в закаливании. Указаны причины ограничения данных упражнений и даны рекомендации замены.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    « «Запретные» (не рекомендованные) движения и упражнения на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, во время физкультминуток, в закаливании, в детском саду».

    Консультация для педагогов,

    подготовила Рапиева Татьяна Владимировна,

    Инструктор по ФК, МДОУ «Красная шапочка»

    Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важных систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми умениями.

    Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, свободная двигательная деятельность, все это позволяет ребенку познавать мир, развивать его психические процессы. Чем больше количество разнообразных движений, тем шире возможность для развития ощущений, восприятия, тем полноценней осуществляется развитие ребенка. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

    Большое место в системе физического воспитания отводится общеразвивающим упражнениям, они используются на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастики, во время физкультминутки, в закаливании, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений оказывает неоценимое влияние на физическое развитие детей.

    Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

    Большинство упражнений просты по своей структуре и носят аналитический характер, т. е. каждое упражнение состоит из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных видах движений, где каждая фаза непосредственно связана с другой.

    Влияние общеразвивающих упражнений многогранно: они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.

    Актуальность:

     В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Следовательно всем педагогам необходимо знать, что существует ряд упражнений, которые не рекомендовано применять в работе с детьми дошкольного возраста.

    Запретные упражнения. (НЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ).

    Упражнение. Причины ограничения, Рекомендованная замена

    1. Круговые вращения головой, наклоны головы назад, стойка на голове        
    • Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков         
    • Наклоны вперед, в стороны, повороты, выполнять упражнения с опусканием плеч назад – вниз.

    1. Чрезмерное вытягивание шеи        
    • Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков        
    • Замена отсутствует

    1. Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения:  лежа на спине, руки согнуты под голову         
    • Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника         
    • Изменить положение рук

    1. Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине         
    • Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза         
    • Поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги согнутые в коленях.

    1. Кувырки.
    • Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи. Ограничить кувырки из–за нестабильности шейного отдела.
    • Замена отсутствует.

    1. Перекат на спине, удерживая руками колени        
    • Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника        
    • Выполнять упражнение только со страховкой педагога

    1. Прогиб в поясничном отделе из положения: лежа на животе с упором на выпрямленные руки         
    • Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков         
    • Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти

    1. Сед на пятках        
    • Возможно растяжение сухожилий и связок коленного сустава         
    • Сидение по-турецки

    1. Положение руки вверх во время ходьбы на носках и дыхания        
    • Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса.
    • Изменить положение рук: в стороны или на поясе

    1. Длительные висы. 
    • Слабость мышечного аппарата, не способность выдерживать статики,
    • выполнять упражнение следует не более 5 секунд.

    1. Прыжки босиком по жесткому покрытию        
    • Слабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны         
    • Прыжки только на гимнастических матах

    1. Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы        
    • Несформированность костей плюсны        
    • Бег в спортивной обуви

    1. Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками детям до 5 лет        
    • Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча        
    • Уменьшить вес мяча (детям до 5 лет по 0,5 кг)

    Но стоит, отметит, тот факт, что не все упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании заменой на предложенные варианты.

    Разнообразие вариантов общеразвивающих упражнений способствует быстрому овладению новыми комбинациями движений. В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд, двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а так же для формирования сложных гимнастических навыков.

    Таким образом, общеразвивающие упражнения являются школой управления движениями, они помогают овладеть основами всех движений.

    Используемая литература.

    1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях». Москва. 2002г.

    2. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И., «Общеразвивавющие упражнения в детском саду» Москва. 1981г.

    3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., «Теория и методика физического воспитания и спорта». Москва 2003г.

    г. Нерюнгри,

    декабрь, 2016 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре.

    Распределение упражнений, игр  по возрасту способствующих развитию физических  качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической ку...

    проектная деятельность "Использование элементов аэробики и гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста"

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и психического развития, р...

    "Применение нестандартного физкультурного оборудования для развития основных движений воспитанников ДОО на занятиях по физической культуре"

    Применение нестандартного физкультурного оборудования для развития основных движений воспитанников...

    Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам на занятиях по физической культуре

    «Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Мальчик и девочка - ...

    Консультация для педагогов «Игровые дыхательные упражнения на занятиях по физической культуре как средство развития речи дошкольников»

    Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться  несколько месяцев, без воды - неск...

    Взаимодействие инстуктора и воспитателя на занятиях по физической культуре

    Целью данной консультации является показать роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду,  совместную работу инструктора и воспитателя, которая направлена на укрепление охра...

    Примерные комплексы игр и упражнений для занятий по физической культуре

    Примерные комплексы игр и упражнений для занятий по физической культуреГруппа общеразвивающей направленности 6-7 лет...