Развитие физической выносливости обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на занятиях по лыжной подготовке.
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Журавлев Сергей Николаевич

Пед. проект: Развитие физической выносливости обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на занятих по лыжной подготовке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_zhur.s.n.docx409.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области «Губернский колледж города Похвистнево»

Педагогический проект

«Развитие физической выносливости обучающихся дошкольного и  младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на занятиях по лыжной подготовке »

Журавлев Сергей Николаевич

Программа профессиональной переподготовки

«Дополнительное профессиональное образование»

Научный руководитель:

Петрянкина Евгения Николаевна

Форма обучения: очно-заочная

                                                     г.  Похвистнево

                                                           2016г.

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………… стр.3

2. Основная часть

     2.1. Содержательный блок ………………………………………стр.7

     2.2.Технологический блок ……………………………………стр.17     .                 3.Заключение………………………………………………………… стр.20

4.Выводы………………………………………………………………стр.21

5.Информационное обеспечение……………………………………стр.21

6. Приложение………………………………………………………   стр.23

1.ВВЕДЕНИЕ

Паспорт Проекта

•        Представлена система деятельности педагога дополнительного образования Журавлева С.Н. на примере серий занятий по лыжной подготовке.

•        Целевая аудитория  6-10 лет.          

•        Сроки создания данной системы: 3года,   с 01.09.2016 года по 01.09.2019 год.- средне-срочный;

  • Место реализации – стадион Нефтяник, спортивный зал в СП ЦДТ «Пируэт»
  • по приоритетному виду деятельности: практико-ориентированный

       Актуальность

      В настоящее время, огромное значение приобретает укрепление здоровья детей, юных и ведущих спортсменов, спортсменов высшего спортивного мастерства. Ввиду быстротечной, скоростной жизни появляется необходимость воспитывать выносливого, физически развитого, психологически и морально устойчивого в различных обстоятельствах  гражданина и спортсмена Российской Федерации.

В рамках проекта предполагается использовать игровую технологию проведения занятий по лыжной подготовке.

         В основном проект направлен на развитие физической выносливости, повышение мотивации к обучению на занятиях по лыжной подготовке, на воспитание у обучающихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

В ходе реализации проекта обучающиеся знакомятся не только с основным материалом учебной базы, но и получают дополнительные знания.      

    Нормативно-правовая база:

  • Постановление Правительства Самарской области от 26.06.2014 года №224-од (аттестация ПДО)
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
  • Федеральный Закон №273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»

        Ст. 41 охрана здоровья детей

        Ст. 84 особенности реализации образовательных программ в области физкультуры и спорта

        п.3 Дополнительные общеразвивающие программы:

                3.1 Дополнительные общеразвивающие программы направлены  на физическое воспитание личностей, поиск одаренных детей, получение начальных знаний о физкультуре и спорте (программы физ. воспитания и физкультурно-оздоровительные программы)

  • Концепция развития дополнительного образования детей.

Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.14 №1726р

 Гл VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции:

Рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р
  • Конвенция по правам ребенка

В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной базы, но и получают дополнительные знания.

Проект предполагает совместную работу: тренеров-педагогов, мед. персонала.

Анализ результатов педагогической деятельности, который был  проведен в 1.09.16 года показал, что существуют недостатки в образовательной деятельности:

 -  обучающиеся  физически не выносливы, слабая общая физ.подготовка;

 - в основном образовательном процессе не умеют удерживать внимание на деталях, не сосредоточены на работе, рассеянны, неусидчивы;

- физически  слабо  подготовлены  к занятиям.

     Диагностика  используется для оценки исходного развития каждого ребенка с тем, для того чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирование систем, функций организма и двигательных навыков. Одной из составных характеристик физического состояния организма является  физическая подготовленность.

 Диагностика  физической подготовленности позволяет:

- определить технику овладения основными двигательными умениями;

- выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений;

-развить интерес к занятиям

-определять необходимые физкультурно- оздоровительные меропритятия;

-учитывать недостатки в работе по физическому воспитанию.

       Диагностика физического развития проводится в начале учебного года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по уровню физического развития и физических качеств: как сила и выносливость.

Методика проведения диагностики проста. На каждого ребенка заводится информационно - диагностическая карта. Педагог проводит итоги в конце года. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

        В спортивном зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мячика с песком весом 150-200 г., ловкость- челночный бег на 30 м, подтягивания, оджимания, прыжки со скакалкой за 30сек, упр. на брюшной пресс за 30сек.. Количественные показатели  сравниваются со средними показателями развития психофизических качеств.

И результаты показали, что у 43% учащихся низкий уровень выполнения,

у 34%учащихся  средний уровень и 23% показали высокий уровень.

2\3 учащихся требуют особого внимания работы над  физической выносливостью.

Возникает противоречие

- между плохо сформированной физической выносливостью, которой владеют обучающиеся и между соответствующими требованиями к физической подготовке у детей младшего школьного возраста прописанными в программе ДО, а так же слабой мотивацией к обучению.  

         На основе проведенного анализа можно сформулировать существующую профессиональную проблему, что недостаточно реализуются приемы игровых технологий на занятия по лыжной подготовки для развития физической выносливости и общей физической подготовки в целом  у детей младшего школьного возраста.

Цель: создание условий для развития физической выносливости обучающихся младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на занятиях по лыжной подготовке.

Задачи

- внедрение игровых технологий  в процесс  развития  физической выносливости;

-формирование потребности к постоянной двигательной активности и способности её реализовывать;

        - Охарактеризовать изменения в образовательном процессе при внедрении игровых технологий;

        - развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширение  коммуникативных способностей детей;

- воспитание  устойчивого интереса к ЗОЖ,  занятиям по лыжной подготовке;

Ожидаемые результаты 

       -  достаточно сформированы  физическая сила и выносливость обучающихся;

       -  создан эмоционально-положительный настрой обучающихся;

       - выработан специальный  игровой  комплекс упражнений для создания условий развития физической выносливости;

   - обучающиеся стали более выносливы в выполнении специальных упражнений, вырос интерес к занятиям в целом.

2.Основная часть

2.1. Содержательный блок.

        Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

          Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, лыжи плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

     Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

          Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. 

Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей младшего школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

    Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

Средства воспитания выносливости

     Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

   К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра.

   Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.

     Физическая подготовленность-это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.

    Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнений на силу, выносливость и т.д. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно- оздоровительной программы и ее цели.

          Методы развития  выносливости:

1.метод круговой тренировки

2.повторно-интервальный

3.игровой

В данном проекте мы берем игровой метод развития выносливости.

           Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.               .
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

        Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе младших школьников, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций:

        1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует физическую выносливость, помогает учащимся выработать умения и навыки;

        2) игра стимулирует умственную и физическую деятельность обучающихся, развивает выносливость;

       3) игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.

Классификация подвижных игр

Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр. Игры распределяют:

1. По степени сложности их содержания – от самых простых к более сложным (полуспортивным).

2. По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей): 7–9, 10–12, 13–15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ.

3. С учетом полового признака (игры для мальчиков, для девочек, общие игры).

4. По содержанию (творческие, имитационные, игры с музыкальным сопровождением, сюжетные, игры-забавы, игры-состязания).

5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).

6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании.

7. Игры, подготоавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.

8. В зависимости от взаимоотношений играющих: а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников».

Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях:

а) по форме организации занятий (игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части; во внеурочное время; на спортивном празднике и т.д.);
б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью);
в) с учетом места и времени года (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).

       Задача педагога не только научить детей правильно кататься на лыжах, но и способствовать закреплению изученного, а так же содействовать саморазвитию школьников. В процессе обучения важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения изученного обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими.  Повторение учебного материала по лыжным гонкам осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний - на этапе подготовки и изучение нового материала, при определении новых понятий, при закреплении изученного раннее, при организации самостоятельных работ различных видов при проверке знаний

      Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра [1]. Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др. Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, главными структурными единицами игры можно считать: - роли, которые берут на себя играющие; - сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими; - правила игры, которым играющие подчиняются. Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

        С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр: - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»); - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»); - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [1].

      Многие исследователи игры (Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Д.Э. Эльконин и др.) выделяют такое ее главное свойство, как амбивалентность, т.е. игра предполагает реализацию одновременно реального и условного поведения, но при этом отмечается, что воображаемы только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит, чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений

        Торндайк утверждал: «Игра — это наследственный инстинкт». Бюхер: «Игра — как форма избытка энергии». Кант: «Игра — незаинтересованная деятельность... Занятие — само по себе» .  Швейцарский ученый К. Гросс считал игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Данный подход прост и мудр. Игра объективно — первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Природа как бы специально предоставила высшим животным и человеку длительный период детства, чтобы, играя, они развивали жизненно важные органы и функции.

           Основатель психоанализа 3. Фрейд развил мысль о компенсаторном характере игры, связав ее с бессознательными механизмами психики. Первая функция игры, по Фрейду, — это символическая реализация бессознательных влечений, что дает очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза . В современных языках понятие игры также чрезвычайно многозначно.

         Научный журнал «Молодой ученый» Международные научные конференции Тематические журналы Игровые технологии как вид педагогических технологий Автор: Михайленко Татьяна Михайловна Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы Опубликовано в международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011) Скачать электронную версию 1 Библиографическое описание: Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

          Ведущая деятельность определяется как «...деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития» (А.Н. Леонтьев). Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Л.С. Выготский подчеркивает: «Через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие»[ Дипломная работа: Развитие произвольного внимания младших школьников в игровой деятельности                 .                                                                          http://ekosorel.ru/psixologiya/diplomnaya_rabota_razvitie_proizvolnogo.html]  

         Общая физическая подготовка. (ОФП)В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.

    Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

 Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

    Легкоатлетические упражненияСюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

    Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

    Метания: малого мяча с места в стенку; набивного мяча на дальность.

    Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.

 Спортивные и подвижные игры (приложение №1, №2)

2.2.Технологический блок

Этапы реализации проекта

этапы

сроки

форма

Промежуточный результат

Подготовительный этап

Сентябрь

201 2016г

Разработка  проекта.  Консультации, учеба.

Набор детей в спортивную группу. Знакомство. Инструктажи. Приемные контрольные испытания.                    

Игры на развитие ОФП

 

Формирование ресурсов. Сбор необходимой информации

 Зачисление в группу по итогам испытаний.

Разработка индивидуальной карты обучающегося.Общая физ.подготовка.

Этап реализации проекта

Октябрь Ноябрь   2016-2017г

Базовый этап подготовки

Внедрение в учебно-тренировочный процесс       подвижных игр.                    

В соответствии с  классификацией по области применения

 Разработка учебно-тренировочного плана.

 

Составление плана спортивно массовых мероприятий.

Развитие физических

качеств и

функциональных

возможностей

спортсмена,

повышение объема и

интенсивности

тренировочных

нагрузок

 

Этап реализации проекта

ноябрь-

декабрь

2016-2017г

Смежный этап подготовки    

Внедрение подвижных игр в соответствии с поставленными задачами  

 

Игры для выбранного вида спорта

Игры с высокой интенсивностью                   Игры на совершенствование техники л.ходов

Достижение высокой степени

работоспособности и выход на вершину спортивной формы,

Совершенствование технической и морально-волевой подготовки

  Этап реализации           проекта

Декабрь- апрель 2016-2017г

Соревновательный этап.

Индивидуализация учебно-тренировочного процесса.

Участие в соревнованиях и различных спортивно-массовых мероприятиях.     Подвижные игры в соответствии с задачами.      Игры имитирующие соревнования (старт, финиш, эстафеты)   Игры релаксирующие

Совершенствование технического и тактического мастерства. Работа над  психо -физической  устойчивостью в соревновательном периоде.

Заключительный этап.                      

Обобщение

 май - август   2017г

Проведение контрольно-переводных переводных        испытаний

уточнение и обобщение результатов внедрения проекта

Отчет. Анализ проделанной работы.                     Приобретенные навыки по физической выносливости.

2.Техническая подготовка.

 Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

 3.Контрольные упражнения и соревнования.

   Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (младший школьный возраст)

 

N\N

ВИДЫ НОРМАТИВОВ

1 ГОД

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

1.

БЕГ 30 м. С ХОДА

(СЕК.)

5.4

5.7

2.

БЕГ 60 м. (СЕК.)

10.4

10.6

3.

ПОДТЯГИВАНИЕ

2

 

4.

СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ
РУК В УПОРЕ

 

10

5.

ПРОХОЖДЕНИЕ НА ЛЫЖАХ С
МАКС. СКРОСТЬЮ
100м. С ХОДА

(СЕК.)

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

24.0

25.0

6.

ПРОХОЖДЕНИЕ НА ЛЫЖАХ

500м.

2.20

2.40

7.

КОЛИЧЕСТВО СТАРТОВ

3-4

3-4

8.

ДИСТАНЦИЯ ЛЫЖНЫХ

ГОНОК

3-5

2-3

                        Восстановительные мероприятия

    В процессе занятий в группе начальной подготовки используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоции.

              Критерии оценки эффективности реализации проекта

Критерий

Желаемый результат

Участие в онлайн конкурсах    ,   олимпиадах по физической культуре

Дипломы призеров, лауреатов, участников

Участие в спортивно - массовых    . мероприятиях

Дипломы городских,районных,окружных, областных   мероприятий.   .

Здоровье воспитанников

Отсутствие роста       динамики          .             заболеваний

 Социальная активность

Участие в школьной жизни в , городских  мероприятиях

Учебная дисциплина в СОШ

Отсутствие нарушений учебной дисциплины в СОШ

Правонарушения

Отсутствие правонарушений

Отношение социума

Одобрение со стороны родителей, микросоциума учебного заведения              

Воспитанность

Наличие стойких нравственных основ толерантность , эмпатия ит.д.

Разностороннее развитие личности

Участие в различных творческих конкурсах широкий диапазон       . занятости

                                         3.Заключение

      Возможности игровой технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для педагога. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

      В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть важность личностно- ориентированного подхода в тренерской работе, заключающегося в учитывании интересов, особенностей физического развития и характера каждого воспитанника.

      Возможно, гораздо проще начинать «вкладывать» в «готового», физически более развитого обучающегося, работать на результат, ставить все новые и новые планки. Но, на мой взгляд, любовь к спорту и спортивно-волевые качества следует прививать с детства, а открывать новых спортсменов интереснее на стадии их зарождения (пусть это и требует больше энергии, труда и терпения).                                                       4.Выводы

      В данной проектной деятельности мы внедрили игровые технологии  в развитии физической выносливости. Использование игровых технологий по лыжной подготовке  повысило  уровень развития физической выносливости. В начале работы были низкие показатели физической подготовки обучающихся, в конце года  увеличилась  физическая подготовка с помощью комплекса игровых и специализированных упражнений. 

       Обучающиеся стали более физически выносливы в выполнении физических упражнений  по лыжной подготовке и в общем плане , повысился  интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. Уменьшилось количество  простудных заболеваний. Возросла дисциплина на занятиях! Появилась ответственность. Самоорганизованность.

 5. Информационное обеспечение:

1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

 2. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008с.3. .     Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981 

 3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

 4. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

  5. Грачев Н.П. Интегральная оценка разносторонней подготовленности юных лыжников-гонщиков (методические рекомендации). – М.: ВНИИФК, 2001.

  6. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов.- Смоленск: СГИФК, 1989.

   7. Иванов. В.А., Филимонов В.Я., Мартынов В.С. Оптимизация тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации (методические рекомендации). – М.: Госкомитет СССР по физической культуре и спорту, 1988.

  8. Лекарства и БАД в спорте/ Под. Общ. Ред. Р.Д. Сейфуллы, З.Г. Орджоникидже. – М.: «Литтерра», 2003

 9. Лыжный спорт / Под. Ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чугардина, Б.И. Сергеева. – М.: Физкультура и спорт, 1989.

  10. Камаев О.И. Теоретические и методические основы оптимизации системы многолетней подготовки лыжников-гонщиков: Дисс. … докт. пед. наук. – Харьков, 2000.

 

11. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 1992.

 

Таблица. Классификация подвижных игр по задачам

Младший школьный возраст                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ №1а

Формулировки задач

Наименование игр

Разучивание и закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.)

«Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!»

Общеразвивающие упражнения в игре

«Запрещенное движение», «Делай, как я»

Выработка быстроты реакции на сигнал. Развитие внимания и слуха

«Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета»

Развитие умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу

«Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!»

Выработка быстроты и прямолинейности бега

«Вызов номеров», «День и ночь»

Совершенствование умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей

«Наступление», «Гуси-лебеди», «Олемба», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «Пятнашки с домом», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челночок и догонялка»

Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами

«Лес, озеро, болото», «Перемена мест»

Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча

«Семерочка», «Постарайся поймать», «Мяч в стенку»

Развитие меткости при метании мяча в цель

«Метко в цель», «Лови – не лови», «Мячом в цель», «Передал – садись», «Метатели», «Снежками в круг»

Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча

«Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг»

Выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы

«Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч – соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему»

Закрепление умения в бросании, ловле и передаче большого мяча

«Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели»

Разучивание общеразвивающих упражнений с короткой скакалкой

«Чемпионы скакалки», «Удочка»

Закрепление техники подпрыгивания и прыжка в длину

«Попрыгунчики – воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры»

Совершенствование правильной осанки и навыка в равновесии (сохранения устойчивости)

«Лиса и куры», «Эстафета с равновесием и подлезанием», «Ходьба по начерченной линии», «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове»

Закрепление навыков лазанья, перелезания

«Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Альпинисты», «Перелет птиц», «Эстафета с лазаньем, перелезанием и подлезанием»

Выработка умения сочетать разбег с толчком одной ногой при прыжках в высоту с разбега

«Эстафета с прыжками через гимнастическую скамейку», «Эстафета с бегом, прыжками и метанием», «Перебежки с прыжками и переменой мест», «Прыгни через шнур»

Формирование умения расслабляться, развитие гибкости

«Игровые упражнения по заданию», «Танцевальные движения», «Гномики в домики», «Сквозь обруч»

Обучение переступанию на лыжах. Игровые задания для освоения элементарной лыжной техники

«Солнышко», «Быстрый лыжник», «Танки», «Перебежки», «Не ходи на гору», «Кто дальше (на лыжах)»

Развитие быстроты, координации движений. Игры с большой интенсивностью движений

«Вызов», «Успей занять место», «Приглашение», «Мышеловка», «Иголка, нитка, узел», «Ледяная дорожка»

Развитие умения выполнять подражательные движения

«Море волнуется – раз», «Лыжник с горки», «Штангист», «Дровосек» и др.

Коррекция (переключение и распределение) внимания

«Что изменилось?», «Запретное движение»

Психофизическое восстановление

Дыхательные упражнения, задания на расслабление (аутогенная тренировка)

 

  Приложение № 1.                                                                                                                                          

  1. Подвижная игра на лыжах _        «Воротца» 
На дистанции 50–100 метров в двух местах лыжные палки втыкают в снег по две, верхние их концы соединяют. Первые воротца – в 20–30 метрах от старта, еще через 15–20 метров ставят вторую арку из палок.        
Двигаясь по лыжне, надо опуститься на одно колено и, продолжая отталкиваться палками, проскользнуть сквозь воротца, стоящие на пути. И до следующих воротец лыжник должен двигаться в полуприседе. Пройдя их, распрямляйся и скорее беги к финишу. Если воротца упали, надо поставить их и лишь потом продолжать бег.

2.Подвижная игра на лыжах  «Пятнашки»                     
Можно играть и с палками, и без палок. Проще, конечно, без палок – меньше возможности столкнуться. Этот вариант рекомендуется самым юным лыжникам, которые настолько увлекаются, что забывают вовремя затормозить, чтобы избежать прямого столкновения. Один игрок становится «пятнашкой» по жребию. Ему надо догнать кого-то из своих товарищей. Игрок, которого он коснулся, останавливается, поднимает руку и громко объявляет: «Пятнашка – я!».
Запрещается «давать сдачи». Если же играют с лыжными палками, то не разрешается касаться ими друг друга. Водящему достаточно коснуться своей палкой лыжи игрока.                                                
 

3.Подвижная игра на лыжах  _        «Догонялки»                                
На снежной полянке проложите лыжню в виде овала, круга или в крайнем случае прямоугольника. Длина лыжни – не более 400 метров: тогда все поле игры хорошо видно. В каждом заезде одновременно участвуют четыре лыжника. Однако можно стартовать и шестерым, но прокладывают заранее только одну лыжню. Стартующие располагаются не на одной линии, а в четырех (или более) точках лыжни, на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый играющий старается развить предельную скорость и догнать того, кто идет впереди. При равных силах это непросто. Как только коснешься концом своей лыжной палки лыжи идущего впереди, он должен сойти с лыжни, выбыть из игры.
Игра заканчивается, когда останется на лыжне один самый быстрый лыжник.

4. Удержание равновесия:

 готовится хорошо накатанная лыжня. На которой двумя флажками ограничивается 10-ти метровой отрезок. Задача учащихся-преодолеть 10 метров одноопорным скольжением, делая как можно меньше скользящих шагов. Побеждает тот, кто сделал меньше шагов.

5.Гонка с выбыванием: Необходимо подготовить лыжню длиной 60-100 м. Ученики разбиваются она группы по 4 человека. Каждой группе дается  отдельный старт. По результатам гонки формируются новые группы, согласно рейтинга. Гонка финалистов определяет самого быстрого лыжника.

6.Переноска палок: На лыжне флажки по числу учеников. Учащиеся строятся в две шеренги. Педагог на линии финиша. По команде «Марш!» воспитанники передвигаются до флажков установленным ходом, огибают их, оставляют палки и возвращаются скользящим шагом. Определяется победитель. Воспитанники в сторону флажков, скользящим шагом, назад установленным ходом. Объявляется победитель.

7.Кто меньше: На учебной площадке, где изучался коньковой ход без палок, ограничить отрезок 30-40 метров. Учащиеся двигаются коньковым ходом. Побеждает тот, кто сделает на отрезке наименьшее число шагов.

  8.  Подвижная игра на лыжах «Слалом на _        равнине»
Не только на горке можно устроить слалом. Расставьте на дистанции флажки или лыжные палки. Огибая их то слева, то справа, надо пройти дистанцию туда и обратно. Кто  быстрее.        

  9.Подвижная игра на лыжах «На одной « лыже»        
Бывают  случаи, когда надо дойти до финиша на одной лыже...Превратим данное обстоятельство в игру. Дистанция  около 20 метров. Используется одна лыжа, лыжных палок – две.Передвигаться необходимо скользя на одной лыже отталкиваясь палками. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя.

 10. Подвижная игра на лыжах «Помоги  товарищу»  или «Упряжка»        

Во время лыжной прогулки может случиться так, что окажется необходимым помочь товарищу добраться домой. Надо быть готовым к такой ситуации. Итак, двое везут одного. Каждый берет в одну руку обе свои палки (сцепив их кольцами); ими можно отталкиваться. Свободной рукой везущие берутся за палки «потерпевшего». Его дело – лишь скользить. Можно отталкиваться и одной палкой, а вторую сцепить с палкой того, кого         везешь

.11.Подвижная игра на лыжах «Парный  спуск.»        
Игру проводят на некрутых склонах. На одной паре лыж скользят двое: один на лыжах стоит, другой опустился на коленки или присел на корточки впереди или сзади партнера. Если устроить соревнования таких пар, то победившей надо считать ту, которая скатится с горы быстрее, но, конечно, при условии, что «пассажир» не соскочил    с         лыж.

 12. Подвижная игра на лыжах _        «Эстафета-биатлон». 
Биатлон – вид спорта,  где сочетаются бег на лыжах и стрельба. В данной эстафете стрельба заменяется метанием снежков в цель. На снежной площадке проводится линия старта. Впереди на расстоянии 10 м от нее устанавливают двое ворот высотой по 75 см. Расстояние между воротами – 2 м. В 10 м от каждых ворот заготавливают два снежных холмика для снежков. В 5 м за холмиками ставят вторую пару ворот высотой 1 м с подвешенным к перекладине квадратным щитом фанеры размером 30х30         см.
Две команды лыжников по 4–5 человек, рассчитавшись по порядку номеров, становятся за линией старта против своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми воротами. Достигнув холмика, они должны слепить снежок и попасть им в мишень (квадрат), затем объехать ворота с мишенью и вернуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник пересечет линию старта, стартует следующий и т.д.                                
Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат         перебежки.
Правила. Лыжник, стоя у холмика, мечет снежки до тех пор, пока не попадет 1 раз. Только после этого он может продолжать путь. Очередной лыжник становится на старт сразу же после того, как ушел со старта предыдущий лыжник его         команды.
 13. Подвижная игра на лыжах «Буксиры».

Все участники распределяются по парам примерно равных по силам партнеров. Стоящий сзади подает концы лыжных палок впереди стоящему партнеру, другие – держит сам. Длина дистанции – 70 м. На старте выстраивается любое количество пар (до 20). Гонки начинаются по сигналу руководителя. Чтобы быстрее разбежаться на старте, буксируемый делает 10–15 шагов, а дальше скользит по инерции по лыжне идущего впереди. Добежав до финиша (он обо-значается флажком), игроки – первые номера в паре – передают свои палки напарникам, меняются местами и уже без сигнала возвращаются к линии старта. Побеждает команда (пара), сумевшая быстрее всех пройти         маршрут.
 14. «Скоростной спуск-слалом»

На спуске средней крутизны устанавливаем лыжные палки(флажки), по ходу спуска. Необходимо как можно быстрее преодолеть спуск не сбив ни одной палки(флажка). Особое внимание акцентировать на работу ног и корпуса при вхождении в поворот. Спуск выполнять с палками и без них.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ на занятиях по лыжной подготовке                                                                  (на весенне - осенний период)  в спортзале  или на улице.

для детей младшего школьного возраста.

Охотники и утки

Цель игры: развитие глазомера, ловкости.

На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).

Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники»    за кругом. «Охотники» получают мяч.

По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.

Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.

Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.

По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.

Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».

Категория: Активные игры с мячом 
Развивает:
глазомер, ловкость 

Лови – бросай!..

По цели и характеру повторяет игру «Лови мяч».

На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит педагог, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку:

«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»

Педагог произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.

Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до 2—2,5 м.

Педагог отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

Категория: Активные игры с мячом 
Развивает:
глазомер, ловкость 

Удочка

Цель игры: развитие ловкости, координации движений.

Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.

Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см.

Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

После смены водящего игра начинается сначала.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
координацию движений, ловкость 

Пятнашки

По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка», но вместо «ловишки» играющих детей ловит «пятнашка».

На игровой площадке отмечаются границы (чертятся линии или ставятся флажки), за пределы которых выходить играющим детям нельзя. Из всех играющих детей выбирается один — «пятнашка». Он стоит в центре игровой площадки, а остальные дети разбегаются по площадке.

По сигналу педагога: «Лови!..» (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) начинается игра. Дети бегают по площадке, а «пятнашка» пытается догнать кого-нибудь и коснуться рукой («запятнать»). Тот ребенок, кого «запятнали», покидает пределы площадки. После того, как «пятнашка» сумеет «запятнать» 3—6 играющих детей, воспитатель может остановить игру и заменить его новым «пятнашкой».

Вариант игры: первый же ребенок, кого «пятнашка» сумел «запятнать», становится «пятнашкой», а «пятнашка» занимает его место.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 

Кто дальше?..

Цель игры: освоение ребенком бега со скакалкой.

На игровой площадке проводится линия. Одновременно могут участвовать 2—4 ребенка с короткими скакалкам.

По первому сигналу педагога они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1—1,5 минуты) останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди.

Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—3 м (в зависимости от возраста и умения детей): линии старта и финиша.

У линии старта стоят 2—4 ребенка со скакалками, которые начинают по сигналу воспитателя бег. Побеждает ребенок, который первым пересечет линию финиша.

Категория: Игры со скакалкой 
Развивает:
координацию движений Прыжковую выносливость

Змейка (Проведи мяч)

Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюшкой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.

На игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8—10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.

По сигналу или команде педагога ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.

Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.

Вариант игры:

  • можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;
  • ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;
  • игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.

Категория: Игры с мячом 
Развивает:
координацию движений, ловкость 

Эстафета с мячами

Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.

На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч.

По сигналу педагога (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч педагогу.

Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч педагогу.

Варианты игры:

  • сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;
  • мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
  • комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед — внизу, между широко расставленными ногами.

Подводя итоги игры, педагог отмечает четкость командной игры.

Категория: Игры с мячом 
Развивает:
координацию движений, ловкость Взаимодействие с партнером 

Не урони мяч

Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).

Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног.

По сигналу или команде педагога дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны.

Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.

Вариант игры: на второй линии для каждой команды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажатым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.

Категория: Игры с мячом 
Развивает:
координацию движений, ловкость 

Горелки

Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.

На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не доходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.

Водящий становится на проведенную линию на 2— 3 шага сзади колонны играющих.

Дети в колонне говорят рифмовку:

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»
 

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.

Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играющего, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».

Игра заканчивается после того, как все пары пробегут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна делает 2—3 шага назад к линии.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
координацию движений, ловкость Скоростных качеств

С кочки на кочку

По цели и характеру она напоминает игру «Через ручеек».

На игровой площадке чертятся две ровные или извилистые линии на расстоянии 3—5 м. Это берега, между которыми располагается болото. На поверхности болота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Прыгать можно на одной или на двух ногах.

Кто из играющих детей оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры.

Вариант игры: каждый из играющих вместо нарисованных кочек получает по две дощечки, переставляя которые и становясь на них, можно перебраться на другой берег.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
координацию движений Прыжковую выносливость

Гусеницы

Цель игры: обучение в игровой форме прыжкам на одной ноге, развитие координации движений.

На игровой площадке перед началом игры проводят дне параллельные линии на расстоянии 6—10 м (в зависимости от возраста и возможностей играющих детей). Это линии «старта» и «финиша».

В зависимости от числа участников, все играющие дети делятся ни 2—3 команды с равным количеством игроков.

По команде педагога, команды подходят к линии старта и строятся в колонну друг за другом с дистанцией между колоннами 1,5—2 м. Каждый играющий сгибает ногу в колене. Стоящий за ним ребенок одну руку кладет на плечо стоящего впереди, а другой рукой держит его согнутую ногу. У последнего игрока нога просто согнута в колене. Таким образом образуется команда-цепочка. По сигналу воспитателя каждая из команд-цепочек начинает движение вперед, передвигаясь прыжками на одной ноге.

Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет расстояние между линиями и пересечет линию «финиша».

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает
:  Прыжковую и силовую выносливость 

Соперники (Петушки)

Цель игры: освоение прыжков на одной ноге, развитие ловкости и координации движений.

На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1,5—2 м. Двое игроков становятся в центр круга лицом друг к другу. Каждый стоит на одной ноге (вторая согнута в колене), руки скрещены на груди.

Игра начинается по сигналу педагога: хлопок в ладоши, свисток и т. п. Задача играющего, прыгая на одной ноге и толкая соперника плечом, заставить его опустить вторую ногу или вытолкнуть его за пределы круга.

Игра проводится попарно, а победители пар встречаются между собой.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
координацию движений, ловкость ,силовые качества

Кто дальше?..

По цели и характеру эта игра близка игре «Донеси мешочек».

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих).

У первой черты ребенок наклоняется вперед, сгибаясь почти до прямого угла. На спину ему кладут мешочек с песком или подушечку. В таком положении ребенок должен пройти путь до следующей черты, не уронив предмет со спины во время движения.

Правила игры: поправлять предмет или поддерживать его во время ходьбы между линиями. Ребенок, потерявший груз, выбывает из игры.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
выдержку, координацию движений 

Из обруча в обруч

Цель игры: развитие основных видов движения (прыжки в длину с места), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации движений.

На игровой площадке кладут обручи на расстоянии 30 см друг от друга. При отсутствии обручей на полу или на земле можно начертить на таком же расстоянии друг от друга круги или квадраты. Всего 6—8.

Дети выстраиваются в колонну и по сигналу  начинают прыжки на двух ногах из обруча в обруч, следуя с интервалом друг за другом, не мешая при этом друг другу. Ребенок, закончивший прыжки и достигший последнего обруча, бегом возвращается и становится в конец колонны.

В конце игры педагог отмечает качество прыжка и приземления детей, не забывая отметить положительное участие всех детей в игре.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
координацию движений, основные виды движений Прыжковую акт.

Дойди до середины

Цель игры: развитие ловкости, укрепление мускулатуры рук.

Для данной игры берутся две круглые палки одинаковой длины и одинакового диаметра. К середине каждой палки привязывается конец шнура длиной 8—10 м, а его середина отмечается привязанной яркой ленточкой. Двое играющих берут по палке и отходят друг от друга на длину шнура так, чтобы он был в натянутом состоянии.

По сигналу проводящего игру дети начинают быстро вращать палки обеими руками, наматывая на них шнур, и продвигаться постепенно вперед, поддерживая шнур в натянутом состоянии. Выигрывает тот участник, который раньше намотает шнур до ленточки.

В игре может принимать участие любое количество детей. Каждый раз играет другая пара.

Варианты игры:

  • Выигравший получает право продолжить игру с другим партнером до первого поражения. Выявляется участник, победивший большее число раз.
  • Проигравшие выбывают, а между победителями пар устраивается соревнование с последующим выбыванием до выявления одного победителя.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
ловкость, мускулатуру рук Силовые качества

Перетягивание каната

По цели и характеру является разновидностью игры «Перетягивание в шеренгах».

На игровой площадке проводится две параллельные линии на расстоянии 1 м друг от друга. Для игры берется толстая веревка или канат, на середине которого привязывается яркая лента.

Все играющие делятся на две равные группы. Каждая из команд занимает место за своей линией и берется за канат так, чтобы яркая лента находилась посередине между двумя линиями.

По сигналу учителя или по его команде игроки каждой из команд тянут канат в противоположные стороны, пытаясь перетянуть ленточку за свою черту.

Побеждает команда, сумевшая перетянуть ленточку через условленную границу. После этого игра повторяется.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
выносливость, ловкость, навыки игры в коллективе, опорно-двигательный аппарат, силу 

Бычки

Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие силы, ловкости и координации движений.

На игровой площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста детей). К первой линии подходят одновременно по 3—4 ребенка. Перед каждым на линии лежит по набивному мячу.( 0.5 кг.)

По сигналу или команде дети становятся на четвереньки и начинают движение ко второй линии, одновременно толкая головой перед собой мяч.

Побеждает тот игрок, кто первым пересечет вторую линию, не потеряв при этом мяч.

Категория: Игры с мячом 
Развивает:
координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат 

Чей мяч дальше?..

Цель игры: обучение в игровой манере метанию мяча, развитие силы и точности броска.

На игровой площадке проводится линия на расстоянии 1—2 м от стены. За ней проводится еще 3—5 параллельных линий на расстоянии 20—30 см между ними.

Дети по очереди подходят к первой черте и по команде или сигналу бросают мяч в стену, а потом педагог отмечает за какую черту упал мяч, отскочивший от стены. Побеждает тот ребенок, после броска которого мяч отскочил дальше.

Категория: Игры с мячом 
Развивает:
силу, точность броска 

Салки

По цели и характеру игра является разновидностью «ловишек».

Из играющих детей выбирается водящий — салка. Остальные игроки строятся в шеренгу. Водящий выходит на середину игровой площадки и громко говорит: «Я — салка!».

По этому сигналу играющие разбегаются по площадке, а водящий должен догнать и коснуться рукой («осалить») игроков. Тот, кого салка коснулся, останавливается, поднимает руку и громко говорит: «Я — салка!».

Новый салка не может сразу же коснуться рукой прежнего водящего. Игра может продолжаться, или по команде руководителя все собираются и строятся в шеренгу, а игра начинается сначала.

Условия игры можно усложнить: не разрешается «салить» игрока, если он при приближении водящего успел присесть на корточки, или встать на любую возвышенность, или взяться за руки с кем-нибудь из игроков.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 

Ну-ка, отними!

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На игровой площадке проводится черта, за которой собираются все играющие. В начале игры назначается водящий. У него в руках мяч. По сигналу или по команде учителя водящий бросает мяч вперед. Все играющие выбегают из-за черты и стремятся схватить мяч. Кто первый схватит мяч, бежит с ним обратно, стараясь пересечь черту. Если другой игрок преграждает путь и касается мяча (силу, толчки — не применять), то игрок, державший мяч, бросает его на землю. Мяч подбирает любой другой игрок и устремляется к линии. У него также могут выбить мяч, дотронувшись до него.

Игрок, которому удается пересечь линию с мячом, получает право быть водящим и бросить мяч.

Побеждает тот, кто чаще других за время игры будет водящим.

Категория: Активные игры с мячом 
Развивает:
внимание, ловкость 

Встречная эстафета

Цель игры: развитие быстроты, внимательности.

На поляне проводят две черты  на расстоянии 60 м — это стартовые линии. Играющие делятся на две команды с равным числом участников, которые выстраиваются в колонны на противоположных стартовых линиях.

По сигналу или команде учителя стоящие первыми в колоннах начинают бег в прямом направлении навстречу друг другу, стремясь как можно быстрее добежать до противоположной линии.

В момент пересечения линии играющий подает условный знак (поднятая рука, крик и т. п.), по которому начинает бег следующий участник команды. Побеждает та команда, все игроки которой первыми соберутся за стартовой чертой другой команды.

Категория: активные игры
Развивает:
быстроту реакции, внимательность Скоростные качества в беге

Бросить и поймать

Цель игры: обучение в игровой форме бросанию и ловле мяча, развитие ловкости и координации движения ребенка.

На игровой площадке между двумя вертикальными стойками или двумя деревцами натягивают веревку на высоте поднятых рук ребенка. педагог объясняет и показывает, как нужно бросить мяч через веревку, пробежать за ним следом под веревкой и успеть поймать его, не дав коснуться земли. Поймав мяч, можно бросить его с другой стороны и снова поймать. Одновременно могут играть 1—3 ребенка, а затем передавать мяч другим детям. Педагог наблюдает и отмечает удачные броски и ловлю мяча.

Вариант игры: у линии на расстоянии 1—1,5 м от веревки стоят в колоннах дети, разделенные на 2—3 команды с равным числом играющих. Сама игра проводится в виде эстафеты: первый ребенок бросает мяч, догоняет, ловит его. Затем возвращается бегом, передает следующему играющему, а сам становится в конец колонны.

Категория: Игры с мячом 
Развивает:
координацию движений, ловкость 

Брось через верёвку

Цель и характер напоминает игру «Бросить и поймать».

На игровой площадке натягивают веревку между двумя вертикальными стойками или деревьями примерно на уровне 1 м от поверхности. На расстоянии 1—1,5 м от веревки проводится черта, у которой лежат 3—4 небольших мяча. К линии подходят 3—4 ребенка (по количеству мячей).

По сигналу или команде воспитателя каждый ребенок берет мяч двумя руками и бросает его из-за головы через веревку, а затем догоняет и ловит мяч. Пробегая под веревкой, дети стараются не задеть ее. Поймав мяч, дети возвращаются на линию бегом и снова бросают. Уронивший мяч выбывает из игры. Побеждает тот ребенок, кто большее число раз бросит и поймает мяч.

Вариант игры: дети играют в паре. По обе стороны веревки на расстоянии 1—1,5 м проведены линии, у которых стоят дети, играющие в паре. Сначала один бросает мяч, а другой ловит, а затем наоборот. Побеждает та пара, которая больше раз перебросит мяч через веревку, не уронив его.

Категория: Игры с мячом 
Развивает:
координацию движений, ловкость 

Волк во рву

Цель игры: развитие внимания, тренировка координации движений.

На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 1—1,5 м. Расстояние между ними — это ров, в котором находится водящий-волк. Волк может передвигаться только между этими линиями.

Остальные играющие — «козочки» — по сигналу учителя перебегают с одной стороны площадки на другую, перепрыгивая через ров. В это время волк старается поймать козочек, коснувшись рукой. Игроки, которых коснулся волк, останавливаются и выбывают из игры.

Вариант игры: водящих может быть 2—3. Проводится соревнование между волком (волками): кто больше за определенное число перебежек (4—5) поймает козочек, а также отмечаются козочки, ни разу не пойманные волками.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает:
внимание, координацию движений Быстроту реакции, ловкость

Мяч сквозь обруч

Цель игры: обучение бросанию и ловле мяча, передаче его партнеру в движении, развитие ловкости и координации движения.

На игровой площадке шесть детей, выбранных из числа играющих, становятся в шеренгу и держат в вытянутых руках пять обручей. Остальные дети разбиваются воспитателем на играющие пары.

По сигналу или команде каждая пара по очереди начинает игру от первого стоящего в цепочке, проходя цепочку на расстоянии 1 м с обеих сторон и перебрасывая мяч друг другу через обруч.

 Во время движения дети должны бросить мяч через каждый обруч. Если ребенок уронит мяч, то должен поднять его и продолжить игру с того обруча, где была допущена ошибка (или с первого обруча, что зависит от условий игры). Побеждает пара, которая быстрее других прошла дистанцию и не уронила мяч, бросив его через все пять обручей.

При повторении игры дети, игравшие в парах, меняют детей, стоявших с обручами.

Подводя итоги игры, педагог отмечает не только быстроту движения, но и точность бросков игроков.

Категория: Игры с мячом 
Развивает:
координацию движений, ловкость 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительные технологии. Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения

" Непрерывность образования детей дошкольного  и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколеия"-программа мастер - класса для инструкторов по физич...

Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис

Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....

Использование авторской системы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» и эстетического направления «Горизонтальный пластический балет» на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Автор программы  Ефименко Н.Н  говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие ...

Мастер-класс по аппликации "Осенние фантазии и звери" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с использованием гербария.

Работы детей из гербария на тему осенних фантазий. Развиватьу детей эстетические чувства, желание делать своими руками....

Презентация "Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста через использование квест-технологии"

Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Мы, педагоги, просто обязаны развить у детей эмпатию, достигая этого не путем навязывания своих мыслей...

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.Дошкольный и младший школьный возраст.

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст....

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост детей, страдающих задержкой психического ра...