Гендер в плавании
статья по физкультуре на тему

Акулина Наталья Николаевна

Статья о различиях в обучении плаванию детей по гендерному признаку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender_v_plavanii.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

Юго-Восточное окружное управление

Государственное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №1504

Опыт работы

«Гендерное воспитание дошкольников

на занятии по плаванию»

Инструктор по ФИЗО (плавание)

Акулина Н.Н.

2011

В нашем детском саду компенсирующего вида психологи, педагоги, воспитатели и родители являются участниками пилотного проекта «Девочки и мальчики. Какие они?»

Учитывая это занятия по плаванию строятся, опираясь на основные потребности дошкольников:

  • в безопасности;
  • в социальных связях (ребенок независимо от пола должен найти свое место в коллективе, быть приобщенным к коллективной работе, где он чувствовал себя одним из полноправных участников важного процесса обучения плаванию);
  • в самоуважении (успехи ребенка должны быть отличены, по достоинству оценены);
  • в самоактуализации (каждому ребенку, в не зависимости от половой принадлежности должна быть представлена возможность проявить свои способности во время выполнения достаточно сложных заданий. Он должен понимать важность и смысл занятий плаванием для укрепления здоровья и хорошего физического развития).

Первое, с чем столкнулась – это слабое физическое развитие мальчиков и девочек при поступлении в детский сад. Дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие, быстрота, ловкость, координация движений, сила.

Наблюдая на занятиях по плаванию за детьми, я заметила, факт некоторого опережения в развитии девочек, их высокий уровень адаптивности к водной среде. У них лучше развита тонкая координация. Они более воспитаны, эмоционально крепче, физически сильнее. Мальчики, наоборот, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости. У них снижена критичность, требовательность к себе. В результате неудач часто наблюдается эмоциональные срывы, они наиболее тревожны, боязливы при погружении в непривычные изменения среды (воду).  

Гендерные социальные маркеры позволяют мгновенно по одежде узнавать, мужчин и женщин. Соответственно, купальные принадлежности девочек и мальчиков различны и по цвету, и по содержанию.

У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков зрительное восприятие. С учетом этих психологических особенностей на занятых по плаванию использую объяснение с показом упражнений и практическим выполнением движений телом, руками и ногами. Для лучшего усвоения материала детям задаю вопросы  («каким способом работают руки, ноги? и др.), прошу повторить словами схему движения рук или ног («к себе», «крючки», «широко», «вместе» - брасс ноги).

Девочки крайне чувствительны к интонации, к форме оценки, им важно, чтобы ими восхищались в присутствии окружающих взрослых и других детей.

Для мальчиков наиболее значительным является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном, например, проплыл самую большую дистанцию, лучше всех выполнил задание, собрал со дна больше всех игрушек и др.

Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, будь он мальчик или девочка.

В ДОУ и мальчики, и девочки воспитываются совместно, чтобы преодолеть разобщенность между ними организуются совместные соревнования, игры, в процессе которых дети могут действовать сообща или по половым различиям.

Для формирования потребности в движении, развития двигательных навыков я использую разные варианты проведения занятий плаванием:

  • занятия по традиционной схеме (для мальчиков и девочек совместно);
  • занятия-тренировки (дети делятся на группы:  сначала показывают девочки, потом мальчики);
  • занятия-соревнования, где дети делятся на группы (мальчики, девочки) и в ходе эстафет двух команд выявляются победители;
  • занятия-зачеты (дети сдают нормы по выполнению стандартов проплывания, в результате которых получают поощрительные призы (шаблоны-рыбки с пятеркой, медали, грамоты и др.)

В конце года проводится водный праздник, где распределяются роли в зависимости от половой принадлежности: девочки – цветочки, рыбки, а мальчики – звезды, лягушки, дельфины и др. Несмотря на то, что имеют место быть существенные различия между мальчиками и девочками,  я стараюсь сохранить равенство для получения знаний, умений, навыков в плавании как для девочек, так и для мальчиков.

Результатом работы считаю, что дети с радостью бегут на занятия по плаванию, получают эмоциональный подъем, выявляют у себя находчивость, смелость, умение, сопереживать, проявлять силу воли. Развитие личности в гендерном направлении в дошкольном возрасте – это процесс очень неустойчивый. Во многом зависит от условий в детском саду и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра и гендер

Какие игры любят девочки, какие полезны для мальчиков...

Предметно-развивающая среда группы "Гномики" с акцентом на гендер.

Предметно-развивающая, игровая среда – представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, которая физически и духовно развивает, пополняет знания об окружающем  мире и социали...

Статья. Гендерый подход в НОД по социальному миру

Статья и перспективный план работы воспитателя по теме "Гендерный подход в НОД по социальному миру"...

НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С АКЦЕНТОМ НА ГЕНДЕР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И О МАЛЬЧИКАХ

материал можетбыть интересен педагогам. интерисующимся гендерным воспитанием...

Фольклор с учётом гендера

Наши прародители знали какой мощный воспитательный потенциал несёт в себе фольклор и активно применяли его в воспитании подрастающего поколения. Это и колыбельные, и частушки, и заклички, и считалки. ...

Гендер тәрбия буенча дидактик уеннар

Консультация для педагогов...

«Гендер» в гостях у мальчиков и девочек».

«Гендер» в гостях у мальчиков и девочек»....