Предметно-развивающая среда группы "Гномики" с акцентом на гендер.
статья (младшая группа) по теме

Солодкина Наталья Владимировна

Предметно-развивающая, игровая среда – представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, которая физически и духовно развивает, пополняет знания об окружающем  мире и социализирует.

Поэтому важно создать зоны для развития так, чтобы дети могли играть, читать, рисовать, фантазировать, творить, думать о будущем, кем они станут, и при этом не забывать, что они девочки и мальчики, а не только дети; что они полноценные члены общества, как их мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тёти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Авторская статья.141.05 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №491 «МАРЬИНО»

СТРУКТУРНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 1468

109651, Москва, ул. Маршала Голованова, дом 6         http://www.dou1468.ru

Тел. 357-52-01        E-mail: dou1468@rambler.ru

Автор: воспитатель  группы «Гномики»

Солодкина Наталья Владимировна

Москва, 2013

Предметно-развивающая, игровая среда – представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, которая физически и духовно развивает, пополняет знания об окружающем  мире и социализирует.

Поэтому важно создать зоны для развития так, чтобы дети могли играть, читать, рисовать, фантазировать, творить, думать о будущем, кем они станут, и при этом не забывать, что они девочки и мальчики, а не только дети; что они полноценные члены общества, как их мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тёти.

  1. Зона двигательной активности и спортивных игр.

Здесь располагается спортивный уголок: ребристая дорожка, массажные «лапки», змейка (массажная дорожка), мячи, обручи, мешочки с песком и крупой, «кольцеброс», «кегельбан», атрибуты для проведения подвижных игр и игр малой подвижности. В процессе этих игр и упражнений мальчики осознают, что они сильнее девочек, а девочки понимают, что они проворнее.

  1. Игровая зона для мальчиков.

В этой зоне собраны технические игрушки: транспорт, гаражи, конструкторы разного вида, строительный материал разного размера для построек; мягкие игрушки, резиновые игрушки, куклы различной тематики, деревья, рули, штурвалы и другие игрушки для обыгрывания. А также схемы, чертежи и рисунки объектов строительства. Здесь удобно проводить С.Р.И. «Моряки», «Строители», «Шоферы».

 

  1. Игровая зона для девочек.

Здесь находятся большой дом, в котором может жить семья или находиться офис, или «гости» в зависимости от сюжета сюжетно-ролевой игры. Рядом находится кухня для игры в «Поваров» или «Семью», «Дочки-матери». Возле кухни – детская кроватка, которая может олицетворять детский садик (спальную комнату) для С.Р.И. «Детский сад» или детскую кроватку дома для С.Р.И. в «Семью». В центральной части этой игровой зоны – столик для сервировки для игры «Мама готовит обед», «Ждем гостей» и т.д.

P.S.: Зоны II и III предназначены не только для раздельных игр мальчиков и девочек, а даже больше для совместных игр, в которых девочки и мальчики узнают друг друга больше, выявляют характерные особенности друг друга, учатся взаимодействовать с противоположным полом, постепенно в совместных играх девочки и мальчики научатся видеть причинно-следственные связи – как своё поведение влияет на отношение к ним окружающих. К девочкам приходит понятие, что они будущие женщины и мамы, к мальчикам – что они будущие мужчины и папы.

  1. Зона развивающих игр.

Этот уголок оснащен настольно-печатными, сюжетно-дидактическими играми, домино, лото, мозаиками, шнуровками, вкладышами, счетными палочками, цветными палочками Кюизенера, пирамидками, магнитными конструкторами плоскостным и объемным. Рядом стоит магнитный мольберт для рисования мелом и составление узоров из магнитного конструктора, а также на нем мы располагаем различные схемы, рисунки, картинки, дидактические задачи. Все это предназначено для развития речи, мелкой моторики, сенсорного восприятия, логического мышления. Девочки больше любят составлять узоры из мозаик и шнуровать, у мальчиков спросом пользуется магнитный конструктор и пирамидки, а также схематичные рисунки.

  1. Музейно-театральная зона.

В этом уголке располагается мини-музей сказок «Жили-были…», в котором живут герои сказок и рассказов, макеты сказок для пальчикового театра и бибабо, фланелеграф, книжный уголок с литературными произведениями, наборы предметных картинок и сюжетных картин. Здесь и музыкальные инструменты для создания музыкального фона к театральным постановкам, различные свистульки для обыгрывания фольклорных произведений. Здесь девочки и мальчики могут расслабиться, отдохнуть с книжкой на мягком диване или сыграть сюжет из прочитанной сказки на фланелеграфе. Дети ассоциируют себя с героями произведений по половому признаку.

  1. Уголок ИЗО и ручного труда.

Здесь есть цветные и простые карандаши, восковые мелки, трафареты по тематике, гуашь, кисти, бумага для рисования, пластилин, стеки, доски для лепки, клей, цветная бумага, цветные печати, трубочки для коктейлей, деревянные палочки и другой бросовый материал.  В общем, все для творчества и развития воображения. Девочкам иногда достаточно листа бумаги и набора карандашей, мальчики любят использовать «всё и сразу». Здесь мальчики учатся у девочек аккуратности. А девочки у мальчиков – применению нестандартных решений в изскусстве.

  1. Психологический уголок. (Место для уединения).

Он находится в спальне. В этом месте стоит мягкое удобное кресло, принимающее форму тела. Сидя в нем можно рассматривать групповой фотоальбом, свой семейный или гендерный, находящиеся рядом.

  1. Уголок природы и эколого-экспериментальный.

Для знакомства с различными явлениями и миром природы в целом. Здесь находятся картинки с изображением животных, растений, явлений природы. Комнатные растения (Герань, Фикус). Игрушки домашних и диких животных и их детенышей. Занимаясь в этом уголке, дети понимают, что не только у людей есть мамы и папы, мальчики и девочки, женщины и мужчины. Но и в мире животных, и в мире растений существуют мужские и женские особи.

Эколого-экспериментальная часть уголка оснащена прозрачными емкостями для хранения сыпучих веществ (фасоль, манка, песок, крупа). Природный материал (камни, шишки, плоды, дерево, глина). Фартуки, накидки. Иллюстративный материал. Настольно-печатные и дидактические игры по экологии. Знаки с правилами поведения в природе. Схемы-модели опытов.

  1. Зоны сюжетно-ролевых игр.

Аптека, поликлиника, больница; Парикмахерская, салон красоты; Магазин продуктовый, продовольственный, хозяйственный и т.д. Эти игры помогают осознать роль мужчины и женщины в обществе. Мальчики и девочки начинают различать женские и мужские профессии, подсознательно чувствовать в какой сфере общественной жизни они будут наиболее полезны и успешны. Овладение этими играми можно назвать элементарной профориентацией – основой всей взрослой жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...


 

Комментарии

Шокова Елена Михайловна

Наталья Владимировна, спасибо за очень подробное описание. Думаю, что Ваш материал будет полезен как молодым, так и опытным педагогам-дошкольникам.

Солодкина Наталья Владимировна

Спасибо за отзыв! Надеюсь пригодится.