Программа коррекционной работы с водобоязнью в дошкольном возрасте
рабочая программа по физкультуре на тему

Акулина Наталья Николаевна

Использование игровой терапии для снятия страха, скованности в глубокой воде в бассейне

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1996»

(ГБОУ Школа № 1996)

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «РОСТОК»

Программа коррекционной работы с водобоязнью

в дошкольном возрасте

Составила:

инструктор по физической культуре (плавание)

Акулина Наталья Николаевна

Москва 2014

Пояснительная записка

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, который проявляется в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Одним из благоприятных условий возникновения разнообразных эмоций является водная среда. Однако, многие инструктора по плаванию, сталкиваются в своей работе с проблемой, когда ребенок отказывается входить в воду, плачет, громко кричит, скован, т. е. испытывает страх, связанный с пребыванием в необычной среде.

Что делать, если ребенок боится воды? В большинстве случаев такая проблема обусловлена возрастными особенностями и имеет временный характер. Если же такое поведение сохраняется длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной слабости ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов и тревожности. Страх воды у детей является очень распространенным невротическим симптомом. Причем мальчики страдают им вдвое чаще, чем девочки. Возникает этот страх обычно в возрасте 3-4 лет и к 7-8 годам у многих проходит сам собой. Замечено, что в 60% случаев он характерен для детей с дефицитом внимания со стороны взрослых. Следовательно, если ребенок боится воды, то лечить нужно не водобоязнь, а более глубокие психологические механизмы, которые скрываются за этим процессом и лежат в основе взаимоотношений родителей с ребенком. Со всеми вышеперечисленными трудностями водобоязни человек справляется при ее индивидуальном преодолении и последующим начальным обучении плаванию с совместной помощью опытного тренера, родителей и квалифицированной помощью психолога.

Для снижения влияния трудностей на начальных этапах обучения плаванию в ОУ разработана и опробирована коррекционная программа, включающая психо–коррекционные комплексы упражнений с использованием средств игровой терапии,  позволяющая значительно снизить чувство водобоязни. С помощью этих комплексов и определенно подобранных игр, упражнений, бесед регулируются процессы, связанные с излишним возбуждением и торможением. Обучение проходит на фоне ярких положительных эмоций. С целью создания психологического комфорта на занятиях по плаванию обучение строится по принципу: «от простого к сложному».

Результатом работы по данной программе является большой процент выполнения стандартов по плаванию выпускниками детского сада в течение пяти лет. В октябре при проверке ИПП (исходной плавательной подготовки) результат по подготовительным группам составляет от 13 до 30 м; средний результат по группам - 23м. В мае соответственно от 15 до 80м; средний результат - 55м. Стандарт по плавательной подготовке выполняли от 83% до 96% детей подготовительных к школе групп. Таким образом, более 80% детей способны проплывать дистанцию от 25 до 50м и более.

Благодаря всей этой работе к концу года у детей, испытывающих трудности в обучении, сформировался прочный навык плавания и они способны проплывать значительные расстояния.

Для коррекционной индивидуальной или подгрупповой (4-6 человек) работы уместно использовать следующие игровые психотерапевтические техники, игры и упражнения:

  •  игровая терапия и использование в игровых действиях игрушек и различных предметов;
  •  фантазирование, предполагающее направленную визуализацию и активное воображение;
  •  сочинение историй, способствующее, благодаря разнообразным приемам, развитию вербальных навыков;
  •  техники художественной экспрессии, основанные на использовании различных изобразительных материалов (рисунки, фотографии, схемы, мультфильмы), которые помогают детям справиться с эмоциональными нарушениями;
  •  групповые упражнения, предназначенные для работы в различных условиях и с разными группами детей.

Содержание психолого – педагогической работы

по программе

Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в глубокой воде, замкнутом пространстве (в бассейне), при внезапном воздействии и попадании ребенка в непривычную обстановку. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция.

Программа состоит из трех циклов:

  1.  Ориентировочные занятия, направленные на принятие ребенком своей эмоции (водобоязни).
  2.  Терапевтические занятия, направленные на осознание ребенком собственного тела и его возможностей, предупреждение неуверенности в себе, тревожности.
  3.  Занятия, направленные на снятие водобоязни (терапия водой)

I цикл ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

Цель: объединение детей в группу; раскрепощение участников.

  1. Знакомство с участниками игры с помощью игрушки Лягушонка
  2. Малоподвижная игра «Пузырь»
  3. Этюд «Золотые капельки»
  4. Подвижная игра «Караси и Щука»
  5. «Путешествие по телу»

Занятие 2

Цель: раскрепощение участников; принятие эмоции страха.

  1. Игра: «Кто позвал?» (Закрепление знания имен участников)
  2. «Живая шляпа»
  3. «Разрывание бумаги»
  4. Подвижная игра «Колдун»
  5. Психотехника «Волшебный клубочек»

 

II цикл ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 3

Цель: коррекция         страхов; актуализация         эмоций;        снятие мышечного напряжения.

  1. Этюды «Удивление», «Страх»
  2. Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит»
  3. Упражнение «Маленький храбрец»
  4. «Мыльные пузыри»
  5. «Путешествие по телу»

Занятие 4

Цель: коррекция         страхов; актуализация         эмоций; снятие        мышечного напряжения.

  1. Кукла знакомится с ребятами и предлагает поиграть. «Купание куклы»
  2. Малоподвижная игра «Друзья»
  3. Упражнение «Воздушный шарик»
  4. Подвижная игра «Поймай рыбку»
  5. Релаксация «Сон на берегу моря»

Занятие 5

Цель: коррекция страхов (метод беседы, арттерапия), релаксация.

  1. Наблюдение за детьми на занятиях плаванием
  2. Беседа «Чего я боюсь?»
  3. «Разрывание бумаги»
  4. Подвижная игра «Рыбаки и рыбка»
  5. Точечный массаж

Занятие 6

Цель: закрепление чувства собственной индивидуальности и общности; знакомство с предметом страха.

  1. Этюд «Золотые капельки»
  2. «Рисуем водой»
  3. «Купание куклы»
  4. Упражнения «На морском берегу»
  5. Релаксация

Занятие 7

Цель: предупреждение неуверенности в себе, коррекция страха; преодоление водобоязни.

  1. Чтение рассказа Куркиной И. Б. «Учимся плавать»
  2. Беседа и рассматривание рисунков (Как герою удалось победить свой страх?)
  3. «Воспитай свой страх»
  4. Подвижная игра «Поймай рыбку»
  5. «Путешествие по телу»

Занятие 8

Цель: предупреждение неуверенности в себе; преодоление водобоязни.

  1. Упражнение «Выливание из кувшинчика»
  2. Игра «Плавание куклы»
  3. Подвижная игра «Колдун»
  4. Малоподвижная игра «Сделай фигуру»
  5. Точечный массаж

Занятие 9

Цель: предупреждение неуверенности в себе, коррекция водобоязни.

  1. Упражнения «На морском берегу»
  2. Этюд «Хрустальная вода»
  3. Малоподвижная игра «Друзья»
  4. Подвижная игра «Море волнуется»
  5. Релаксация «Сон на берегу моря»

III цикл ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ВОДОЙ

Занятие 10

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами воды; способствование появлению интереса к занятиям с водой.

  1. «Ледокол»
  2. «Умываемся»
  3. «Наша Таня»
  4. «Стираем белье»
  5. «Подуй сильно»

Занятие 11

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами воды; формирование безбоязненного отношения к попаданию воды на лицо.

  1. «Волны на море»
  2. «Лодочка»
  3. «Дождик»
  4. «Умываемся»
  5. «Подуй сильно»

Занятие 12

Цель: освоение воды и ее свойств; преодоление боязни попадания воды на лицо.

  1. «Кораблики плывут»
  2. «Волны на море»
  3. «Моторная лодочка»
  4. «Дождик»
  5. «Подуем на воду»

Занятие 13

Цель: преодоление негативного отношения к водным упражнениям: обливание тела, умывание лица.

  1. «Пузырь»
  2. «Пузыри»
  3. «Моторная лодочка»
  4. «Дождик»
  5. «Островок»

Занятие 14

Цель: побуждение детей опускать лицо в воду с открытыми глазами; способствование снижению напряжения при нахождении в воде.

  1. «Спрячься в воду»
  2. «Смелые ребята»
  3. «Волны на море»
  4. «Морской бой»
  5. «Пузыри»

Занятие 15

Цель: преодоление неуверенности, настороженности в воде.

  1. «Моторная лодочка»
  2. «Пузыри»
  3. «Спрячься в воду»
  4. «Самая быстрая пара»
  5. «Плыви игрушка»

Коррекция водобоязни элементами психогимнастики, релаксации и подвижных игр

Цель: создать на занятиях положительный эмоциональный настрой через релаксацию, психогимнастику и подвижные игры; устранить замкнутость, тревожность и снять водобоязнь.

Водная медитация Упражнение «Выливание из кувшинчика»

Педагог: Сядьте на пол, ноги крест-накрест, закройте глаза. Представьте, что ваша голова — это «кувшин», в котором находится грязная вода (боль, обида, злоба). Вы должны вылить ее и наполнить кувшин чистой водой (радостью и весельем). Для этого медленно опускаем голову вниз, как будто выливаем воду, затем также медленно поднимаем обратно. Теперь вы должны расслабиться, подумать о чем-нибудь хорошем, например, о воде, как вы сидите на берегу моря, светит солнце, вода ласкает ваши ноги, у вас прекрасное настроение. Возвращаемся обратно, медленно открываем глаза, сидим 1 минуту, затем медленно встаем и расходимся по залу.

Построение в колонну по одному. Медленный бег по большому кругу в колонне по одному; ходьба вперед спиной, руки на поясе; галоп правым и левым боком; ходьба с восстановлением дыхания, руки через стороны вверх, вдох носом, руки вниз, выдох через рот.

   Релаксация «Сон на берегу моря»

Дети ложатся на коврики под фонограмму шума моря.

Инструктор по физкультуре спокойным, но громким голосом предлагает детям закрыть глаза. Начинает рассказывать о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир необыкновенной красоты, водоросли и различные виды диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза, и на счет инструктора: «Раз, два, три!» дети просыпаются и встают.

Упражнение «Хрустальная вода»

Инструктор просит детей имитировать следующие движения: присесть, набрать пригоршню воды, поднять руки с водой вверх и вылить на себя с громким радостным и продолжительным звуком: и-и-и-и. Повторить 3 раза.

Психотехники

«Воздушный шарик»

Описание упражнения: детям раздаются воздушные шары. Педагог предлагает детям надуть шары, при этом выдохнуть весь свой страх как можно сильнее. Далее дети рассматривают вместе с педагогом свои шары и убеждаются, что страх внутри не такой страшный. Педагог предлагает фломастером нарисовать на своих шариках веселые рожицы и поиграть в шары.

«Живая шляпа»

Ход игры: детям предлагается поиграть в игру «Живая шляпа», где они являются активными участниками. Психолог (очень эмоционально) начинает свой рассказ. «Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе: (психолог перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться. Психолог (делает испуганное выражение лица): «Ой, что это?!» — и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты (там заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой). Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? Дети предлагают варианты ответов. Психолог продолжает. Это была не просто шляпа... она двигалась! Психолог, незаметно от детей, начинает управлять движением шляпы. Дети разбегаются в разные стороны. Все, конечно же, испугались (психолог просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась... и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка. Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».

«Маленький храбрец»

Описание упражнения: до упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.

Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

«Воспитай свой страх»

Описание упражнения: как и в предыдущем упражнении, проводится предварительная беседа, и ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, психолог предлагает ребенку перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе они придумывают, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм — и другие веселые атрибуты.

«Волшебный клубочек»

Описание техники:        эта        техника        является альтернативой рисованию

карандашами, фломастерами, красками и т. д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, людей, пейзажи, какие- нибудь события и т. д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови, чего именно. Почему ты его боишься? Он какой? Когда он к тебе приходит?» и т. п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия. Игра может использоваться как индивидуально, так и в микрогруппах из 2-3 человек.

«Художники-натуралисты»

Ход игры: перед началом упражнения психолог проводит доверительную беседу с ребенком или с микрогруппой детей (2-3 человека). Беседа начинается со слов: «А вот, когда я был маленьким, как ты, то...», затем психолог продолжает рассказ о том, чего он когда-то боялся (или о том, чего чаще всего боятся дети). Далее задаются следующие вопросы: «А с тобой когда-нибудь такое случалось? Чего ты боишься?» и т. п. Затем ребенку (детям) предлагается нарисовать все, о чем только что говорили, на большом ватмане. Рисовать можно с помощью жидких красок и своих ладошек, кулачков, пальчиков. После того, как рисунок завершен, уточните, что на нем нарисовано. Затем предложите ребенку сделать рисунок веселым. Если малыш затрудняется, помогите ему. Так, например, может пойти радужный дождик, который забрызгает яркими красками мрачный рисунок, или засветит ласковое солнышко, превращая рисунок в веселых солнечных зайчиков и т. д.

«Мыльные пузыри»

Ход игры: можно использовать баночку для пускания мыльных пузырей фабричного производства. При ее отсутствии ребенку предлагается емкость с мыльным раствором и петля для пускания мыльных пузырей, которую также можно сделать самостоятельно из проволоки.

Вначале нужно предложить ребенку попускать мыльные пузыри в произвольном темпе и без игровых условий. Затем ему предлагается определенный темп (первоначально очень медленный), задать который можно хлопаньем в ладоши, стуком по поверхности или с помощью музыки с ярко выраженным ритмом.

Психолог также может участвовать в игре, однако необходимо следить, чтобы игра не приняла форму соревнования.

«Рисуем водой»

Описание упражнения: ребенку предлагаются лейка с узким носиком или маленькая брызгалка, заполненная теплой водой, и поверхность, на которой видны следы от воды. Затем ему предлагается порисовать водой на свободную тему. Если ребенок затрудняется с сюжетом или стесняется начать рисовать, то к игре может подключиться психолог.

При возможности лучше выйти на улицу и «рисовать» на асфальте.

«Разрывание бумаги»

Оборудование: Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу.

Ход игры: в начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету, начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков неважен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

К этой игре можно подключать родителей или воспитателей, особенно если они являются источником повышения уровня тревоги у ребенка.

«Представь, что ты это можешь»

Ход игры: при работе с этой техникой ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать, и показать. Например, если попросить завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог просит его представить, что он может завязывать шнурки, и показать, как это делается.

В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится.

Причем в данном случае для ребенка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.

Подвижные игры

«Четыре стихии»

Ход игры: игроки встают в круг. Инструктор объясняет, что есть 4 стихии: вода, воздух, земля, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле - люди, животные, насекомые, в воздухе летают птицы и т. д., а в огне никто не живет.

Если водящий бросает мяч и говорит: «Вода», «Земля» или «Воздух», то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит: «Огонь!», то мяч ловить нельзя.

За неправильный ответ или пойманный мяч на слово «огонь» игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.

«Поймай рыбку»

Ход игры: часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети - «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого: «Сети!» - дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали».

«Караси и щука»

Ход игры: на противоположных сторонах игровой площадки отмечают линиями дома «карасей». Считалкой выбирается водящий - «щука». Все остальные дети - «караси». «Караси» делятся на две команды и расходятся в свои дома, а «щука» становится по середине площадки. По сигналу инструктора все «караси» бегут (переплывают) на противоположную сторону. «Щука» ловит перебегающих. Тот, кого поймали, становится в сторону. После 2-3 перебежек, когда пойманных «карасей» будет 5-6, они образуют сеть: становятся в одну линию посередине площадки и держат друг друга за руки. Теперь по сигналу инструктора «караси» пробегают на другую сторону через сеть (под руками), а «щука» стоит сзади сети и ловит выбегающих из нее. Пойманные «караси» также присоединяются к сети. Игра кончается, когда все «караси» будут переловлены. Тогда выбирается новый водящий или «щукой» становится последний пойманный «карась». Инструктор может после 2—3 перебежек назначить «щукой» кого-либо из детей.

«Рыбаки и рыбка»

Ход игры: из общего количества детей выбираются две «рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки - и образуют собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сети и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Замечание: Чем больше участников игры, тем она полезнее и интереснее. Важно следить за тем, чтобы движения сети не были агрессивными.

«Море волнуется»

Ход игры: с помощью считалочки выбирается водящий. Все остальные игроки занимают кольца, лежащие на полу на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий проходит между игроками, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Море волнуется». Тот встает и идет за ним. Так все играющие по очереди уходят со своих мест. Водящий уводит детей, взявшись за руки, как можно дальше, а инструктор убирает одно кольцо. После слов инструктора: «Море спокойно!» все опускают руки и бегут занимать свободное кольцо. Тот, кто останется без него, становится водящим. Игра повторяется 3—4 раза.

Гимнастические упражнения «На морском берегу»

Педагог: Накатилась волна, и, словно по волшебству, все оказались на морском дне (дети разбежались врассыпную по залу). Выполним интересные упражнения.

  1.  «Водоросли» (6 раз).

Водоросли тянутся через толщу воды к солнышку, но появился ветер, и вода уносит их то в одну, то в другую сторону.

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз — поднять руки вверх, на два — наклон влево, на три — выпрямиться, на четыре — и.п. То же самое повторить в правую сторону.

  1.  «Плавающие лягушата» (6 раз).

Представьте себя лягушатами, плавающими в чистой, прозрачной воде.

И.п. ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. На раз — развести руки в стороны, выпрямить ноги, на два — подняться на носки потянуться руками вверх, на три — встать на полную стопу, на четыре — и.п.

  1.  «Волна» (6 раз).

Волна то поднимается, то опускается.

И.п. стоя на коленях, руки на поясе. На раз-два — присесть на левое бедро, руки вверх и вправо, на три-четыре — и.п. На раз-два — присесть на правое бедро, руки вверх и влево, на три-четыре — и.п.

  1.  «Морской конек» (6 раз).

Необычно плавает морской конек: покачиваясь в воде на одном месте, то сделает рывок вперед, то замрет.

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На раз — полуприсед с упором на левую ногу впереди, на два-три — пружинистые покачивания вперед, на четыре — и.п. То же самое только с упором на правую ногу.

  1.  «Морская черепаха» (6 раз).

Осторожная, то выглянет из домика, то снова спрячется.

И.п. сидя на полу, сгруппироваться (колени подтянуть к груди, обхватить руками, голову наклонить вперед к коленям). На раз-два — ноги выпрямить, поднять вверх (угол зафиксировать), руки в стороны, спина прямая, на три- четыре — и.п.

  1.  «Ползет улитка» (6 раз).

Гибкая, пластичная, но немного медлительная.

И.п. сидя на пятках, голову наклонить к коленям, руки вытянуть вперед. На раз-два — скользящими движениями лечь на живот, принять упор на локти, голову и плечи поднять, на три-четыре — таким же скользящим движением вернуться в и.п.

  1.  «Кит плывет» (8 раз). Большой красивый кит плывет в воде.

И.п. лежа на спине, руки за головой. На раз — повернуться на левый бок, на два — и.п., на три — повернуться на правый бок, на четыре — и.п.

  1.  «Дельфины» (2 раза в каждую сторону). Добрые, ласковые резвятся на воде.

И.п. стоя, ноги вместе, руки опущены. На раз-два-три — прыжки на месте на двух ногах, руки свободны, на четыре — прыжок с поворотом на 90 градусов.

Упражнение на восстановление дыхания

И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Набрать как можно больше воздуха, надуть щеки — вдох; плавно наклониться вперед вниз, легко постукивая кулачками по щекам, выдыхая воздух небольшими порциями — выдох. Инструктор: Поднялись волны и выкатили всех на песчаный берег.

«Купание куклы»

Ход игры: На занятие детей просят принести любимую куклу. Педагог разыгрывает с детьми спектакль. Они слушают, как бьется сердце у игрушки, как она тяжело дышит и объясняет, что она боится воды. Но кукла очень грязная, и ее обязательно надо искупать. Детям предлагается уговорить игрушку, после чего игрушка соглашается погрузиться в воду. Далее педагог предлагает полить на игрушку сверху в низ, потереть ей щечки, помыть ручки т.д., обращая внимание, что это совсем не страшно. В конце игры кукла благодарит ребят и уверяет, что ей больше не страшно, ей очень понравилось, и она придет снова к ребятам в гости.

«Плавание куклы»

Ход игры: В игру включается уже знакомая детям кукла. Кукла не умеет плавать и боится (плачет). Но хочет научиться плавать. Педагог вместе с детьми успокаивает ее. Предлагает детям посмотреть, как он будет учить куклу плавать с подробным объяснением. Сначала кукла садится на дно, набирает в рот много воздуха и дует на водичку, образуя в воде воронку. Затем она опять набирает в рот много воздуха, погружается под воду, продолжая сильно выдыхать воздух, образуя пузыри. Потом кукла отрывает ноги от пола, а руки кладет на воду и лежит, при этом она выдыхает воздух (пузыри). После просмотра, просит детей повторить. Обучение куклы проводит каждый ребенок.

Игровая терапия водой

«Стираем белье»

Дети делают в воде подражательные движения, как при полоскании белья. «Волны на море»

Дети обе руки отводят влево, переносят их под самой поверхностью воды вправо так, чтобы на воде появились волны.

«Ледокол»

Ходьба по дну парами, группой, держась за руки.

«Лодочка»

Дети ходят по дну в разных направлениях и помогают себе гребковыми движениями рук.

«Моторная лодочка»

Дети бегают в воде в разных направлениях, помогая себе гребковыми движениями рук, быстро - «полный вперед!» и медленно - «тихий ход». «Умываемся»

Детям предлагается набрать в ладони воды и полить на лицо, приговаривая: Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

Игра повторяется 3- 4раза.

«Дождик»

Детям показывают, как поливать голову водой и брызгать в лицо - «делаем дождик». Далее предлагают попробовать самим сначала полить на взрослого, игрушку, на себя.

«Наша Таня»

На слова «Наша Таня громко плачет» - дети подпрыгивают с мячом в руках в воде. «Уронила в речку мячик» - бросают мяч из- за головы вперед. «Тише, Танечка не плачь, не утонет в речке мяч» - дети бегут за мячом и возвращаются на место. Игра повторяется 3- 4раза.

«Подуй сильно» аналогия «Подуем на воду»

На ладонь руки дети кладут листок, перо и др. ладонь располагают на уровне рта и, делая выдох, сдувают с нее предмет. Расстояние от руки до рта можно менять, увеличивая или уменьшая. Игра повторяется 3- 4раза.

«Кораблики плывут»

На воду опускаются игрушечные кораблики. Детей просят расположить губы на уровне поверхности воды, подуть сильно на кораблик, чтобы тот поплыл. От интенсивности выдоха зависит скорость кораблика.

«Пузыри»

Детям необходимо набрать в рот как можно больше воздуха - «надуть щеки». Потом опустить губы в воду и вспенить воду при выдохе, так на поверхности воды образуются пузыри. Игра повторяется от 3 до 10 раз.

«Пузырь»

Взявшись за руки, дети подходят к центру круга - маленький пузырь. Постепенно дети отходят назад, произнося слова:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Да не лопайся - большой пузырь.

Он летел, летел, летел И за веточку задел.

(Дети встают на вытянутые руки, не размыкая их, движутся по кругу)

Хлоп! Лопнул.

(Дети разбегаются в разные стороны) Игра повторяется 3- 4раза.

«Островок»

Это упражнение желательно выполнять сначала группой, держась за руки, парами, с взрослым, по одному. Детям предлагают медленно присесть, погрузившись в воду по шею. Игра повторяется 3- 4раза.

«Спрячься в воду»

Ход игры: играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнуре, над детьми. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания

По ходу игры темп вращения мяча меняется - от очень медленного к быстрому и очень быстрому, в зависимости от уровня подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, склоняться и т.д. Одни из вариантов этой игры - выполнять погружения с выдохом в воду.

«Самая быстрая пара»

Ход игры: разбить детей на пары (первый и вторые номера) и предложить занять места на старте. Дети держатся за руки. По команде они начинают двигаться вперед, помогая себе рукой. Чья пара быстрее достигнет противоположной стороны, те и победили.

«Плыви игрушка»

Ход игры: дети дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т.д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.

Методические указания.

Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т.д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковые.

«Смелые ребята»

Ход игры: дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят. Мы ребята смелые, смелые, умелые, Если захотим - через воду поглядим. Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра

15

повторяется 3-4 раза.

Методические указания.

Для контроля выполнения можно предлагать рассмотреть какой-либо предмет в воде.

«Морской бой»

Ход игры: встать лицом друг против друга на расстоянии полутора-двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.

Библиотерапия (Чтение рассказа)

Сочинение и чтение историй используются в работе с детьми, обладающими живым воображением, а также страдающими различными невротическими расстройствами, которые сопровождаются страхами, тревогой, агрессивностью. Эта техника применяется для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, усилить внушение, показывая возможность благоприятного исхода. Ребенок не гадает над смыслом рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к исцелению благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста

Описание техники: педагог (психолог) приглашает ребенка послушать историю, которая приключилась с одним мальчиком. Участвуя в чтении истории, он незаметно направляет развитие событий к благоприятному, счастливому завершению. Педагог просит детей закрыть глаза и расслабиться. Это история должна быть о «счастливых днях и имеющая хороший финал». В зависимости от текста, темп, высоту и громкость голоса следует менять.

Сочиняя истории, педагог использует материалы сказок, детских фильмов, мультипликационных сериалов, собственное воображение и фантазию ребенка.

«УЧИМСЯ ПЛАВАТЬ» Куркина И. Б.

«Ура! - радостно закричала мама, - нам купили билеты, и мы едем на море!» Сашенька очень любил, когда мама была веселой, и тоже обрадовался. Он только по телевизору видел, какое оно, море, но ни разу там не был. «Наверное, оно ласковое, тёплое и пушистое, как пена в ванной», - подумал он. А потом решил уточнить и спросил у мамы; «Мамуля, а какое море?» «Солёное!» - воодушевленно ответила мама.

«Хочу купаться», - сказал Сашенька и полез в ванну. Он представил себе, как в жаркий солнечный день Дельфинчик плывет по морю, выпрыгивая из воды, и сотни искрящихся брызг щекочут его вздернутый черный носик. Сашеньке стало хорошо, и он начал плескаться, как Дельфинчик в воде.

Вечером Сашенька купался и представлял себе, что плывёт, как Дельфинчик под водой, и ему было хорошо. «А как же я найду волшебную ракушку на дне, если я ни разу не открывал в воде глаза?» - подумал он и посмотрел открытыми глазами на дно через воду. На дне ванной лежало несколько любимых игрушек и одна ракушка. Хотя глазам было не очень приятно, Сашенька все равно обрадовался, потому что знал, что теперь он уже точно сможет рассмотреть все морское дно.

Наступил долгожданный день отъезда. На вокзал их провожал дедушка. Дедушка был всегда очень серьезным и поэтому давал серьезные советы: «Не балуйся! Веди себя хорошо! Думай вперёд, то есть скачала подумай, а потом делай! И не залезай никуда!» Дедушка говорил еще много-много. Сашенька слушал его тоже серьезно, но ничего не понял.

И вот оно, МОРЕ!

Сашенька был счастлив и в тоже время взволнован. На берегу было много людей - и очень загорелых, и совсем еще белых. И везде было море. Оно было голубое-голубое! И небо тоже было голубое. И еще было очень тепло и хорошо. Только шум! «Какое же оно громкое - это море», - подумал Сашенька и стал изучать все, что видел вокруг.

Море было очень шумное и все время двигалось. Но мама сказала, что сейчас оно спокойное и можно окунуться. Сашенька не успел войти в воду, как прохладная волна подбежала, поднялась и сразу намочила ножки до коленок. А потом еще много других таких же волн набегали, гладили ножки и убегали в море.

Мелкие-мелкие брызги летели в лицо, и Сашеньке это очень нравилось. Он спросил маму: «А правда, что море солёное?» И мама дала ему попробовать морскую воду. Сашенька очень удивился: «Сколько же соли нужно, чтобы всё море посолить? А рыбки тоже солёные?»

«Я сейчас пойду поплаваю, а ты лежи здесь и никуда не уходи», -сказала мама, «Хорошо», - сказал Сашенька, но как только мама стала удаляться, ему не захотелось оставаться одному и он пошёл за мамой в воду. Но тут большая волна накрыла его с головой, перевернула и утащила под воду. Сначала было страшно и холодно. Сашенька отчаянно двигал руками и ногами. И вдруг он

вспомнил, как дома спокойно погружался в воду с открытыми глазами. Сашенька успокоился. Как только его ножки коснулись дна, он изо всех сил оттолкнулся, вынырнул и вдохнул воздух. Вдруг теплые, ласковые руки подхватили его и понесли к берегу. Это была мама. «Я просто хотел к тебе, мама, я больше так не буду»,- всхлипнул Сашенька.

Сашеньке расхотелось плавать, он стал смотреть на краба, который бочком бежал к морю, оставляя на песке тоненький пунктирный след.

Провожая взглядом краба, Сашенька вдруг увидел красивую розовую медузу, которую волна вынесла на берег, Сашеньке стало жалко, что медуза может высохнуть без воды. Он бережно взял ее лопаточкой и вошел в воду. Медуза, расправив свою вуаль, замерла на несколько мгновений, а потом поплыла прочь от берега.

Сашеньке тоже захотелось полежать в воде. Он лег на мокрый песок, сделал глубокий вдох и набежавшая волна подхватила его и подняла на свой пенистый гребень. Сашенька замер без движения, свободно вытянув руки и ноги. Я умею лежать на воде и плавать, как красивая розовая медуза! Интересно - я легче воды или тяжелее? А может быть, я такой же, как вода, раз я могу лежать в воде?» - думал Сашенька, заходя в море. И он спросил у мамы: «А как рыбы плавают? Они могут утонуть? А правда, что они спят на дне, а потом всплывают?» «Правда, - сказала мама и улыбнулась. - Это потому, что у рыбок плавательный пузырь есть». Мамин ответ про пузырь Сашеньку успокоил, правда, он не понял, как какой-то пузырь помогает рыбке плавать.

Море было спокойное. И Сашенька стал плавать, как «морская стрела», сильно-сильно отталкиваясь от дна ножками и вытягиваясь, как струнка. Сашеньке нравилось лежать на воде, как морская звезда, и смотреть в ясное синее небо. На сердце у него становилось спокойно и радостно-радостно.

В этот день на берег моря пришла целая группа детей из детского сада вместе со своей воспитательницей. Они учились плавать, только почему-то не в воде, а на песке. Сначала дети разучивали упражнения стоя, потом лежа, а затем чуть-чуть зашли в море и стали ногами взбивать пену. Сашенька тоже стал плескаться. Ему показалось, что у него неплохо получается. Вдруг это заметила воспитательница и громко сказала детям: «Посмотрите на этого мальчика!» Сашенька застеснялся и убежал к маме.

На следующий день Сашенька увидел стаю дельфинов. Они плыли недалеко от берега, изящно выгибая свои черные спинки. Люди на берегу тоже заметили дельфинов. Они стали радостно кричать и показывать руками в их сторону.

Какое же это захватывающее зрелище! Дельфины выпрыгивали из воды, сверкая на солнце. Сашеньке захотелось плавать так же легко и свободно... Он выпустил круг и поплыл за дельфинами все дальше и дальше от берега. Вдруг чьи-то сильные руки вынули Сашеньку из воды, а сильный голос громко закричал: «Чей ребенок?»

Мама сразу созналась, что это её ребенок. Она взяла Сашеньку на руки. Мама была грустной. И тут Сашенька понял, что нечаянно уплыл без разрешения.

Сашенька переживал, потому что огорчил маму. Он даже почти забыл, что научился плавать. И только тогда, когда мама спросила строгим голосом: «Саша! Где твой круг?» - он вспомнил о самом главном.

От радости он чуть не подпрыгнул на месте. «Ой, мамочка, я научился плавать! Я сам, сам! Сам научил себя! Я теперь всё могу!» «Хорошо, а где же всё-таки круг? - настаивала мама. - А ну-ка пойдем искать!».

Мама нашла круг, а Сашенька - замечательную разноцветную ракушку. Ракушка была маленькая и наполовину перламутровая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Рекомендации по разработке программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В программе представлены упражнения для  коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет....

доклад и опыта работы "Интерактивный стол в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье рассказывается о предшествующей и текущей работе на интерактивном столе с  детьми старшего возраста https://disk.yandex.ru/d/OjRU6spkZKXZ7QПредоставляется презентация "Интеракт...

Программа коррекционной работы с водобоязнью в дошкольном возрасте

Для снижения влияния трудностей на начальных этапах обучения плаванию в ОУ разработана и опробирована коррекционная программа, включающая психо–коррекционные комплексы упражнений с использование...