Рекомендации по разработке программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
рабочая программа по теме

Добринчук Людмила Александровна

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи, отдельных экспериментальных исследований в этом направлении не проводилось. Однако, большинство учёных Н. И. Озерецкий, В. В. Ковалёв, И. Ф. Маркоский указывают на присутствие в физическом статусе у детей данной категории инфантильных черт, недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений.

    Представленная программа включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на воспитание привычки к здоровому образу жизни через двигательную активность детей с ОНР. Данная программа, разработана таким образом, что позволяет создать условия и организовать коррекционно – оздоровительную работу, обеспечить психологическую безопасность ребёнка, а именно – профилактику негативных эмоций и срывов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razrabotke_programmy.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Л. А. Добринчук, воспитатель, МКДОУ ДС КВ№2, с. Черниговка, Приморский край.

Рекомендации по разработке программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физического развития детей с общим недоразвитием речи, отдельных экспериментальных исследований в этом направлении не проводилось. Однако, большинство учёных Н. И. Озерецкий, В. В. Ковалёв, И. Ф. Маркоский указывают на присутствие в физическом статусе у детей данной категории инфантильных черт, недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений.

    Представленная программа включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на воспитание привычки к здоровому образу жизни через двигательную активность детей с ОНР. Данная программа, разработана таким образом, что позволяет создать условия и организовать коррекционно – оздоровительную работу, обеспечить психологическую безопасность ребёнка, а именно – профилактику негативных эмоций и срывов.

В процессе реализации программы активно используются современные здоровьесберегающие технологии (релаксации, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика после сна, коммуникативные игры, психогимнастика и др.). Основу коррекционно – оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности.

При проектировании программы «Коррекционно – оздоровительная деятельность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» применяла следующую схему построения:

  1. Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. На титульном листе указывается: наименование учреждения (точно по уставу), учредитель, подпись руководителя ДОУ, название Программы, адресность (возрастная группа, возраст детей), сведения об авторе (должность, ФИО), место нахождения, год составления Программы.
  2. Содержание.
  3. Пояснительная записка (отражает тип программы, цель, задачи, основные направления работы по программе, организационно – педагогические условия реализации программы).
  4. Нормативные документы, опубликованные авторские программы, лежащие в основе разработки программы (приказ №655 от 23 ноября 2009г., (ФГТ), примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы 2010г., программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной 2010г., СанПиН 2.4.1.2660-10 от 1 октября 2010г., образовательная программа ДОУ).
  5. Проект «Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ОНР» (Проблема, актуальность проекта, цель, задачи, методы и приёмы способствующие развитию двигательной активности, срок реализации проекта).
  6. Перспективный план коррекционно – оздоровительной работы.
  7. Перспективный план по взаимодействию с родителями.
  8. Мониторинг, который проводится в начале (сентябрь) и конце (май) учебного года, обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения воспитанниками программы. Благодаря чему правильно выстраивается коррекционно – оздоровительная работа по всем видам деятельности. Мониторинг проводится с разрешения законных представителей ребенка и является конфиденциальной информацией.
  9. Приложение. Не обязательно, однако позволяет обогатить содержание программы.
  10. Список литературы. Требует включения современных методических источников.
  11. Список учебно-методического обеспечения: структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данной образовательной области методические и учебные пособия, оборудование, игровой, дидактический материал, ТСО.

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Таблица 1. Перспективный план коррекционно-оздоровительной работы

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Комплексы

Октябрь

I

Лакание

Лакание с мёдом.

Артикуляционная гимнастика

Сказка о язычке «Домашняя» комплекс 2.

Коррекционно -оздоровительная гимнастика

Комплекс 2.

Дыхательная гимнастика

«Цветок распускается», «Лес шумит»

«Задувание свечки» комплекс 2.

Пальчиковая гимнастика

«Зайчики пальчики» комплекс 2.

Гимнастика для глаз

«Кукушка» комплекс 2.

Ритмическая гимнастика

По плану музыкального руководителя

Физкультминутка

«Аист», «Вертишейка» комплекс 2

Релаксация

«Улыбнись -речевая настройка» «Бабочка»

Корригирующая гимнастика после сна

Комплекс 2.

Все комплексы гимнастик расписаны по лексическим темам находятся в приложении.

Рекомендуемое количество выполнений корригирующих гимнастик.

Артикуляционная гимнастика – 3-4 раза в день.

Лакание – 2 раза в день.

Пальчиковая гимнастика – 3-4 раза в день.

Дыхательная гимнастика – 4-5 раз в день.

Ритмическая гимнастика – 1 раз в день.

Коррекционно – оздоровительная гимнастика – 1 раз в день.

Гимнастика для глаз – 4-5 раз в день.

Физкультурные минутки – 3-4 раза в день.

Корригирующая гимнастика после сна – 1 раз в день.

Таблица 2. Состояние ручной моторики.

Ф.И. ребенка _________________________________

п/п

Критерии

Начало года

Конец года

1

Кинестическая основа движения пальцев «пальчики здороваются»

2

Поочерёдное сгибание и разгибание пальцев рук

3

«Ребро-кулак-ладошка»

4

Вращение между пальцами карандаша

5

Расправить лист скомканной бумаги одной рукой

6

Умение лепить шарики, столбики и др.

7

Владение ножницами

8

Умение рисовать

9

Застёгивание и расстегивание пуговиц

10

Шнуровка

ИТОГО

Таблица 3. Состояние артикуляционной, мимической моторики.

Ф.И. ребенка _________________________________

п/п

Критерии

Начало

года

Конец года

1

Закрыть глаза (левый, правый)

2

Поднять, нахмурить брови

3

Надуть щёки, сомкнуть губы

4

Набрать воздух под верхнюю (нижнюю) губу

5

Втянуть щёки

6

Артикуляционные упражнения: «Заборчик» «Трубочка»

7

Движения языка (вправо, влево, поднять язык к носу и т.д.)

 ИТОГО

Примечание: критерии оценки устанавливаются единые для всего учреждения:

1балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий уровень.

Календарно – тематическое планирование утреннего отрезка времени может выглядеть следующим образом.

Лакание с мёдом. Проводиться для разогрева артикуляционного аппарата, профилактики простудных заболеваний.  Следить, чтобы дети лакали водичку «как кошечка», а не пили.

Речевая настройка. Создание тёплой дружеской атмосферы, формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Лучше всего проводить речевые настройки после утреннего приёма детей.

Артикуляционная гимнастика. Стимулирует функции речедвигательного аппарата. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Наиболее эффективно выполнение упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Коррекционно-оздоровительная гимнастика. Необходимость её проведения обусловлена наблюдением за состоянием детей в утренние часы.  Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние, хороший тонус на целый день. Сюда входят:

- дыхательные упражнения;

- пальчиковая гимнастика;

- ритмическая гимнастика;

- подвижная игра;

- релаксация.

Оформленная работа требует представления и рассмотрения на педагогическом совете учреждения. Рецензирование программы не обязательно, однако наличие в ней официальной рецензии компетентного специалиста позволяет скорректировать программу и уверенно реализовывать ее.

Список литературы.

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: «Просвещение», 1986.

2. Галкина Г.Г. Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить». Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

3. Желобкович Е.Ф. «Физкультурные занятия в детском саду». М.: - Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

4. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

5. Мастюкова Е.М. «Коррекционно – оздоровительная работа по физическому воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи». Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ,2002.

6. Пенькова Л.А. «Под парусом лето плывёт по земле». Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006.

7. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников/ авт. – сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель,2010.

8. Чистякова М. Психогимнастика. – М.: «Просвещение»,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области      Коррекцио...

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» (Принят от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией ...

Рабочая программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи при стертой форме дизартрии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Данная программа включает в себя методические рекомендации по преодолению стертой формы дизартрии у  детей с общим недоразвитием речи. Данная программа может применятся  для совершенствовани...