«Веселые медузы» проект по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста на 2015-2017 уч. годы
проект по физкультуре на тему

Бережнова Екатерина Николаевна

Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт - те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berezhnova_meduzy_proekt.doc361 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

ПРИНЯТО                                                                                                УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета                                                        заведующий МКДОУ
протокол № ___от «__»_____20__г.                                                      детский сад «Радуга»
                                                                                                       _________Синельникова О.В.
                                                                                «___»_______2015 г.

«Веселые медузы»

проект по аквааэробике для

детей старшего дошкольного возраста

на 2015-2017 уч. годы

Бережнова Е.Н.,

инструктор-методист

Тазовский

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.…..………………………………………………………. 3

  • Направляющие идеи проекта.
  • Положительные факторы акваэробики.
  • Цель проекта.
  • Основные задачи проекта.
  • Календарный план занятий на учебный год.
  • Нормативно-правовое  обеспечение  проекта.
  • Ожидаемые  результаты.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ..……………………………………………. 8

  • Санитарно-гигиенические условия проведения занятий.
  • Обеспечение безопасности на  занятиях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА…..………………………………………………………..10

  • Создание мотивирующей среды.
  • Взаимодействие инструктора по плаванию с воспитателями и  родителями.
  •  Планирование работы с учетом взаимодействия с педагогами ДОУ и родителями.
  •  Содержание занятий.
  •  Определение   физической нагрузки.
  •  Планирование изучаемого материала для старшей группы.
  • Планирование изучаемого материала для подготовительной группы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА …………………….………............18

  • Педагогические принципы проекта.
  • Методы обучения.
  • Основные формы занятий.
  • Средства обучения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ…………21

  • Характеристика основных навыков  плавания.
  • Оценка плавательных умений детей дошкольного возраста.
  • Ожидаемые результаты  обучения  (старшая группа).
  • Ожидаемые результаты (подготовительная группа).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………....26

     

         «Вода, у тебя нет ни вкуса,  ни цвета,  ни запаха,

                                                                             тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

                                                                             не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты

                                                                             необходима для жизни:  ты сама жизнь.

                                                                             Ты самое большое богатство на свете…»

                                                     Антуан де Сент-Экзюпери

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт - те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества. Основа здоровья закладывается в раннем возрасте и зависит от воспитания в семье, деятельности дошкольных образовательных учреждений и других социальных институтов, где развивается и воспитывается ребенок. Поэтому особенно важно строить образовательный процесс в области физического воспитания на принципах здоровьесберегающих технологий.

 В системе комплексной физкультурно–оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста большое место занимает обучение детей плаванию. Глен Доман, американский детский врач, утверждает, что «вода – это еще одна среда обитания, которая способствует процветанию вашего ребенка, а плавание – дополнительный источник наслаждения на пути к физическому совершенству!».

Известно, что плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания и относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. Большое количество несчастных случаев на воде с детьми происходит из -за неумения плавать. Поэтому чем раньше приучить детей к воде, что является основной задачей и родителей, и чем раньше научить их плавать, тем раньше и полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему  физическому развитию и является общепризнанным. В медико – физиологическом аспекте -  стимулирование  деятельности нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепление функциональных возможностей опорно – двигательного аппарата, в психологическом аспекте – формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом – это не только обучение детей сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

              В то же время акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая представляет особые требования к  двигательным способностям человека.

        Педагогическое кредо автора  – «Счастливое детство – счастливый малыш» реализуется в данном проекте через приоритетное направления деятельности  педагога и дошкольников: физкультурно-оздоровительное, через  развитие  художественно-эстетических , нравственных умений и навыков во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

В течение двух лет автор проекта: «Аквааэробика как сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста»  использует в своей работе технологию  интегрированного  обучения,  это  дает возможность  творчески  осуществлять процесс обучения, быть непосредственным его участником. 

Создание данного проекта обусловлено объективными факторами.

К объективным факторам можно отнести:

- государственную политику в области образования;

- значение обучению плаванию детей дошкольного возраста;

- характер приоритетного направления деятельности Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Радуга»

Рассмотрим объективные факторы.

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве ключевых направлений развития образования определяет такие как:

- Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Данный проект, согласуясь с данным направлением, помогает детям, имеющим способности к плаванию, реализовать индивидуальные возможности в достижении результатов именно в области освоения плавательных умений,  продемонстрировать возможности человека, умеющего плавать и поставить каждого ребёнка в ситуацию успеха, необходимую для полноценного развития личности.

- Развитие педогагического потенциала. Освоение и применение технологии проектирования способствует повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения современных подходов в развитии, воспитании и обучении дошкольников.

- Укрепление здоровья дошкольников. Обучение дошкольников плаванию при условии их активного участия в данном процессе является неоспоримым средством их оздоровления.

         Данный  проект посвящен такому актуальному вопросу, как сохранение и укрепление здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни, а также жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Известно, что плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по развитию у детей плавательных умений, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Возникает необходимость знакомства и приобщение к новым формам физической активности, к различным видам спорта.

         Возникает проблема: как обучить детей дошкольного возраста сложным действиям в новой среде? Что необходимо сделать, чтобы первые «робкие» шаги в плавании были безбоязненными, яркими, интересными, полезными? Ведь умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.

Опыт работы в образовательном учреждении, применение различных средств обучения детей плаванию, изучение современной литературы и различных методик, привели к выбору той единственно эффективной и действительно доступной форме физической активности – аквааэробике.

  Ааквааэробика - универсальная сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста,  которая завоевывает популярность с огромной скоростью, благодаря простоте и доступности, а также эффективности.

 Это понятие происходит от двух слов «аква» - вода, «аэробика» - комплекс физических упражнений с элементами хореографии, выполненных под музыку.

«Аквааэробика» - это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность. В отличие от других видов физических упражнений, аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект, положительно влияет на организм человека.

        Если использовать на занятиях только комплекс упражнений, то решить рассматриваемую проблему полностью невозможно, поэтому автор Проекта предлагает объединить плавательные и физические упражнения  в воде в единое   целое.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - создание оптимальных физкультурно – оздоровительных условий для наиболее полного раскрытия и реализации плавательных способностей.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Оздоровительные:  обеспечить детям условия и возможности для реализации собственной индивидуальности (имеющихся задатков и способностей) в плавании и двигательной культуре;

укреплять физическое и психическое здоровье детей, общую физическую подготовленность, формировать правильный изгиб позвоночника, укрепить связочно-суставный  аппарат.  

Образовательные: развивать двигательные качества и умения, координацию движений, выносливость, силу и ловкость в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, формировать адекватные установки для успешного овладения различными  способами плавания.

Воспитательные: воспитывать нравственно–волевые и коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения детей друг с другом  и чувство уверенности в себе.  Развивать творческие способности, акватворчество. Воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в ней.

Кроме того, дети, живущие в п. Тазовский в подавляющем большинстве ежегодно выезжают с родителями в отпуск. Понятно желание и необходимость обеспечить детям возможность пребывания в полноценных климатических условиях, где малыши могут получить солнечные ванны и весь летний период купаться в водоёмах. Этого в условиях Крайнего Севера наши дети лишены. В этой связи задача нашего образовательного учреждения, имеющего в наличии материально-техническую, кадровую оснащенность выполнить государственный и социальный заказ – научить дошкольников плавать, укрепить здоровье, развить индивидуальный творческий потенциал ребенка.

Аспекты государственного и социального заказа

по отношению к детскому саду

Постоянный поиск и творчество, благоприятный эмоционально-психологический климат, система мероприятий по повышению качества педагогических услуг, единство требований и активная заинтересованность всех участников образовательного процесса позволяют успешно реализовывать поставленные  в проекте  цели и задачи.

                  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Состав группы постоянный.
  • Количество детей- 6-8.  Возраст 5-7 лет.
  • Форма проведения  - групповые и индивидуальные занятия.
  • Проект рассчитан на 2 года обучения, 1 час в неделю.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОЕКТА

В бассейне имеются:  игровое оборудование; круги надувные детские; гимнастические палки; мячи; обручи, плавающие игрушки.

         Занятия предусмотрены с учетом возраста и плавательной подготовленности воспитанников, т. е. рассчитаны на  детей  старшей, подготовительной группы, имеющих определенные плавательные умения и навыки.     

              Распределение времени организации занятий на учебный год

Группа

Количество занятий

 

Количество часов

в неделю

в месяц

в год

в неделю

в месяц

в год

Старшая

1

4

36

25 мин

1ч 40 мин

15 часов

Подготовительная

1

4

36

   

   30 мин

   

  2 часа

    18 часов

           

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

      Санитарно-гигиенические условия проведения занятий:

  • освещенное и проветриваемое помещение;
  • контроль  качества воды, дезинфекции помещений и оборудования;
  •  медико-педагогический контроль воспитательного процесса и здоровья  каждого  ребенка,  с учетом его индивидуальных  психофизиологических особенностей.

                       Санитарные нормы температурного режима в бассейне

Возрастная группа

Температура воды (0С)

Температура воздуха (0С)

Старшая

+ 28… +290С

+24… +280С

Подготовительная к школе

+ 27… +280С

+24… +280С

       Обеспечение безопасности занятий по плаванию и аквааэробике:

  • занятия проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям  безопасности  и гигиены;
  • обеспечить  присутствие медсестры на занятии;
  • не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду  и ныряния;
  • не разрешать детям толкать друг друга и погружаться с головой в воду,  садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг   другу, громко кричать,  звать на помощь, когда она не требуется;
  • не проводить занятия с группами, превышающими 10-15 человек;
  • допускать детей к занятиям только с разрешения медицинского работника ДОУ;
  • проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее;
  • научить детей пользоваться спасательными средствами;
  • во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку;
  • при появлении признаков переохлаждения: озноб, «гусиная кожа»,  посинение  губ,  вывести ребенка из воды и дать ему согреться;
  • добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения  безопасности  занятий.

                               Правила поведения в бассейне.

  • Внимательно слушать задание и выполнять его.
  • Не кричать.
  • Не звать нарочно на помощь.
  • Входить в воду только по разрешению инструктора.
  • Спускаться по лестнице спиной к воде.
  • Не стоять без движений в воде.
  • Не мешать, друг другу окунаться.
  • Не наталкиваться, друг на друга.
  • Не «топить»  друг друга.
  • Не бегать в помещении бассейна.
  • Выходить быстро по команде инструктора.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

       Главная задача в обучении плаванию детей дошкольного возраста — приобщить ребенка к водной среде, обогатить его опыт, укрепить здоровье,  разнообразить его впечатления и насытить его жизнь положительными эмоциями.

       Аквааэробика -  одна из эффективнейших форм оздоровительной физической культуры,  которая положительно влияет на организм ребенка. Вода действует успокаивающе на нервных детей, а слишком активным дает возможность выплеснуть излишки энергии. Во время занятий  ребенок получает возможность гармоничного развития.

       По данному проекту,  занятия для детей дошкольного возраста включают элементы статистического и художественного  плавания, упражнения аэробного режима, восстановительные упражнения на воде, игровые упражнения, эстафеты на воде. Для выполнения отдельных упражнений и комплексов используют  предметы по количеству обучающихся  (мячи  и игрушки, нудолсы (поролоновые палки),  ленты и  платки,  гимнастические палки, обручи и т.д). Эти же предметы,  вспомогательный материал  и  оборудование (тоннели для проплывания, горки, разделительные дорожки разной модификации, плавательные доски, колобашки (приспособления для работы ног), круги, нарукавники и т. д.) применяются для развития навыков плавания в основной и заключительной  части занятия.

       Занятия  сопровождаются веселой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение, а в заключительной части рекомендуется использовать упражнения релаксации, выполняемые под специальные мелодии медленного темпа для восстановления организма после физической нагрузки. Упражнения комплексов в подготовительной части занятия просты и не требуют предварительного объяснения.  

 Идеальная глубина для безопасного и эффективного выполнения упражнений – между уровнем груди и уровнем пояса.

                                       Создание  мотивирующей среды.

  • Оформление акватории бассейна: учебные помещения оформлены ярко, красочно, чтобы вызывать у ребенка положительные эмоции: радость, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде, желание заниматься плаванием.
  • Укомплектованность вспомогательным  оборудованием:  в бассейне должны быть в наличии предметы и приспособления для выполнения  упражнений, наглядные пособия, что является одним из важных условий, т.к. они помогают разнообразить занятия, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес, дают возможность применять  дифференцированный подход в обучении,  помогают почувствовать особенности воды. Интерес и внимание ребенка вызывает  снаряд, который помогает  преодолеть трудности, связанные с выполнением упражнений в воде.

  • Наличие технических средств обучения: музыкальный центр, фонограммы песен, музыка для релаксации.

Планирование работы с учетом взаимодействия с педагогами ДОУ и родителями

Месяц

Возрастная группа

Старшая

Подготовительная

Сентябрь

Беседы и выступления на родительских собраниях.

Консультации об организации проведения занятий.

Формирование группы  по аквааэробике.

Беседы и выступления на родительских собраниях.

Консультации об организации проведения занятий.

Формирование группы по аквааэробике.

Октябрь

Индивидуальные консультации.

Беседы,

 консультативные рекомендации.

Ноябрь

Подготовка к празднику на воде.

Проведение  праздника.

Показ открытого занятия  по аквааэробике  для родителей.

Декабрь

Показ открытого занятия  по аквааэробике для родителей.

Мастер – класс «Аквааэробика – веселое занятие».

Фото – выставка «Танцы на воде»

Январь

Показательное выступление для групп дошкольного учреждения.

Подготовка  к празднику на воде

«В тридевятом царстве морском государстве».

Проведение  праздника.

Февраль

Беседы,

 консультативные рекомендации.

Фото - выставка

«Аквааэробика для детей»

Показ открытого занятия  по аквааэробике для родителей.

Март

Мастер – класс «Аквааэробика – здоровье малышей».

Показательное выступление для групп дошкольного учреждения.

Апрель

Подготовка к празднику на воде

«День Нептуна».

Проведение  праздника.

Подготовка к празднику на воде

«День Нептуна».

Проведение  праздника.

                         Основное содержание занятий 

Подготовительная часть состоит из:

  • -  умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку,  обеспечивает подготовку организма, повышение частоты пульса, дыхания. Упражнения выполняются без предметов и с предметами, без музыки  и с музыкой усложняя комплекс.

Основная часть направлена на:

- развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости), а также основных плавательных навыков;

-  состоит из выполнения плавательных движений, элементов статистического и художественного плавания, комплексного использования навыков плавания в самостоятельной деятельности, в сотворчестве с педагогом, упражнений на развитие акватворчества.

Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе, а также упражнения на релаксацию,  упражнений на мышечное напряжение и расслабление, на преодоление чувства боязни воды, на восстановление функций организма после упражнений.

       Дозировка физической нагрузки зависит  от подбора упражнений,  и от темпа музыки.

                       Определение  максимальной физической нагрузки

  • методом пульсометрии (высокая интенсивность ЧСС – 160-180 ударов в мин., средняя интенсивность 140-160 ударов в мин, низкая 120-140 ударов в мин).
  • физическая нагрузка определяется визуально (нарушение координации движения, осанки, изменение цвета  кожи лица, потоотделение).
  • важным показателем является и самочувствие детей после занятий. Если появилось чувство вялости, усталости, нарушился сон, значит, следует снизить интенсивность занятий.

       Ценность  занятий аквааэробикой в том, что они имеют большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, создает позитивное настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает влияние физических упражнений на организм,  повышает работоспособность, бодрость, тонус  нервной системы.

                       Планирование  изучаемого материала для старшей группы

Учебный материал

Квартал, месяц

I

II

III

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Теоретические сведения.

1.

Влияние аквааэробики на детский организм.

+

+

2.

Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

+

+

+

Подготовительные упражнения на воде, упражнения, позволяющие

познакомить  детей  с водой   и ее свойствами.

4.

Упражнение на дыхание.

+

 +

 +

+

 +

 +

 +

 +

+

5.

Погружение в воду с головой.

 +

 +

 +

+

+

+

+

6.

Открывание глаз в воде.

 +

 +

 +

 +

7.

Всплывание и лежание на поверхности воды.

+

 +

 +

 +

 +

8.

Скольжение по поверхности воды.

 +

 +

 +

 +

Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без».

9.

Движение рук и ног.

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

10.

Дыхание пловца.

 +

 +

 +

11.

Согласование движений рук, ног, дыхания.

 +

 +

 +

12.

 Плавание с координацией движений.

 +

Простейшие спады и прыжки в воду.

13.

Спады.

 +

+

 +

14.

Прыжки на месте и с продвижением.

+

 +

 +

 +

 +

 +

 +

+

 +

15.

Прыжки ногами вперед.

 +

 +

 +

 +

 +

 +

16.

Прыжки головой вперед.

 +

Игры и игровые упражнения способствующие и развивающие

17.

Умения передвигаться в воде

+

+

+

+

+

+

+

+

+

18.

Овладению навыком погружения и открывания глаз

 +

+

+

+

+

+

19.

Овладению выдохам в воду

+

+

+

+

+

+

+

+

+

20.

Развитию умения всплывать

+

+

+

+

+

21.

Овладению лежанием

+

+

+

+

+

22.

Овладению скольжением

+

+

+

+

23.

Развитию умения выполнять прыжки в воду

+

+

+

+

+

+

+

+

+

24.

Развитию физического качества

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Художественное плавание.

25.

Элементы художественного плавания:  

хороводы, фигурные маршировки,

геометрические фигуры, построения,

 перестроения.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

26.

Плавательные движения и элементы статистического плавания.

+

+

+

+

+

27.

Композиции художественного плавания: индивидуальные, групповые,  парные.

+

+

+

+

+

+

Упражнения релаксации.

28.

Восстановительные упражнения на воде.

+

+

+

+

+

+

+

+

29

Дыхательные упражнения «с опорой и без».

+

+

+

+

+

30

Лежание на спине, на груди с плавательным оборудованием.

+

+

+

+

+

+

+

+

31

Плавание на спине,  на груди с плавательным оборудованием.

+

+

+

32

Плавание в свободном режиме.

+

+

+

+

+

+

+

+

Комплексы упражнений аквааэробики.

33

Без предметов.

+

+

+

34

С мячом.

+

+

35

С гимнастической палкой.

+

+

36.

С мячами.

+

+

+

+

37.

С игрушками.

+

+

+

38.

С обручем.

+

+

Планирование изучаемого материала для подготовительной группы

Учебный материал

Квартал, месяц

I

II

III

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Теоретические сведения.

1.

Значение  аквааэробики.

+

+

2.

Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

+

+

+

3.

Использование упражнений в повседневной жизни.

+

+

Подготовительные упражнения на воде, упражнения, позволяющие

познакомить детей  с водой   и ее свойствами.

4.

Упражнение на дыхание.

 +

 +

+

 +

 +

 +

 +

+

5.

Погружение в воду с головой.

+

 +

 +

 +

+

+

+

+

6.

Открывание глаз в воде.

+

+

 +

+

 +

 +

+

 +

7.

Всплывание и лежание на поверхности воды.

+

+

+

+

 +

 +

 +

 +

8.

Скольжение по поверхности воды.

+

+

+

+

 +

 +

 +

 +

Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без».

9.

Движение рук и ног.

+

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

10.

Дыхание пловца.

+

+

 +

 +

11.

Согласование движений рук, ног, дыхания.

+

+

 +

 +

 +

12.

 Плавание в координации движений.

+

+

+

 +

Простейшие спады и прыжки в воду.

13.

Спады.

+

+

+

 +

+

 +

14.

Прыжки на месте и с продвижением.

 +

 +

 +

 +

 +

 +

+

 +

15.

Прыжки ногами вперед.

+

 +

 +

+

 +

 +

 +

 +

16.

Прыжки головой вперед.

+

+

+

+

 +

Игры и игровые упражнения способствующие и развивающие

17.

Умения передвигаться в воде

+

+

+

+

18.

Овладению навыком погружения и открывания глаз

+

 +

+

+

+

+

19.

Овладению выдохам в воду

+

+

+

+

+

+

+

+

+

20.

Развитию умения всплывать

+

+

+

+

+

+

+

+

21.

Овладению лежанием

+

+

+

+

+

+

+

+

22.

Овладению скольжением

+

+

+

+

+

+

+

+

23.

Развитию умения выполнять прыжки в воду

+

+

+

+

+

+

+

+

+

24.

Развитию физического качества

+

+

+

+

+

+

+

+

+

График распределения изучаемого материала для подготовительной группы

Учебный материал

Квартал, месяц

I

II

III

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Художественное плавание.

25.

Элементы художественного плавания:  

хороводы, фигурные маршировки,

геометрические фигуры, построения,

 перестроения.

+

+

+

+

+

+

+

+

26.

Плавательные движения и элементы статистического плавания.

+

+

+

+

+

+

+

+

27.

Композиции художественного плавания: индивидуальные, групповые,  парные.

+

+

+

+

+

+

+

Упражнения релаксации.

28.

Восстановительные упражнения на воде.

+

+

+

+

+

+

+

29.

Дыхательные упражнения «с опорой и без».

+

+

+

+

+

+

+

+

30.

Лежание на спине, на груди с плавательным оборудованием.

+

+

+

+

+

+

+

+

31.

Плавание на спине,  на груди с плавательным оборудованием.

+

+

+

+

+

+

+

+

32.

Плавание в свободном режиме.

+

+

+

+

+

Комплексы упражнений аквааэробики.

33.

Без предметов.

+

+

+

34.

С мячом.

+

+

35.

С обручем.

+

+

+

36.

С мячами.

+

+

+

37.

С лентами.

+

+

38.

С нудолсами.

+

+

+

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

       Проект разработан с учетом следующих принципов.

  • Принцип сознательности и активности – предусматривает устойчивый интерес и активное участие, сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями, во взаимосвязи их с музыкой.
  • Принцип наглядности – предполагает показ упражнений, использование наглядных пособий,   ориентиров, образных  выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде, помогают создавать представление о темпе, ритме, амплитуде движений.
  • Принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности  к обучению; требует постановки посильных для детей задач, постепенное повышение трудности изучаемого материала.
  • Принцип постепенности в повышении требований – предполагает методическую последовательность в освоении упражнений – от легкого к  трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений,   движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения
  • Принцип творческой направленности – обеспечивает возможность  самостоятельного акватворчества, создание новых движений, основанных на использовании  двигательного опыта, самостоятельного решения двигательных задач, а также   сотворчества с педагогом.
  • Принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка на занятиях.

                                              Методы обучения

  • Словесные  объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды.
  • Наглядные:  показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части. Анализ  с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
  • Практические:  предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью, обучение в облегченных или усложненных условиях. Изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

                               Основные формы занятий:

  • теоретические - предполагают рассказ о  влиянии аквааэробики  на организм, об использовании упражнений в повседневной жизни и самостоятельной активности;
  • практические - обеспечивают обучение новым упражнениям, совершенствование умения выполнять движения в темпе музыки;
  • самостоятельные - предусматривают самостоятельное выполнение упражнений под музыку, проявление творческой  индивидуальности, реализацию своих потребностей в движении;
  • индивидуальные - направлены на совершенствование умений детей со слабой подготовкой или творчески активных более способных детей.

                                      Средства обучения.

- Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей  с водой   и ее свойствами.

- Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без».

- Простейшие спады и прыжки в воду.

-  Игры и игровые упражнения способствующие:

-  упражнения релаксации -  каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Упражнения позволяют приучать детей к отдыху в короткий временной промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают работоспособность. Выполняются  под спокойную музыку.

-комплексы упражнений аквааэробики -  выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Простые,  разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяют выразить эмоциональное состояние, сюжеты, образы. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущение невесомости, упражнения легче выполнять в воде, чем на суше. Вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Упражнения  выполнять  без предметов, так и  с ними. Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство ритма, акватворчество.

-художественное плавание –  выполнение, демонстрация различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур,  построения и перестроения, композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статистического плавания (т.е. умение неподвижно лежать на воде). Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть индивидуальные, парные, групповые. Отличается от синхронного плавания своей не соревновательной направленностью. Задача художественного плавания пропаганда плавания и здорового образа жизни. Упражнения позволяют закрепить навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивать  акватворчество.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

                Успешность усвоения  материала по аквааэробике определяется степенью овладения основными навыками плавания.

                               Характеристика основных  плавательных навыков  

Навык

Характеристика

Ныряние

Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться  и передвигаться, знакомит с подъемной силой.

Продвижение в воде

Позволяет почувствовать   статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует навыки и  способствует развитию выносливости; позволяет сделать первый шаг от человека, не умеющего плавать, к пловцу.

Контролируемое дыхание

Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру,   взаимосвязано со всеми навыками.

Прыжки в воду

Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать  действие разных сил, развивают решительность, самообладание и мужество.

Лежание

Позволяет почувствовать статистическую  подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха.

     

Умение  использовать приобретенные навыки в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях считается результатом усвоения  материала.

Оценка плавательных умений детей дошкольного возраста.

 Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования  плавательной  подготовленности  по каждой  возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений.

Упражнения для определения уровня плавательной подготовленности (старший возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной доской с работой ног на груди.

Контролируемое дыхание

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки в воду

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной доской.

Упражнения для определения уровня плавательной подготовленности (подготовительный  возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной доской с работой ног на груди.

Контролируемое дыхание

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки в воду

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной доской.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

                Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.

                 Средний уровень  – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.

               Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.

       Тестирование проводится  в начале  и в конце года. Результаты вносятся в диагностическую карту освоения навыков плавания. На основании, которой осуществляется  анализ развития плавательных способностей детей дошкольного возраста по навыкам и умениям, анализ уровня общей плавательной подготовленности, а также проводится  сравнительная  диагностика роста плавательных умений.

                                     Основные плавательные навыки

Ф.И.

ребенка

вход

ныряние

прыжки в воду

лежание

продвижение

на спине

на груди

на спине

на груди

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

       К концу первого года обучения дети должны уметь (старшая группа).

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Выполнять прыжок ногами вперед.
  • Скользить на груди с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звезда» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».
  • Выполнять комплексы аквааэробики, упражнения восстановления, релаксации.
  • Применять элементы художественного плавания.
  • Творчески использовать приобретенные навыки.

                               Гигиенические навыки.

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ, знать личные вещи.

                               Правила поведения.

  • Знать основные правила поведения, соблюдать их.
  • Реагировать на замечания инструктора, выполнять его требования.

К концу второго года обучения дети должны уметь (подготовительная группа)

  • Погружаться  в воду, открывать глаза в воде.
  • Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду,  вдох - выдох в сочетании с движениями ног.
  • Дышать в положении лежа на груди с поворотом головы  с неподвижной опорой.
  • Выполнять прыжок ногами вперед.
  • Скользить на груди и на спине с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
  • Выполнять упражнения «Звезда» на груди, на спине, упражнение «Осьминог» на длительность лежания.
  • Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине.
  • Выполнять комплексы аквааэробики, упражнения восстановления, релаксации.
  • Применять элементы художественного плавания.
  • Творчески использовать приобретенные навыки.

                                       Гигиенические навыки. 

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ, знать личные вещи.

                                         Правила поведения.

  • Знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.
  • Реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

       Требования к уровню подготовки воспитанников.

  • Должны знать:

- основы здорового образа жизни, формы  укрепления здоровья;

- правила  безопасности на воде.

  • Должны иметь представление:

- об оздоравливающем эффекте  аквааэробики.

  • Должны демонстрировать:

- плавание одним-двумя стилями в общих чертах;

- комплексы упражнений по аквааэробике;

- композиции художественного плавании;

- основные навыки плавания в контрольных  упражнения.

Благоприятное воздействие плавания на организм человека  широко пропагандируется и используется как мощное закаливающее средство. Помимо закаливания, осуществляется благоприятное воздействие на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и центральную нервную систему малышей. Плавание - это единственный вид спорта, обеспечивающий максимальную нагрузку на мышцы, при минимальной нагрузке на позвоночник.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный (апрель- май 2015 г.)

Цель: работа по повышению  образовательного уровня участников проекта.

          -Изучение понятий, касающихся темы проекта;

          -Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по     здоровьесбережению;  

-Анкетирование родителей;  

-Разработка плана организации физкультурно-досуговых мероприятий в бассейне;

 -Подготовка цикла тематических физкультурных занятий по плаванию;                                                        

 II этап – практический  (сентябрь 2015 – март 2017 г.)

Цель: организация эффективной  работы по решению воспитательно-образовательных задач проекта.

Проведение цикла тематических  занятий по плаванию.  Проведение  занятий с участием родителей.  Проведение физкультурных праздников и развлечений в бассейне  Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье. Анкетирование родителей.

  III этап – заключительный .  апрель-май 2017г.)

Цель: обобщение  и распространение опыта педагогов ДОУ.

Проведение  мониторинга  уровня плавательной подготовленности

(старший и подготовительный  возраст), организация итогового спортивного праздника.                                                            

        Анализ  проекта с педагогами.    

             

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор.  Укрепится здоровье детей,  совершенствуются  различные виды передвижений в воде, повысится сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

  У детей сформируются представления о  здоровом образе жизни. Повысится интерес  к  занятиям плаванием и спорту, ускорится развитие творческих способностей детей, развитие морально – волевых качеств, обогащение эмоционального состояния, создание чувства радости, воспитание у дошкольников положительных черт характера, формирование дружеских отношений в коллективе. 

 У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Один из результатов данного проекта - успешное обучение детей плаванию.

Дети  систематически занимающиеся в бассейне, осваивают умение задерживать дыхание, погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине. Они учатся движениям ногами вверх-вниз, сидя и лёжа на мелком месте с опорой на дно руками. При качественной организации занятий к концу обучения дошкольники осваивают плавание произвольным способом.        Подобные умения всегда были и остаются жизненной необходимостью в экстремальных условиях, так как дают возможность ребёнку продержаться на воде.

Качественная работа по обучению дошкольников плаванию, даёт троякий результат:

- профилактику несчастных случаев на воде;

- общее оздоровление детей;

- воспитание привычки к здоровому образу жизни.

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И МЕХАНИЗМЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Возможные риски

1.Миграция (увольнение, переход) педагогов;

2. Влияние информационной избыточности;

3. Пассивность и незаинтересованность родительского состава ДОУ.

Способы коррекции и  механизмы компенсации негативных последствий

  1. Организация учебно-методической поддержки на уровне ДОУ,  использование возможностей сети Интернет;
  2. Реализация проекта для педагогов по повышению ИКТ-компетентностей;

3. Эффективное использование образовательных технологий, проектной деятельности, повышающих эффективность педагогического труда, следовательно, качество обучения дошкольников;

4.Просветительская работа с родителями;

 Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам эффективности организации  воспитательно-образовательной деятельности;

5. Стимульное сохранение кадров (поощрения морального и материального плана);

6. Реализация личностно-ориентированного принципа работы с педагогическом составом ДОУ;

7.Повышение квалификации педагога на курсах, самообразование.

НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА        

               Ведущие идеи проекта:

  • Создание  условия для знакомства с новой формой физической активности и активного участия в ней детей дошкольного возраста; 
  • Проведение  занятий по аквааэробике как сопутствующее, преемственное продолжение обучения плаванию детей дошкольного возраста по стандартной структуре, содержащейся в ФГОС   (подготовительную, основную и заключительную часть);
  • включение в занятия  нетрадиционные средства обучения:  релаксационные упражнения в воде, способствующие раскрытию творческой самобытности ребенка, художественное плавание с   использованием  музыки.

                       Рассмотрим  положительные факторы занятия аквааэробикой.

Вода создает благоприятные условия, при которых эффективность занятий повышается в  разы. При этом отсутствует  высокий уровень нагрузки на детский организм как при занятиях на суше.

               Основные плюсы акваэробики обусловлены уникальными свойствами воды:

  • травмобезопасность занятий;
  • отсутствие излишней нагрузки на суставы и связки;
  • дополнительный эффект за счет преодоления сопротивления воды;
  • массажный и лимфодренажный эффект.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Что дают ребенку  занятия аквааэробикой?

      - Адаптация к водной среде обогащает двигательный опыт, дает новые впечатления, что  важно для развития  детей.

       - Водные занятия оказывают выраженный оздоравливающий и укрепляющий эффект. Вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение, укрепляет мышцы, закаливает, развивает вестибулярный аппарат (чувство равновесия).

       - Ребенок должен понять, что вода — это не опасность, которой надо бояться, а естественная и здоровая среда, в которой можно находиться. Главное — получать удовольствие от нахождения в воде.

       - Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.

       Аквааэробика способствует:

  • предупреждению искривлений позвоночника;
  • устранению повышенной возбудимости и раздражительности;
  • формированию «мышечного корсета»;
  • гармоничному развитию  всех мышечных групп;
  • созданию хорошего настроения.

       Аквааэробика -  делает процесс обучения  плаванию более эффективным, разнообразным, веселым, интересным. Придает занятиям яркую эмоциональную окраску, приносит ощутимую пользу здоровью.

       Таким образом,  аквааэробика содействует обогащению двигательной активности детей и делает ее разносторонней. Плавательная гимнастика закаляет, помогает избегать заболеваний, взбадривает и освежает. Воспитывает силу воли и дает заряд бодрости.

Данный проект не только позволяет обеспечить развитие способных детей, но и стимулирует внутреннее развитие и в определённой степени влияет на личность в целом, ведь стимулирование детской инициативы приводит к развитию активной жизненной позиции, к умению не капитулировать перед трудностями. Данный проект стимулирует собственную активность детей, полностью определяемую ими самими, их внутренним состоянием и активность детей, стимулируемую взрослыми.

К одному из условий успешной реализации данного проекта и его практической значимости следует отнести непрерывный процесс самообразования педагога, осуществляющего руководство проектом и процесс его реализации. Однако процесс самообразования затрагивает не только процесс изучения специальной литературы по методике обучения детей плаванию, по развитию индивидуальных способностей детей и т.д. Самообразование  имеет поликомпонентный характер и объединяет изучение передовой педагогической теории с активным обменом опытом между педагогами района.

 Обеспечение безопасности каждого ребёнка - второе условие успешной реализации содержания данного проекта. Мало развить способности ребёнка, необходимо соблюдение принципа «Не навреди». Игровое оборудование, используемое при организации игр на воде, должно иметь сертификаты качества, быть удобным и комфортным для ребёнка, обеспечивать эмоциональный комфорт.

Практическая значимость проекта увеличивается при соблюдении основных принципов реализации проекта:

Личностно-ориентированный подход: учёт в процессе деятельности индивидуальных особенностей детей, в частности - состояния здоровья, потребностей каждого ребёнка и особенностей физического развития.

 Принцип научности: использование в организации мероприятий оздоровительной и профилактической работы разработок современных учёных и исследователей проблемы здоровьесбережения дошкольников.

 Принцип системности: непрерывность деятельности вместе с рациональным сочетанием различных мероприятий.

 Принцип рефлексии: предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов.

 Необходимым условием  является сочетание грамотно построенных тренировок (с точки зрения методики обучения плаванию) с игровым взаимодействием педагога с детьми в целях реализации права каждого ребёнка на возможность участия в ведущей деятельности - игре и обеспечения должной мотивации на результативные занятия плаванием.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 № пр-271;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61;
  • План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 гг., утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 150–р;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662 –р;
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2011 № 373;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПин 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», утверждены постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189;
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ); Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программ ДОУ.

Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Д. Богина. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1991 г. - 159 с.

Л.Ф.Еремеева. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие. - СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

Урвачева Л.Н. Учимся плавать играя / Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения № 1 / 2008, с.61.

Хрущева О.С. Спортивное развлечение в бассейне. / Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения № 2 / 2008, с.54.

Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры  дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. –  М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).

Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.

Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.

Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).

Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.

Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.-

( Библиотека руководителя ДОУ).

Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста:

Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).

Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. –М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.

Муратова Г.Б. Творческий подход в обучении плаванию детей разных возрастных групп. / Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения №3/2010, с.51.

Е.К.Воронова. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003 -80 с.

Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008 - 88 с.

Л.Ф. Еремеева. Обучение плаванию в детском саду. / Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал № 5 (26) /сентябрь, октябрь /2005 г., с.30.

Н. Петрова. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста.

И.М.Боброва. Обучение детей плаванию в условиях детского сада. / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9 сентябрь / 2009 г, с 51.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВЕСЕЛИНКА - 2" сборник танцев для детей старшего дошкольного возраста. (Авторские разработки)

Общий танец "ГОРОШИНКИ ЦВЕТНЫЕ" сл. В.Кузьминой, муз. А.ВарламоваХоровод "ПОД НОВЫЙ ГОД" сл. В.Шумилина, муз.Ю.Верижниковапарный танец "ТАНЕЦ С ПРЯНИКАМИ", муз. А.Зацепинаобщий танец "ЗИМА" сл. С.Остр...

«Веселое путешествие» Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий  развлечения для старшего возраста 5-6 лет с детьми логопатами...

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ....

Сценарий развлечения "Веселая масленица" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения "Веселая масленица" для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предназначен для проведения на площадке детского сада, в импровизационной форме....

Программа кружка "Веселая палитра" нетрадиционное рисование для детей старшего дошкольного возраста

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и и...

Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Поклонимся Великим тем годам»

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...