СВОЕОБРАЗИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре на тему

Кострюхина Наталья Владимировна

Анализ психолого-педагогических исследований показывает значимость проблемы информационно-методической поддержки родителей при обучении плаванию детей дошкольного возраста и возможность ее разрешения в условиях ДОО.

В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Было рассмотрено понятие «взаимодействие ДОО с родителями» со стороны образования (взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе образования конкретного ребенка), воспитания (единство линий воспитания) и действия (организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализоваться в общей деятельности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кострюхина Н.В.

Инструктор по физкультуре

ГБДОУ детский сад 21

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

СВОЕОБРАЗИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест.

В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. [73]

Главный момент в контексте «семья – дошкольная образовательная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе образования конкретного ребенка в данной семье.

Т.А. Маркова взаимодействие рассматривает как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. [47]

Под взаимодействием Е.М. Листик понимает не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализоваться в общей деятельности. [44]

Г.М Андреева выделяет следующие типы взаимодействий [2]:

  • Сотрудничество предполагает достижение общих целей с помощью открытого обсуждения своих интересов. Является наиболее эффективным типом взаимодействия партнеров;
  • Конкуренция выражается в борьбе за удовлетворение своих потребностей, в наличии противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях;
  • Компромисс является промежуточным вариантом между сотрудничеством и конкуренцией, так как участники взаимодействия добиваются достижения общей цели за счет взаимных уступок. Этот метод может породить у партнеров по общению неудовлетворенность их взаимодействием.
  • Приспособление – это учет интересов партнера в ущерб собственным. Приспособление также называют уступкой

Т.П. Колодяжная отмечает, что на практике педагоги должны учитывать свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:

  • доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;
  • разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;
  • учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;
  • направленность педагогов и администрации дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
  • использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов. [36]

Согласно исследованиям Л.Н. Свирской [65], первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу образования, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в усвоении их непосредственно в теоретической и практической деятельности, определенным образом организованной.

Таким образом, можно сделать вывод, что информирование является одной из ключевых задач взаимодействия ДОО и семьи.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий образования в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Поэтому в ДОО должна создаваться информационная среда, которая обеспечивает взаимодействие педагогов и родителей

На сегодняшний день информационная открытость в ДОО – это организационно-правовой режим деятельности организации, обеспечивающий возможность получать необходимый и достаточный объем информации всем участникам социального взаимодействия.

Информационная доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Открытость и доступность осуществляются через информационное взаимодействие:

  • изучение запросов родителей (анкетирование и интервьюирование);
  • формирование системы информирования;
  • расширение форм и методов информационного взаимодействия.

Как отмечают С.В. Еременко, Т.И. Леонова, существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно — информационные. Остановимся подробнее на наглядно-информационных, которые дают возможность рассказать об особенностях обучения детей в условиях дошкольной организации, деятельности педагогов, оказав тем самым практическую помощь семье. Условно их можно разделить на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Задача первой подгруппы — информирование родителей об особенностях функционирования ДОО (работе детского сада, деятельности педагогов, проводимых мероприятиях, правила для родителей, режим дня и т. д.) Задачи второй — путем опосредованного общения расширить знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. [31]

Наглядные средства (стендовые и настольные) достаточно удобный способ информирования родителей, так как позволяет доносить информацию до всех родителей в течении определенного времени. Его недостатком можно считать отсутствие обратной связи.

С позиции обезличенного предоставления информации к целевому отбору, поиску наиболее понятных, доступных средств, слов, способов изложения информации, определения наиболее часто задаваемых вопросов родителями и поиск информационных «лакун» в данном содержании методология поддержки является принципиально важной и основополагающей для нашего исследования.

Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах отечественных ученых (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина, А.Д. Андреева, В.П.  Бедерханова, Н.М. Михайлова, С.И. Попова, В.И. Слободчиков, Т.А. Строкова, С.М. Юсфин, И.Ю. Шустова др.) [18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 40, 4, 2, 11, 12, 51, 52, 53, 61, 66, 67, 68, 69, 77, 78, 76], которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса. Философский и культурологический пласт проблемы во многом осмыслялся Н.Б. Крыловой. [40]

Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, то есть субъектность, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой). [66, 67]

Как отмечает Т. А. Строкова, «поддержать можно косвенно, даже не будучи рядом; помочь – только в общении, тесном контакте с человеком, в момент его встречи с трудностью, с которой он самостоятельно не может справиться». [68]

Рассмотрим этимологию термина «поддержка».

Можно отметить, что термины «поддержка» и «помощь» часто рассматривают как синонимы, хотя они различны по своему смыслу.

Смысловое значение слова «поддержка» подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т. е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». В свою очередь, помощь – это содействие кому-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь [56]. Таким образом, помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т. е. деятельность по оказанию помощи.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). [19]

О.С. Газманом были разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;
  • вера в эти возможности;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность (анонимность);
  • доброжелательность, безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа «не навреди»;
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. [24]

В исследованиях Т.В. Анохина раскрывает педагогическую поддержку как комплекс средств, которые создают условия для оказания помощи детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Она подчеркивает, что содержание поддержки заключается в том, что помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека. Отсюда и основная ориентированность поддержки и методов ее реализации –саморазвитие ребенка. [4]

A.Г. Асмолов утверждает, что для реализации педагогической поддержки необходимо:

  • оказать помощь ребенку в становлении личности, т. е. социализироваться, развиваться в разных направлениях (адаптацию, индивидуализацию, интеграцию), иметь право выбора любой деятельности;
  • содействовать и поддерживать самостоятельные решения ребенка;
  • поддерживать индивидуальность в каждом ребенке. [9]

B.К. Зарецкий рекомендует оказывать педагогическую поддержку детям с особенностями в развитии и имеющим затруднения в обучении через комплекс организационно-деятельностных игр, в которых главное место находит выбор ребенком типа самоопределения. Ребенок должен сам выбрать, какой дорогой пойдет по жизни, какие присутствуют у него задумки, кем он хочет быть в обществе, чтобы иметь возможность состояться в нем. [32]

В исследованиях Н.Б Крыловой с позиций культурологии образования поддержка анализируется в широком социокультурном смысле как элемент любого со-трудничества и взаимо-действия, поскольку она представляется как положительное оценка к деятельности человека и стремление со-действия его инициативам и самореализации, что подразумевает партнёрские отношения. Ситуация поддержки – это ситуация, когда взаимодействуют вместе со- и само-процессы взрослого и ребёнка, действующих с позиции субъектности. Н.Б. Крылова пишет: «… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». [41]

Анализируя термин «поддержка», И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов обращают внимание на масштабном смысле педагогической и психологической поддержки. Ее содержательность состоит в сложных изменениях, преобразующих центр ребенка – его личность. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, авансировании, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития. [39]

Л.А. Петровская понимает поддержку как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающая при сопереживании и получении помощи. [58]

Можно отметить практически одновременное появление вместе с понятием «педагогическая поддержка» таких понятий как «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «методическая поддержка», «информационно-методическая поддержка».

Далее мы рассмотрим отличительные особенности различных видов поддержки.

Социальная поддержка – комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении. [58]

Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных личностных особенностях ребенка с целью укрепления его самооценки, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. [58]

В статье В.Г. Решетников под методической поддержкой понимает разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Он сделал вывод, что методическая поддержка связана с преодолением конкретных проблем. Методическая поддержка предполагает оказание помощи всем субъектам образования, в независимости от того, какова потребность в этой помощи; самостоятельность субъекта проявляется в том, в какой мере он воспользуется этой помощью. Методическая поддержка занимается типичными для образовательного процесса проблемами. [64]

Е.А. Кудрявцева рассматривает методическую поддержку «как вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов…». [44]

По мнению Н.В. Немовой сущность методической поддержки состоит:

  • в содействии созданию внутренних и внешних благоприятных условий для реализации совместных проектов, в оказании практической и интеллектуальной помощи;
  • в поддержке выдвигаемых субъектами образовательного процесса инициатив;
  • в обеспечении субъектов образовательного процесса недостающими научно-методическими ресурсами;
  • в выявлении и устранении недостатков, ограничений, препятствий, снятии сопротивления субъектов;
  • в оценке состояния происходящих в образовании образовательных процессов, явлений и опыта;
  • в налаживании и установлении контактов, связей между субъектами, с целью поддержки. [54]

Н.Ю. Ткачук определяет информационно-методическую поддержку педагогических работников ДОО как «комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности, реализация которой возможна при использовании разнообразных форм работы». При организации информационно- методической поддержки педагогов необходимо учитывать адресный, дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами с различным уровнем профессиональной подготовки. [70]

Рассмотрев различные аспекты поддержки целесообразно осветить ее с позиции взаимодействия с родителями.

Н.В. Анненкова выделяет основные принципы поддержки родителей:

  • Принцип субъектности строится на основе признания личностного опыта и предполагает активное привлечение родителей к участию в процессе поддержки, опору на их опыт в ходе разрешения противоречий в воспитательных отношениях, обеспечение условий для осуществления свободы выбора.
  • Принцип адресности учитывает особенности семьи ребенка, ее воспитательный потенциал, готовность родителей к поддержке.
  • Принцип проблемности полагает ориентацию на потребность семьи в педагогической поддержке, путем выявления в ее воспитательных отношениях противоречия, требующего от родителей самоопределения в них и определения готовности семьи к его разрешению.
  • Принцип сотрудничества заключается в организации поддержки на основе равноправного взаимодействия педагога и семьи, согласования целей и совместного планирования. [3]

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что информационная поддержка является составной частью методической поддержки.

Таким образом, под информационно-методической поддержкой родителей можно понимать комплекс целенаправленных мероприятий по информированию родителей о методических особенностях обучения плаванию детей дошкольного возраста, о возможных вариантах решения возникающих проблем, связанных с обучением плаванию, об условиях организации и проведения занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений родителей.

Задача педагога при организации информационно-методической поддержки состоит в том, чтобы повысить качество информации, добиться, чтобы она была полной, своевременной, достоверной, надежной, существенной, обладала потенциалом для принятия компетентных решений. Получение родителями знаний и использование их в своей практике будет способствовать взаимосвязи всех субъектов образования.

Оказание своевременной информационно-методической поддержки родителям поможет избежать ошибок и поможет им принимать верные решения в вопросах обучения плаванию и организации детской деятельности, связанной с водным пространством.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева А.Д. Как научить педагогов и родителей общаться с детьми. 1,5 п.л. В кн.: Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. И.В.Дубровиной. 3-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. 5е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005.
  3. Анненкова Н. В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной политики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-roditeley-kak-strategiya-sotsialnoy-politiki (дата обращения: 30.03.2017)
  4. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Классный руководитель. №3, 2000 – С.63-81.
  5. Антипова Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г.А. Антипова // Воспитатель ДОУ. – 2012. – №12. – С. 88–94.
  6. Антонова Л. Н. Педагогика поддержки: смысл, специфика, предназначение // Мир психологии. - 2005.- № 1.- С. 178-184.
  7. Арнаутова Е. П. Шаги к диалогу // Педагог и семья. — М., 2002
  8. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. – 2006. – №4. – С. 66–70.
  9. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Академия, 2010.
  10. Баранова В.Л., Медведева Л.Е. Плавание как важнейшее средство оздоровления. // Дошкольное воспитание, 2014, № 6, с. 44 – 49.
  11. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка //Классный руководитель. 2000. №3. С.39-47.
  12. Бедерханова, В.П. Гуманистическое пространство воспитания [Текст] / В. П. Бедерханова, И. Д. Демакова, Н. Б. Крылова // Народное образование. - 2011. - N 2. - С. 242-250.
  13. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 210.
  14. Большакова И.А. Маленький дельфин. – М.: Аркти, 2015, 24 с.,
  15. Борисова Н.П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Н.П. Борисова, С.Ю. Занкевич // Дет. сад. управление. – 2007. – №2. – С. 5–6.
  16. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб.пособие для студ.высш.уч.заведений/Н.Ж.Булгакова, С.Н.Морозов, О.И.Попов и др.; Под ред. Н.Ж.Булгаковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 432 с.
  17. Воронова Е.К. Программа обучения дошкольников плаванию в детском саду. – СПб.: Детство-пресс, 2003, 80 с,
  18. Газман О.С. Новые ценности в образовании. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. - С. 19-24.
  19. Газман О.С. Педагогика свободы - путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. Новые ценности образования. Вып. 6. 1996.
  20. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. С.221-237
  21. Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1990.
  22. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45.
  23. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996. С. 10-37.
  24. Газман О.С. Педагогическая поддержка в образовании: десять концепций и эссе.- М.: Инноватор, 1995. – 58с.
  25. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. – 82 с.
  26. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
  27. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2002. - 120 с.
  28. Дрижирук Н.М. Для вас, родители!, или Уголок для родителей (метод, рек. для воспитателей по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада). Мурманск, 2005.
  29. Дружинин Б.Л. Как научить ребенка плавать. – М.: Перспектива, 2016, 32 с.
  30. Елюкова А.Е. Понятие «Педагогическая поддержка»: современный дискус // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №171. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-pedagogicheskaya-podderzhka-sovremennyy-diskus (дата обращения: 20.04.2017).
  31. Еременко С.В., Леонова Т.И. Формы работы педагогов в детском саду через родительские стенды [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 96-98.
  32. Зарецкий В.К. Проблемы поддержки детей с особенностями развития // Новые ценности образования: Забота-поддержка-консультирование.- М., 1996. - Вып.6. - С. 56-66.
  33. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2015. – 320с.
  34. Касицина Н.М. Педагогика поддержки / Н. М. Касицина, Н. Н. Михалова, С. М. Юсфин, М. М. Миркес. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.- 160 с.
  35. Кирсанов Д. Веб-дизайн – СПб: Символ-Плюс, 2014. – 368 с.
  36. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2011. - 184 с.
  37. Колпакова Е.С. Контент-анализ понятия «Социально-педагогическая поддержка» // Вестник ОГУ. 2011. №16 (135). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontent-analiz-ponyatiya-sotsialno-pedagogicheskaya-podderzhka (дата обращения: 20.04.2017).
  38. Коровец Б. Выбор критериев оценки сайтов предприятий /– Надежные программы, 2013. №11. С. 14-23.
  39. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов н/Д., 1994.
  40. Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2005.- С. 193-201.
  41. Крылова Н.Б. Культурология образования - М.: Народное образование, 2000.-272с.
  42. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого //Классный руководитель, №3,2000.- 92 с.
  43. Крылова Н.Б. Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 450 с.
  44. Кудрявцева Е.А. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями: Автореф.дис. канд. пед. наук: Волгоград, 2009. 
  45. Листик Е.А. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ [Текст]: на основе детского экспериментирования / Е.А. Листик// Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2010. - № 9. - С. 112-117.
  46. Лихачева Е.Н. Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста: психолого-педагогическая поддержка // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №24 (95). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-vospitatelya-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka (дата обращения: 20.04.2017).
  47. Маркова Т.А. Семейные традиции / Т.В. Лодкина, Т.А. Маркова // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых: Материалы региональной научной конференции «Педагогическое терминоведение» 20 апреля 2007 г. / Под ред. А.Г. Козловой, Т.С. Буториной, Т.В. Лодкиной, А.С. Роботовой, А.П. Тряпициной. - Вып. 4. - СПб.: ООО «Нестор», 2007. - С.44 - 48.
  48. Мартынова Л.В., Попкова Т.Н. Игры и развлечения на воде. – М.: Педагогическое общество России, 2014, 96 с.
  49. Миргородская Е.В., Котляров А.Д. Методические особенности проведения занятий по плаванию с детьми младшего дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. (Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура). 2012. № 2(74). С. 99 – 101.
  50. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001. —208 с.
  51. Михайлова Н.Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. М., 1994
  52. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Процесс совместного преодоления, или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы №4, 1997.С.3-13.
  53. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. №2.
  54. Немова Н.В. Модели методической поддержки общеобразовательных организаций Московской области реализующих проекты обновления содержания и технологий общего образования – М.: ФГАУ ФИРО, 2014 г
  55. Нильсен Я. Веб-дизайн. пер. с англ. И. Вихарева, Т. Морозовой, Е. Пуцима. — СПб.: Символ-плюс, 2013. — 63с.
  56. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
  57. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006, 159 с.
  58. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. В кн.: введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М., 1997.
  59. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. – М., Скрипторий 2003, 2012, 88 с.
  60. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М., 2005.
  61. Попова С.И. Эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. №18.
  62. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
    (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  63. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание).
  64. Решетников В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // ОНВ. 2013. №5 (122). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения: 23.03.2017).
  65. Свирская Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 176 с.
  66. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Личность как социокультурная реальность. Психология личности, т.2, Самара, 1999, С. 491-495.
  67. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности Учебное пособие: М.; Изд-во ПСТГУ; 2013
  68. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 20 – 27.
  69. Строкова Т.А. Загвязинский В.И., Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень: ТюмГУ, 2013. 176 с.
  70. Ткачук Н.Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 82-84.
  71. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  72. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. М., «Физкультура и спорт», 1978
  73. Фрезе И.И., Малахова Л. Н., Суетина Л. Р. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 944-949.
  74. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 336 с.
  75. Шавринова Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в содержании воспитательной деятельности педагога // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №58. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-rebenka-v-soderzhanii-vospitatelnoydeyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 20.04.2017).
  76. Шустова И.Ю. Ситуативная педагогика работа педагога с «Живой ситуацией» взаимодействия с детьми // Проблемы современного образования. 2014. №1. С. 118 – 128.
  77. Юсфин С.М. Педагогическая поддержка в школе. // Народное образование, № 6, 1998.
  78. Юсфин С.М., Коваленко Е.Г. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка.//Классный руководитель №3,2000.-С.117.
  79. http://www.firo.ru
  80. http://www.gto.ru
  81. минобрнауки.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной консультации  расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

Характеристика обучения плаванию детей дошкольного возраста в контексте информационно-методической поддержки родителей

Информационно-методическая поддержка родителей - это комплекс целенаправленных мероприятий по информированию родителей о методических особенностях обучения плаванию детей дошкольного возраста, о возмо...

Рекомендации для родителей" «Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста в…домашней ванне».

Если ваш малыш еще не умеет плавать или боится воды, не отчаивайтесь! Помогите ребенку познакомиться и подружиться с водой....

Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...