Конспект досуга «Игры народов нашей страны» с детьми подготовительной к школе группы. (в
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Гагарина Елена Георгиевна

Цель: формирование у дошкольников интереса к жизни сверстников различных национальных культур, воспитание толерантности, чувства единства, любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gagarina_e.g._konspekt_dosuga.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса

Конспект досуга

«Игры народов нашей страны»

с детьми подготовительной к школе группы.

(в рамках реализации парциальной программы

«Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)

 

Инструктор по физической культуре:

Гагарина Елена Георгиевна

г. Куса, 2016 г.

Цель: формирование у дошкольников интереса к жизни сверстников различных национальных культур, воспитание толерантности, чувства единства, любви к Родине.

Задачи:

Образовательные:

- расширение знаний дошкольников о разнообразии национальных культур на примере игр различных народов нашей страны;

- аккумуляция личного опыта и знаний дошкольников для создания целостной картины нашей многонациональной страны.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям независимо от их национальной принадлежности;

- формировать умение проявлять уважение к культуре и обычаям различных народов.

Развивающие:

- развивать физические данные детей: скорость, силу, ловкость, координацию движений;

- продолжать развивать различные виды передвижений, ползаний, прыжков.

Оборудование: магнитофон, платки, обручи, гимнастические палки.

Персонажи: кот Леопольд

Предварительная работа:

- подготовка музыкального материала, спортивного инвентаря, атрибутов к народным играм.

Интеграция с образовательными областями: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности детей: игровая, двигательная, коммуникативная.

Ход досуга:

1. Организационный момент.

Инструктор по физической культуре в народном костюме выходит к детям.

-  Здравствуйте, дети!

Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышли дружно поиграть –

Себя людям показать!

Вдруг раздается громкое мурлыканье и появляется кот Леопольд.

2. Основная часть.

 Леопольд:

 - Ой, ребята, а я тоже люблю играть, и дружить с разными детишками с девчонками и мальчишками! Возьмете меня к себе?

- Да!

Леопольд:

-  Ребята, правда, что вы больше всего на свете любите играть? Я - тоже!

Инструктор по ФК:

-  Леопольд, игра любимое занятие всех детей, да и многих взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. Сегодня ты попал на праздник игр! Сегодня мы будем играть в игры народов России.

Леопольд:

-  В игры каких народов?

Инструктор по ФК:

 - Народов России. Ребята, поможем Леопольду вспомнить, какие народы живут в нашей стране?

- Да! Русские, татары, мордва, якуты, ингуши, осетины, буряты, ханты и манси, чуваши, башкиры.

Инструктор по ФК:

- И многие-многие другие!

Леопольд:

- Что у всех разные игры?

Инструктор по ФК:

- Конечно! Давай вместе с ребятами сначала вспомним любимую игру русских детей - «Ручеек».

Игра «Ручеек».

Под музыку «Калинка-Малинка» дети встают в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим.

Леопольд:

- Ой, уморили! Ой, забегался я…. А другой игры у вас нет?

Инструктор по ФК:

- Есть. Давайте, ребята, сыграем в татарскую игру «Продаем горшки».

Татарская народная игра «Продаем горшки (Чулмак уены)».

Играющие разделяются на две группы. Дети - горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей),  касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Леопольд:

Танцует с последним участником, не прекращает танцевать даже когда заканчивается музыка. Ой, как мне ваша игра понравилась!

Инструктор по ФК:

- Леопольд, а на коне ты скакать умеешь?

Леопольд:

- На коне? Это как кот в «Шреке»? Нет…. боюсь….

Инструктор по ФК:

- А хочешь, мы с ребятами тебя научим скакать на коне как настоящие адыгейские джигиты!

Леопольд:

- Кто? А я не упаду? А мне страшно не будет?

- Не будет!

Адыгейская народная игра «Адыг» (конь).

 Дети стоят в четыре шеренги в руках у них гимнастические палки, находящиеся между ног, напротив на расстоянии лежат 4 флажка разных цветов, по сигналу игроки подскоками передвигаются к флажкам и поднимают их вверх, тот кто поднимет первый – победитель.

Леопольд:

- Как же интересно же с вами путешествовать! А куда мы дальше направимся?

Инструктор по ФК:

- Леопольд, ребята, представьте себе, что вы очутились на Севере. Завывает ветер. В лицо летит колючий снег. Здесь длинные, полярные ночи, поэтому мало тепла и света. А детям и взрослым все – равно не холодно! Они с удовольствием играют в ненецкую игру «Хейро», что означает «Солнце».

Леопольд:

- Ребята, а ну-ка, быстренько научите меня этой игре!

Ненецкая игра «Хейро».

Играющие идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала «солнце».

Леопольд:

- Ой, распарился я на солнышке, попить захотелось…

Инструктор по ФК:

- Тогда добро пожаловать в богатую реками Удмуртию. Поиграем в любимую игру удмуртских детей «Ручеек»?

Леопольд:

- Опять? Мы же в нее уже играли.  Не хочу, скучно….

Инструктор по ФК:

- Не торопись, Леопольд. Эта игра отличается от нашей.

Удмурская народная игра «Удмуртский ручеек».

Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф.

Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.

Правила:

Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой.

Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке.

Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны.

Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.

Леопольд:

- Да, интересно, вроде бы та же игра, что и у нас, а вроде и другая.  Как  занятно придумали!

Инструктор по ФК:

- Да, занятно. А вот у башкир тоже интересная игра есть. Ребята, а вы знаете, что такое юрта?

-  Да! Это складывающийся домик в виде шатра.

Леопольд:

- Да ну! Как у Шамаханской царицы?

Инструктор по ФК:

- Примерно. Многие пастухи - башкиры до сих пор с юртами по степи путешествуют. Эти «домики» очень быстро собираются и также быстро разбираются. Ну что - попробуем построить юрту?

- Да!

Башкирская народная игра «Юрта» (Тирме).

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул или лежит обруч, на котором повешен платок с национальным узором или лежит обруч меньшего размера. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры.

С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Инструктор по ФК:

- Ну что, ребята, понравилось вам путешествовать? Познакомились с любимыми играми детей народов нашей страны?

- Да!

Леопольд:

- Обязательно научите этим играм своих друзей и родителей!

Литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Бабунова Е.С., Багаутдинова С., Едакока И. Наш дом – Южный Урал: программно – методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255 с.

3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1989.

4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей.  Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство «ГНОМ и Д»”, 2013.

5.  Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. - М.: Творческий центр «Сфера», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг — развлечение с использованием ЦОР с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Масленица

Досуг — развлечение с использованием ЦОР с детьми подготовительной  к школе  группы на тему:     «МасленицаЦель: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенн...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям современн...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...

Конспект оздоровительного досуга "Прогулка в осеннем лесу" с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи

Конспект оздоровительного досуга с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. На занятии используется мультимедийная презентация. Занятие начинается с хоровода и исполнении пес...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Наша клумба» с детьми подготовительной к школе группы

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Наша клумба» с детьми подготовительной к школе группы...

Сценарий досуга "Игры народ нашей страны"

развлечение в рамках празднования дня народного единства - 4 ноября....