Современный подход к организации утренней гимнастики в детском саду
методическая разработка по физкультуре на тему

Современный подход к организации утренней гимнастики в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1460

Современный подход к организации

утренней гимнастики

в детском саду (2016/2017г.)

Выполнила:

Инструктор по физической  культуре
Велисевич М.К.

Москва, 2016


Содержание

Введение        3

1.        Задачи и значение утренней гимнастики        3

2.        Структура утренней гимнастики        3

3.        Формы проведения утренней гимнастики        5

Заключение        5

Список литературы        6


Введение

Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий детских образовательных организаций, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей. Правильно подобранная утренняя гимнастика с учетом детских возрастных потребностей и возможностей способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, а также формирует основы здорового образа жизни.

  1. Задачи и значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика в ДОУ представляет собой систему специально подобранных упражнений, всесторонне воздействующих на организм ребенка, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.

Задачами утренней гимнастики в детском саду являются укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.

Помимо прочего утренняя гимнастика в детском саду имеет также большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который систематически оздоравливает детский организм.

  1. Структура утренней гимнастики

Как и любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика должна начинаться с разминки и заканчиваться восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика непродолжительна, физические нагрузки в ней не велики.

Утренняя гимнастика традиционной формы как правило состоит из следующих 3 частей:

  • вводная;
  • основная;
  • заключительная.

Вводная часть утренней гимнастики

Задачами вводной части гимнастики являются организация внимания детей, а также легкая разминка и подготовка к выполнению общеразвивающих упражнений.

Как правило, при традиционной форме утренней гимнастики вводная часть включает в себя строевые упражнения: различные построения (в колонну, в шеренгу, в круг), перестроения (из одной колоны в две, из двух в четыре и т.д.), повороты, смыкания и размыкания (приставными шагами в сторону), а также ходьбу (на носках, с различным положением рук, с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом) и бег (друг за другом, врассыпную).

Основная часть утренней гимнастики

Задачами основной части гимнастики являются укрепление основных мышечных групп, формирование правильной осанки, совершенствование координации движений.

Основная часть представляет собой выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, которые выполняются в определенной последовательности: упражнения для укрепления плечевого пояса и рук (способствуют расширению грудной клетки, развитию дыхательных мышц), упражнения для мышц туловища, упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.

Упражнения могут выполняться без предметов, с предметами, на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Количество повторений каждого упражнения определяется преподавателем в зависимости от возраста детей и их физической подготовки.

Заключительная часть утренней гимнастики

Задачей заключительной части является восстановление дыхания и пульса. Эта часть представляет собой игру малой или средней подвижности, а также в ней используются упражнения на дыхание.

В зависимости от возраста дети выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу, или прыжки в сочетании с бегом, а после заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. Затем после заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.

  1. Формы проведения утренней гимнастики

Для эффективности проведения утренней гимнастики следует соблюдать следующие требования:

  • упражнения и  игры подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • длительность проведения гимнастики составляет от 5 до 12 минут, в зависимости от возраста детей.
  • утренняя гимнастика должна проводиться в точное по режиму время и соотноситься с содержанием программы;
  • должна быть обеспечена правильная физическая, психическая и эмоциональная нагрузка.

Существуют различные формы проведения утренней гимнастики, составляемые преподавателем на основании многочисленных авторских программ и методик:

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание сказочного или тематического сюжета: «Путешествие в лес», «Подводный мир», «Птицы» и пр.;
  • гимнастика игрового характера (из нескольких подвижных игр);
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
  • с использованием полосы препятствий (различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей).

В качестве примера можно привести комплекс для утренней гимнастики нетрадиционной формы, состоящий из следующих частей:

  • психогимнастика;
  • точечный массаж;
  • пальчиковая гимнастика;
  • элементы дыхательной гимнастики;
  • физические упражнения;
  • подвижные  игры.

Заключение

Основными целями утренней гимнастики в ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, а также создание положительного эмоционального тонуса. В связи с этим все комплексы утренней гимнастики должны базироваться на следующих принципах:

  • доступность: упражнения и игры соответствуют физической подготовке дошкольников, а также их возрасту, объяснения и показ упражнений понятны детям;
  • эффективность и польза: зарядка должна развивать детей и улучшать их физическое состояние;
  • позитивность: дети выполняют зарядку для хорошего настроения, если ребёнок не расположен к физической активности (болен, расстроен), его не следует принуждать заниматься.

Любой комплекс упражнений, предлагаемый в авторских методиках, можно дополнять на усмотрение преподавателя, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения, а также общая структура не была нарушена.

Список литературы

  1. Скопина Мария. Утренняя гимнастика в детском саду. Электронная статья. Активная ссылка: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/utrennyaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html#hcq=RPcUn2r
  2. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет. Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез), 2007.
  3.  Детская гимнастика: растим ребенка здоровым и веселым. Активная ссылка: https://www.tikitoki.ru/post/detskaja-gimnastika-rastim-rebenka-zdorovym-i-veselym
  4. Зарядка для детей 3-4 лет в детском саду. Активная ссылка: https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/fizicheskoe-vospitanie/utrennyaya-zaryadka-dlya-detey-3-4-let-v-detskom-sadu.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация утренней гимнастике в детском саду

Организация утренней гимнастике в детском саду во сех возростных группах....

Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".

Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....

Доклад на тему: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду»

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...

Презентация на тему "Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду".

Презентация раскрывает современные подходы к организации образовательной деятельности на основе интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности.....

Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду

Программа "Островок здоровья" - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе формирований убеждений и привычки к здоровому образу жизни....

презентация для педагогов "Современные подходы к организации трудового воспитания в детском саду"

В презентации раскрыты основные понятия трудового воспитания дошкольников, задачи по трудовому воспитанию в детском саду, методы и формы работы с детьми по проведению трудовой деятельности....

Статья на тему: Современные подходы к организации музыкального воспитания в детском саду

Статья на тему: Современные подходы к организации музыкального воспитания в детском саду...