Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду
методическая разработка на тему

Программа "Островок здоровья" - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе формирований убеждений и привычки к здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material-_1.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Глушкова Марина Борисовна,                                  Лесковская Светлана Валентиновна,                                                        воспитатели  МБДОУ  д/с № 5 «Колокольчик» города Котельнича                              Кировской области

Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности  в детском саду

    Все чаще и чаще в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей  звучат вопросы, связанные с проблемами здоровья дошкольников,  так как  в последние годы заметно возросло количество детей, имеющих отклонения в здоровье.  Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.  Таким образом, необходимость  решения данной  проблемы обусловлена многими причинами: увеличением  числа детей, поступающих в ДОУ с проблемами                                          физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе к улучшению их здоровья;  формированием в данном возрасте мотивации к сохранению собственного здоровья; удовлетворением потребности детей в физических упражнениях  по интересам; поиском возможностей получения максимального оздоровительного эффекта в процессе занятий физкультурой.                                                                                                                                                                                                          

  Кроме того, образовательный процесс ДОУ не формирует у детей потребность в здоровом образе жизни (ЗОЖ), а этот фактор определяет состояние  здоровья и продолжительность жизни человека на 50%.                         В связи с этим возникла необходимость разработки в детском саду дополнительной образовательной программы "Островок здоровья" по воспитанию у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу жизни с учетом наработанного опыта педагогов, результатов анкетирования родителей.

Программа «Островок здоровья» имеет свои особенности:

1.Система мероприятий программы направлена на повышение сопротивляемости детского организма и поддержание иммунитета ребенка.                        2. Программа имеет развивающий характер, то есть, ориентирована на постепенно усложняющееся обучение и развитие детей в процессе овладения навыками самооздоровления.                   

3.В основе программы лежит система формирования навыков здоровьесбережения ребенка, которая ориентирована на создание психического, физического и духовного здоровья ребенка.

4. Формирование навыков здоровьесбережения  осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей и продолжается в ходе режимных моментов.

5.Реализация программы осуществляется в тесном взаимодействии с родителями.

      Цель программы – сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе формирований убеждений и привычки к здоровому образу жизни.

      Задачи, направленные на достижение цели:

       -совершенствование практических навыков к сохранению и укреплению собственного здоровья;

       -формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

       -воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

       -развитие мотивационных установок по профилактике  и предупреждению заболеваний.

      Основные принципы, на которых базируется программа:

-целостность содержания предусматривает охват всех сторон оздоровительной работы, их совокупность, взаимосвязь;

- системность.  Работа проводится в течение всего учебного года при гибком   распределении содержания;

-последовательность содержания предполагает постепенную подачу материала от простого к сложному, увеличение объема знаний и привычек здорового образа жизни;

-дифференцированный подход: учёт возрастных особенностей, создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.

 Программа  рассчитана  для работы с детьми  от   четырёх до  семи  лет.  Срок реализации   3  года.  Занятия проводятся во вторую половину дня в физкультурном зале или групповой комнате.  Количество детей  от 12 до 15 человек. Для детей среднего возраста проводится два занятия в неделю продолжительностью до 20 минут, для детей старшей группы проводятся два занятия в неделю продолжительностью до 25 минут, для детей подготовительной группы проводятся два занятия в неделю продолжительностью до 30 минут.  Полный курс состоит из 70 занятий. Дополнительная образовательная программа «Островок здоровья» реализуется через кружковую работу. 

Материал программы разделен на 3 блока, по темам:

1.  « Я человек» - направлен на развитие знаний, умений  и навыков  о себе, как человеке.

2.  « Я открываю мир движений» - направлен на развитие знаний, умений и навыков основных двигательных качеств.

3.  « Я учусь охранять свою жизнь и здоровье» - направлен на формирование основных правил жизнедеятельности человека, его здоровья.

На реализацию каждой темы отводится 8 занятий, что обеспечивает более прочное приобретение знаний, умений и навыков. Основные темы периодически повторяются и усложняются в связи с возрастом детей:  

1 год (средняя группа) детей знакомят с внешними частями тела, дают представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов, формируют ценностное отношение к своему телу, дают знания об основных правилах заботы о своем теле, дают представление о физических качествах человека, знакомят с примерами достижений физического совершенства из детской литературы и музыкальных произведений, способами профилактики заболеваний – самомассажем, закаливанием, с правилами дыхания. Показывают необходимость использования мыла и воды для подержания чистоты своего тела и здоровья в целом, формируют представления детей о здоровье и нездоровье.

2 год (старшая группа)  у детей расширяют знания о себе, знакомят с разными видами закаливания, дыхательной и коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показывают способы заботы о своем здоровье, организме. Расширяют представление ребенка о значении физических упражнений в жизни и здоровье человека, знакомят с некоторыми правилами выполнения физических упражнений, с правилами использования спортивного инвентаря, со способами развития двигательных способностей человека, закрепляют способы сохранения своего здоровья, формируют представления о правилах личной безопасности в быту и в различных жизненных ситуациях.

3 год (подготовительная группа) происходит более глубокое изучение  способов бережного отношения человека к своему телу, о здоровье человека, о сохранении целостности органов.  Рассказывают о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, воспитанность и др. Уточняют представление о технике выполнения движений, формируют эстетическое отношение к миру движений, закрепляют основные правила личной безопасности.

Организация и проведение занятий имеет следующую структуру:

 Вводная часть направлена на мотивирование  на здоровый образ жизни через беседы и занимательные разминки.

 Вариативная часть изменяется в зависимости от темы и направлена на практикум - на обучение массажу, дыхательной гимнастике, занятия на тренажерах. Значительное место отведено   таким упражнениям, как: гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения, массаж или самомассаж (спины, рук, ног), упражнения для коррекции осанки, пальчиковые игры, весёлые тренинги, речевые игры, психогимнастические этюды, физкультминутки, психологические и дыхательные упражнения.

 Заключительная часть  направлена на эмоциональный настрой, в нее входят подвижные и  малоподвижные игры.

 В каждой возрастной группе материал распределяется по месяцам на три блока, делится на темы и подтемы и в зависимости от возраста детей  усложняются  задачи и содержание.                                                               

Ожидаемые результаты:                                                                                   1.Положительный настрой на выполнение привычек здорового образа жизни.                                                                                                                        2.Повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, поддержание иммунитета ребенка.                                                           3. Применение знаний и навыков в самостоятельной деятельности.      

Список литературы:

1.  Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего  дошкольного возраста» – М.: ТЦ Сфера, 2004.                                                                          2. Белая К.Ю. «Формирование основ  безопасности у дошкольников» -  Издательство «Мозаика-синтез»,   г. Москва, 2012.                                                                       3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,                         Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольника». Москва «Просвещение» 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду»

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...

Презентация на тему "Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду".

Презентация раскрывает современные подходы к организации образовательной деятельности на основе интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности.....

Современные подходы к организации образовательной деятельности.

Деловая игра составлена воспитателем Толстовой Е ВЦель: Повышение профессионального мастерства педагогов. Ознакомление  с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования утверждённ...

«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слу...

Современные подходы в организации здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении

Сохранение и укрепление здоровья детей, выработка ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является главным приоритетом дошкольного образования....

Родительское собрание «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада».

Цель: познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в нашем ДОУ.Задачи: 1. Показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего...