Картотека подвижных игр Поволжья
картотека по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Чернова Людмила Николаевна

Для детей очень интересно узнавать новые игры особенно игры, придуманные в своем родном краю, поэтому эта картотека игр находится у меня на сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_povolzhya_starshaya_gruppa.docx325.7 КБ

Предварительный просмотр:

               Картотека   подвижных   игр                народов   Поволжья.

                            Татарская народная  игра

                  Подвижная игра «Кто дальше бросит?»

Подготовка. На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от нее параллельно ей проводятся 3—4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по мешочку с горохом.

Содержание игры. Играющие поочередно в своих командах бросают мешочки с горохом возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны.

Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

Правила игры: 1. Каждый может бросить только один мешочек( Вес мешочка 150 гр). 2. Мешочки бросают по очереди каждый раз по сигналу руководителя. 3. Бросивший мешочек сразу уходит в конец своей колонны.

                                         Займи место»

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавщий  круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.


               Татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.)

                 Татарская народная игра «Хлопушки»

1

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга

           Татарская народная игра «Скок - перескок»

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30–35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

             Татарская народная Игра «Перехватчики»

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

           Татарская народная игра «Продаем горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети – горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водяший стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай.

Сколько дать тебе рублей? Три отдай.

Водящий три раза ( или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза).Кто быстрее обежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

                    Русская народная игра «Колечко»

1

Перед тем как играть, нужно с помощью считалки выбрать водящего. Потом все ребята садятся в рядок или полукругом. Можно проводить игру и стоя. Водящий складывает ладошки вместе и в эту «лодочку» из ладоней помещает колечко. Остальные дети складывают руки точно так же. Водящий обходит по очереди всех участников игры, делая вид, что каждому вкладывает в ладони колечко. Одному игроку он действительно должен положить колечко, но сделать это, привлекая как можно меньше внимания! Тот, кто получит колечко, тоже должен стараться не выдать себя.  Когда водящий закончил свой «обход», он отходит немного в сторону и выкрикивает: «Колечко – колечко, выйди на крылечко!». И тот, ому досталось колечко, должен быстро бежать к водящему. Остальные игроки должны стараться угадать – кому положили колечко, и «запереть», задержать его. Если  обладатель колечка сумел вырваться и добежать до ведущего, то теперь водит он. А если не удалось, то он передает кольцо старому ведущему и он водит вновь.  

                  Правила игры «Да и Нет не говорить!»

Как и в других играх для игры «Да и нет не говорить» нужен водящий. Водящий начинает игру определенными словами-стишком. Собственно говоря, в этом стишке и есть правила игры. Просто нужно отвечать на вопросы так, чтобы не сказать: «Да», «Нет», «Черное» и «Белое». Иногда мы разнообразили игру и добавляли в правила еще и «не смеяться».

Стишки для игры «Да и нет не говорить!»*
Черно-бело не бери, 
«Да» и «нет» не говори! 
***
Барыня прислала 100 рублей 
И коробочку соплей… 
«Да» и «нет» не говорить, 
В черном-белом не ходить, 
«Р» не выговаривать. 
***
Вам барышня прислала кусочек одеяла,
Велела не смеяться, 
Губки бантиком не делать, 
«Да» и «нет» не говорить, 
Черно с белым не носить. 
- Вы поедете на бал? 
***
Барыня прислала туалет 
В туалете 100 рублей, 
Что хотите, то берите, 
«Да» и «нет» не говорите 
Черный с белым не берите 
- Вы поедете на бал?

С этой присловки-стишка и начинался диалог вады с игроками. Ведущий пытался «подловить» детей и задать такой вопрос на который хочется сказать запретное слово. Если игрок нечаянно отвечает запретным словом, то он проигрывает и становится на место ведущего. Чтобы запутать играющих и расслабить их внимание нужно задавать простые вопросы и среди них «затесать» каверзный вопросик или сыпать такими утверждениями от которых игроки будут вопить «Нет!»
В такую игру интересно играть большой компанией и задавать вопросы всем по очереди. Главное - не давать много времени игроку на раздумья.


              Русская народная игра  — «Летели, летели»

В центре площадки чертится прямая линия. Подле нее выстраиваются игроки, а ведущий становится перед ними.

Задача ведущего называть летающие и нелетающие Предметы и при этом поднимать вверх руки.

Название каждого предмета произносится с обязательным добавлением слов: «Летели, летели».

Например: «Летели, летели — самолеты летели!», «Летели, летели — слоны летели!», «Летели, летели — карандаши летели!», «Летели, летели — синицы летели», и т.д.

Игроки должны поднимать руки лишь при упоминании тех предметов, которые могут летать, то есть, в данном случае, руки поднимаются при словах «самолеты» и «синицы».

Тот, кто ошибется и поднимет руки не там, где нужно (или, наоборот, не поднимет их при названии летающего предмета), отходит на шаг назад

Татарская народная игра — «Маляр и краски»

Для игры обязательно наличие скамейки. Напротив нее (на расстоянии 25 шагов) проводится прямая линия.

Между ними сбоку чертится «дом маляра», круг диаметром в 3-4 шага.

Жребием выбирают ведущего игры («бабушку») и водящего («маляра»), все остальные участники игры становятся «красками».

«Маляр» отправляется в свой «дом», а «краски» садятся на скамейку и распределяют между собой цвета.

Далее «маляр» подходит к «бабушке» и говорит:

— Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?

— У меня, дружочек, красок много очень! — отвечает ему «бабушка».

— Какую тебе дать?

«Маляр» называет любой цвет, к примеру розовый.

Если он угадывает и такая краска есть, то игрок, символизирующий ее, вскакивает со своего места и убегает.

Его задача добежать до черты, а задача «маляра» его задержать.

Если «маляру» это удается, он отводит «краску» в свой «дом», а игра повторяется.

Если «маляр» не поймает «краску», то игрок возвращается обратно и приобретает другой цвет.

                Русская народная игра «Золотые ворота»

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг на против друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой ( берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки – ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

(или другой вариант)

Золотые ворота

Проходите господа

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

                 Русская народная игра «Заря-зарница».

Организация игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с платком ( с лентой) и говорит:

Заря – зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет платочек (ленту), и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Методические приемы: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках. рассматривание женского национального костюма, загадка: красная девица в зеркало глядится (заря)

Дополнительные рекомендации: бегающие не должны пересекать круг. Играющие дети не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Материал: кукла в русском национальном костюме, лента.

              Старинная русская народная игра «Горелки»

Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Традиционно, в каждой паре девушка и юноша или мальчик и девочка. Но играя сегодня с детьми этого правила можно и не придерживаться. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо-налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!

Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:

Гори, не спи
Сгоришь, смотри!
В огне стоишь,
Совсем сгоришь!

Если в старинную русскую игру «Горелки» играют подростки 13-17 лет, то правила можно чуть-чуть изменить – чтобы было интереснее. Пары составляются обязательно смешанные девушка-юноша. Водящим-«горелкой» выбирают обязательно юношу. Водящий обязательно должен гнаться за юношей из убегающий пары. Если он его догнал – то встает в пару с девушкой. А пойманный будет водить. Линию, за которой может соединиться убегающая пара, относят подальше – метров на пятнадцать от колонны игроков.

                   Русская народная игра «Баба - Яга»

Ход игры:

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога,, - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала. - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.

Побежала в баньку, - Из круга обратно.

Испугала зайку.

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

                  Русская народная игра «Ловишка в кругу»

Цель: Развивать выносливость, ловкость, память, мышление и воображение.

На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих. В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой». Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать.

Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки»

              Чувашские народные игры «Хищник в море»

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные—рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок,выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

C:\Users\203\Desktop\hello_html_m8fb31d.png

                                                  Рыбки

На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии нарасстоянии 10-15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий — акула. Остальные игроки делятся на две  сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула «салит» перебегающих. Объявляется счет «осаленных» из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой «осалено» условленное число игроков, например пять. «Осаленные» не выбывают из игры.

                                  «Луна или солнце»

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными

C:\Users\203\Desktop\hello_html_m1e6f99aa.png

Башкирская народная игра «Липкие пеньки» (Йэбешкэк букэндэр)

  Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.

Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.

Материал: маски на голову с изображением пенечка

                                         Стрелок (Уксы)


Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды "Сесть!" присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком.

                 Русская народная игра «Кот на крыше».

Цели: развитие ритмичной, выразительной речи, координации движений; автоматизация звука (ш) в связном тексте.

Ход игры: На стуле или на скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши, тише, мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

После этих слов «кот» просыпается, говорит «Мяу», выскакивает и гонится за «мышками», «мышки» убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

                 Русская народная игра «Волк и зайцы» 

Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

 

                          Татарская народная  игра

                Подвижная игра «Кто дальше бросит?»

Подготовка. На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от нее параллельно ей проводятся 3—4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по мешочку с горохом.

Содержание игры. Играющие поочередно в своих командах бросают мешочки с горохом возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны.

Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

Правила игры: 1. Каждый может бросить только один мешочек( Вес мешочка 150 гр). 2. Мешочки бросают по очереди каждый раз по сигналу руководителя. 3. Бросивший мешочек сразу уходит в конец своей колонны.

1

1

                    Русская народная игра «Колечко»

Перед тем как играть, нужно с помощью считалки выбрать водящего. Потом все ребята садятся в рядок или полукругом. Можно проводить игру и стоя. Водящий складывает ладошки вместе и в эту «лодочку» из ладоней помещает колечко. Остальные дети складывают руки точно так же. Водящий обходит по очереди всех участников игры, делая вид, что каждому вкладывает в ладони колечко. Одному игроку он действительно должен положить колечко, но сделать это, привлекая как можно меньше внимания! Тот, кто получит колечко, тоже должен стараться не выдать себя.  Когда водящий закончил свой «обход», он отходит немного в сторону и выкрикивает: «Колечко – колечко, выйди на крылечко!». И тот, ому досталось колечко, должен быстро бежать к водящему. Остальные игроки должны стараться угадать – кому положили колечко, и «запереть», задержать его. Если  обладатель колечка сумел вырваться и добежать до ведущего, то теперь водит он. А если не удалось, то он передает кольцо старому ведущему и он водит вновь

                     Русская народная игра «Заря-зарница».

Организация игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с платком ( с лентой) и говорит:

Заря – зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет платочек (ленту), и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Методические приемы: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках. рассматривание женского национального костюма, загадка: красная девица в зеркало глядится (заря)

Дополнительные рекомендации: бегающие не должны пересекать круг. Играющие дети не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Материал: кукла в русском национальном костюме, лента.

               Чувашские народные игры «Хищник в море»

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные—рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ДЕТСКОМ САДУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПОВОЛЖЬЯ

Фотоматериал из опыта работы "Развитие физических качеств в детском саду на занятиях по плаванию через включение подвижных игр Поволжья"...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР ПОВОЛЖЬЯ

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР ПОВОЛЖЬЯ...

картотека подвижных игр народов Поволжья

Русские игры; Татарские игры; Мордовские игры; Чувашские игры; Марийские игры; КУазахские игры; Удмуртские игры...