Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет, образовательная область "Физическое развитие"
рабочая программа по физкультуре (средняя группа) на тему

Серегина Ксения Юрьевна

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_srednyaya_gruppa.docx108.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Радуга»

Утверждаю

 Заведующего МБДОУ №11

________________ О.А. Ротарь

Приказ №146

от «29» августа 2018г.

Принята на педагогическом совете Протокол № 1

от «29» августа 2018 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Группы общеразвивающей направленности детей 4-5 лет

Образовательная область «Физическое развитие»

        2018-2019 учебный год        

Серегина Ксения Юрьевна

(ФИО педагога(ов), составляющего(их) рабочую программу)

Ханты-Мансийск, 2018 г

Содержание

  1. Целевой раздел

             1.1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………………………3

             1.2. Цели и задачи реализации программы……………………………………………………………………………………………...3

1.3.Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………….5

1.4.Отличительные особенности программы…………………………………………………………………………………………...5

1.5.Возрастные особенности……………………………………………………………………………………………………………..5

1.6.Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………………………8

1.7.Целевые ориентиры…………………………………………………………………………………………………………………...9

1.8.Система оценки результатов освоения программы…………………………………………………………………………….....10

  1. Содержательный раздел

2.1.Перспективный план…………………………………………………………………………………………………………………13

2.2.Образовательная деятельность «Физическое развитие»…………………………………………………………………………..29

2.3.Описание форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………………………………………..32

2.3.Психолого-педагогические условия реализации программы……………………………………………………………………...33

  1. Организационный раздел

3.1.Условия реализации программы……………………………………………………………………………………………………..34

3.2.Объём и срок освоения программы………………………………………………………………………………………………….36

3.3Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития………………………………..…...37

  1. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………….38

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с учебным планом, разработанным на основании нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г.№08-249.

Содержание рабочей программы отражает реальные возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала и участка обеспечивает полноценное физическое развитие детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Занятия проводятся в игровой форме по авторским методикам Пензулаева Л.И., Бондаренко Т.М., Ноткина Н.А.

1.2.Цели и задачи реализации программы

Цель: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

  • Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.
  • Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
  • Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
  • Формировать представления о необходимых человеку веществах и витаминах.
  • Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
  • Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»
  • Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы- значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»)
  • Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
  • Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма
  • Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Физическая культура:  

Цели:

  • Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления
  • Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движения, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движения.
  • Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Задачи:

  • Формировать правильную осанку
  • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной деятельности
  • Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног.
  • Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
  • Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
  • Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево)
  • Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.
  • В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие.
  • Учить прыжкам через короткую скакалку
  • Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди)
  • Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.
  • Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.
  • Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
  • Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
  • Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
  • Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

В подвижных играх:

  • Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д.
  • Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
  • Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
  • Приучать к выполнению действий по сигналу.

1.3. принципы и подходы к формированию программы

Принцип непрерывности – выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании.

Принцип постепенного наращивания развивающе – тренирующего воздействия – постепенное увеличение нагрузок.

Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок – нормирование нагрузки.

Принцип цикличности – упорядочение процесса физического воспитания.

Принцип возрастной адекватности – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности – содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.

1.4. Отличительные особенности программы

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед инструктором, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образу жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

1.5. Возрастные особенности

Ушинский К.  Д. Сочинения, т.  8.  М.,  Изд – во АПН  РСФСР, 1950, с. 23.

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно – двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно – двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.

Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние органы от различных сотрясений и ударов. Эту же функцию выполняет череп относительно мозга. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах.

Позвоночный столб дошкольника состоит в основном из хрящевой ткани. Поэтому он очень податлив и может легко подвергаться искривлениям, например при неправильном положении тела во время сидения за столом, если мебель не соответствует росту ребенка.

Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Особенно полезны упражнения в лазании, беге, прыжках и различные подвижные игры.

Мышечная система. У детей дошкольного возраста мышечная система развита еще очень слабо. Прежде всего у них развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы – сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении).

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Дети, которые достаточно двигаются, как правило, лучше физически развиты по сравнению с малоподвижными.

Нормальное физическое развитие организма невозможно без всестороннего развития мускулатуры. Однако наряду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные напряжения, связанные с длительным сохранением неподвижного положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физических усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.

Дыхательная система. Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. К седьмому году жизни в основном заканчивается процесс формирования тканей легких и дыхательных путей.

Однако развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубоких вдохов. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых.

Частота дыхания за минуту
(количество раз)

3 года

4   года

5 лет

6 лет

7 лет

30—20

30—20

30—20

25—20

20—18

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ. Повышенная потребность детского организма в кислороде при физической нагрузке удовлетворяется в основном за счет частоты дыхания и в меньшей мере — изменения его глубины.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется. Этого не происходит при дыхании через рот.

Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, необходимо, чтобы они как можно больше находились на свежем воздухе. Полезны также упражнения, способствующие развитию дыхательного аппарата: ходьба, бег, прыжки, передвижение на лыжах и коньках, плавание и др.

Сердечно – сосудистая система.  Сердечно – сосудистая система у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Сосуды у ребенка шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет значительно быстрее. Детское сердце обладает большей жизнеспособностью, потому что оно еще не перенесло различных болезней и лучше питается, благодаря широкому просвету сосудов.

В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд. в 1 мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78 – 99 уд. в 1 мин. Причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.

С целью контроля за физической нагрузкой во время гимнастических упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного характера необходимо периодически фиксировать частоту сердечных сокращений сразу же после выполнения двигательных действий. Для этого на лучевую артерию (верхняя часть кисти) накладывают пальцы и по колебаниям ее стенки подсчитывают пульс в течение 10 с (время фиксируется по секундной стрелке часов). Затем полученную цифру умножают на 6 и узнают количество сокращений сердца за 1 мин.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса не превышает 150—180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить (уменьшить количество повторений упражнений, продолжительность подвижных игр и т. п.).

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст. в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.

Сердце у дошкольников очень возбудимо. С одной стороны, оно обладает способностью быстро приспосабливаться к физической нагрузке и восстанавливать свою работоспособность, с другой — деятельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин ритм сердечных сокращений может нарушаться (резкие колебания пульса, понижение кровяного давления). Под влиянием различных эмоций (положительных и отрицательных) изменяются тонус сосудов, артериальное давление, частота и сила сердечных сокращений. Все это объясняется несовершенством регуляторного аппарата, несформированным механизмом условно - рефлекторных влияний на сердечно – сосудистую систему.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка. Систематические занятия физическими упражнениями, правильно организованные и проведенные подвижные игры, посильная физическая нагрузка способствуют тренировке сердечно – сосудистой системы и укрепляют её.

Нервная система. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг – высший отдел центральной нервной системы — руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. В соответствии с физиологическим учением И.П. Павлова процесс сложного приспособления организма к внешней среде осуществляется корой головного мозга, прежде всего через условнорефлекторную деятельность.

Основной формой проявления деятельности высшей нервной системы является рефлекс – ответная реакция на раздражитель. Первую группу рефлекторных реакций составляют безусловные (врожденные) рефлексы. У детей это прежде всего пищевой, защитный и ориентировочный. Они обеспечивают ребенку примитивное приспособление к окружающей среде.

На основе безусловных рефлексов формируются более совершенные реакции – так называемые условные рефлексы. В процессе взаимодействия с внешней средой у ребенка вырабатываются умения и навыки, которые являются звеньями условных рефлексов. Поэтому формирование у детей новых двигательных навыков рассматривается как создание более сложных условных рефлексов на основе уже имеющихся.

  1. Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети могут:

  1. Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
  2. Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы  ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
  3. Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземлятся, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
  4. Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное и.п.при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о пол не менее пяти раз подряд.
  5. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  6. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
  7. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам 5 м.
  8. Ходить на лыжах скользящим шагом на расстоянии 500 , выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
  9. Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
  10. Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны.
  11. Придумывать варианты п/и, самостоятельно и творчески выполнять движения.
  12. Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

1.7.Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

  •  Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  •  Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  •  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  •  Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  •  Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
  •  Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность

Показатели физической подготовленности детей 3-7 лет

Показатели

Пол

Возраст

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Скорость бега на 10 м

М

3.5-2.8

3.3-2.4

2.5-2.1

2.4-1.9

2.2-1.8

Д

3.8-2.7

3.4-2.6

2.7-2.2

2.5-2.0

2.4-1.8

Длина прыжка с места (см)

М

47.0-67.6

53.5-76.6

81.2-102.4

86.3-108.7

94.0-122.4

Д

38.2-64.0

51.1-73.9

66.0-94.0

77.7-99.6

80.0-123.0

Дальность метания (м)

М

1.8-3.6

2.5-4.1

3.9-5.7

4.4-7.9

6.0-10.0

Д

1.5-2.3

2.4-3.4

3.0-4.4

3.3-5.4

4.0-6.8

Скорость бега (с): 300м

__

Без учета времени

Гибкость наклона

 из и.п. сед н.вм

М

__

2-3

3-6

4-8

Д

4-6

5-7

5-10

Мешочек с песком ср., ст.-150гр; подг.-200гр.

1.8.Система оценки результатов освоения программы

Педагогическая диагностика проводиться на основе диагностики педагогических процессов в средней группе автор составитель

Верещагина Н.В.

Диагностика позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 4-5- лет, что регламентировано п.3.2.2 ФГОС ДО

Образовательная область «Физическое развитие»

ФИО

ребенка

Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол.

Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг.

Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руки.

октябрь

Апрель

октябрь

Апрель

Октябрь

апрель

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Основа диагностической методики: наблюдение (пробная диагностическая ситуация, игровая ситуация)

Форма проведения: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол.

Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организационной деятельности

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 1 января 2014 года).
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! – СПб., 2001.
  3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005.
  4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб., 2003
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2001.

Диагностика проводиться 2 раза в год октябрь и для сравнительного анализа апрель

Оценка педагогического процесса связанна с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательнм областям:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

Система мониторинга по физическому развитию позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания программы по физическому развитию.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Перспективный план по физической культуре для детей от 4 до 5 лет.

СЕНТЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятия 3-4

Занятия 5-6

Занятия 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании.

 Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и врассыпную; в умении действовать по сигналу; развивать ловкость и глазомер при прокатывании мяча двумя руками.

Учить детей энергично отталкиваться от пола и приземляться на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх. Доставая до предмета; упражнять в прокатывании мяча.

Упражнять детей в ходьбе и беге по одному, на носках, учить катать обруч друг другу; упражнять в прыжках.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба и бег приставным шагом, правым, левым боком.

Игровое упражнение

 «Не пропусти мяч».

Разминка в движении. Бег с подниманием бедра.

Ходьба на носках, пятках. Бег с захлестыванием голени

Бег очень недолгое время в медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ без предметов.

ОРУ с мячом

 ОРУ с флажками

ОРУ без предметов

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

Упражнения в равновесии.

Прыжки.

«Не задень» прыжки на двух ногах между предметами.

Прыжки «Достань до предмета»;

Прокатывание мячей друг другу. Способ – стойка на коленях, сидя на пятках.

«Прокати обруч»

«Вдоль дорожки»,

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Найди себе пару»;

«Автомобили»

 «Самолеты»;

«Найди себе пару»

 «Огуречик, огуречик»;

«Кот и воробушки»

 «У медведя во бору»;

«Огуречик, огуречик»

В подвижной игре участвовать не долгое время.

Здоровье сберегающие технологии.

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятие 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задача

Упражнять в бросании мяча вверх и ловле его. Лазании под шнур. Прыжки между кубиками.

 Упражнять в ходьбе в обход предметов, поставленных в углах площадки; повторить подбрасывание и ловлю мяча двумя руками; упражнять в прыжках, развивать точность приземления.

Продолжать учить детей останавливаться по сигналу воспитателя во время ходьбы; закреплять умение группироваться при лазанье под шнур; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

Разучить перебрасывание мяча друг другу, развивая ловкость и глазомер; упражнять в прыжках.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Разминка в движении. Ходьба на носках. Руки вверх. Бег с подниманием бедра. Перестроение в 2 колонны

Разминка в движении.

Ходьба на внутренней стороне ступни. Бег с захлестыванием голени.

Упражнение «Воробышки».

Разминка в движении. Ходьба на пятках, руки на поясе. Бег приставным шагом.

Бег кроткое время в медленном темпе. 1 мин

ОРУ

 ОРУ с малым мячом

ОРУ с кольцами

 ОРУ без предметов

ОРУ без предметов

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Лазание под дугу.

Прыжки на двух ногах между кубиками.

«Мяч через сетку»;

«Кто быстрее добежит до кубика»

Лазание под шнур, не касаясь руками пола, в группировке.

Ходьба на носках по доске, лежащей на полу.

Упражнение «Перебрось-поймай»;

«Успей поймать»;

«Вдоль дорожки».

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Кот и мыши»;

«Найди свой цвет»

«Автомобили»;

«Ловишки»

 «У медведя во бору»;

«Автомобили»

Мониторинг

«Кот и мыши»;

«Лошадки»

В подвижной игре короткое время 1-2 мин

Здоровье сберегающие технологии.

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

 Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

 Зрительная гимнастика. Комплекс 3

 Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

НОЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1–2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задача

Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед.

 Упражнять в перебрасывании мяча через сетку, развивая ловкость и глазомер; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры.

Учить детей находить свое место в шеренге после ходьбы и бега; упражнять в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках из обруча в обруч; закреплять умение прокатывать мяч друг другу, развивая точность направления движения.

Упражнять детей в ходьбе с выполнением различных заданий в прыжках, закреплять умение действовать по сигналу.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Разминка в движении: Перешагивание через шнуры.

Разминка в движении. Перестроение

Разминка: Упр. «По местам».

Разминка в ходьбе и беге.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ с флажком

ОРУ без предметов.

 ОРУ с малым мячом.

ОРУ с веревками

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке.

Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед до предмета.

«Мяч через шнур»,

«Кто быстрее доберется до кегли».

Прыжки – перепрыгивание из обруча в обруч на двух ногах.

Прокатывание мячей друг другу.

«Подбрось-поймай»,

Кто быстрее (эстафета).

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Салки»;

«Кролики»

«Самолёты»;

«Найди себе пару»

«Лиса и куры»;

«Автомобили»

 «Самолёты».

Роль ведущего, медленный бег.

Здоровье сберегающие технологии

 Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

      Занятия 3-4

Занятия 5-6

Занятия 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Повторить ходьбу в колонне по одному, развивать глазомер и ритмичность при перешагивании через бруски; упражнять в прокатывании мяча в прямом направлении, в лазанье под дугу.

 Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, поставленными произвольно по всей площадке; в прокатывании обручей, в прыжках с продвижением вперед.

Упражнять в бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер.

Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; в прыжках на двух ногах, закреплять умение удерживать устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Перешагивание через бруски

Разминка в движении: ходьба на носках, пятках. Ходьба и бег между предметами. Перестроение.

Упражнение «Лошадки».

Ходьба и бег между кубиками.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ с мячом.

ОРУ с палками.

 ОРУ с косичками.

ОРУ без предметов.

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

Прокатывание мяча в прямом направлении.

2.Лазанье под шнур, не касаясь руками пола.

«Прокати – не урони»

«Вдоль дорожки». (Прыжки)

1.«Подбрось-поймай».

2. «Мяч в корзину».

3. «Кто скорее по дорожке».

1. Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке.

2. прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Лиса и куры»;

 «У медведя во бору»

 «Зайцы и волк»;

«Птичка и кошка»

Небольшой бег, роль ведущего.

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

ЯНВАРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 3-4

Занятия 5-6

Занятия 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, прыжках на двух ногах, бросание мяча вверх.

Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления движения; в бросках мяча о землю и ловле его двумя руками; повторить ползание на четвереньках.

Упражнять в бросках мяча о пол, ползание с опорой на ладони и ступни, прыжках на двух ногах.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Разминка в движении.

«Веселые снежинки»

Разминка: упражнения в ходьбе и беге, по сигналу смена направления движения.

Ходьба и бег приставным шагом правым и левым боком.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 

ОРУ без предметов

 ОРУ с мячом.

ОРУ с флажками

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки в стороны (3-4 раза).

2.Прыжки на двух ногах через 5-6 линий.

3.Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

1.Броски мяча о землю и ловля его двумя руками.

2.Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках.

1.Бооски мяча о пол одной рукой и ловля его двумя руками после отскока.

2.Ползание в шеренгах в прямом направлении с опорой на ладони и ступни – «как медвежата».

3.Прыжки на двух ногах между предметами, поставленными в один ряд.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 

 «Кролики».

«Найди себе пару»

 «Лошадки»;

«Автомобили»

В подвижной игре участвовать короткое время 1-2 мин

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

1-2 повторения

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятия 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять детей в ходьбе и беге с остановкой по сигналу воспитателя; в ползании на животе по гимнастической скамейке, упражнение на равновесие.

 Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, метание на дальность, в прыжках

Развивать внимание детей при выполнении заданий в ходьбе и беге; упражнять в сохранении устойчивого равновесия, развивать ловкость и координацию движения.

Развивать равновесие, прыжки, прокатывание мяча.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Разминаясь в движении по сигналу принять какую-либо позу

Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, по сигналу смена направления движения.

Ходьба по кругу на носках, пятках. Бег с пониманием бедра.

Ходьба на пятках, бег с захлестыванием голени

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ с мячом.

ОРУ с косичками.

 ОРУ без предметов.

ОРУ с флажками.

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками.

2.Равновесие – ходьба боком приставным шагом по гимнастической скамейке.

«Пингвины»,

«Кто дальше бросит».

1.Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке с хлопками перед собой и за спиной.

2.Прыжки через 4-5 брусков.

1.Равновесие – ходьба по шнуру;

2.Прыжки на двух ногах через 5-6 шнуров.

Прокатывание мяча между предметами.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Кот и мыши»

 «У медведя во бору»

 «Воробушки и автомобили»

 «Перелёт птиц»

В подвижной игре участвовать короткое время 1-2 мин

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж. Комплекс 4

1-2 повторения

МАРТ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1–2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья,

Задачи

Упражнять детей в перестроении в пары на месте; в прыжках с приземлением на полусогнутые ноги; прокатывании мяча между предметами.

 Упражнять детей в ходьбе колонной по одному; развивать ловкость и глазомер при перебрасывании мяча друг другу; повторить ползание на четвереньках.

Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег между предметами, поставленными врассыпную по залу.

И по команде ходьба и бег, поставленные в одну линию.

Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их; ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в упражнениях с мячом.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба на внутренней стороне стопы. Бег с пониманием бедра

Ходьба на пятках, руки на пояс. Бег с подскоками

Ходьба между предметами – змейкой

Разминка. Ходьба и бег «змейкой», врассыпную.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ с мячом.

ОРУ с флажками.

 ОРУ без предметов

ОРУ с косичкой.

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

1.Прыжки со скамейки.

2.Прокатывание мяча между предметами.

Перебрасывание мячей друг другу.

2.Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке

Равновесие – ходьба по канату: пятки на канате, носки на полу, руки на поясе.

2.Прыжки на двух ногах, вдоль каната и перепрыгивая через него справа налево.

Отбивание мяча о пол. (1-12раз)

2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Перелёт птиц».

«Зайка беленький!».

«Бездомный заяц».

«Лошадки»;

«Самолёты»

В подвижной игре участвовать короткое время 1-2 мин

Здоровье сберегающие технологии.

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

АПРЕЛЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1–2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять в ходьбе со сменой ведущего, с высоким подниманием колен, в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке, закреплять умение правильно подлезать под шнур.

Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, в равновесии; повторить задание в прыжках.

Упражнять в прыжках из обруча в обруч; перебрасывании мяча друг другу.

Упражнять в метании мешочков, ползании на четвереньках, прыжках на двух ногах.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба и бег со   сменой ведущего, бег врассыпную.

Ходьба и бег между предметами.

Ходьба на носках, пятках

Ходьба с высоким поднимание колена

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ без предметов;

ОРУ с косичками.

 ОРУ без предметов.

ОРУ с флажками.

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

Лазание под шнур боком, не касаясь руками пола, несколько раз подряд.

2.Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки на пояс.

1.Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке. (на середине остановиться, поворот кругом, пройти дальше, сойти со скамейки»

2.Прыжки через бруски (высота 10 см).

1.Прыжки из обруча в обруч на двух ногах. 3-4 раза.

2.Перебрасывание мяча друг другу способом двумя руками снизу.

1.Метание мешочков в вертикальную цель – правой и левой рукой (способ от плеча) (5-6 раз).

2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени.

(2-3 раза).

3.Прыжки на двух ногах между предметами, поставленные в шахматном порядке.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «У медведя во бору»;

«Совушка»

 «Воробушки и автомобиль».

 «Догони пару».

Мониторинг

«Птичка и кошка»

Выполнять упражнения при минимальных нагрузках

Здоровье сберегательные технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

МАЙ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1–2

Занятия 3-4

 Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять в прыжках в длину с места, в бросании мячей через сетку.

Упражнять детей в беге на выносливость; в ходьбе и беге между предметами; в прыжках на одной ноге.

Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке, метанию мешочков в цель, упражнение с мячом.

Упражнять в равновесии, прыжках.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба и бег с командами «Лошадки», «Мышки».

Ходьба и бег между предметами.

Ходьба и бег с подниманием бедра. Подскоки.

Ходьба на носках, пятках. Бег с захлестыванием голени.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ с обручем

ОРУ без предметов

ОРУ с мячом.

ОРУ со скакалкой.

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

1.Прыжки в длину с места.

2.Перебрасывание мячей через шнур.

1. «На одной ножке вдоль дорожки»;

2. «Брось через веревочку».

1.Лазание по гимнастической стенке и передвижение по третьей рейке и спуск вниз.

2.Метание мешочков в вертикальную цель.

3. «Ловкие ребята». Упражнение с мячом – бросание мяча о землю, вверх и ловля его двумя руками.

1. Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом с мешочком на голове.

2. Прыжки на двух ногах через бруски.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Удочка».

 «Зайцы и волк».

 «У медведя во бору»

«Самолёты»

Выполнение заданий в щедящем режиме

Здоровье сберегательные технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития, образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными  играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление   ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).

Занятия проводятся в игровой форме по авторским методикам Пензулаева Л.И., Бондаренко Т.М., Ноткина Н.А.

Занятия могут проводится в форме соревнований, круговых тренировок, комплексных занятий.

Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с бегом, прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направляющего.

Упражнения в равновесии. Ходьба между линиями (расстояние 10-15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5-3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходьба по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см, высота 30-35 см). Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 минуты. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу года).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).

Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2-3 м), с поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге (на правой и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно через 4-5 линий, расстояние между которыми 40-50 см. Прыжки через 2-3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5-10 см. Прыжки с высоты 20-25 см, в длину с места (не менее 70 см). Прыжки с короткой скакалкой.

Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками: из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5-6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному; в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.

Ритмическая гимнастика. Выполнение знакомых, разученных ранее упражнений и цикличных движений под музыку.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно), отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.

Статические упражнения. Сохранение равновесия в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5-7 секунд).

Спортивные упражнения

Катание на санках. Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору

Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах. Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо и наискось). Проходить на лыжах до 500 м.

Игры на лыжах. «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучшее, «Воротца».

Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном и двухколесном велосипедах по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо и налево.

Плавание. Выполнять движения ногами вверх и вниз, сидя в воде. Приседая, погружаться в воду до уровня подбородка, глаз. Опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Пытаться плавать произвольным способом.

Игры на воде. «Цапли», «Дровосек в воде», «Карусели», «Футбол в воде», «Бегом за мячом», «Покажи пятки», «Катание на кругах».

Гидроаэробика. Продолжать учить различным движениям в воде под музыку и без нее.

Подвижные игры

С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».

С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»

С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»

С бросанием и ловлей. «Подбрось - поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».

На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».

Народные игры. «У медведя во бору» и др.

2.3.Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.

Содержание

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Интегрированная деятельность

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Упражнения

Игры (дидактические,   развивающие подвижные)

Рассматривание

Чтение

Упражнения

Беседы

Рассказ

Показ презентаций

Игры –экспериментиро-вания

Досуг

Игровые упражнения

Объяснение

Показ

Сюжетно-ролевая игра

Беседы

Чтение

Напоминание

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Сюжетно-ролевая игра

2. Физическая культура

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игры подвижные

Показ

Беседа

Рассказ

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Подвижные игры

Беседы

Игры подвижные

2.4.Психолого-педагогические условия реализации программы

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.

Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

  • Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
  • Обучать детей правилам безопасности;
  • Создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей ( в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
  • Использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

 Спортивный зал

Презентации, видеофильмы, фотографии, интернет-источники.

Педагог, имеющий высшее образование, и диплом о профессиональной переподготовке по программе: «Дошкольная педагогика и психология: инструктор по физической культуре».

Спортивное оборудование:

Стенка гимнастическая 6 шт;

Гимнастические скамейки 3 шт;

Стеллаж -3 шт;

Теллежка -1 шт;

Оборудование:

Гимнастическое бревно – 1 шт;

Корзинка для спортинвентаря -2шт;

Кольца плоские малые-10 шт;

Кольца малые – 13шт;

Обруч – 15 шт;

Палка гимнастическая – 28 шт;

Палка гимнастическая короткая – 66 шт;

Мяч большие гладкий -22шт;

Мяч большие ёжики- 22шт;

Мяч маленький 8 см -34 шт;

Мяч ёжик маленькие – 43 шт;

Ленты -  67 шт;

Гантели – 71 шт;

Коврик гимнастический – 20 шт;

Коврик ребристый -2 шт;

Набор мягких модулей -22 шт;

Степ-платформа- 26 шт;

Фитболы – 27 шт;

Баскетбольное кольцо- 2 шт;

Кегли – 26 шт;

Набивные мячи – 2 шт;

Кольцеброс – 2 шт;

Мешочки -36 шт;

Косички – 29 шт;

Массажные ролики -10 шт;

Бубны – 2 шт;

Платочки -19 шт;

Городки – 6 шт;

Кубики (конструктор пластмассовый) – 30 шт;

Напольный диск – 7 шт;

Фишки разметочные – 9 шт;

Фишки квадратные – 4 шт;

Ленты гимнастические -14 шт;

Флажки – 25 шт;

Мешочки для плоскостопия – 11 шт;

Канат 3 м – 1 шт;

Канат 5 м – 1 шт;

Эспандеры – 17 шт;

Кирпичики пластмассовые – 14 шт;

Корзины – 25 шт;

Конусы – 30 шт;

Игровой набор островок 6 шт;

Ходули – 4 шт;

Скакалки – 40 шт;

Ракетки для бадбинтона – 12 шт;

Мячи каучуковые – 6 шт;

Валанчики -22 шт;

Мат гармошка -2 шт;

Модульный коврик 1 шт;

Мешки для прыжков – 2 шт;

Сетка воллейбольная 2 шт;

Дорожка ребристая – 2 шт;

Мостик для лазания – 4 шт;

Мат – 3 шт;

Пазлы напольные – 9 шт;

Наклонная доска 4 шт;

Мишень 2 шт;

Перекладина 1 шт;

Палки пластмассовые длинные – 15 шт;

Клюшки 12 шт;

Ворота пластмассовые 3 шт;

Стойки регулируемые 4 шт;

Мячи баскетбольные – 4 шт;

Мячи футбольные – 7 шт;

Мячи воллейбольные -3 шт;

Кочки мягкие модульные – 31 шт;

Пазлы пластмассовые – 6 шт;

«Змейка» дорожка – 8 шт;

Палатка 2 шт;

Тоннель – 3 шт;

Мячи маленькие пласмассовые 172 шт;

Насос – 2 шт;

Самокаты – 2 шт;

Сетка для бадминтона 1 шт;

Мультимедийная установка.

Музыкальный репертуар;

Музыкальный центр;

3.2.Объём и срок освоения программы

Количество и продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3048-13):

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности: для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: в средней группе не превышает 40 минут.

В летний период НОД не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.

НОД по физической культуре проводятся 3 раза в неделю (3 занятия в зале, одно из них как комплекс подвижных игр различной направленности)

По физической культуре по учебному плану составляет 108 занятий в группе.

3.3.Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство ( как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым ( меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Список литературы:

Нормативные документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г.№08-249.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Дополнительная литература.

  1. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования Москва, 2016 г, под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Каморовой, М.А. Васильевой.
  2. Пензулаева Л.И.,  «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет». – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  3. «Физкультурные занятия в детском саду» Москва, 2009г. Л.И. Пензулаева.
  4. Кандала Т.И., Осина И.А, Горюнова Е.В., Павлова М.Н., «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. «Учитель», Волгоград (2 младшая, средняя, старшая группа)
  5. Степаненкова Э.Я., «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», Москва, 2001 г.
  6. Степаненкова Э.Я., «Сборник подвижных игр», Москва 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБОУ «Избердеевская НШДС» в группе общеразвивающей направленности №2 ( детей 3 – 4 лет)

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы НРМДОБУ ЦРР «Детский сад «Улыбка» общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Данная учебная  рабочая программа разработана с целью : планирование, организация и управление образовательным процессом по основной общеобразовательной программе.Задачи учебной ра...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Спортивный кружок «Физкультошка», для групп общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста (5 - 8 лет)

Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, предполагает изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связанно с проявленияем двигательных способностей: скорос...

Образовательная деятельность группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет по теме: "Эколята - маленькие защитники природы"

Задачи:1. Образовательные: познакомить детей с понятием мусор; уточнить представление детей об источниках возникновения мусора; развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детск...