Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет, образовательная область "Физическое развитие"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Серегина Ксения Юрьевна

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa.docx91.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Радуга»

Утверждаю

 Заведующего МБДОУ №11

________________ О.А. Ротарь

Приказ №146

от «29» августа 2018г.

Принята на педагогическом совете Протокол № 1

от «29» августа 2018 г.

        


 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет

Образовательная область «Физическое развитие»

        2018-2019 учебный год        

Серегина Ксения Юрьевна

(ФИО педагога(ов), составляющего(их) рабочую программу)

Ханты-Мансийск, 2018 г

Содержание

  1. Целевой раздел

             1.1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………………………3

             1.2. Цели и задачи реализации программы……………………………………………………………………………………………...3

1.3.Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………….5

1.4.Отличительные особенности программы…………………………………………………………………………………………...5

1.5.Возрастные особенности……………………………………………………………………………………………………………..6

1.6.Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………………………9

1.7.Целевые ориентиры…………………………………………………………………………………………………………………...9

1.8.Система оценки результатов освоения программы…………………………………………………………………………….....11

  1. Содержательный раздел

2.1.Перспективный план…………………………………………………………………………………………………………………14

2.2.Образовательная деятельность «Физическое развитие»…………………………………………………………………………..32

2.3.Описание форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………………………………………..37

2.3.Психолого-педагогические условия реализации программы……………………………………………………………………...38

  1. Организационный раздел

3.1.Условия реализации программы……………………………………………………………………………………………………..39

3.2.Объём и срок освоения программы………………………………………………………………………………………………….42

3.3Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития………………………………..…...42

  1. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………….43
  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с учебным планом, разработанным на основании нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г.№08-249.

Содержание рабочей программы отражает реальные возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала и участка обеспечивает полноценное физическое развитие детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Занятия проводятся в игровой форме по авторским методикам Пензулаева Л.И., Бондаренко Т.М., Ноткина Н.А.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

  • Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
  • Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

  • Формировать представления об активном отдыхе.
  • Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
  • Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Физическая культура:  

Цели:

  • Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления
  • Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движения, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движения.
  • Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Задачи:

  • Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  • Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
  • Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
  • Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
  • Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
  • Добиваться активного движения кисти руки при броске.
  • Учить перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
  • Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
  • Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
  • Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
  • Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
  • Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
  • Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
  • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
  • Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

В подвижный играх:

  • Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координация движений, умения ориентироваться в пространстве.
  • Самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
  • Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
  • Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол)

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Принцип непрерывности – выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании.

Принцип постепенного наращивания развивающе – тренирующего воздействия – постепенное увеличение нагрузок.

Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок – нормирование нагрузки.

Принцип цикличности – упорядочение процесса физического воспитания.

Принцип возрастной адекватности – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности – содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.

  1. Отличительные особенности программы

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед инструктором, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образу жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

  1. Возрастные особенности

Ушинский К.  Д. Сочинения, т.  8.  М.,  Изд – во АПН  РСФСР, 1950, с. 23.

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно – двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно – двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.

Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние органы от различных сотрясений и ударов. Эту же функцию выполняет череп относительно мозга. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах.

Позвоночный столб дошкольника состоит в основном из хрящевой ткани. Поэтому он очень податлив и может легко подвергаться искривлениям, например при неправильном положении тела во время сидения за столом, если мебель не соответствует росту ребенка.

Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Особенно полезны упражнения в лазании, беге, прыжках и различные подвижные игры.

Мышечная система. У детей дошкольного возраста мышечная система развита еще очень слабо. Прежде всего у них развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы – сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении).

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Дети, которые достаточно двигаются, как правило, лучше физически развиты по сравнению с малоподвижными.

Нормальное физическое развитие организма невозможно без всестороннего развития мускулатуры. Однако наряду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные напряжения, связанные с длительным сохранением неподвижного положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физических усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.

Дыхательная система. Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. К седьмому году жизни в основном заканчивается процесс формирования тканей легких и дыхательных путей.

Однако развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубоких вдохов. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых.

Частота дыхания за минуту
(количество раз)

3 года

4   года

5 лет

6 лет

7 лет

30—20

30—20

30—20

25—20

20—18

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ. Повышенная потребность детского организма в кислороде при физической нагрузке удовлетворяется в основном за счет частоты дыхания и в меньшей мере — изменения его глубины.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется. Этого не происходит при дыхании через рот.

Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, необходимо, чтобы они как можно больше находились на свежем воздухе. Полезны также упражнения, способствующие развитию дыхательного аппарата: ходьба, бег, прыжки, передвижение на лыжах и коньках, плавание и др.

Сердечно – сосудистая система.  Сердечно – сосудистая система у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Сосуды у ребенка шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет значительно быстрее. Детское сердце обладает большей жизнеспособностью, потому что оно еще не перенесло различных болезней и лучше питается, благодаря широкому просвету сосудов.

В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд. в 1 мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78 – 99 уд. в 1 мин. Причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.

С целью контроля за физической нагрузкой во время гимнастических упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного характера необходимо периодически фиксировать частоту сердечных сокращений сразу же после выполнения двигательных действий. Для этого на лучевую артерию (верхняя часть кисти) накладывают пальцы и по колебаниям ее стенки подсчитывают пульс в течение 10 с (время фиксируется по секундной стрелке часов). Затем полученную цифру умножают на 6 и узнают количество сокращений сердца за 1 мин.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса не превышает 150—180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить (уменьшить количество повторений упражнений, продолжительность подвижных игр и т. п.).

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст. в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.

Сердце у дошкольников очень возбудимо. С одной стороны, оно обладает способностью быстро приспосабливаться к физической нагрузке и восстанавливать свою работоспособность, с другой — деятельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин ритм сердечных сокращений может нарушаться (резкие колебания пульса, понижение кровяного давления). Под влиянием различных эмоций (положительных и отрицательных) изменяются тонус сосудов, артериальное давление, частота и сила сердечных сокращений. Все это объясняется несовершенством регуляторного аппарата, несформированным механизмом условно - рефлекторных влияний на сердечно – сосудистую систему.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка. Систематические занятия физическими упражнениями, правильно организованные и проведенные подвижные игры, посильная физическая нагрузка способствуют тренировке сердечно – сосудистой системы и укрепляют её.

Нервная система. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг – высший отдел центральной нервной системы — руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. В соответствии с физиологическим учением И.П. Павлова процесс сложного приспособления организма к внешней среде осуществляется корой головного мозга, прежде всего через условнорефлекторную деятельность.

Основной формой проявления деятельности высшей нервной системы является рефлекс – ответная реакция на раздражитель. Первую группу рефлекторных реакций составляют безусловные (врожденные) рефлексы. У детей это прежде всего пищевой, защитный и ориентировочный. Они обеспечивают ребенку примитивное приспособление к окружающей среде.

На основе безусловных рефлексов формируются более совершенные реакции – так называемые условные рефлексы. В процессе взаимодействия с внешней средой у ребенка вырабатываются умения и навыки, которые являются звеньями условных рефлексов. Поэтому формирование у детей новых двигательных навыков рассматривается как создание более сложных условных рефлексов на основе уже имеющихся.

  1. Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети могут:

  1. Выполнять правильно ве виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
  2. Прыгать на мягкое покрытие с высоты 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега 180 см,  в высоту с разбега не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами
  3. Перебрасывать набивные мячи 1 кг, бросать предметы в цель из разных и.п., попадать в вертикальную и горизонтальную цель 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой 5-12 м, метать предметы в движущую цель; владеть школой мяча.
  4. Перестраиваться в 3-4 колонны,  в 2-3 круга на ходу, в две шеренге после расчета на 1, 2, соблюдая интервалы во время передвижения.
  5. Выполнять физические упражнения из разных и.п. четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
  6. Сохранять правильную осанку.
  7. Ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстоянии 3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске.
  1. Активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, футбол, хоккей).
  2. Плавать произвольно на расстоянии 15 м.
  3. Выполнять разнообразные комплексы гидроаэробики.
  4. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

1.7.Целевые ориентиры

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  •  Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
  •  Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное гремя).
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
  • Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
  • Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
  • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
  • Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
  • Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
  • Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
  • Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Показатели физической подготовленности детей 3-7 лет

Показатели

Пол

Возраст

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Скорость бега на 10 м

М

3.5-2.8

3.3-2.4

2.5-2.1

2.4-1.9

2.2-1.8

Д

3.8-2.7

3.4-2.6

2.7-2.2

2.5-2.0

2.4-1.8

Длина прыжка с места (см)

М

47.0-67.6

53.5-76.6

81.2-102.4

86.3-108.7

94.0-122.4

Д

38.2-64.0

51.1-73.9

66.0-94.0

77.7-99.6

80.0-123.0

Дальность метания (м)

М

1.8-3.6

2.5-4.1

3.9-5.7

4.4-7.9

6.0-10.0

Д

1.5-2.3

2.4-3.4

3.0-4.4

3.3-5.4

4.0-6.8

Скорость бега (с): 300м

__

Без учета времени

Гибкость наклона

 из и.п. сед н.вм

М

__

2-3

3-6

4-8

Д

4-6

5-7

5-10

Мешочек с песком ср., ст.-150гр; подг.-200гр.

1.8.Система оценки результатов освоения программы

Педагогическая диагностика проводиться на основе диагностики педагогических процессов в подготовительной группе автор составитель

Верещагина Н.В.

Диагностика позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 6-7  лет, что регламентировано п.3.2.2 ФГОС ДО

Образовательная область «Физическое развитие»

ФИО

ребенка

Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног.

Умеет прыгать в длину с места, с разбега, через скакалку.

Умеет перестраиваться в 3 -4 колонны, в 2 – 3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении.

Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

Основа диагностической методики: наблюдение (пробная диагностическая ситуация, игровая ситуация, например задание: пройди по дорожке не замочив ножки)

Форма проведения: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка ) и старается их соблюдать.

Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организационной деятельности

Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым»

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 1 января 2014 года).
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! – СПб., 2001.
  3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005.
  4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб., 2003
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2001.

Диагностика проводиться 2 раза в год октябрь и для сравнительного анализа апрель

Оценка педагогического процесса связанна с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

Система мониторинга по физическому развитию позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания программы по физическому развитию.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Перспективный план по физической культуре для детей от 6 до 7 лет.

СЕНТЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Тема

Занятия 1-2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Цель

Упражнять детей в беге колонной по одному. В умении переходить с бега на ходьбу; в сохранении равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре. Развивать точность движений при переброске мяча.

Упражнять детей в равномерном беге и беге с ускорением; знакомить с прокатыванием обручей, повторить прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Упражнять детей в равномерном беге с соблюдением дистанции; развивать координацию движений в прыжках с доставанием до предмета; повторить упражнения с мячом и лазанье под шнур, не задевая его

Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, в прокатывании обручей друг другу; развивать внимание и быстроту движений.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Разминка

Ходьба и бег с различным заданием.

Ходьба и бег с ускорением.

Ходьба и бег приставным шагом.

Ходьба и бег змейкой между предметами.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ без предметов.

ОРУ с мячом.

 ОРУ с флажками.

ОРУ с палками

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

Ходьба по гимнастическому бревну прямо, приставляя пятку одной ноги к носку другой с мешочком на голове;

2.Прыжки на двух ногах через шнуры.

3.Перебрасывание мяча в парах двумя руками снизу.

1. «Ловкие ребята»,

2. «Пингвины»,

3. «Догони свою пару».

1.Прыжки с доставанием до предмета, подвешенного на высоту поднятой руки ребенка. Выполняется с небольшого разбега.

2. Перебрасывание мяча через шнур друг другу, двумя руками из- за головы.

3. Лазанье под шнур, не касаясь руками пола и не задевая его.

1.Игровые упражнения:

«Быстро встань в колонну»;

2. «Прокати обруч»;

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

«Ловишки» (с ленточками)

 «Не оставайся на полу.»

«Совушка»;

«Удочка»

 «Не попадись»;

«Фигуры»

Выполнять упражнения при минимальной нагрузке

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

 Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятие 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять в лазании в обруч, ходьбе боком приставным шагом, прыжках на правой и левой ноге.

Повторить ходьбу и бег в чередовании по сигналу воспитателя, упражнения в прыжках и с мячом; разучить игру «Круговая лапта».

Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения по сигналу; отрабатывать навык приземления на полусогнутые ноги в прыжках со скамейки; развивать координацию движений в упр. с мячом.

Повторить бег в среднем темпе до 1.5 мин, развивать точность броска, упражнять в прыжках.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба и бег приставным шагом.

Ходьба и бег с чередованием по сигналу.

Ходьба и бег по сигналу с изменением направления движения.

Бег в среднем темпе 1,5 мин.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ без предметов.

ОРУ с мячом.

 ОРУ с лентами.

ОРУ с флажками

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

1.Лазанье в обруч, который держит, правым и левым боком, стараясь не задевать верхний край обода.

2.Ходьба боком приставным шагом, перешагивая через набивные мячи.

3. Прыжки на правой и левой ноге через шнуры.

1. «Прыжки по кругу».

2. «Проведи мяч»;

3. «Круговая лапта».

1.Прыжки с высоты 40см на полусогнутые ноги на мат или коврик.

2. Ведение мяча в баскетболе на месте и с продвижением вперед.

3. Ползание на ладонях и ступнях («по медвежьи»)

1. «Кто самый меткий»;

2. «Перепрыгни – не задень».

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная. Повторений 1-2

Подвижная игра

«Перелёт птиц»;

«Фигуры»

«Не останься на полу»;

«Совушка»

 «Удочка»;

«Не попадись»

Мониторинг.

«Ловишки с ленточками»

Выполнять движения в среднем темпе

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

 Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

        

НОЯБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1–2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья

Задачи

Закреплять навык ходьбы с изменением направления движения, действовать по сигналу воспитателя; развивать точность в упр. с мячом

Закреплять навык ходьбы со сменой темпа движения. Упражнять в беге врассыпную, в ползании на четвереньках с доп. заданием; повторить упражнение на равновесие при ходьбе по повышенной опоре

Повторить ходьбу с остановкой по сигналу, бег в умеренном темпе, упражнять в прыжках и переброске мяча.

Закреплять навык ходьбы и бега по кругу; упражнять в ходьбе по канату; упражнять в энергичном отталкивании в прыжках через шнур; повторить эстафету с мячом.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

При ходьбе по сигналу смена направления движения.

При ходьбе смена темпа движения.

Игра светофор (при показе красной карточки – дети стоят, при зеленой идут)

Ходьба и бег с различным заданием.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ без предметов.

ОРУ с мячом.

 ОРУ на гимнастической скамейке.

ОРУ с лентами

ОРУ 1-2 повторения

   ОВД

Игровые упражнения:

1. «Успей выбежать»;

2. «Мяч водящему».

1. Ползание на четвереньках в прямом направлении, подталкивая мяч головой, ползание под дугой или шнуром.

2.Прыжки на правой и левой ноге между предметами.

3. Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке, хлопая в ладоши перед собой и за спиной на каждый шаг.

Игровые упражнения:

1. «Лягушка»;

2. «Не попадись».

1.Равновесие – ходьба по канату боком, приставным шагом двумя способами: пятки на полу, носки на канате, носки или середина стопы на канате.

2. Прыжки на двух ногах через шнуры.

3.Эстафета с мячом.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижные игры

 «Угадай чей голосок»;

«Найди свою пару»

«Мышеловка»;

«Фигуры»

 «Затейники»;

«Перелёт птиц»

«По местам»;

«Хитрая лисица»

Выполнять упражнения при минимальной нагрузке

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

 

Месяц

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятия 3-4

Занятия 5-6

Занятия 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Закреплять навык ходьбы, перешагивая через предметы, повторить игровые упражнения с мячом и прыжками

Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения; прыжках через короткую скакалку; бросании мяча друг другу.

Упражнять в ходьбе и беге «змейкой» между предметами; повторить ведение мяча с продвижением вперед; упражнять в лазании под дугу, в равновесии.

Упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель; ползании по «медвежьи», в равновесии.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба с перешагиванием через предметы.  Бег с подниманием бедра.

Ходьба -  по сигналу смена направления движения.

Ходьба и бег змейкой между предметами.

Ходьба на внешней стороне ступни. Бег приставным шагом.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ с мячом.

ОРУ с косичками

 ОРУ без предметов

ОРУ с палками

ОРУ 1-2 повторения

   ОВД

1. «Мяч о стенку»;

2. «Будь ловким».

1.Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед.

2.Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях с мешочком на спине.

3.Броски мяча друг другу двумя руками из - за головы.

1.Ведение мяча в прямом направлении т между предметами.

2.Лазанье под дугу.

3.Равновесие – ходьба на носках, руки за голову между набивными мячами, положенными в одну линию

1.Метание мешочков в горизонтальную цель с расстоянии 3-4 м.

2.Ползание по «межвежьи» на ладонях и ступнях в прямом направлении.

3.Равновесие – ходьба по гимнастическому бревну боком приставным шагом с мешочком на голове.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижная игра

 «Хитрая лисица».

 «Совушка».

 «Салки с ленточками».

 «Стой»;

«Попрыгунчики-воробушки»

Выполнять упражнения при минимальной нагрузки

Здоровье сберегающие технологии.

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

 Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

Месяц

ЯНВАРЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 3-4

Занятия 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Закреплять навык ходьбы и бега между предметами, развивая координацию движения и ловкость, разучить в лазании на гимнастическую стенку переход с одного пролета на другой, повторить упр. в прыжках и на равновесие.

Упражнять детей в ходьбе с различными положениями рук, в беге, врассыпную; в сохранении равновесия; Развивать ловкость в упр. с мячом.

Повторить ходьбу в колонне по одному с остановкой по сигналу воспитателя; упражнять детей в продолжительном беге, повторить упр. в равновесии, прыжках, с мячом.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба и бег «змейкой»

Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки на пояс. Бег врассыпную.

Игра «светофор».

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ без предметов

ОРУ в парах.

ОРУ с мячами.

ОРУ 1-2 повторения

 ОВД

1.Лазанье на гимнастическую стенку с переходом на другой пролет (по диагонали).

2.Прыжки на двух ногах через шнур справа и слева попеременно, энергично отталкиваясь от пола.

3.Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, на середине присесть, руки вперед, выпрямиться и пойти дальше.

4.Бросание мяча о стенку одной рукой и ловля его после отскока о пол двумя руками

1.Равновесие. Ходьба боком приставным шагом с мешком на голове, перешагивая через набивные мячи.

2.Прыжки на двух ногах между предметами, огибая их.

3.Бросание малого мяча вверх одной рукой и ловля его двумя руками.

«Пройди – не задень».

2. «Пас на ходу»;

3. Прыжки на двух ногах через короткую скакалку.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижные игры

«День и ночь»;

«Два мороза»

 «Совушка»;

«Удочка»

«Паук и мухи».

Выполнять упражнение при минимальной нагрузке

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

 Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

1-2 повторения

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятия 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять детей в ходьбе с изменением темпа движения, с ускорением и замедлением, в прыжках на правой и левой ноге попеременно; повторить упр. в ползании и броски мяча в кольцо.

Упражнять в прыжках между предметами, прокатывании мяча и ползании по шнур правым, левым боком.

Упражнять в ходьбе в колонне по одному с выполнением заданий по сигналу; повторить игровые упражнение на равновесие, в прыжках, с мячом.

Повторить ходьбу и бег по кругу, ходьбу и бег врассыпную, упражнение в равновесие при ходьбе, прыжки на двух ногах через препятствие.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба с изменением темпа по сигналу. Бег приставным шагом.

Ходьба на носках, пятках. Бег подскоками.

Ходьба с наклонов вперед на каждый шаг. Бег с захлестыванием голени.

Ходьба и бег по кругу, врассыпную по сигналу.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ с гимнастическими палками.

ОРУ с мячом.

 ОРУ в парах.

ОРУ с флажками.

ОРУ 1-2 повторения

  ОВД

1.Прыжки на правой и левой ноге попеременно, продвигаясь вперед.

2.Броски мяча в кольцо двумя руками.

 3.Ползание по скамейке на ладонях и коленях.

1.Прыжки между предметами: на двух ногах; на правой и левой поочерёдно.

2. Прокатывание мяча между предметами.

3.Ползание под шнур(дугу) правым и левым боком, не касаясь верхнего края шнура, группируясь в «комочек».

1. «Пройди – не урони»;

2. «Из кружка в кружок»;

3. Ведение мяча в баскетболе.

1.Ходьба по гимнастическому бревну с мешочком на голове.

2.Прыжки через препятствия.

3. Ведение мяча, остановка и бросок в кольцо.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижные игры

«Ключи»;

«Два мороза»

«Не останься на полу»;

«Фигуры»

 «Не попадись»

 «Карусель».

Выполнять упражнения при минимальной нагрузке

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

  Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

МАРТ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1–2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Повторить ходьбу с выполнением заданий для рук; упражнять в прыжках в длину с места, в упр. с мячом и ползании по скамейке.

Повторить ходьбу и бег с изменением направления движения; упражнять в ползании на четвереньках; упр. на сохранение равновесия и в прыжках.

Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе, закреплять навык энергичного отталкивания от пола в прыжках, упражнение в бросании мяча.

Упражнять в ходьбе и беге с выполнением упр. для рук, разучить прыжки с подскоком, упражнять в передачах мяча в парах, повторить лазание под дугу.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба с круговыми вращениями прямых рук вперед, назад. Бег с подниманием бедра.

Ходьба и бег - по сигналу изменение направления.

Ходьба на носках, пятках. Бег с захлестыванием голени.

При ходьбе попеременные рывки руками. На два счета смена рук.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ без предметов.

ОРУ с мячами.

  ОРУ без предметов.

 ОРУ с палкой.

ОРУ 1-2 повторения

  ОВД

1. Прыжки в длину с места.

2. «Поймай мяч». (игра как в собачку в тройках).

3. Ползание по прямой на четвереньках, подталкивая мяч впереди себя головой.

1.Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях с мешочком на спине.

2. Равновесие – ходьба по двум гимнастической скамейкам папами, держась за руки.

3. Прыжки через скакалку различными способами

1.Равновесие – ходьба по гимнастическому бревну перешагивая через набивные мячи.

2. Передачи мяча в парах с отскоком от пола.

3.Прыжки на двух ногах через короткие шнуры.

1.Прыжки – подскоки на правой и левой ноге попеременно, продвигаясь вперед.

2.Передачи мяча в парах.

3. Лазанье под дугу прямо и боком.

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная

Подвижные игры

 «Ключи»;

«Совушка»

«Затейники»

«Мы весёлые ребята».

«Горелки»;

«Удочка»

Выполнять упражнения при минимальной нагрузке

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

 Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

АПРЕЛЬ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятия 3-4

Занятие 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Повторить ходьбу со сменой темпа движения; упражнять в попеременном подпрыгивании на правой и левой ноге (по кругу), в метании мешочков, лазанье на гимнастическую стенку.

Упражнять в ходьбе в колонне по одному с выполнением задания на внимание, в ползании на четвереньках между предметами; повторить упражнения на равновесие и прыжки

Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; в сохранении равновесия, повторить задания в прыжках, эстафету с мячом.

Повторить упражнения в беге на скорость, игровые задания с прыжками и мячом.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба по сигналу смена темпа движения, подскоки

Игра светофор. Если зеленый цвет, дети стоят, если красный идут по кругу.

Ходьба и бег «змейкой»

Упражнение «Бегуны».

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

 ОРУ с лентами

ОРУ с мячом.

 ОРУ в парах.

ОРУ без предметов

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

1.Лазанье на гимнастическую стенку, с переходом на другой пролет.

2.Равновесие – ходьба парами по стоящим рядом гимнастическим скамейкам, держась за руки.

3. «Попади в круг».

Метание мешочков правой и левой рукой в обручи, лежащие на полу.

1.Ползание на четвереньках между предметами, не задевая их.

2.Ходьба по гимнастической скамейке с хлопками перед собой и за спиной на каждый шаг.

3. Прыжки из обруча в обруч.

1.Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу- на середине разойтись.

2.Прыжки. Ноги вместе, ноги врозь.

3. Эстафета с мячом

1. «Лягушки в болоте»;

2. «Мяч о стенку».

При выполнении прыжков, нагрузка минимальная. Контроль инструктора.

Подвижные игры

«Хитрая лисица».

«Мышеловка».

«Горелки».

Мониторинг.

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения

МАЙ

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Примечание

Занятия 1-2

Занятия 3-4

Занятия 5-6

Занятие 7-8

1-2 группы здоровья

3-4 группы здоровья, ОВЗ

Задачи

Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, беге врассыпную, повторить упражнения в прыжках, задания с мячом.

Упражнять детей в беге на скорость, повторить игровые упр. с прыжками, с мячом.

Повторить ходьбу и бег с выполнением задания; упражнять в лазании на гимнастическую стенку, повторить упражнения на равновесие и прыжках.

Повторить упр. в прыжках в длину с разбега. В перебрасывании мяча друг другу.

Цели выполняются в соответствии медицинским показаниям ребенка.

Водная часть

Ходьба на носках, пятках. Бег врассыпную.

Ходьба на внутренней стороне ступни. Челночный бег

Ходьба с наклоном вперед. Бег «змейкой»

Ходьба на пятках. Бег приставным шагом.

Бег 1 мин медленном темпе.

ОРУ

ОРУ с косичками.

ОРУ без предметов

 ОРУ с мячом.

ОРУ без предметов.

ОРУ 1-2 повторения

ОВД

1.Прыжки через скакалку продвигаясь вперед.

2. Перебрасывание мяча через сетку двумя руками и ловля его.

3. Ползание под шнур, не касаясь руками пола.

Игровые упражнения:

1. «Кто скорее до мяча».

2. «Пас ногой»;

3.Ловкие ребята».

1.Лазание на гимнастическую стенку.

2.Равновесие – ходьба по прямой с перешагиванием через набивные мячи.

3. Прыжки на правой и левой ноге между предметами.

1.Прыжки в длину с разбега.

2.Передачи мяча в парах.

3. Ползание на четвереньках.

«Кто быстрее до кубика».

Выполнение прыжков

с 1-2 повторениями

Подвижные игры

«Затейники».

 «Горелки».

«Салки с ленточками».

 «Совушка»

Бег легкий

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.  Комплекс 1

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс 2

Зрительная гимнастика. Комплекс 3

Упражнения на профилактику плоскостопия и самомассаж.

Комплекс 4

1-2 повторения


2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития, образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными  играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление   ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).

Занятия проводятся в игровой форме по авторским методикам Пензулаева Л.И., Бондаренко Т.М., Ноткина Н.А.

Занятия могут проводится в форме соревнований, круговых тренировок, комплексных занятий.

Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, по четыре, в шеренге. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.

Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; с набивным мешочком на спине; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посредине и перешагиванием (палки, веревки), с приседанием и поворотом кругом, с перепрыгиванием через ленточку, Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, по веревке (диаметр 1,5-3 см) прямо и боком. Кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур).

Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положений, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80-120 м (2—4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3—5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м примерно за 6,5-7,5 секунды к концу года.

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 35-50 см). Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.

Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) по 30 прыжков 3—4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом, продвигаясь вперед на 5-6 м, с зажатым между ног мешочком с песком. Прыжки через 6—8 набивных мячей последовательно через каждый; на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см). Прыжки с высоты 40 см, в длину с места (около 100 см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки через длинную скакалку по одному, парами, прыжки через большой обруч (как через скакалку). Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности.

Бросание, ловля, метание. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Ведение мяча в разных направлениях. Перебрасывание набивных мячей. Метание на дальность (6-12 м) левой и правой рукой. Метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м), метание в движущуюся цель.

Групповые упражнения с переходами. Построение (самостоятельно в колонну по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2—3). Расчет на «первый - второй» и перестроение из одной шеренги в две; равнение в колонне, снге. круге; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом.

Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки к плечам. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки сжаты в кулаки), вперед и в стороны; отводить локти назад (рывки 2-3 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч). Вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, на предплечье и кисти руки перед собой и сбоку; вращать кистями рук. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять все пальцы с большим.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Опускать и поворачивать голову в стороны. Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх — в стороны из положения руки к плечам (руки из-за головы). В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживаясь в этом положении; переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней упоре сзади. Из положения лежа на спине (закрепив ноги) переходить в положение сидя и снова в положение лежа. Прогибаться лежа на животе. Из положения лежа на спине поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться лежащего за головой предмета. Из упора присев переходить в упор на одной ноге, отводя другую ногу назад (носок опирается о пол). Поочередно поднимать ногу, согнутую в колене; поочередно поднимать прямую ногу стоя, держась за опору,

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Выставлять ногу вперед на носок скрестно: приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь. Выполнять выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору. Захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу.

Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на скамейке, кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на большом набивном мяче  (вес 3 кг). Выполнять общеразвивающие упражнения, стоя на левой или правой ноге и т.п.

Спортивные упражнения

Катание на санках. Поднимать во время спуска заранее положенный предмет (кегля, флажок, снежок и др.). Выполнять разнообразные игровые задания: проехать в воротца, попасть снежком в цель, сделать поворот. Участвовать в играх — эстафетах с санками.

Скольжение. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.

Ходьба на лыжах. Идти скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками). Проходить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2-3 км в медленном темпе. Выполнять повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесенкой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой стойке, тормозить.

Игры на лыжах. «Шире шаг», «Кто самый быстрый?», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.

Катание на коньках. Самостоятельно надевать ботинки с коньками. Сохранять равновесие на коньках (на снегу, на льду). Принимать правильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонить вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой). Выполнять пружинистые приседания из исходного положения. Скользить на двух ногах с разбега. Поворачиваться направо и налево во время скольжения, торможения. Скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь. Кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя при этом правильную позу.

Игры на коньках. «Пружинки», «Фонарики», «Кто дальше?», «Наперегонки», «Пистолетик», «Бег по кругу вдвоем» и др.

Катание на велосипеде и самокате. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на самокате.

Игры на велосипеде. «Достань предмет», «Правила дорожного движения» и др.

Плавание. Выполнять вдох, затем выдох в воду (3—10 раз подрал». Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде. Скользить на грузи и спине, двигать ногами (вверх-вниз). Передвигаться по дну водоема на руках. Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках. Разучивать движения руками. Пытаться плавать без поддержки. Проплывать произвольным стилем 10-15 м. Выполнять разнообразные упражнения в воде.

Игры на воде. «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Лягушки», «Смелые ребята» и др.        I

Гидроаэробика. Выполнять различные комплексы гидроаэробики в воде у бортика и без опоры.

Спортивные игры

Городки. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4—5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит.

Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мячи друг другу двумя рука¬ми от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве). Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.

Бадминтон. Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.

Элементы настольного тенниса. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.

Подвижные игры

С бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».

С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».        

Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?» .

Народные игры. «Гори, гори ясно», лапта.

2.3.Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.

Содержание

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Интегрированная деятельность

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Упражнения

Игры (дидактические,   развивающие подвижные)

Рассматривание

Чтение

Упражнения

Беседы

Рассказ

Показ презентаций

Игры –экспериментиро-вания

Досуг

Игровые упражнения

Объяснение

Показ

Сюжетно-ролевая игра

Беседы

Чтение

Напоминание

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Сюжетно-ролевая игра

2. Физическая культура

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игры подвижные

Показ

Беседа

Рассказ

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Подвижные игры

Беседы

Игры подвижные

2.4.Психолого-педагогические условия реализации программы

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.

Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

  • Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
  • Обучать детей правилам безопасности;
  • Создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей ( в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
  • Использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

 Спортивный зал

Презентации, видеофильмы, фотографии, интернет-источники.

Педагог, имеющий высшее образование, и диплом о профессиональной переподготовке по программе: «Дошкольная педагогика и психология: инструктор по физической культуре».

Спортивное оборудование:

Стенка гимнастическая 6 шт;

Гимнастические скамейки 3 шт;

Стеллаж -3 шт;

Теллежка -1 шт;

Оборудование:

Гимнастическое бревно – 1 шт;

Корзинка для спортинвентаря -2шт;

Кольца плоские малые-10 шт;

Кольца малые – 13шт;

Обруч – 15 шт;

Палка гимнастическая – 28 шт;

Палка гимнастическая короткая – 66 шт;

Мяч большие гладкий -22шт;

Мяч большие ёжики- 22шт;

Мяч маленький 8 см -34 шт;

Мяч ёжик маленькие – 43 шт;

Ленты -  67 шт;

Гантели – 71 шт;

Коврик гимнастический – 20 шт;

Коврик ребристый -2 шт;

Набор мягких модулей -22 шт;

Степ-платформа- 26 шт;

Фитболы – 27 шт;

Баскетбольное кольцо- 2 шт;

Кегли – 26 шт;

Набивные мячи – 2 шт;

Кольцеброс – 2 шт;

Мешочки -36 шт;

Косички – 29 шт;

Массажные ролики -10 шт;

Бубны – 2 шт;

Платочки -19 шт;

Городки – 6 шт;

Кубики (конструктор пластмассовый) – 30 шт;

Напольный диск – 7 шт;

Фишки разметочные – 9 шт;

Фишки квадратные – 4 шт;

Ленты гимнастические -14 шт;

Флажки – 25 шт;

Мешочки для плоскостопия – 11 шт;

Канат 3 м – 1 шт;

Канат 5 м – 1 шт;

Эспандеры – 17 шт;

Кирпичики пластмассовые – 14 шт;

Корзины – 25 шт;

Конусы – 30 шт;

Игровой набор островок 6 шт;

Ходули – 4 шт;

Скакалки – 40 шт;

Ракетки для бадбинтона – 12 шт;

Мячи каучуковые – 6 шт;

Валанчики -22 шт;

Мат гармошка -2 шт;

Модульный коврик 1 шт;

Мешки для прыжков – 2 шт;

Сетка воллейбольная 2 шт;

Дорожка ребристая – 2 шт;

Мостик для лазания – 4 шт;

Мат – 3 шт;

Пазлы напольные – 9 шт;

Наклонная доска 4 шт;

Мишень 2 шт;

Перекладина 1 шт;

Палки пластмассовые длинные – 15 шт;

Клюшки 12 шт;

Ворота пластмассовые 3 шт;

Стойки регулируемые 4 шт;

Мячи баскетбольные – 4 шт;

Мячи футбольные – 7 шт;

Мячи воллейбольные -3 шт;

Кочки мягкие модульные – 31 шт;

Пазлы пластмассовые – 6 шт;

«Змейка» дорожка – 8 шт;

Палатка 2 шт;

Тоннель – 3 шт;

Мячи маленькие пласмассовые 172 шт;

Насос – 2 шт;

Самокаты – 2 шт;

Сетка для бадминтона 1 шт;

Мультимедийная установка.

Музыкальный репертуар;

Музыкальный центр;

3.2.Объём и срок освоения программы

Количество и продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3048-13):

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности: для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: в старшей группе не превышает 1,5 часа.

В летний период НОД не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.

НОД по физической культуре проводятся 3 раза в неделю (3 занятия в зале, одно из них как комплекс подвижных игр различной направленности)

По физической культуре по учебному плану составляет 108 занятий в группе.

3.3.Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство ( как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым ( меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Список литературы:

Нормативные документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г.№08-249.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Дополнительная литература.

  1. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования Москва, 2016 г, под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Каморовой, М.А. Васильевой.
  2. Пензулаева Л.И.,  «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет». – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  3. «Физкультурные занятия в детском саду» Москва, 2009г. Л.И. Пензулаева.
  4. Кандала Т.И., Осина И.А, Горюнова Е.В., Павлова М.Н., «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. «Учитель», Волгоград (2 младшая, средняя, старшая группа)
  5. Степаненкова Э.Я., «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», Москва, 2001 г.
  6. Степаненкова Э.Я., «Сборник подвижных игр», Москва 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБОУ «Избердеевская НШДС» в группе общеразвивающей направленности №2 ( детей 3 – 4 лет)

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы НРМДОБУ ЦРР «Детский сад «Улыбка» общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Данная учебная  рабочая программа разработана с целью : планирование, организация и управление образовательным процессом по основной общеобразовательной программе.Задачи учебной ра...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет, образовательная область "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации образовательной программы группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет, образовательная область "Физическое развитие"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Спортивный кружок «Физкультошка», для групп общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста (5 - 8 лет)

Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, предполагает изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связанно с проявленияем двигательных способностей: скорос...

Образовательная деятельность группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет по теме: "Эколята - маленькие защитники природы"

Задачи:1. Образовательные: познакомить детей с понятием мусор; уточнить представление детей об источниках возникновения мусора; развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детск...