Формирование элементарных математических представлений в развитии физкультурных навыков в старшей группе.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Мельникова Евгения Викторовна

Дети совершенствуют умения и навыки в основных видах движений: лазание; кувырки; прыжки и т.д., закрепляют умения в строевых упражнениях: перестроение на месте и во время движения, развивают психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость ;развивают инициативу, самостоятельность, выдержку, организованность и творчество в двигательной деятельности; формируют элементарные математические представления и закрепляют знания по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений в развитии физкультурных навыков в старшей группе.

Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы ( сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).

Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.

Процесс формирования двигательного действия представляет собой переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнить, а от умения к навыку. Сформированный двигательный навык служит "строительным материалом" для образования нового, более сложного в двигательном и координационном отношении.

"Двигательное умение - это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием всех основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания" . Двигательные умения имеют большое дидактическое значение. Их формирование требует от ребёнка активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной и двигательной деятельностью.

Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательными действиями имеют огромное значение во всех сферах деятельности человека. Овладение разнообразными двигательными действиями особое значение имеет для детей дошкольного возраста. Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения.

У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены.

На любом занятии по физической культуре можно применить формирование элементарных математических представлений.

Эстафета «Кто быстрее».

Воспитатель предлагает одной команде по сигналу принести треугольные фигуры в обруч, а другой квадратные. При том, что детям нужно быстро бегать, им нужно еще определить какая фигура относится к их команде.

Эстафета «Собираем урожай».

Воспитатель предлагает детям(двум командам) по сигналу собрать овощи в корзину.

Когда все овощи будут собраны, нужно посчитать сколько штук лежит в корзине у каждой команды.

Игра «Разноцветные машины».

Каждому ребенку раздается руль(кольцо) красного, зеленого, синего, желтого цветов. По сигналу выезжают машинки сначала синего, потом красного цвета и т.д. И в «гаражики» на стульчики едут так же по сигналу очередности цвета.

Игра «ПРОКАТИ МЯЧ»

 Дети по очереди катят мяч в «ворота» (обозначенные кубиками), указанные воспитателем (в широкие или узкие). Если ребёнок правильно выполняет задание, то получает фишку. Игра повторяется несколько раз. В конце игры воспитатель выясняет, какие «ворота» находятся справа, а какие слева, сколько фишек набрал каждый ребёнок, кто набрал больше, кто попал в узкие, а кто в широкие «ворота».

НАЙДИ СВОЁ МЕСТО

 Воспитатель раскладывает в обручи большие модели геометрических фигур, а маленькие фигуры раздаёт детям.

 По сигналу: «Найди своё место», - дети должны построится возле фигуры такой же, как у них в руках. Подгруппа, построившаяся первой, выигрывает. Игра повторяется 4-5 раз.

Усложнение: воспитатель меняет фигуры местами, когда дети бегают по площадке.

Дети совершенствуют умения и навыки в основных видах движений: лазание; кувырки; прыжки и т.д., закрепляют умения в строевых упражнениях: перестроение на месте и во время движения, развивают психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость ;развивают инициативу, самостоятельность, выдержку, организованность и творчество в двигательной деятельности; формируют элементарные математические представления и закрепляют знания по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование элементарных математических представлений» «День рождения мамы Козы» в старшей группе

Цель образовательной деятельности: тренировать   умения и навыки, полученные детьми на предыдущих занятиях по ФЭМП. Задачи:Образовательные: упражнять в количественном и порядковом счёте...

Презентация к занятию по формированию элементарных математических представлений + конструирование+знакомство с окружающим в старшей группе «День рождения Нюши»

Презентация подготовлена по мотивам мультсериала "Смешарики", каждый герой-новое задание. Выполнив все задания, герои и дети попадают на праздник к Нюше. Проводится в конце годаЦели:Упражнять детей в ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...