ПРОГРАММА по физкультурно-оздоровительной работе для воспитанников группы компенсирующей направленности подготовительной к школе от 6 до 7 (8) лет «Веселый парашют»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Ферулёва Юлия Викторовна

Человек – высшее творение природы.

Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.

 

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья, отмечается значительное снижение двигательной активности детей. В наше время компьютеров, телевизоров, планшетов и смартфонов дети проводят большую часть времени без движения. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной деятельности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselyy_parashyut.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по физкультурно-оздоровительной работе

для воспитанников группы компенсирующей направленности

подготовительной к школе от 6 до 7 (8) лет

 «Веселый парашют»

СПб

2018-2019 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек – высшее творение природы.

Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья, отмечается значительное снижение двигательной активности детей. В наше время компьютеров, телевизоров, планшетов и смартфонов дети проводят большую часть времени без движения. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной деятельности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в совместной деятельности.

В соответствии с федеральными государственными требованиями области «Физическая культура» и «Здоровье» – одни из десяти приоритетных образовательных областей, выделенных для обязательной реализации в основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир, способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности, способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.  

В целях совершенствования всех видов движений и развитие физических качеств у воспитанников, нами была разработана программа по физкультурно-оздоровительной работе «Веселый парашют». Программа направлена на формирование у детей интереса к своему личному здоровью и к физической культуре.

Программа физкультурно-оздоровительной работы «Веселый парашют» может быть рекомендована педагогам дошкольных учреждений, родителям.

        «Волшебный парашют» – пособие, предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие вовлекает ребенка в совместную деятельность с взрослым, и позволяет решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные задачи, при минимальной затрате времени на их выполнение. Игры с парашютом – это веселые командные игры, они могут быть очень активными, подвижными, а могут быть тихими и спокойными. Участвовать в игре могут разное количество человек одновременно, в зависимости от размера парашюта, количества секторов.

Программа физкультурно-оздоровительного кружка «Веселый парашют» реализуется, исходя из следующих принципов:

  • Принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип связи теории с практикой – формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания – предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
  • Принцип доступности – позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
  • Принцип успешности – заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • Принцип активного формирования компетенции – обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
  • Принцип целенаправленности – предполагает разработку и проведение мероприятий, представляющих интерес для родителей воспитанников.
  • Принцип коммуникативности – помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу – направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  • Принцип результативности – предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
  • Обеспечение сотрудничества всех участников педагогического процесса.

Реализация этого принципа означает, все участники процесса получают право и возможность удовлетворять, реализовать свои интересы, проявлять активность.

Условиями формирования принципа в любом виде деятельности являются:

  • ориентация на потребности и интересы воспитанников, родителей, обеспечение возможности добиться положительных результатов;
  • привлечение родителей в процесс целеполагания и планирования образовательно-воспитательной деятельности.
  • Принцип взаимодействия с детьми предполагает:
  • сам ребенок – молодец, у него – все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Основные этапы реализации программы:

Первый этап – информационно-подготовительный (сентябрь).

  • Изучение литературы по данной теме;
  • определение цели, задач и форм взаимодействия между участниками процесса; 
  • выявление потребности в нестандартном оборудовании.

Второй этап – практический (октябрь – апрель).

  • Реализация физкультурно-оздоровительного комплекса мероприятий с использованием пособия «парашют»:
  • утренняя гимнастика,
  • подвижные игры,
  • активный отдых (развлечения, праздники),
  • часть НОД.
  • реализация форм сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса;
  • разработка социальных проектов взаимодействия с семьей;
  • включение в разработку предложений родителей;
  • предоставление научно-практической помощи родителям;
  • разработка для реализации программы методических материалов.

Третий этап –  итоговый.

  • Анализ проделанной работы;
  • открытая дискуссия по материалам программы на всех уровнях системы взаимодействия;
  • определение эффективности, целесообразности дальнейшего использования;
  • составление рекомендаций по использованию парашюта.

 

Особенности программы:

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом;
  • акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка;
  • НОД построены с учетом возрастных критериев;
  • использование малых форм народного фольклора;
  • проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Основанием для разработки данной программы послужили следующие документы:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989,             вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Декларация прав ребенка;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, вступившим в силу с 01.09.2013;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. "Об утверждении федерального государственного образовательного             стандарта дошкольного образования";
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об       утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • С учётом «Основной образовательной программой дошкольного образования» с изменениями и дополнениями, утвержденной приказом №31-ахд от 09.10.2015;
  • Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения      детского сада № 16 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга;
  • Другие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность системы дошкольного образования.

Актуальность программы «Веселый парашют» обусловлена необходимостью повышения интереса у воспитанников к своему личному здоровью и оптимизации работы всестороннего и гармоничного физического развития.

Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на создание эффективной системы по совершенствованию всех видов движений и развитие физических качеств воспитанников в условиях ДОУ.

Цель: создание условий для всестороннего развития познавательного интереса и удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении посредством использования нестандартного оборудования «парашют».

Задачи:

  • сохранять и укреплять здоровья детей;
  • формировать привычки к здоровому образу жизни;
  • формировать двигательные навыки и умения;
  • формировать познавательный интерес;
  • формировать умение применять двигательный опыт в игровой деятельности;
  • развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость, ориентировку в пространстве;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать творчество, самостоятельность и инициативу в двигательно-игровых действиях; 
  • совершенствовать развитие двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования «парашют»;
  • воспитывать умение действовать в коллективе согласованно;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.

Для выполнения поставленных задач программы предусмотрены следующие структуры:

  • Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастики;
  • Динамические и оздоровительные паузы;
  • Релаксационные упражнения;
  • Хороводы, различные виды игр;
  • Занимательные разминки;
  • Различные виды массажа;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика.

Основные формы и методы реализации программы «Веселый парашют»:

  • Словесные – объяснение;
  • Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
  • Поисковые – поиск новых идей, материалов;
  • Креативные – творческий подход.

Для успешной реализации программных задач используются НОД по содержанию:

  • Традиционные;
  • Круговые тренировки;
  • Игровые;
  • НОД – путешествия;
  • Обучающие;
  • Познавательные.

Срок реализации программы – 1 год:

  • 1раз в неделю
  • время проведения – 30 минут
  • в месяц – 4 занятия – 2 часа
  • количество детей – 16, возраст 6 до 7 (8) лет.

Методическое обеспечение программы:

  • НОД по данной программе состоят из практической деятельности детей;
  • Проводятся под руководством инструктора по физической культуре, педагога.

Участники программы: инструктор по физической культуре, педагог, дети, родители.

Результативность программы:

– Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.

– Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

– Разнообразные, увлекательные, совместные НОД вместе с детьми, обеспечение двигательной активности детей, способствованию их эмоциональному подъему.

Перспективный план работы

физкультурно-оздоровительного кружка «Веселый парашют»

для воспитанников подготовительной к школе группы от 6 до 7 (8) лет

на 2017 – 2018 учебный год

НОД

Неделя, подгруппа

Тема

Цель

Содержание

Октябрь

1 неделя – I подгр.

2 неделя – II подгр.

 

«Здравствуй, парашют!»

Познакомить детей с нетрадиционным оборудованием «Малый парашют» и «Большой парашют». Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, грамотно действовать с оборудованием.

Мероприятие с участием родителей:

- Беседа «Что такое парашют?»

- Игра «Давайте познакомимся»

- Игра «Прятки с парашютом»

- Игра «Салют»

2.

3 неделя – I подгр.

4 неделя – II подгр.

«Дружные ребята»

Формировать умение действовать сообща, согласованно, взаимодействовать в коллективе

- Игра «Веселая карусель»

- Игра «Салют»

- Игра «Мышеловка»

- Игра «Летающие перышки»

Ноябрь

3.

1 неделя – I подгр.

2 неделя – II подгр.

«Раз, два, три, быстрей лови…»

Развитие ловкости, быстроты реакции

- Игра «Мышеловка»

- Игра «Веселый мяч»

- Игра «Пустое место»

- Игра «Цветные птички»

4.

3 неделя – I подгр.

4 неделя – II подгр.

«Кто внимательнее всех?»

Развитие ловкости, быстроты реакции, слухового и зрительного внимания

- Игра «Цветные птички»

- Игра «Заблудились мы в лесу»

- Игра «Перебежки»

- Игра «Прятки»

Декабрь

5.

1 неделя – I подгр.

2 неделя – II подгр.

«Ловкие пальчики»

Развитие слухового и зрительного внимания, навыка порядкового счета, мелкой моторики рук.

- Игра «Перебежки»

- Игра «Числа»

- Игра «Ветерок»

- Игра «Салют»

6.

3 неделя – I подгр.

4 неделя – II подгр.

«Быстрые ножки»

Развитие общей моторики, развитие навыка бега, укрепление мышц ног

- Игра «Ветерок»

- Игра «Парашютисты»

- Игра «Сели-встали»

- Игра «Футбол»

Январь

7.

1 неделя – I подгр.

2 неделя – II подгр.

«Сильные и смелые»

Развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц верхнего плечевого пояса

- Игра «Парашютисты»

- Игра «Запуск ракеты»

- Игра «Палатка»

- Игра «Карусель»

8.

3 неделя – I подгр.

4 неделя – II подгр

«Веселые математики»

Развитие мышц верхнего плечевого пояса, слухового и зрительного внимания

- Игра «Палатка»

- Игра «Веселый счет»

- Игра «Определи форму»

- Игра «Внимание»

Февраль

9.

1 неделя – I подгр.

2 неделя – II подгр.

«До свидания, зима»

Развитие ориентировки в пространстве, укрепление мышц пресса

- Игра «Внимание»

- Игра «Повернись через плечо»

- Игра «Соберем воздушные шары»

- Игра «Веселые мячи»

10.

3 неделя – I подгр.

4 неделя – II подгр

«Как у наших у ворот…»

Формирование навыка правильной осанки, развитие координации движений

- Игра «Соберем воздушные шары»

- Игра «Сугроб»

- Игра «Братья месяцы»

- Силовые упражнения

Март

11.

1 неделя – I подгр.

2 неделя – II подгр.

«Мамин праздник»

Развитие координации движений, развитие умения балансировать

- Игра «Братья месяцы»

- Игра «Веселый волейбол»

- Игра «Яблочко по блюдечку»

- Игра «Разноцветный попкорн»

12.

3 неделя – I подгр.

4 неделя – II подгр

«Как в кино…»

Развитие ориентировки в пространстве, слухового и зрительного внимания.

- Игра «Разноцветный попкорн»

- Игра «Болото»

- Игра «Красный – вход, синий – выход»

- Силовые упражнения

Апрель

13.

1 неделя – I подгр.

2 неделя – II подгр.

«Космонавтом стать хочу я»

Развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц верхнего плечевого пояса

- Игра «Красный – вход, синий – выход»

- Игра «Млечный путь»

- Игра «Взлетели – полетели»

- Игра «Орбита»

14.

3 неделя – I подгр.

4 неделя – II подгр

«Все профессии важны»

Развитие вестибулярного аппарата, развитие ловкости, мышления, внимания.

- Игра «Взлетели – полетели»

- Игра «Циферблат»

- Игра «Под колпаком»

- Игра «Художник»

Май

15.

1 неделя – I подгр.

2 неделя – II подгр.

«В синем море…»

Развитие общей моторики, развитие навыка бега, укрепление мышц рук

- Игра «Художник»

- Игра «Акула»

- Игра «Море и волны»

- Игра «Полет с одним крылом»

16.

3 неделя – I подгр.

4 неделя – II подгр

«Скоро лето!»

Формировать умение действовать сообща, развитие ловкости, быстроты, внимания.

Мероприятие с участием родителей:

- Игра «Море и волны»

- Игра «Беги-хватай»

- Игра «Волны»

- Игра «Медуза и дельфин»

Список использованной литературы:

  1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2006.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
  3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
  5. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
  6. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «КВН «Почемучки-Знатоки»» для детей группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) (с участием родителей)

Конспект развлечения «КВН «Почемучки-Знатоки»» для детей группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) (с участием родителей), целью которого является:Познакомить родител...

«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)

«На ферме» Конспект  совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми  группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)...

Конспект физкультурно-оздоровительного праздника "День Нептуна" в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом

Праздник Нептуна с приходом морских, речных сказочных героев; песни, танцы, игры с детьми; купание и обливание детей и взрослых...

План мероприятия "Внимание - дети" в группе компенсирующей направленности подготовительной к школе

План мероприятий«Внимание - дети»в группе компенсирующей направленности(подготовительной к школе)...

Образовательная ситуация «Мир рекламы» в группе компенсирующей направленности (подготовительной к школе)

Образовательная ситуация «Мир рекламы» в группе компенсирующей направленности (подготовительной к школе) ...