КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Видякина Ирина Ивановна

Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_po_patrioticheskomu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.

Задачи

1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.

2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является использование Кейс-технологий в дошкольном образовании, что позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по малым группам.

В основе кейс-метода лежит принцип командной работы.

Второй этап - работа с кейсом и его решение в следующем порядке:

- знакомство с ситуацией, её особенностями;

- выделение основной проблемы;

- формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок;

- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;

- решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;

- презентация решения;

- рефлексия хода решения кейса.

В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:

- научатся получать необходимую информацию в общении;

- смогут соотносить свои устремления с интересами других;

- научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

- научатся отстаивать свою точку зрения;

- смогут принимать помощь.

Существуют следующие виды кейс – технологии:

- Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс;

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии:

Кейс - иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс знакомит детей с реальной проблемой и сейчас мы с Вами попробуем найти из неё выход. Вы будете в роли детей, а я воспитателя.

Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

Ситуация №1 (картинка) рядом предполагаемые варианты ответов

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.

Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Мальчик бегает по клумбам и газону с цветами во дворе своего дома.

Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (цветы будут сломаны и они скоро погибнут, детям и взрослым живущим в этом доме не чем будет любоваться, перестанут прилетать бабочки ).

Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):

Один из вариантов решения проблемы – ходить только по тротуару, привлечь детей живущих в этом доме к посадке и уходу за клумбами и газонами их двора.

- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (беречь свой двор, приумножать его и т.д.).

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.

Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.

Рассмотрим пример кейс – фото: 

Решение ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами фотография, рассмотрите её. Послушайте ситуацию.

Текст:  Петя взял игру с разрезными картинками и решил собрать символы Амурской области (герб, флаг). Но игра для него оказалась сложной.

Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной фотографии. Мальчик не может собрать картинки, на которых изображены символы Амурской области.

Третий этап – Почему не может? Забыл символику Амурской области?  Не может без образца? Какие могут быть последствия?

Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. 

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

Итак, какой же можно сделать вывод из данной ситуации?

Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование). Проигрывание ролей - это когда кто - то берет на себя какую - то роль и проигрывает её.

- Вот сейчас я вам уважаемые участники продемонстрирую, как проигрывается такой кейс с детьми, вы будете играть роль жителей города Райчихинска (можно предложить детям роли мам, пап, детей, водителей и т.д.), а я буду играть роль Незнайки (одеваю галстук и шляпу).

Незнайка: Ой, куда попал я? Что за город такой?

Дети, играя роли жителей города Райчихинска, рассказывают Незнайке о своем родном городе.

Незнайка благодарит детей за увлекательный рассказ.

Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.

Кейс - технология в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс - технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.

По - моему мнению, у кейс-метода имеется недостаток – это сложность разработки кейса, так как отсутствуют методики по составлению кейсов, а готовых кейсов разработано очень и очень мало. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Мастер–класс «Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

Кейс – технологии в работе с дошкольниками

laquo;Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на о...

Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"

Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми....

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....

Сообщение для педагогов. "Кейс - технология в работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию"

Знакомство педагогов с применением метода кейсов в образовательном процессе....