Понятийный словарь по теме «Физическое развитие и здоровье дошкольников».
учебно-методический материал по физкультуре

Михеева Наталия Анатольевна

Понятийный словарь по теме

«Физическое развитие и здоровье дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatiynyy_slovar_po_teme.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Понятийный словарь по теме

«Физическое развитие и здоровье дошкольников».

А

Адаптация – процесс приспособления (привыкания) организма при изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.

Анатомия человека – наука о форме, строении и развитии человеческого организма.

Анамнез – совокупность сведений (о здоровье, состоянии, жизни и др.) получаемых врачом, педагогом, психологом, путем опроса обследуемого

Анатомо-физиологические особенности – особенности строения и функционирования организма и их преобразование в процессе индивидуального развития с момента рождения ребёнка до достижения им взрослого состояния.

Б

Биологические активные точки – точки на определённых участках тела человека, обладающие рядом специфических особенностей.

Бодрствование – уровень активности мозга, достаточно высокий для активного взаимодействия организма с внешней средой – целенаправленного поведения.

Быстрота – как двигательное качество есть комплекс функциональных свойств, определяющих скоростные возможности человека.

В

Вестибулярный аппарат – орган чувств (часть внутреннего уха), воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве, а также направления движения (ускорения, вибрация).

Витамины – поступающие с пищей незаменимые вещества, необходимые для поддержания функций организма, (отсутствие или недостаток витаминов приводит к нарушениям обмена веществ и развитию гипо- или авитаминоза).

Возбуждение – 1. В психологии – психологическое состояние, выраженное усилением психологической и двигательной активности. 2. В физиологии – активный физиологический процесс, которым некоторые живые клетки отвечают на внешнее воздействие.

 Возраст (возрастной период) – характеристика конкретной стадии (периода) биологического и социально-психологического развития личности.

Воспитание – в широком смысле слова – воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя. Воспитание физических качеств – педагогический процесс, направленный на развитие двигательных качеств.

Выносливость – способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объём работы за меньшее время.

Г

 Гибкость – свойство опорно-двигательного аппарата, большая степень подвижности его звеньев друг относительно друга.

Гигиена личная – комплекс гигиенических правил, выполняемых в целях укрепления здоровья и обеспечения высокой работоспособности человека.

Гимнастика – система физических упражнений, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью и темпом, а также дозированными мышечными напряжениями.

Гиподинамия – нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата вследствие снижения двигательной активности.

Д

Двигательная  активность – деятельность, характерным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребёнка. 

Двигательные качества – это задатки к качественному проявлению движений, которыми люди наделены от рождения (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, устойчивость равновесия и т.д ).

Движения непроизвольные – импульсные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания.

Движения произвольные – внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом.

Дыхательные упражнения – упражнения регулирующие глубину и частоту дыхания.

З

Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействие солнца, воздуха, воды.

Зарядка – одна из форм упражнений гигиенической гимнастики, применяемой с целью повышения жизнедеятельности организма.

Здоровье – состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, психического, морального и социального благополучия.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка.

   

Здоровьесберегающие  технологии – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. (Реализуются: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, валеологического просвещение родителей).

И

Игра – 1. Вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. 2. Как средство психологической подготовки детей к будущим жизненным ситуациям. 3. Как одно из основных средств физического воспитания.

К

 Координация движений – согласование деятельности различных мышечных групп  при осуществлении двигательного акта.

Коррегирующие упражнения – специальные физические упражнения, применяемые с целью исправления деформаций позвоночника и пр.

Культура физическая – в широком смысле составляет важную часть культуры общества – совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. Лечебная физическая культура (ЛФК) – использование физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и пр.

Л

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво.

М

Массаж – механическое воздействие на нервные рецепторы, расположенные в коже, мышцах, тканях, осуществляемое руками или аппаратом.

Метод тренировки – совокупность способов работы, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня физической подготовки (круговой, интервальный, соревновательный и пр.).

Минутка физкультурная –  кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. (Длительность до 2 минут).

Моторная плотность занятия – это отношение времени, затраченного только на выполнение упражнений, ко всему времени занятия (в целом или отдельных его частей). Общая  плотность занятия – это отношение времени, использованного педагогически оправданно  (целесообразный и уместный показ и объяснения, указания, команды, время, отводимое на выполнение упражнений и отдых), ко всему времени занятия; фактическая длительность занятия за вычетом вынужденных неоправданных простоев детей.

Музыкально-ритмическое воспитание – сочетание физических упражнений с музыкальным сопровождением развивает эстетические качества и содействует повышению эмоционального состояния.

Н

Навык – выполнение целенаправленных действий, доведённых до автоматизма.

О

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей (труд, быт, нормы и правила поведения, формы использования свободного времени и пр.).

Оптимальный режим отдыха - режим отдыха, который обеспечивает полное восстановление функциональных возможностей организма к началу следующего цикла умственной или двигательной деятельности (сочетание активного и пассивного поведения человека).

Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении, формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания.

Отдых – состояние покоя после какой-либо деятельности или специально организованная активность для устранения утомления и ускорения восстановления работоспособности (←активный отдых).

П

Память двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение движений, двигательных действий и их сочетаний.

Пауза физкультурная – физические упражнения, цель -  предотвращение развития утомления и снятие эмоционального напряжения, выполняется в перерыве между занятиями, продолжительностью до 10 минут.

Переутомление – совокупность стойких функциональных нарушений в организме человека, возникающих в результате многократно повторяющегося чрезмерного утомления, не исчезающих во время отдыха.

Планирование – это изложение содержания и последовательности выполнения определенной работы в установленные сроки.

  Плоскостопие – вид деформации скелета стопы, понижение её продольных и поперечных сводов.

 Подводящие упражнения – упражнения, сходные по своей структуре с изучаемым движением, но менее трудные (это серия специальных упражнений, подготавливающих двигательный аппарат к освоению необходимых элементов и соединений, сложных двигательных действий).

Подвижная игра – 1. Разновидность игровой деятельности, в основе которой – творчески разнообразные активные двигательные действия, мотивированные сюжетом (темой, идеей) игры, частично ограниченные правилами и направленные на преодоление различных трудностей, препятствий на пути к поставленной цели. 2. Сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Р

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Разминка – система физических упражнений, направленных на подготовку организма для решения основных задач занятия по физическому развитию.

Режим дня – 1. Это определённый распорядок жизнедеятельности, с рациональным соотношением умственного и физического труда, деятельности и покоя, труда и досуга, активным и пассивным отдыхом и пр. 2. Это распределение во времени и определение последовательности основных жизненных процессов (сна, приёма пищи, бодрствования), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования. (В режиме дошкольника основные компоненты – сон, еда, прогулка, самостоятельная деятельность).

С

Самомассаж – массаж, проводимый самим человеком на себе с целью снятия утомления, сохранения и повышения работоспособности, для лечения.

Сила -  способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечного напряжения.

 Спорт – составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность, подготовка к ней.

Стретчинг – 1. Вид физических упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах и увеличении амплитуды движений; 2. Это ряд упражнений, способствующих совершенствованию гибкости и развитию подвижности в суставах.

Т

Темп движения – количество одинаково повторяющихся движений в единицу времени.

Тренажёр – аппарат (снаряд), предназначенный для повышения эффективности тренировочного процесса и создания благоприятных условий для воспитания физических качеств или овладения необходимыми навыками.

У

Умение – усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.

Упражнение физическое – двигательное действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков.

Утомление – особый вид функционального состояния человека, временно  возникающий под влиянием продолжительной и интенсивной работы, а также вследствие истощения внутренних ресурсов организма, приводящий к снижению работоспособности.

Ф

Физическое воспитание – деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путём применения физических упражнений.

Физические  качества – сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека.

Физкультурный досуг – эффективная форма активного отдыха, оказывающая благотворное влияние на организм ребёнка, в ходе которого закрепляются двигательные умения, навыки, развиваются двигательные качества.

Физкультурное занятие – это ведущая форма организованного , систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Э

Эстафета – командная игра, соревновательного характера в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику команды  предмет (палочку, мяч или др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду.  Проект программы  «Краски Природы» разрабатывался с использованием...

Сохранение и развитие физического здоровья дошкольников с помощью нестандартной развивающей среды

Полноценное и всестороннее развитие ребёнка невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое  влияние на здоровье и физическое состояние детей. Движение составляет о...

«Серия педагогических мероприятий валеологической направленности по познавательному развитию «Азбука здоровья дошкольника»

laquo;Серия педагогических мероприятий валеологической направленности  по познавательному развитию...

Методическое пособие по проведению диагностики и мониторинга физического развития и здоровья дошкольников

Методическое пособие по проведению диагностики и мониторинга физического развития и здоровья дошкольников...

«Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников»

Мастер-класс "Технологии педагогической поддержки  физического развития и здоровья дошкольников" предназначен как для педагогической, так и для родительской общественности. В соде...

Скакалка - тренажёр для развития психофизического здоровья дошкольников.

В статье рассмотрен вопрос, как вызвать интерес у старших дошкольников к прыжкам через короткую скакалку, для повышения двигательной активности детей. Какие формы работы, методы и приёмы можно для это...