«Серия педагогических мероприятий валеологической направленности по познавательному развитию «Азбука здоровья дошкольника»
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Шинкарь Людмила Григорьевна

«Серия педагогических мероприятий

валеологической направленности  по познавательному развитию

                           «Азбука здоровья дошкольника»

 

Цель :- повышение уровня валеологической образованности, формирование потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shinkarmbdoumalvina.doc.docx71.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Серия педагогических мероприятий

валеологической направленности по познавательному развитию

«Азбука здоровья дошкольника»

Автор: Шинкарь Людмила Григорьевна, воспитатель, 1 квалификационная категория, педагогический стаж 33 года, МБДОУ «Детский сад «Мальвина».

г. Тулун, 2017

                       

«Серия педагогических мероприятий 

валеологической направленности  по познавательному развитию

                           «Азбука здоровья дошкольника»

                                                          Разработала: Шинкарь Л.Г. ,

                                                          воспитатель МБДОУ «Мальвина»,Iк.к.

                                Пояснительная записка.

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (70%), наследственности (15%), окружающей среды(8-10%), медицины(8-10%).

Своеобразный природный банк здоровья, с которым ребенок появляется на свет, не ограждает ребенка от отрицательных воздействий окружающей среды. И достижение педагогической цели валеологического образования зависит от наиболее тесного слияния трех показателей: наследственность-образованность-окружающая среда. Из них образованность наиболее поддающийся изменению показатель.

 В связи с этим и была разработана серия педагогических мероприятий  по познавательному развитию, включающая в себя не только знания о себе самом и своем организме, но и рассматривающая вопросы из истории медицины, традиционных и нетрадиционных способов оздоровления, влияния окружающей среды на уровень здоровья человека, реализации принципа природосообразности.

Цель :- повышение уровня валеологической образованности, формирование потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста и их родителей.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

  • формировать у ребенка целостное представление об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды;
  • формировать творческое отношение к себе, к миру, к своей деятельности в этом мире через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии), формировать умение применять их на практике;
  • учить объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья, воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении;
  • стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями.

Серия этих мероприятий подразумевает тесное переплетение практики и теории, подтверждение теоретических знаний практическими заданиями, упражнениями.

Дети практически должны подтвердить и доказать самим себе теоретические выкладки о функциональных изменениях своего организма и его органов в процессе физической деятельности.

Мероприятия  рассчитаны на детей среднего возраста. Объем знаний определен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития.

Занятия проводятся 1 раз в месяц, но материал предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности образовательного учреждения, начиная с утреннего приема детей (беседы)  и проведения утренней гимнастики, включая сон (гигиена сна), и прием пищи.

Дидактические игры, разработанные по темам, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-тесты, игры-загадки, игры-развлечения, сказки.

Дети овладевают не только основными культурно-гигиеническими навыками, элементами самоконтроля над своим организмом во время разнообразной двигательной деятельности, но и умениями и навыками правильно вести себя в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни, сознательно избегать и даже предупреждать их.

Принципы построения методических мероприятий:

  • Доступность предлагаемого материала. Не насыщение объемом информации, а стимулирование познавательных процессов.
  • Комфортность  в общении с педагогом. Творческое содружество детей и педагога в нахождении ответов на вопросы.
  • Постепенность и последовательность. От простого к сложному, установление причинно-следственных связей, взаимодействие всех систем организма. Познание через игру.

Разделы серии методических мероприятий:

  1. «С чего все начиналось?» Развитие человека, история его появления. Древнейшие движения человека, как он учился их выполнять. Влияние природных факторов: солнца, воздуха, воды на укрепление здоровья человека. Основа построения человеческого тела: скелет, мышцы, позвоночник. Мозг- центральный пункт управления всем организмом.
  2. «Человек и окружающий его мир.» Органы, помогающие нам в знакомстве с окружающим миром: глаза, уши, нос, рот. Кожа и ее свойства. Правила ухода и сохранения здоровья органов познания.
  3. «Жильцы внутреннего мира «человеческого домика»». Внутренние органы человека: как они помогают человеку, за какую работу отвечают и как взаимодействуют друг с другом. Правила сохранения здоровья внутренних органов.
  4. «Жизнь в мире с природой». Умение использовать природные факторы для закаливания и укрепления здоровья. Правила поведения при выходе на природу. Лекарственные травы и растения. Влияние положительных эмоций на здоровье человека.
  5. «Как и чем мы питаемся?». Раскрытие понятия «правильное питание» и влияние различных продуктов на здоровье человека. Натуральные продукты, витамины, их влияние на организм.

Примерное перспективное планирование методических мероприятий.

                                        Средний дошкольный возраст

№ занятия

Тема

Программное содержание

1.

Из чего я состою.

Найти схожесть и различия в строении тела человека и животного.

2.

Зачем мы дышим?

Расширить представление детей о своем организме – о функциях носа, особенностях его строения, значении.

Развивать интерес к познанию своего организма.

Закрепить правила безопасности жизнедеятельности, правила ухода за носом.

Воспитывать у детей культуру здоровья.

3.

Чтобы ушки лучше слышали.

Раскрыть значение ухода за зубами для здоровья всего организма. Участие зубов в пищеварении.

4.

Знакомство с головным мозгом

Продолжать формировать элементарные представления о работе органов тела.

5.

Наши глазки

Учить называть мелкие детали органа зрения (брови, ресницы, «шторки» - веки, зрачок).

6.

В гостях у Мойдодыра.

Познакомить с правилами личной гигиены.

7.

Если сладко спится, сон хороший снится?

Дать детям понятие о сне. Показать значение сна в жизни человека.

8.

Питание-сила, здоровье, красота.

Дать представление о правильном питании, о правильной последовательности приема блюд во время завтрака, обеда, ужина.

9.

. Моя кожа

 Рассматривание кожи на руках через лупу. Рассказ воспитателя о значении кожи для человека. Закрепить культурно-гигиенические навыки мытьё рук. Воспитывать любознательность к своему организму.

      НОД по познавательному развитию «Из чего я состою»

Программное содержание:

1. Закрепить и уточнить представления детей о частях лица. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела. Закрепить способность детей описывать внешний облик человека (игра «Узнай по описанию»).
2. Учить сравнивать и обобщать. Актуализировать знаний детей о признаках сходства и различия человека с кошкой.
3. Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, мышление. Закрепление способности отгадывать загадки, развитие логики, сообразительности.
4. Уметь описывать ситуацию по выражению лица человека (игра «Почтальон»).
5. Закрепить способность детей копировать положение тела (Игра «Стоп»).
6. Узнать эмоциональное состояние каждого ребенка в конце занятия (с помощью рисунков).
 

Активизация словаря: за счет видоизменения глаголов, закрепить способность детей вставлять недостающие слова по смыслу.

Материалы к занятию: Демонстрационные – карточки с изображением взрослых людей и детей; карточки с изображением лиц, имеющих разное выражение (для игры «зашифрованное письмо»); карточки для игры «Стоп»; кроссворд; загадки. раздаточный лист бумаги с не до конца нарисованным лицом для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Повторение

 - Ребята, помните? В прошлый раз мы с вами говорили о вашей семье – мамах, папах, бабушках, дедушках. Как нас всех, одним словом можно назвать?

- Кто мы? (люди) (смотрим на карточки с изображением взрослых людей и детей).

- Люди бывают большие и маленькие (т.е. взрослые и дети)

- На какие две группы вас можно условно разделить? (мальчики и девочки).

- А как это называется у взрослых (мужчина, женщина).

-  Какими качествами, по – вашему, должен обладать мужчина? Для чего? А женщина?

- Вот вы все дети, и что вы все одинаковые? (нет)

- Посмотрите друг на друга, какого цвета у вас глаза?

- Волосы?

- Одинакового ли вы роста?

- Но раз мы все такие разные, почему нас всех назвали одним словом «люди».

- Что у нас у людей общего?

2. Беседа по теме  

Посмотрите друг на друга.

- Что у нас на самом верху? (голова)

- Что мы видим на ней? (лицо)

- Сзади головы? (затылок)

- Справа, слева? (уши)

- В верхней части лица? (лоб)

- Ниже лба? (брови)

- Под бровями? (глаза)

- Между глазами? (нос)

- Под носом? (рот)

- Ниже рта? (подбородок)

- На чем держится голова? (шея)

- Ниже шеи (плечи)

- От плеч… (две руки)

- Ниже… (туловище)

- Задняя часть туловища… (спина)

- Передняя … (живот)

- На чем держится все тело? (на ногах).

3.  Работа по карточкам

Смотрим на карточки с изображением лица человека.

- Для чего человеку нос? глаза? уши?

- Что надо делать, чтобы беречь глаза, нос, уши?

- Чего делать нельзя?

- Сколько на лице человека «дырочек»? (7)

4. Разгадывание кроссворда

Кроссворд «мой организм».

В. 1. Он по вкусу даст нам знать – отодвинуть или глотать (язык).

2. Горшочек умен, хоть семь дырочек в нем (голова).

Г. 3. на ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются (глаза).

4. В лесу, где пасмурно и глухо, звук различить поможет … (ухо)

5. Вдох и выдох будет прост, если не заложен… (нос)

5. Физкультминутка

(Стоя)

- Где у вас руки?

- Где правая, левая?

- Пальчики, их названия? (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

- Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой и наоборот.

6. Игра «Узнай по описанию». (Проблемная ситуация).

(встали в круг)

- Представьте себе, что вы с мамой пошли в большой магазин и там потерялись.

- Что надо делать? (варианты детей)

- Правильно, по радио передадут ваши приметы. Например. «Внимание, внимание, потерялся мальчик, глаза…, волосы…, одет в …»

Несколько детей пробуют описать чьи-нибудь приметы.

7.  Расшифровать письмо

Почтальон принес письма, но они зашифрованы. Попробуем отгадать, что там написано по выражению лица. (2 лица, например, одно грустное, другое веселое – шел дождь, мальчик Вася грустил, потому, что не мог пойти гулять, но вдруг выглянуло солнце и мальчик обрадовался).

Предлагается несколько зашифрованных писем, дети пытаются их разгадать.

8. Физкультминутка. Игра «Стоп».

Под музыку танцуют, когда музыка остановится, воспитатель показывает карточку с выражением лица. Дети должны принять позу, как человечек на карточке.

9. Игра. Вставьте недостающие слова

Вставить недостающие слова, сопровождая их соответствующими движениями. «Есть у меня братишка, смешной такой мальчишка! Мне во всем он подражает и ни в чем не уступает – Если мы играем в мячик, я скачу, он тоже … (скачет).  Я сижу и брат … (сидит). Я бегу и он … (бежит). Мяч беру, и он … (берет), мяч кладу и он (кладет). Куст стригу и он (стрижет), жгу костер, он тоже … (жжет). Птицам хлеб щиплю, он … (щиплет). Сыплю корм, он тоже… (сыплет). Еду на велосипеде, он со мною вместе… (едет). Хохочу и он …(хохочет). Есть хочу, он тоже… (хочет). Маслом хлеб я мажу… (мажет), я рукой машу, он … (машет). Такой смешной мальчишка, младший мой братишка».

10. Отгадывание загадок

  1. Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей

И мясо, и хлеб, всю добычу мою,

Я с радостью белы зверям отдаю.  (Рот, зубы)

  1. На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются.  (Глаза)

  1. Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы)
  2. У двух матерей, по пять сыновей и одно всем имя (Руки и пальцы)
  3. Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
  4. Пришли гости и под лавку (ноги)
  5. Между двух светил,  а в середине один (нос)
  6. Пять братьев годами равны, а ростом разные (пальцы).

11. Закрепление. Сравним человека с кошкой.

Различия: лицо – морда, руки, ноги – лапы, волосы – шерсть. Радоваться, огорчаться умеют и люди и животные. Человек умеет выражать свои чувства словами, умеет решать сложные задачи. Но и те и другие живые существа, могут чувствовать боль, радость, счастье и т.д.

12. Итог.

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- На листочках дорисуйте личико, если понравилось – веселое, счастливое, если не понравилось – грустное. Затем вместе просматриваем все рисунки и обсуждаем.

«НОД по познавательному развитию «Зачем мы дышим?»

Программное содержание:

  1. Расширить представление детей о своем организме – о функциях носа, особенностях его строения, значении.
  2. Развивать интерес к познанию своего организма.
  3. Закрепить правила безопасности жизнедеятельности, правила ухода за носом.
  4. Воспитывать у детей культуру здоровья.

  Ход занятия                              

- Ребята, я думаю, что вы хорошо знаете сказочных смешариков. И, конечно, вам также хорошо известно, что они очень любознательные и любят спорить между собой и искать разные пути решения какой – нибудь проблемы. Вот и сегодня я стала свидетелем одной такой ситуации. Крош нарисовал портрет Нюши (показываю). Он ей так понравился, что она хочет повесить его на стену в домике. Но Лосяш сказал, что этот портрет нельзя вешать, потому что какой – то он странный. Ребята, а на ваш взгляд, можно повесить такой портрет Нюше на стену?

- Правильно, я согласна с вами, что портрет странный, потому что он недорисован, не хватает носа. Но Нюша говорит, что нос ей совсем не нужен. Она пыталась убедить Лосяша, что носы не нужны, что можно обойтись без них. А вы как думаете, ребята, кто же прав Нюша или Лосяш?

- Я согласна  с вами, что Лосяш прав и предлагаю научно доказать Нюше, что без носа нельзя обойтись. Давайте с вами отправимся в научную лабораторию, где проводятся исследования человеческого организма. (проходите пожалуйста). Здесь нас встречает доктор.

Д. – Здравствуйте, ребята, я рад видеть вас в нашей лаборатории. И сразу же я хочу спросить вас: Что было бы, если бы у человека не было носа?

- Вы совершенно правы, мои маленькие друзья. Без носа обойтись невозможно, поэтому он есть не только у человека. И сейчас я предлагаю вам принять участие в исследованиях и определить, кому нужен нос.

- Ребята, возьмите схемы, которые приготовил Доктор Айболит. Обратите внимание, что в центре нарисован   нос. Возьмите фломастеры и соедините его линиями с теми картинками, на изображении которых есть нос.  

Схема- плакат « У кого есть нос?»

- Ребята,  вижу вы уже  закончили работу со схемой и  дает вам возможность проверить правильность выполнения задания.

- Обратите внимание на экран. Сравните свою схему с той, что на экране. Кто сделал правильно поднимите руку, а кто ошибся – исправьте. Умнички, никто из вас не ошибся, потому что вы много знаете и были внимательными.

А теперь посмотрите на схему еще раз и давайте разберемся, кому и для чего нужен нос.

(Ответы детей:  нос самолёту нужен, чтобы лететь,  пароходу – рассекать волну и др.)

- Ребята, я горжусь вами, что мы так удачно провели исследование и справились со сложным заданием.

- Молодцы, ребята. Вы обратили внимание, что на схеме не было человека, это потому, что  человеческому носу мы уделим особое внимание. И для начала проведем небольшой эксперимент «Нос наш помощник». Е.В. помогайте мне.

- Ребята, зажмите нос руками и скажите слово «нос». Что происходит со звуками? Правильно, они изменились. Речь стала нечеткой, голос гнусавым, глухим, неприятным. То же самое происходит, когда у нас насморк и заложен нос.

А теперь  зажмите нос и закройте глаза (проносит разрезанный огурец пред детьми и закрывает салфеткой) Попробуйте угадать по запаху, что у меня под салфеткой.  Да, очень трудно без носа угадать запахи. Когда у нас насморк и заложен нос нарушается обоняние, т.е. человек не может определять запахи. Даже страшно подумать о том, что мы  могли бы не почувствовать как аппетитно пахнет бабушкиными пирожкам, вкусным борщиком, апельсинчиком.   А вот другая ситуация, когда начался пожар или произошла утечка газа…, ведь именно наш нос первым придет на помощь и спасет от опасности.

 (физкультминутка «Ухо-нос»)

И сейчас следующий этап эксперимента. Зажмите нос и не дышите, (делаю вместе с ними) Ох, я больше не могу. Очень тяжело не дышать, правда? Ребята, дыхание имеет важное значение и если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга.  Человек не может жить без воздуха, а чтобы он попадал в организм, природа придумала для нас дыхательную систему, где нос  играет главную роль.

Садитесь поудобнее и давайте  с вами рассмотрим схему носа такого важного для нас органа, (схема)

- Попадая в нос, воздух проходит через два коридора – это ноздри, стенки  их  покрыты волосками. Вы можете спросить, зачем они в носу. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт - носовые ходы. Лабиринт играет важную роль для того, чтобы  воздух, проходя по   носовым ходам, согревался и попадал в наши лёгкие   уже тёплым. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.  Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком много, мы чихаем, и нос очищается.

Ребята, а что нужно делать, когда мы чихаем?

(ответы детей: прикрывать нос платочком)

А для чего это нужно?

(ответы детей)

 - А давайте с вами   проведем небольшой опыт. Для этого нам понадобится обыкновенный пульверизатор, который  конечно есть в лаборатории Доктора Айболита. Он будет выполнять роль постуженного носа. Раз он простужен, значит он  полон  слизи и микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать. Что же будет, если   мы не будем прикрываться  платочком во время чихания? (провожу опыт с грушей и водой).

- Посмотрите, ребята, без платочка микробы разлетаются на большое расстояние и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если мы будем прикрываться  носовым платком.  Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Платок является предметом личной гигиены и вот поэтому так важно всегда иметь носовой платок. Важным гигиеническим правилом  является ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания.

- Ребята, а вы знаете, что в некоторых странах жители так любят свой нос, что украшают его разными предметами, колечками, драгоценными камнями, а в некоторых государствах Африки жители даже здороваются с помощью носа. Хотите я покажу вам как? (подхожу к ребёнку и потереться об него носиком)

- Молодцы. Я думаю, что в нашей лаборатории вы узнали очень много интересного. Но хочу задать вам последний вопрос. А какие правила безопасности вы знаете про   нос?

(ответы детей: нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом, нельзя засовывать в нос посторонние предметы, нельзя пользоваться чужим носовым платком).

 – Мне было очень приятно с вами работать и я думаю, что я еще не раз встречу вас в своей лаборатории.

 – Спасибо вам, Д.., теперь мы сможем убедить Нюшу в необходимости носа с научной точки зрения, и она обязательно согласится, что Крош должен дорисовать ее портрет.

 А в конце нашей  встречи я хочу прочитать вам стихотворение Ю.Прокоповича «Зачем носик малышам?», которое очень любят ребята из детского сада Полянка.

Есть прямые носики,

Есть носики – курносики…

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос,

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке – землянику,

В грядке – спелую клубнику,

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий…

Апельсины кто принёс?

Всё пронюхает ваш нос!

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровым всем нам нужен,

Чтобы сон, когда придёт,

Тихо спать, закрывши рот.

Ещё можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

- Ребята, о нашей с вами встрече я расскажу своим ребятам.  Им очень  хотелось бы узнать, кому из вас  было интересно и увлекательно побывать в научной лаборатории? Если есть такие ребята, то похлопайте в ладоши. Встаньте те ребята, кто сегодня узнал что-то новое. Поднимите руку те, кому было что-то трудно выполнять. И похлопайте в ладоши  те, кто хотел бы побывать в лаборатории еще раз.

«НОД по познавательному развитию "Чтобы ушки лучше слышали".

Программное содержание:

Углубить знания детей об органе слуха; формировать гигиенические навыки ухаживать за ушами.

Материал: музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, молоточек, бубен, металлофон.

Ход занятия

1-я часть. Беседа с детьми. Воспитатель задает вопросы:

Поднимите руки у кого есть уши?

Сколько ушей у человека?

Зачем человеку уши?

Что есть у уха (ушная раковина, слуховой проход, перепонка, мочка)

Этюд "Глухая бабушка" роль бабушки выполняет взрослый.

2-я часть. Береги слух!

Уши боятся громких резких звуков, грохочущей музыки. Поэтому, если вы не хотите оглохнуть, не стоит включать музыку на полную громкость, так, чтобы "стены тряслись".

Кожа внутри уха очень нежная, её легко повредить. Поэтому ни в коем случае нельзя ковырять в ушах острыми предметами. Чистить уши надо очень осторожно, мягкими ватными жгутиками.

Мой уши.

  • Защищай уши от ветра.
  • Не допускай попадания в уши воды.
  • Не ковыряй в ушах.
  • Не заталкивай в уши посторонние предметы.
  • Не кричи громко.
  • Если в ухе возникла боль, немедленно обратись к врачу.

А сейчас повторите все правила: Дети повторяют.

- Молодцы, ребята! - говорит педагог.

3-я часть. Игра "Угадай, что звучит".

Педагог показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, бубен. Называет все эти музыкальные инструменты, просит детей повторить их названия. Когда малыши запоминают названия музыкальных инструментов, педагог предлагает ребятам закрыть глаза и угадать, на каком инструменте она играла. Педагог следит за тем, чтобы дети не только отгадывали инструменты, но и четко произносили их название.

«НОД по  познавательному развитию “Знакомство детей с головным мозгом”

Программное содержание:

1. Расширять знания о правилах сохранения здоровья, обогащать словарный запас: нежный, мягкий, твердый, крепкий, прочный.

2. Воспитывать любознательность, желание бережно относиться к своему организму.

3. Приобщать ребенка к ценностям здорового образа жизни. Обратить внимание на сложность, хрупкость головного мозга.

Предшествующая работа: Чтение сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”; беседы по картинкам на тему безопасного поведения.

Материал: Магнитофон, аудио-кассета, картинка с изображением головного мозга, расколотые напополам грецкие орехи с сохраненным в одной половине ядром по числу детей, кусочки теста по числу детей, яичная скорлупа (пустая), сенсорная решетка с набором картинок опасных ситуаций, картина о функциях мозга, игрушечный телефон со звонком, большие карточки для воспитателя с изображением органов тела, маленькие карточки с изображением органов тела по числу детей, колокольчики по числу детей, экологическое панно с набором картинок, книга “Главное чудо света”.

 Ход занятия.

 Воспитатель предлагает детям встать в круг и спрашивает: Вы умеете танцевать? А хотите я вас научу новым движением для танца? Проводятся перекрестные движения (2 минуты).

А поиграть хотите? Давайте поиграем в игру “Как живешь?”. Проводится игра с имитационными движениями.

Как живешь? (вот так!_)

- А плывешь? ***********

- Как бежишь?**********

- Как глядишь? **********

- Ждешь обед? **********

- Машешь вслед? *********

- Ночью Спишь?**********

- А  Шалишь?*************

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А что помогало вам правильно ответить на вопросы? (Выслушиваются ответы детей).

- Да, ребята, действительно, это мозг, который находится где? (В голове)

- А что вы знаете о мозге? (Ответы)

- А хотите еще больше узнать? Я с удовольствием поделюсь с вами своими знаниями. Приглашаю вас пройти в учебную зону. Садитесь , ребята, удобно, свободно.

- Посмотрите все на красный кружок. (Показывается картинка с изображением головного мозга).

- Ребята, посмотрите на эту картинку , что она вам напоминает? (Ответы)

Да, Маше напомнило, Ване, а мне мозг напоминает грецкий орех, когда его расколешь, т.е. его ядро (Показываю).

- Ребята, у вас под салфеткой приготовлены также грецкие орехи, откройте крышечку и посмотрите внимательно на ядро и на эту картинку. Похоже? (Ответы).

- А как вы думаете, какой мозг мягкий или твердый? Вспомните сказку “Лисичка-сестричка и серый волк”. Как лиса забралась в избу, где баба пекла блины, да попала головой в кадку с тестом. Вымазалась и обманула волка, что это у нее мозги выступили..

- Но на самом деле, ребята, мозг действительно мягкий, как тесто. Возьмите пожа
луйста, кусочки теста и потрогайте его. Какое оно на ощупь? (Ответы)

- Ребята, потрогайте все свою голову? Что это такое крепкое на голове? (это череп). Он защищает наш мозг. Возьмите, пожалуйста, это яйцо в руку и крепко его сожмите. Что случилось? Почему? (стенки тонкие).

- А теперь снова возьмите грецкий орех и прикройте ядро второй половинкой.

- Сожмите сильно рукой. Что вы чувствуете? Какое оно? (Ответы). Вот так же череп защищает наш мозг, как эта скорлупа - ядро грецкого ореха.

- Ребята, я считаю, что такой крепкий, твердый череп невозможно повредить. Вы со мной согласны? Не согласны? Действительно, может он не такой твердый, попробую-ка я разбить твердую скорлупу грецкого ореха. (Разбиваю на подставке скорлупу).

- Да, оказывается и твердое можно разбить.

ФИЗ. МИНУТКА. Помыли голову (массаж подушечками пальцев), расчесали (от лба к затылку), повернули голову медленно направо, налево, потянулись, зевнули.

Повторить 2 раза.

- А сейчас посмотрите вот на эту сенсорную решетку. Как вы думаете, о чем предупреждают эти картинки? (Рассказы детей).

- Ребята, как вы считаете, почему мозг называют самым главным органом? (Ответы).

- Да, действительно, мозг отвечает за все. Вносится картина.

- Мозг - как начальник. Он все знает, за все отвечает. В мозг по нервам, как по проводам в штаб, от всех органов поступают сигналы, и от него обратно - команды. (Показывается на картине). Прикажет ногам - они пойдут, прикажет легким - они вдохнут.

- А хотите поиграть в игру “Дружная работа?” Ребята, вы разрешите мне быть вашим мозгом? Тогда я буду мозгом, вашим начальником, а вы - мои органы. (Раздаются каждому карточки). Я буду по проводам подавать вам команды, а вы постарайтесь правильно их выполнять.

- Если показываю глаза, то они должны подать сигнал колокольчиком и выполнить мою команду. Воспитатель звонит по телефону, одновременно поднимая карточку с изображением какого-либо органа. Дети , являющиеся этим органом, сигнализируют колокольчиком о том, что сигнал принят, и выполняют следующую за этим команду.

ПРИМЕРНЫЕ КОМАНДЫ:

1) Глаза, зажмурьтесь. Глаза, откройтесь.

2) Руки, похлопайте в ладоши.

3) Ноги, потопайте.

4) Легкие, вдохните и не дышите. Легкие, дышите.

5) Глаза, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.

6) Руки, пошевелите пальцами.

7) Легкие , вдохните глубоко, выдохните. (2 раза).

8) Ноги, пошевелите своими пальцами.

- Мозг - главный орган. Он все может. Он может даже нарисовать картинку в вашей голове без помощи бумаги, карандашей и красок. Давайте проведем опыт, чтобы лучше узнать способности своего мозга. Закройте глаза и начните думать о большом самолете, летящем в голубом-голубом небе. Старайтесь представить его себе так ясно, как будто видите его на самом деле и вы, действительно увидите самолет.

- Какой ты, Оля, увидела самолет?

- А еще наш мозг может запоминать много разных вещей. Посмотрите внимательно на эту картину (Экологическое панно) Запомните хорошо, что на ней изображено?, запомнили?

- А теперь закройте глаза. (Убираются картинки) Что изменилось? (Ответы)

- Вот какой у нас замечательный мозг, все помнит. Ребята, а если ваш мозг будет долго работать, что может случиться? (Голова заболит).

- А еще от чего может заболеть голова? (Простыл, много смотрел телевизор, не гулял, ссорился).

- А давайте теперь придумаем правила, чтобы наш мозг не уставал и всегда хорошо работал.

- Ваня, какое ты правило предлагаешь? Все предложенные правила обобщаются.

- Ребята, а о каком сегодня мозге мы разговаривали? Оказывается, мозг бывает разным. Мы сегодня разговаривали о мозге, который находится где? (В голове).

- Значит это какой мозг? (Головной). А есть еще спинной мозг. (Показывается на картине.) Вы хотите с ним познакомиться? О нем мы узнаем на следующем занятии.

«НОД по познавательному развитию «Наши глазки»

Программное содержание:

Учить называть мелкие детали органа зрения (брови, ресницы, «шторки» - веки, зрачок).

Ход занятия

  1. Повторение

- Как правильно мыть руки и лицо?

    2. Беседа по теме

- Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза).

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

- Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

- Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину).

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.).

- Каким бывает цвет глаз?

- Какие по размеру бывают глаза?

- Как глаза расположены? (показать рисунок)

3. Заучивание слов

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

4. Опыт

Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.

- Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

- Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их)

- Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались». (Брови и глаза)

- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрения, этой защиты недостаточно.

- А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли).

5. Оздоровительная минутка. «Гимнастика для глаз»

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
  4. Посмотрите в окно в даль 1 минуту.

6. Игра «Полезно - вредно».

Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно:

  • Читать лежа.
  • Смотреть на яркий свет.
  • Смотреть близко телевизор.
  • Оберегать глаз от удара.
  • Промывать по утрам глаза.
  • Тереть глаза грязными руками.
  • Читать при хорошем освещении.

7. Правила бережного отношения к зрению:

  • Умываться по утрам.
  • Сидеть не ближе 3 м. от телевизора.
  • Не читать лежа.
  • Не читать в транспорте.
  • Оберегать глаза от попадания в них инородного предметов.
  • Делать гимнастику для глаз.

8. Итог

- Что для глаз полезно, а что вредно.

«НОД по познавательному развитию                                  

«В гостях у Мойдодыра»

Программное содержание:

1.Обучать детей приемам здорового образа жизни.

2.Воспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыки.

3.Развивать память, внимание, речь.

Ход занятия:

 Положительный настрой на занятие: детям предлагается взяться за руки крепко-крепко, посмотреть друг на друга, отметить, какие все дружные, красивые,

Рассказ воспитателя: Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричесанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: "Что случилось? Почему ты плачешь?". Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что расскажу его историю детям в группе и они, т.е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история?

Ответы детей.

 Правильно, об этом мы читали в произведении "Мойдодыр". А как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (это хозяин чистоты и порядка). Так как же можно помочь мальчику, что мы ему можем посоветовать? (ответы детей).

Молодцы. А теперь скажите, для чего нам так необходимо умываться? Какой водой нужно умываться?

 Психогимнастика.

Пантомима по потешке "Водичка - водичка…"

 Ребята, скажите мне, где мы можем умываться? (душ, ванна, баня)

Самая полезная из всех процедур- это баня.

Сейчас я вам немного расскажу о ней.

В баню приходит рабочий после напряженного труда в цехе, летчик после утомительного перелета, кинорежиссер после треволнений на съемочной площадке, ученый после мучительных поисков новых решений. Не мыслят себя без бани и наши космонавты (и на земле, и в космосе), полярники в Антарктиде (где морозы достигают -88?C), спортсмены, актеры, писатели, токари, агрономы и многие-многие другие...

Баня без водных процедур не баня. Попарился - и под душ. Теплый, прохладный, холодный, ледяной. Смена температур, гимнастика кровеносных сосудов, прекрасная закалка. Жизнь без гриппа. Это и есть принцип закаливания, основанный на чередовании различных температур. Но опять же ни на секунду нельзя забывать о заповеди: «Не повреди!» Нелепо было бы незакаленному новичку, выбежав из парной, бросаться в снег или в бассейн с холодной водой. Если к банному жару надо привыкать постепенно, то к холодным процедурам тем более. Здесь нужна особая осторожность. Если, сердце не очень тренированное, то лучше избегать после бани резкого охлаждения. Предпочтительнее сначала теплый душ, а затем и несколько прохладней.

Но постепенно - вы это ощутите сами - вам все любезнее будет холодная вода. Вам понравится эта великолепная игра жара и холода. Надо самому научиться определять их разумное сочетание. Не переохлаждайтесь, избегайте озноба. Незыблемое банное правило: холодная процедура должна быть короткой. И в бассейн с холодной водой не следует бросаться сразу же после первого захода в парную, недостаточно прогревшись. А вот когда побывали на полке раз, другой, третий, тогда и окунуться в холодную воду не грех. Тогда озноб даже не почувствуется. В воде можно расслабиться, но не делать резких движений. Достаточно нагрузки, которая дает баня.

Игра "Найди нужные предметы".

Детям предлагаются картинки с изображением разных предметов. Из них необходимо выбрать только те, которые принадлежат Мойдодыру, которыми мы пользуемся в бане.        

 Игра-ситуация "Что было бы, если бы …".

Ситуация: если бы люди перестали мыться.

 Развивающая игра "Польза - вред".

Ситуации: брать грязные руки в рот, грызть ногти, есть немытые овощи и фрукты и т.п.

 

Чтение пожелания Мойдодыра детям:

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!

 Изготовление подарка для Мойдодыра.

Рисование красками чистой водички, используя прием монотипии.

«НОД по познавательному развитию "Если сладко спиться, сон хороший снится»

Программное содержание:
  1. Дать детям понятие о сне;
  2. Показать значение сна в жизни человека;
  3. Объяснить детям физиологию сна;
  4. Ознакомить с основными гигиеническими правилами сна.
  5. Развивать гигиенические навыки и умения детей.
  6. Воспитывать в себе чувство ответственности, чтоб не нарушать режим дня.
  7. Активизация словаря: Дремушка, прищепки, кувшин.

Предварительная работа:
  1. Знакомство с постельными принадлежностями.
  2. Посещение прачечной в детском саду.
  3. Выставка детских  рисунков "Волшебные сны".
  4. Игры детей с куклами.
  5. Подбор народных колыбельных песен: "Спят усталые игрушки" ( сл.  З.Петровой, муз. А.Островского)

Оборудования:
 Опорные схемы "Гигиена сна", иллюстрированные картинки с туалетными   принадлежностями, детские кровати, куклы, пастельные принадлежности, аудиокассеты,  художественные книжки.

Методические приёмы:
  1. Сюрпризный момент;
  2. Выставка гигиенических принадлежностей;
  3. Стихи; (С. Маршак "Вот тебе под спинку", "Колыбельная", В. Нестерёнок "Хитрая подушка", Ф. Пестряков "За окном шумят метели"
  4. Проблемная ситуация "Гигиена сна"
  5. Физминутка;
  6. Игры;
  7. Отгадывания загадок;
  8. Итог.

Ход занятия


  В комнате стоят кукольные кроватки, на которых лежат постельные принадлежности,  сшитые руками родителей. Звучит спокойная мелодия, дети с игрушками заходят в зал.
 - Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит.
  У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки.
  Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка? (Сон)
  Правильно, это загадка о сне.
   В комнату заходит Дремушка. (идет на цепочках, осторожно)
    Ведущий:
  Тихо – тихо, в наши двери входит - Дрёмушка,
  Не аукать, не кричать, а баюкать и качать.
  Тихон песенку поет, сны ребятам раздает:
   Дремушка: 
 “В этом сне – воздушный шарик, в этом сне – собака Шарик.
  В этом – голуби летят, в этом – дети спать хотят”.
   Дремушка:
 Здравствуйте, мои милые друзья! Я каждый вечер прихожу в ваши дома, неслышно, не    видно. Но в некоторых домах мне не хочется долго задерживаться.
 Как вы  думаете,  почему? (громко играет музыка, члены семьи по телевизору смотрят  страшные фильмы,  капризничают и громко разговаривают дети и т.д.)
   Дремушка: 
  Как вы думаете, в каких квартирах по вечерам перед сном мне  комфортно и уютно?
    Ребенок: 
 Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
 И у скомканной подушки кулачком задвинуть ушки.  
  
(Подходит к кроватке и согласно тексту выполняет движения, кладет в кроватку “спать” свою игрушку)
     Ребенок: 
   (с игрушечной кошкой, читает строчки стихотворения и выполняет действия,    согласно тексту)
  Вот тебе под спинку, мягкую перинку.…  Сверху на перинку – чистую простынку.
  Вот тебе под ушки – белые подушки,
  Одеяло на пуху и платочек наверху….. С. Маршак
 Звучит песня “Спят усталые игрушки”, дети подпевают, покачивая свои игрушки.
   Ребенок:
  Так привыкли мы к порядку: ровно девять!
  Все в кроватку. На бочок и молчок.
  (Дети укладывают спать в кроватки свои игрушки)
   Ребенок:
 Наши детки, наши детки, крепко спят.
 Наши детки, наши детки, потихонечку сопят.
  Дремушка: 
  Ребята, расскажите и покажите, что вы делаете каждый вечер перед сном.
  Дети по очереди показывают имитирующие движения, остальные повторяют:
  чистят зубы;  полощут рот;  моют ноги;  одевают пижаму.
  Дремушка: 
 Ребята, перед сном обязательно нужно проветрить комнату, где вы будите  
 спать, нужно, чтобы к вам в комнату залетел свежий ветерок.
  Дремушка проводит с детьми физминутку:
 С бугорка на бугорок ловко прыгал ветерок – прыжки на мете то на правой ноге, то на левой
  По дорожке он бежал - бег по кругу ( на месте).

В лужу весело упал - лечь на спину, упражнение “жуки”
 Только вовсе не намок этот ловкий ветерок. – хлопки в ладоши.
   Игры
 1. “Кто быстрее наденет на подушку наволочку”
 2. “Готовимся ко сну” - с одного столика на другой переносим только те предметы,   которые нам нужны перед сном (зубная паста, карандаши, пижама, банты, расческа, кувшин с водой, мыло, полотенце, прищепки, ложка и т.д.)
 3. Стихи и ситуации.
  Темы       
  1 часть стихотворения       
  1 половина задания
  2 часть стихотворения       
  2 половина задания
        
Гигиена сна
  Всем пора ложиться спать, ждет уютная кровать.
  Мама с папою зевают,
  рот ладошкой прикрывают.
  Выключают верхний свет, мне причин бояться нет!       
       
Прочитать строчки стихотворения.
 Как дети готовятся ко сну?
 Бывает ли им страшно оставаться одним в сальной комнате?
 Посажу в дверях щенка, вход пусть стережет пока.
 Мишка, зайка на ночь спать
 улеглись в мою кровать.
 Спят уже все, лишь я не сплю, темноту я стерегу.
   
Что можно посоветовать детям, которые боятся темноты?
    Дети читают стихи:

"Колыбельная"
 Стали звездочки ясней – засыпай-ка поскорей!
 Может быть, тебе приснится яркое перо жар-птицы,
 Или аленький цветочек, иль конечек-горбунок.
 В темном небе месяц светит, словно цветик-семицветик,
 Звездный хор поет: “Бай-бай! Спи, Танюша, засыпай!”
    "Хитрая подушка"
  Просит вечером подушка: - Положи меня под ушко.
 Очень хочется, Антон, посмотреть твой первый сон. В. Нестеренок
  
"За окном шумят метели"
 За окном шумят метели…
 За окном шумят метели, горы снега намело.
 А в кроватке, на постели, так уютно, так тепло. Ф. Пестряков
 Звучит спокойная музыка, детям предлагают закрыть глаза и послушать музыку.
   Через некоторое время дети открывают глаза.
    Ведущий:  к сожалению, наша встреча подошла к концу.

«НОД по познавательному развитию  «Питание – сила, здоровье, красота»

Программное содержание:

Дать представление о правильном питании, о правильной последовательности приема блюд во время завтрака, обеда, ужина.

Ход занятия

  1. Повторение правил здоровья

К нам в гости пришел Заболейкин, он хочет научить вас:

как заболеть и не ходить в школу;

говорить плохие слова;

мало двигаться и целый день смотреть телевизор;

не мыть руки перед едой;

каждый день ходить по врачам и придумывать себе болезни и т.д.

- Как вы думаете попадет Заболейкин в страну Здоровячок? Почему?

    2. Заучивание слов:

Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В школу смело отправляйся!

    3.  Беседа по теме

Мы продолжим наше путешествие в страну Здоровячок, и сегодня поближе познакомимся с доктором – доктором Здоровая Пища.

- Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

- Чем питаются животные?

Одни из них едят только растительную пищу, и называются они травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Как видите, животные едят только то, что им полезно.

4. Упражнение «Гора» (для осанки)

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения.

- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила, во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет, - решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

5. Продолжение беседы

- Чем питается человек? Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться?

- Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуем ее зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.

- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезни.

6. Продолжи сказку:

«Жил – был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».

- Какая случилась беда с принцессой?

- Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?

- Какие советы вы дадите?

7. Итог урока

«НОД по познавательному развитию "Моя кожа"

Программное содержание

 Рассматривание кожи на руках через лупу. Рассказ воспитателя о значении кожи для человека. Закрепить культурно-гигиенические навыки мытьё рук. Воспитывать любознательность к своему организму.

Материалы и оборудование. 3 - предмета правильной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник) сделанных из плотного картона; предметы простой формы (вата, губка, чашка), 2 предмета сложной формы (игрушки из киндер-сюрприза), шарф для завязывания глаз, коробка с отверстиями для рук по бокам, банки с горячей и холодной водой, ширма.

Раздаточный на каждого ребенка: лупа, зеркало, лист белой бумаги, черная гуашь, разведенная до густоты сметаны, салфетка для вытирания рук, шарфик (платок) для завязывания глаз, 2-3 разных предмета.

Ход занятия

1-я часть. Дети сидят за столами по двое. Воспитатель сидит перед ними. Рядом с педагогом стоит стол с необходимым оборудованием и ширма, где лежат предметы, которые не должны увидеть дети.

- Ребята, мы с вами сегодня будем знакомиться со своей кожей.

- Рассмотрите внимательно свою кожу на руках.

- Какого цвета наша кожа?

- Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку. Потяните кожу, подергайте ее.

- Все ли наше тело покрыто кожей? Посмотрите внимательно на себя, своего соседа и решите, есть ли участки тела, не покрыты кожей? (глаза, ногти, носовая и ротовая полости.)

- Какая кожа? (гладкая, ровная, шероховатая и др.)

2-я часть. - Ребята ваша кожа кажется вам ровной и гладкой. Рассмотрим ее через лупу. Дети рассказывают что увидели. (мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки, впадинки). Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок?. Сравните свои пальцы с соседом. Одинаковый ли на них рисунок? (Дети выполняют).

- Давайте сделаем отпечатки ваших пальчиков на бумаге. Обмакните пальчик в краску. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его поплотнее. Осторожно поднимите палец вверх, чтобы не размазать краску. Следите, чтобы не испачкалась одежда. (Дети последовательно выполняют все указания.) А сейчас поменяйтесь листами бумаги. И сделайте тоже самое. Сравните рисунок обоих пальчиков, через лупу. Одинаковы они или различаются? (выслушиваются ответы детей).

- Ребята наши пальчики стали грязными, чем мы можем их очистить. (Вытереть влажной салфеткой, вымыть с мылом.)

- Ребята пройдите в умывальную комнату и вымойте руки с мылом.

Воспитатель читает стихотворение:

- Ах вы, деточки чумазые,

Где вы руки так измазали?

Черные ладошки,

На локтях - дорожки.

Во время мытья рук воспитатель следит за каждым ребенком

(последовательное и правильное выполнение задания). Обращает внимание детей на тех, кто делает это правильно.

Дети проходят в групповую комнату и садятся на ковер. Проводиться беседа, Зачем человеку кожа? Какая от нее польза? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

- Ребята кожа нам может о многом рассказать.

Игра "Что в коробке" воспитатель приглашает к себе по очереди несколько детей, каждому дает коробку и предлагает на ощупь определить, какой предмет в ней лежит. Предметы вкладываются в коробку за ширмой. Чтобы дети не могли их видеть. Вначале помещают предметы правильной геометрической формы, затем - последовательно вату, губку, чашку; последним предлагается киндер-сюрпризы.

Вопросы к детям: Какой формы предмет? Мягкий или твердый? Что рассказали тебе твои пальчики? Правильно определил?

- Кожа может рассказать нам о форме и твердости предметов. Что ещё мы можем узнать с её помощью? Воспитатель приглашает следующего ребенка, завязывает ему глаза шарфиком и последовательно прикладывает к его руке банку с теплой и холодной водой. Меняет места, прикасаясь банками к ладони, предплечье, шее, затылку и др.

- Что еще может чувствовать кожа? Ущипните себе кожу ноготками. Что вы почувствовали? (Боль.)

3-я часть. _ Вот и познакомились мы с кожей. Что она может нам рассказать? Что мы можем почувствовать и определить с помощью кожи? (прикосновение, твердость, форму, тепло, боль.)

Библиографический список:

       1. Аранская, О.С. Использование игровых технологий в формировании культуры здорового образа жизни / О.С. Аранская //. – 2003. – № 1. – С. 32–42.

       2. Герасимова, Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье / Л. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 109–112.

        3. . Гладышева, О.С. Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности / О.С. Гладышева // Здоровье детей. – 2004. – № 15 (авг.). – С. 3–48.

        4. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с..    5 Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности. Оренбург, 2006.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.-85с.

        6.Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского.    М.: Физкультура и спорт. 1991. 592с.

      7. Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. – Тбилиси: Гора, 2007. – 347 с.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Институт здоровья»

Предлагаю вашему вниманию Методическую разработку педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Институт здоровья...

Конспект педагогического мероприятия по образовательной области "Познавательное развитие" "Лес - наш общий дом"

Это мероприятие направлено на развитие у дошкольников экологического мышления, поможет понять детям то, что лес - это большой, многоэтажный дом, где рядом  живут и животные, и растения. Материал ...

Педагогическое мероприятие по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Фрукты и овощи"

Педагогическое мероприятие по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Фрукты и овощи"...

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие).

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие)....

открытое занятие по познавательному развитию "Азбука здоровья".

Стремление к здоровому образу жизни и осознанному отношение к своему здоровью....