Конспект педагогического мероприятия по образовательной области "Познавательное развитие" "Лес - наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Это мероприятие направлено на развитие у дошкольников экологического мышления, поможет понять детям то, что лес - это большой, многоэтажный дом, где рядом  живут и животные, и растения. Материал данного мероприятия научит детей   классификацировать объекты живой  природы, воспитать в детях  бережное и заботливое отношение ко всему живому.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_les-nash_obshchiy_dom.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению с природой для детей старшей группы

Тема: «Лес – наш общий дом»

 

Цель: Развитие экологического мышления детей

Задачи:

  • Формировать представления у детей о лесе, как общем «доме» для растений и животных; показать многоэтажность леса и особенности каждого этажа, учитывая природные данные поселившихся на них животных и растений; упражнять в классификации растений (трава, цветы, кустарники, деревья), животных (звери, птицы); упражнять детей в составлении композиции леса  с использованием природного материала (листьев различных деревьев и кустарников).
  • Развивать познавательную активность, мышление, память, творчество, речь. Способствовать снятию напряжения.
  • Воспитывать  бережное и заботливое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Развивающая среда: картинки с изображением различных домов и леса, мольберт, кубики – растения с изображением травы, цветов, кустарников, деревьев, один кубик – лесной «подвал»; кубики – животные и изображением крота, зайца, медведя, белки, ястреба; атрибуты  для театра: декорации деревьев, кустарников,  шапочки-маски крота, белки, медведя; тонированный лист ватмана, листья деревьев, клей; клубок, костюм старичка Лесовичка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций леса, растений, животных, рассматривание экологических знаков, беседы с детьми, чтение рассказа М. Пришвин «Этажи леса», стихотворений о лесе, загадывание загадок о животных, просмотр презентаций «Детская энциклопедия о животных», «Лес», «Правила поведения в лесу», подготовка атрибутов и драматизация  сказки «Лесная сказка», сбор природного материала.

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? (Ответы детей). У меня для вас есть интересная игра, хотите поиграть?  

Игра «Найди лишнюю картинку»

(На мольберте выставлены несколько картинок с изображением различных домов и картинка леса. Воспитатель предлагает детям посмотреть и сказать, есть ли среди картинок лишняя или нет?) (Дети высказывают свое мнение)

 

Воспитатель: Сколько разных мнений. А чтобы узнать, кто же прав, я предлагаю отправиться в лес и все узнать.    

Воспитатель: Сегодня нашим помощником  будет  волшебный клубочек, который точно укажет нам дорогу в лес. Ребята, как вы думаете, что мы должны взять с собой в путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: А еще нам нужны зоркие глаза, чтобы все видеть вокруг и замечать красоту леса. Мы возьмем с собой ушки, чтобы слышать все звуки леса, нам понадобятся  и добрые, заботливые руки, чтобы творить добро и помогать природе. А еще мы возьмем с собой хорошее настроение, чтобы в пути было веселее. Все готовы?  Тогда в путь.

Дети идут под веселую песню «Кукушка» («Зеленая опушка идем по холодку...)

Чтение стихотворения детьми

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто  глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

                                     (Погореловский)

Детей встречает старичок Лесовичок.

Лесовичок: Кто такие и зачем,

В лес мой сказочный пришли?

Если с лесом вы в ладу,

Вас за это похвалю.

Если рушить и ломать,

То пути вам не видать!

Воспитатель и дети: Здравствуйте, старичок Лесовичок.

Воспитатель: Мы – добрые гости леса. Наши ребята знают правила поведения в лесу.

Лесовичок: Ну не знаю. Говорите вы хорошо, складно. Да такие ли вы на самом деле? Сейчас проверим. Скажите, что это у меня? (Лесовичок показывает экологические знаки) (Ответы детей)

- А что они означают?

Лесовичок раздает знаки. Дети объясняют значение каждого знака.

Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в  почву,

- Нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель: Наши ребята знают лесные правила

Лесные правила. (Дети читают стихи).

1. Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

2. Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Мусор с травки убирай.

 

3. Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки - не стрелять,

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

 

4. Топать, хлопать, палкой бить

Ты в лесу- всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

5. Если я сорву цветок, 

Если ты сорвёшь цветок. 

Если я и ты, и вы вместе все сорвём цветы. 

Опустеет вся планета и не будет красоты!

Лесовичок: Давненько я не встречал таких гостей, которые с добром в лес приходят. Вот и вам я говорю: «Добро пожаловать ко мне в гости!». У леса   много секретов и тем, кто его любит и бережет, он их откроет. Хотите их узнать? (Ответы детей)

Лесовичок: Вот и первый секрет - РАСТЕНИЯ

- Что растет в лесу? (Ответы детей)

- Назовите их (Ответы детей)

 - Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).

- Много в лесу деревьев.

- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен ... Помогайте...

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

- Чем отличается береза от ели, ель от сосны? (Ответы детей)

-Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

- Какие лесные кустарники вы знаете? ( шиповник, малина, смородина и др. )

- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

- Ребята, вот как много растений леса мы назвали.

Лесовичок: Все эти растения растут в определенном порядке. Ведь в лесу, как в любом доме есть свой «порядок», свои этажи.  

Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).

- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

- Третий - кусты и молодые деревца

- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.

 

Выстраивание этажей леса с использованием кубиков – растений

Лесовичок: Вот какой дом у нас получился! Этот секрет мы раскрыли не до конца. Но в этом доме чего-то не хватает, ребята. Как вы думаете, чего? (Ответы детей).

Лесовичок: Конечно, оказывается, и в лесу, как и в обычном доме, есть еще один этаж – подвал. Как вы думаете, что находится в «подвале» леса? (Ответы детей)

- Правильно, тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

 

                         Дети достраивают из кубиков еще один этаж.

Воспитатель: Старичок Лесовичок, поиграем с ребятами в игру.

Лесовичок: Ребята, закройте глаза, а я превращу вас в любое растение леса,    и создадим живую картинку. Попробуйте почувствовать себя настоящим лесным растением. А когда я превращу вас снова в девочек и мальчиков, вы расскажите, что почувствовали, будучи цветами, деревьями, травкой.

        Игра «Лесные  превращения»

По окончании игры дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, лес кажется на первый взгляд пустым – одни растения вокруг.

Лесовичок: Да, лес не сразу и не всем открывает свои тайны и секреты. Но стоит только прислушаться, присмотреться, то понимаешь, что он полон жизни. Слышите?

        Слушание «Голоса леса»

Лесовичок: Ребята, кто живет в лесу? (Ответы детей)

Лесовичок: Каких лесных птиц, зверей вы знаете? (Ответы детей)

- Что интересного вы можете о них рассказать? Как называется их дом? (Ответы детей)

/Дети берут картинки с изображением животных и рассказывают о них, 2-3 предложения/

         

Лесовичок: Ребята, а вы знаете, что у каждого зверя, птицы в лесу есть свой дом, своя квартира. Поищем квартиру каждого из этих животных и построим пирамидку рядом  с домом-пирамидой растений.

-Кто живет в лесном подвале? (Ответы детей)

- Посмотрите, в лесу каждый из жильцов имеет свою квартиру, на том этаже, где ему предназначено природой. Посмотрите, есть этажи, на этажах свои жильцы. На что похожи наши постройки? (ответы детей).  

Воспитатель: Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом.  Ребята, а если бы так случилось, что какой-нибудь зверь или птица вздумали нарушить этот порядок в лесу: поменялись бы своими квартирами. Что бы тогда произошло? (Ответы детей)

Лесовичок: Мы можем все это увидеть. Приглашаю вас в театр посмотреть «Лесную сказку»

«Лесная сказка»

 

Воспитатель: Жили-были в одном лесу белка, крот. Объявил как-то  раз медведь по всему лесу:

Медведь: Внимание, внимание все желающие могут обменяться своими квартирами!

Воспитатель: Услышали это белка и крот и обрадовались.

Белка: Устала я прыгать по деревьям.

Крот: Надоело мне под землей. Давай меняться?

Белка: Давай.

Воспитатель: Прошло три дня. Встретились как-то белка и крот на лесной полянке. И говорит белка кроту.

Белка: Крот, не могу я в твоём доме  жить, мне тесно, дышать нечем, ничего не видно. Ямки рыть не умею, все лапки в кровь изранила.

Крот: А я до твоего дома так и не добрался. Карабкался, карабкался, сколько шишек набил. Голодный, солнце в глаза светит, совсем ослеп.

Белка: Давай обратно меняться? Мой домик на дереве такой удобный.

Крот: А я хочу в свою норку. Я могу жить только в земле.

 

 Воспитатель: И решили они жить по-старому, каждый в своем домике.  Вот такая история. Ребята, почему у них ничего не получилось у белки и крота? Где должны жить все лесные обитатели? (Ответы детей)

Воспитатель: Можно ли лес назвать домом?  (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, лес – это многоэтажный дом, в котором живет много разных жильцов. Они приспособлены к жизни только в своей квартире и все они нужны друг другу.

Воспитатель: Скажите, ребята, была ли картинка, где изображен лес,  лишняя? (Ответы детей)

Воспитатель: Ну, что, ребята, пора попрощаться с Лесовичком.

Воспитатель: Мы много сегодня путешествовали,  многое узнали и конечно, устали. Давайте отдохнем немного.

Аутотренинг «Путешествие на облаке»

Дети ложатся на коврик. 

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек.  

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где тебе будет хорошо.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад.   Слезай с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Воспитатель: А теперь пришло время возвращаться. Возьмем с собой маленькую частичку леса. Но мы не будем ничего отламывать, срывать, ведь мы гости леса, а не хозяева и, уходя из леса, мы оставим его таким, каким увидели впервые. Мы запомним все, что видели и слышали. Клубочек поможет нам вернуться в детский сад.

                                          Дети  идут под музыку

 

Воспитатель: Вот, ребята, мы и пришли. Чтобы сегодняшнее путешествие не забылось, создадим картину леса из листьев. Здесь есть все необходимое для нашей картины.

Коллективная работа «Лес»

 Рефлексия

-О чем мы сегодня говорили?

- Где побывали?

-Что запомнилось больше всего?

-Что больше всего понравилось делать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного педагогического мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» На тему: сказка «Теремок»

План игровой развивающей ситуации.1.Внесение судучка2.Рассматривание. отгадывание загадок3.Просмотр сказки4.Вопросы5.Аппликация6.Итог...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6 - 7 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием ТИКО-конструктора «Фантазёр», «Класс» тема: «Знатоки природы»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми 6 - 7 лет (образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием ТИКО-конструктора «Фантазёр», «Класс»...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием ТИКО-конструктора «Класс» тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель мероприятия:  совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; развивать самостоятельность детей в выборе Тико конструкции, умение видеть конструкцию предмета и анализиров...

Конспект педагогического мероприятия непосредственно образовательной области «Познание» и «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста НА ТЕМУ «Мой город»

Конспект педагогического мероприятия непосредственно образовательной области«Познание» и «Коммуникация»с детьми старшего дошкольного возрастаНА ТЕМУ «Мой город»...

Конспект педагогического мероприятия с детьми младшей группы образовательной направленности по развитию речи

Конспект педагогического мероприятия с детьми младшей группы общеразвивающей направленности по развитию речи "По тропинке к сказкам". Развитие речи и  творческих способностей детей поср...