Использование дыхательной гимнастики в ДОУ
статья по физкультуре

Бережнова Екатерина Николаевна

Дыхательная гимнастика дает большой положительный результат в укрепление здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyh_gim_nast_mart.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дыхательной

гимнастики в ДОУ

Инструктор ФК Е.Н. Бережнова

Внедрение ФГОС требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Многие современные методы снижения заболеваемости детей и подростков дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время.

Дыхательная гимнастика даёт большой положительный результат в укреплении здоровья детей. Активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс, вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, возрастает потребление кислорода.

Выполняя упражнения, одновременно с коротким шумным вдохом и пассивным выдохом достигается тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями. Эти упражнения раздражают обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Этим и обеспечивается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

По этим и другим параметрам дыхательная гимнастика вне конкуренции.

Дыхательная гимнастика - универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Её можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лёжа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна. Для дыхательной гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, лёгкость во всём теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок – максимальный результат. А это и необходимо современному человеку при нашем образе жизни.

Важно отметить, чтобы обучить детей данной оздоровительной технологии, необходимо самим педагогам освоить принцип данной гимнастики, упражнения, их последовательность и технику выполнения. Таким образом, необходимо строго следовать методическим рекомендациям, указанным авторами методик по дыхательной гимнастике.

Благодаря дыхательной гимнастики решаются задачи:

- Укрепление здоровья детей;

- Восстановление нормального физиологического дыхания через нос;

- Направление энергии детей «в мирное русло» и полное удовлетворение потребности в двигательной активности;

Выбор данной оздоровительной технологии объясняется тем, что дыхательная гимнастика помогает детям преодолевать тяжёлые речевые нарушения.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми нужно выполнять следующие необходимые условия:

- Дыхательную гимнастику проводить натощак, исключая 20минут до еды или через 1час после приёма пищи;

- Перед выполнением гимнастики прочищать нос;

- Особое внимание должно уделяться одежде детей, т. е. - стягивающие предметы одежды (тугой воротник, пояс) должны быть ослаблены, чтобы улучшить движение грудной клетки и диафрагмы.

- Дыхательные упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, в физминутки во время занятий, на прогулке (при температуре воздуха выше 10 –12 градусов тепла, после дневного сна.

После окончания гимнастики внимание детей ещё «собрано», они слушают и слышат слова воспитателя. В это время можно подсказать детям, чем ещё можно заняться на прогулке, организовать деятельность детей.

Дети легко осваивают упражнения и выполняют с удовольствием, с хорошим настроением.

На занятии, при изучении темы «Насекомые», использовала вот такие мини-тренажёры для дыхательной гимнастики – цветные бабочки из бумаги и нити, и божьи коровки из бумаги без нити. В ходе проведения гимнастики педагог (взрослый) показывает насекомое (бабочку) из бумаги и предлагает ребенку назвать насекомое, указать какого оно цвета, после чего педагог (взрослый) берет мини-тренажёр за нить и держит на уровне рта ребенка и предлагает показать, как летает насекомое, подув на него.

Также с помощью данного дидактического материала можно выполнять следующие упражнения:

Упражнение «Бабочка»

Летела бабочка, летела

(ребенок дует на бабочку)

Устала, на ладошку села

(ребенок перестает дуть на бабочку, берет ее за ниточку пальчиками одной руки и пробует посадить ее на ладошку другой руки)

Немного посидела, отдохнула,

Оправилась и мигом упорхнула

(резко дергает бабочку за веревочку).

Упражнение «Божья коровка»

Божью Коровку можно поймать

(ребенок берет божью коровку из бумаги на ладошку)

Черные точки пересчитать.

Раз, два, три. Не успела!

(считает токи на спинке бабочки)

Божья коровка моя улетела!

(Ребенок дует на бабочку так, чтобы она слетела с ладони)

ИГРА «ЗАЙКА»

Цель: воспитание навыка правильного дыхания в процессе речи.

Зайка раз в беду попал,

Поднять руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. – выдох с произнесением «у-х-х-х». 2 р.

Вот что нам он рассказал:

Руки на пояс – вдох; наклонить туловище вперед – выдох с произнесением «в-д-р-у-х-х-х!». 3-4 р.

Он в лесу один гулял

Ходьба на месте и с небольшим продвижением по кругу. На выдохе произносить «стра-х-х!»

Сильный треск вдруг услыхал

Присесть – удлиненный выдох с произнесением «б-а-а-х-х!» 3-5 р.

Это, видно, треснул сук

Поднять руки в стороны – вдох, опустить руки вперед и вниз – выдох с произнесением «бру-х-х-х» 2-3 р.

Под суком-огромный жук

Взять в руки гимнастические палки, затем поднять их вверх-вдох, опустить руки- выдох «ЖУ-х-х» 4-5 р.

Он усами шевелит

Положить гимнастические палки на плечи- вдох, повернуть туловище направо- выдох «ж-ж-ж» 3-4 р.

И жужжит, жужжит, жужжит!

Поднять руки с палками вверх-вдох, наклониться вперед, опуская руки и положив палки на пол-выдох «жу-у-у»

Прилетел на звук комарик

Взять в руки мячи и подбросить их вверх- вдох, поймать- выдох «с-с-с» 4-5 р.

У него в руках фонарик

Поднять мячи вверх-вдох, опустить руки- выдох «с-с-с»

И зеленая лягушка

Поднять мячи вверх-вдох, присесть положить мяч на пол- выдох «ох-х-х»

Прискакала как квакушка

Сделать вдох, бросить мяч двумя руками на пол, затем выдох с произнесением «ква-а-к», поймать мяч. 2-3 р.

Зайка к нам стрелой бежал

Сесть на пятки, вдох медленный и спокойный, на выдохе «ру-х-х» 3-4 р.

И об этом рассказал

Отдых в положении сидя, дыхание произвольное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...