Влияние речедвигательных игр на физическое и психическое развитие детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по физкультуре

Володина Татьяна Борисовна

Традиционными формами работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста актуальна стала технология речедвигательной моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние речедвигательных игр на физическое и психическое развитие детей с общим недоразвитием речи

 

Т.Б. Володина

Л.М. Рябова

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 54 «Малыш» с осуществлением физического, психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников город Осинники,  Кемеровская область

        В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статическим данным только 10 % процентов новорожденных появляются на свет здоровыми. Остальные дети имеют выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся с нарушением речи. Таким детям следует вовремя оказать помощь. Общеизвестно, что при нарушениях речи наблюдается отклонения в двигательной сфере ребёнка. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста актуальна стала технология речедвигательной моторики. Взаимосвязь движения и речи подтверждена в работах таких авторов, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, М.М. Кольцова. Было доказано что, развитие речедвигательного анализатора происходит на базе развития двигательного. Область коры головного мозга, ответственная за общие движения, находится в непосредственной близости от области коры, отвечающей за деятельность артикуляционной моторики. Совместная  работа этих двух анализаторных систем дает положительную динамику процесса усвоения ребенком правильного произношения.

         Для получения хороших результатов педагогическая деятельность с детьми с общим недоразвитием речи проходит при тесном взаимодействии педагогов и родителей.  Вместе  с инструктором по физической культуре и логопедом разработали перспективное планирование по физической культуре игровой деятельности для детей логопедических групп. Эти игры используются как на коррекционном часе, так и во всех режимных моментах. Для более успешной работы нам помогает картотека речедвигательных игр. Для закрепления той или иной темы для родителей еженедельно выставляется логопедический материал. Разработка таких игр  заключается, прежде всего, в содействии оптимальному телесно-физическому развитию ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей, уровня здоровья и требований социализаций. С этой целью предусматривалась постановка и решение целого комплекса задач, включающих в себя:

- развитие основных двигательных навыков (бег, ходьба и др.)

- развитие базовых двигательных качеств (выносливость, гибкость, координация и др.)

- укрепление мышечного корсета и сводов стопы;

- формирование правильной осанки;

- развитие общей моторики;

Вся работа делится на этапы и направления

Этапы:

  • восприятие и оценка ситуации:
  • постановка    двигательной    задачи,    создание     образа будущего движения;
  • программирование   решения   определённой   задачи,   т.е. исходящей из цели, намечают содержания движения и средства;
  • фактическое выполнение движения  регулирование тонуса и координации движения;

Исходя из этого были выделены  3 направления развития.

1.        Развитие статической координации;

2,        Динамической координации;

3.  Двигательная память;

Для  развития  статической  координации  движении  общей моторики использоваться   упражнения    и    игры    на тренировку    опорно-способности    и    равновесия    с    речевым сопровождением.

Эти упражнения и игры воспитывают в детях умение
вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные
реакции. Одновременно эти упражнения, формируют у детей подражательность движениям. Например: можно использовать такие игры как «В зоопарков «В лесу»,
 «На лугу». В ходе этих игр каждый ребенок проговаривает слова и застывает в определенной форме, изображающего какое-либо живое существо, а ведущий узнает. Так  же используют игры-соревнования. Например: «Маленький кролик», «Гусеница».

Для развития работоспособности мышц и выносливости способствуют игры и упражнения на сопротивление: «Кто сильнее?», «Потолок», «Замок». Все эти игры способствуют статистической координации.

       Развитие динамической координации осуществляется в упражнениях и играх,  представляющих собой уже комплексы специально     организованных     синтетических     движений     и физических упражнений прикладного характера со  значительным общим воздействием на организм. Сначала идет чередование активных движений со статическими позами. Например: «Золотая рожь»9 «Самолет», «Мой мячик».

       Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами, которые являются достаточно сложными, развивают  статическую и динамическую согласованность движений, точность и пластику.

Для развития двигательной памяти  подбираются упражнения из серий последовательно повторяющихся движений, причем сначала серия может состоять из 2-3 движений, а затем из 5-6. Например, в таких играх как «Робот», «Регулировщик», «Зеркало», «Умное эхо» и т.д.

Все игровые материалы направлены на развитие психомоторных качеств движения, сочетаются с играми на формирование дыхательной и голосовой функции, а так же развивает чувство ритма.

Библиографический список

  1. Генинг  М.Г.   Обучение  дошкольников   правильной  речи. (текст)//М.Г.
    Генинг - Чебоксары, 1980-ЗЗс.
  2. Максаков ,А.И. , учите играя (текст)/ А.И. Максаков , Г.А. Тумакова  . -
    М. :, просвещение ,1983. - 52с.
  3. Селивестров   В.И       игры    в   логопедической   работе   (текст)   В.И
    Селивестров - М.: Просвещение , 1987 - 45 с.
  4. Сергиенко   Г.Н.   Учимся,   говорим,   играем   (текст)/   Г.Н.   Сергиенко-
    Воронеж , 2006 Г.-206 с.
  5. Сафонова        О.        активизация        речевого        общения        старших
    дошкольников (текст)/ О . Сафонова -7/Д.в .- 2007-№1.-с.50~56.
  6. Швайко Г-С. Игры и игровые упражнения для развития речи (текст) / Г.С.
    Швайко - М.: Просвещение, 1988 - 27 с .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Структура неосознаваемых взаимоотношений ребенка в семье, их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи

Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....

Проблема влияния невербальных функций на овладение навыком письма у детей с общим недоразвитием речи

В статье приведен обзор исследований разных авторов о становлении навыка письма. Описывается проблема несформированности предпосылок готовности к овладению письмом у дошкольников с общим недоразвитием...

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...

Консультация учителя – логопеда для инструктора по физической культуре: «Значение подвижной игры в развитии детей с общим недоразвитием речи»

Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, кот...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....