Фитбол - гимнастика в системе ДОУ
статья по физкультуре

Фитбол - гимнастика в системе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitball_gimnastyka.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Фитбол – гимнастика в системе ДОУ

Фитбол – гимнастика для дошкольников

Развитие детей и улучшение их здоровья в дошкольных образовательных организациях – одна из актуальных задач современной педагогики. Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные образовательными программами дошкольного образования. Дети нуждаются в особых программах физического воспитания, которые учитывали бы весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо использовать такие методы и приемы, которые способствовали бы максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами или фитболами, высокая активность которых была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками.

Фитбол-гимнастика – одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками, которое рассматривается как средство развития интегративных качеств личности детей в процессе интегрированного решения задач всех образовательных областей.

Значимость фитбол-гимнастики в детском саду обусловлена тем, что новое для дошкольного учреждения оборудование имеет ряд преимуществ. Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формирование правильной осанки. Являясь средством оздоровительно-коррекционной работы, такие мячи оказывают специфическое воздействие на опорно-двигательный и связочно-мышечный аппарат.

Фитбол – это особый мяч, изобретенный швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и быстро стал очень популярным тренажером в спортивных залах. Самая приятная особенность фитбола в том, что для занятий с ним не существует никаких противопоказаний. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Упражнения с фитболами улучшают функцию сердечно-сосудистой системы, дыхания, активизируют обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные свойства и сопротивляемость организма в целом. Лечебное качество фитбола специалисты объясняют воздействием колебаний мяча. Возникающие при колебании мяча вибрации оказывают обезболивающее действие, благотворно влияют на работу печени и почек, стимулируют функцию головного мозга. Сторонники занятий фитбол-аэробикой уверены в том, что вибрация, ощущаемая при сидении на мяче, по своему физическому воздействию сходна с верховой ездой.

Данные мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но самое главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Заниматься на фитболе дети могут с двухмесячного возраста.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально, фронтально по подгруппам. Время проведения занятия – 20–25 мин. (3–5 года), 30–35 мин. (5–7 лет).

При использовании фитбол-гимнастики необходимо выполнять следующие правила:

  1. Подбирать мяч каждому ребенку по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот;
  2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч;
  3. Одежда должна быть удобной, не мешать движениям, обувь нескользкой;
  4. Начинать с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
  5.  Упражнения не должны причинять детям боль или доставлять дискомфорт;
  6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделе позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины;
  7. Выполняя на мяче упражнения, лежа на животе, на спине голова и позвоночник должны составлять прямую линию, при выполнении упражнений не задерживать дыхание;
  8. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться;
  9. Физическая нагрузка должна строго дозироваться по времени в соответствии с возрастом и возможностями детей;
  10.  Соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке;
  11.  Использовать упражнения в парах, что способствует формированию у детей коммуникативных навыков;
  12.  Особое внимание обращать на признаки физической усталости ребенка, его перегрузки, снижать ее.

Работу с детьми по освоению фитбола строили поэтапно, на основе методик А.А. Потапчук.

Цель подготовительного этапа – дать детям представление о форме и физических свойствах мяча, используя упражнения: прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров; поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы; передача мяча друг другу, броски мяча; игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты выполнения данных упражнений могут быть и другими: толкая ладонями, толкая развернутой стопой. Включать их можно в разные виды детской деятельности: на занятиях, развлечениях, в самостоятельной двигательной активности детей, в индивидуальной работе с детьми и т.д.

На первом этапе обучали детей правильной посадке на мяче, используя наглядные методы, приемы объяснения, показа, словесные инструкции, осуществляли страховку и помощь детям.

На втором этапе обучали детей принятию основных исходных положений: стоя с мячом, приседа с мячом, сидя на мяче, на полу, стоя на коленях, лежа на полу, лежа на мяче.

Целью третьего этапа явилось обучение основным динамическим движениям с мячом, соответствующих возможностям детей.

На четвертом этапе обучали детей образным, имитационным движениям с фитболами, используя картинки (бабочка, качели, кольцо), словесные инструкции, описание упражнений. Использовали время прогулок, игры, физкультурных занятий, утренних гимнастик.

Гимнастику и занятия с фитболами проводим в виде игровой и сказочной форме. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки воспитателем. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание, ритмические хлопки и т.д.), звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием. Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от самого процесса игры.

Упражнения с мячами проводим с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов дети учатся подчинять движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Работа с детьми по фитбол-гимнастике строится на основе принципов доступности, постепенности, повторности и системности и может проводиться в течение всего занятия или только в одной из частей занятия.

Двигательный тренинг по фитболу напоминает классическое занятие по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой.

Структура занятия условно делиться на 3 части:

1. Вводная часть - разогревание организма, подготовка к комплексным нагрузкам, предполагает: разновидности ходьбы и бега; танцевальные элементы; творческие задания; перестроения; игры на внимание.

2. Основная часть - комплекс упражнений с предметами включает: упражнения из разных исходных положений, для разных групп мышц; детский стретчинг; аэробику; танцевальную ритмику в разных стилях; упражнения импровизационного характера.

Далее следуют задания обучающего характера с элементами акробатики и гимнастики, манипуляции с предметами, упражнения на развитие физических качеств.

Основной способ организации детей во второй части занятия - круговая тренировка, поэтапное распределение детей. Основная часть заканчивается подвижными играми с творческой направленностью соревновательного характера. Предполагается вариативность проведения в зависимости от поставленных задач.

3. Заключительная часть - восстановление, расслабление, дыхательные упражнения, спокойные игры. Дозировка согласно возрасту детей.

Эффективность усвоения программы определяется по следующим критериям:

- контрольные занятия в конце каждого месяца;

- итоговые занятия с приглашением родителей в конце года - «Праздник гимнастики»;

- участие наиболее одаренных детей в постановочных номерах, гимнастических этюдах (на праздниках, родительских собраниях, детских конкурсах).

Для реализации данной программы создана необходимая развивающая среда:

- имеется необходимое спортивное и гимнастическое оборудование (мячи, обручи, ленты, султанчики, платочки);

- гимнастическая стенка, поролоновые дорожки, дорожки «Здоровья», коврики;

- разработаны и изготовлены карточки с условным изображением предметов, карточки-схемы с изображением позиций и фигур.

Занятия с мячами в сочетании со сказкой, музыкой развивают творческие способности детей, раскрывают природный потенциал, формируют положительные эмоционально-волевые качества: настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость. Дети получают положительные эмоции от занятий с фитболами, добиваются успехов в овладении упражнениями, в укреплении своего здоровья

Фитболы позволяют разнообразить воспитательно-образовательный процесс, коррекционную и развивающую работу в дошкольном учреждении.

Литература

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008. 160 с.

2. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте : учеб.-метод. пособие / под ред. С.П. Евсеева. СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

3. Романова Е.Е. Использование методики фитбола на занятиях с дошкольниками 5–6 лет // Физическая культура и спорт в системе воспитания петербуржцев : материалы науч.-практ. конф. СПб., 2000.

4. Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов–н/Д, 2000.

5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. СПб, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"

Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...

Фитбол- гимнастика - инновационное направление совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста.

В статье даны рекомендации по использованию фитбол-гимнастики для детей дошкольного возраста....

Проект по фитбол - гимнастике "Веселый фитбол"

Проект создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии  силы мышц, поддерживающих правильную ...

Физкультурно-оздоровительное занятие по фитбол-гимнастике в старшей подготовительной группе “C фитболом дружить – здоровым быть!”

В данной работе представлен конспект физкультурно-оздоровительного занятия по фитбол-гимнастике в старше-подготовительной группе....

Кружок по доп .образованию "Фитбол-гимнастика!"Ритмическая гимнастика "Буратино"

БУРАТИНО(фонограмма «Буратино»)1. И. П. - ноги слегка расставлены, руки опущены. Сгибать поочередно руки, посмотреть на ладонь. (4 раза)2. И. П. то же. Поднимать и опускать плечи...