Программа "Здоровые ножки"
методическая разработка по физкультуре

Зубкова Елена Львовна

Работа по профилактике плоскостопия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 49 «Ручеёк»

Инструктор по физической культуре: Зубкова Е.Л.

Программа  «Здоровые ножки»

Средняя группа.

« Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело».

                                                                                                         Гиппократ

Пояснительная записка.

 Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста является одной из актуальных в системе воспитания и образования.

 Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей- это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола) .

 Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда ребенку исполниться пять- шесть лет.

 Во-первых, у детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению.

 Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которой появляется плоскостопие.

 Поскольку плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно его выявить и применить рациональные профилактические меры.

 Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

 • наследственность (если у кого-то из родных есть, было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду) ;

 • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой) ;

 • чрезмерные нагрузки на ноги ( при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела) ;

 • чрезмерная гибкость  суставов, рахит;

 • паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП) ;

 • травмы стоп.

                                    Чем опасно плоскостопие.

 Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со

 стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому обязательно нужно применять профилактические меры.

 Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

 1. Укрепление мышц, формирующих свод стопы.

 2. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

3. Массаж стоп.

 4. Воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью.

                      Основные принципы программы.

 1. Принцип индивидуализации.

 2. Принцип доступности.

 3. Принцип систематичности.

 4. Принцип последовательности.

 5. Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

 6. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.  

 Материально-техническое обеспечение программы.

 1. Спортивная площадка на участке.

 2. Физкультурный зал.

3. Спортивное традиционное и нетрадиционное оборудование.

 4. Уголки здоровья в группах.

 5. Картотека игр по профилактике и коррекции плоскостопия.

 6. Плавательный бассейн.

 7. Тренажёрный зал.

                                     Структура занятий.

 1. Разминка.

 2. Основная часть.

 3. Подвижные игры.

 4. Закрепление.

 Длительность занятий: 20 – 25 минут.

Перспективный план.

 Октябрь

  №1  Ходьба и бег на пятках, переступая через кубики на полу, ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек.

  №2 Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом. Захватывание мяча и других предметов стопами ног .

  №3 Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места

 на место. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом.

 №4  Ходьба на четвереньках, подталкивая перед собой головой мяч.

 Лазание по гимнастической лестнице и ходьба по ребристой доске.

 Ноябрь

  №1 Ходьба «гусиным шагом». Массаж стопы.

  №2 Ходьба на месте, не отрывая носков от пола. Поднимание внутренних сводов стопы, опираясь, при этом, на внешние края стоп.

  №3 Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев. Сведение и разведение пяток.

  №4 Разгибание и сгибание стоп  поочередно .

 Декабрь

  №1 Ходьба на наружном своде стопы. Ходьба по гимнастической палке.

  №2 Ходьба на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы».

  №3  Сгибание и разгибание стоп.  Катание подошвами округлого предмета.

 №4 Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (на носках). Ходьба по гимнастической палке и ребристой доске.

 Январь

 №1 Ходьба по намеченной линии с приставлением пятки к носку. Ходьба  на наружных краях стоп.

  №2 Круговые вращения стопы влево вправо. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

  №3 Захват, приподнимание и удержание пальцами одной ноги легкого предмета, сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом.

  №4 Ходьба на носках по наклонной плоскости,  приставным шагом по рейке гимнастической скамейки .

Февраль

  №1  Ходьба на наружных сводах стопы и на носках по наклонной плоскости.

  №2  ОРУ «Матрешки», «Красивые сапожки, резвые ножки», «Танец каблучков».

  №3  ОРУ: «Гармошка», «Елочка».

  №4  ОРУ: «Присядка», «Шаг с припаданием».

 Март

  №1 Ходьба на наружных краях стоп по канату боковым приставным шагом.

  №2 Захватывание мелких предметов пальцами ног, круговые движения стопами по максимальной окружности.

  №3 ОРУ: «Веселые мартышки».

  №4 Перепрыгивание через дорожку, ходьба с постановкой ноги с носка на всю ступню.

 Апрель

  №1 Ходьба  на наружном своде стопы и перекатом на носок.

  №2 Ходьба по гимнастической палке прямо и боком. ОРУ: «Зоосад»

  №3 ОРУ: «Эквилибристы»; «Цыплята».

  №4 ОРУ: «Куры», «Раскатаем тесто».

 Май

  №1 Ходьба на носках с высоким подниманием бедра,  ходьба по гимнастической палке прямо и боком.

  №2 ОРУ из положения сидя: «Веселое лапки», «Построим мостик», «Гусеница», «Лягушка», «Братья близнецы».

  №3 Повороты голени внутрь и наружу, прыжки с небольшим продвижением на носках .

  №4 Массаж стоп.

                                                   Оборудование.

 Кубики, гимнастические палки, массажные мячи, мелкие предметы округлой формы, набивные мячи, гимнастическая лестница, обручи и кольца, «дорожки здоровья», мешочки с горохом и фасолью,  платочки, массажёры, канат.

 Работа с родителями.

 1. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ.

 2. Оформление папок, письменных консультаций, информационных стендов.

 3. Проведение занятий-практикумов.

 4. Знакомство родителей с работой кружка на родительских собраниях.

 5. Разработка памяток и рекомендаций по вопросам профилактики плоскостопия.

 6. Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования.

                                               Ожидаемый результат.

  1. Укрепление мышц стопы и голени, формирование свода стопы.

  1.  Формирование навыка правильной походки.

 3. Воспитание потребности в физической активности и здоровом образе жизни.

 4. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

 5. Создание практических материалов по профилактике  плоскостопия для родителей и педагогов.

 Литература:

 1. О. В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников» - М. 2005г.

 2. Е. Н. Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет» - М.  2008г.

 3. О.Н.Моргунова «Профилактика  плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» - Воронеж: 2005г.

 4. Е. И. Подольская «Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет» - Волгоград: 2010г.

 5. Е. А. Бабенко «Игры, которые лечат» для детей от 3-7 лет – М.  2010г.

6. Г.В.Каштанова «Лечебная физкультура и массаж»- М.:АРКТИ,2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа: «Мои ножки»

здоровьесбережение дошкольников...

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники ножки"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

Маленькие ножки бегут по дорожке

Конспект игровой ситуации по ПДД в группе детей раннего возраста...

Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"

Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"...

Консультация для родителей “Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

ldquo;Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели&rdquo...

Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)

Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плос...

Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)

Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плос...