Консультация по коррекционной гимнастике
консультация по физкультуре (старшая группа)

Наталия Владимировна Истомина

Консультация для педагогов по коррекционной гимнастике с интересной формой проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_korrektsionnoy_gimnastike.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

  Использование коррекционно-профилактических игровых упражнений для профилактики плоскостопия

с детьми дошкольного возраста.

Воспитатель -

Истомина Наталия

Владимировна

МБДОУ "Детский сад №14"

г. Воркуты

Во все времена проблема охраны жизни и здоровья детей была и остаётся приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст – это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире,происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Повышенного внимания требует сохранение и укрепление здоровья - укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников и правильного свода стопы.

Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья не только задача медицинских работников,сколько педагогов.В данном направлении активно работает и наш коллектив ДОУ.Мы  считаем,что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи воспитанников можно воспитать физически здоровых, крепких детей.  Поэтому, мы решили в своей педагогической практике использовать элементы профилактики корригирующей гимнастики, с активным использованием упражнений на профилактику правильной осанки и плоскостопия.

Плоскостопие – статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а так же ряд заболеваний (например, перенесённые рахит, полиомиелит), травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, подвывихи, переломы) и т.д.

Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы. Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.

Поэтому, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование её не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путём укрепления мышц и связок стопы.

Цель корригирующих упражнений c элементами профилактики плоскостопия – это формирование и укрепление свода стоп.

Задачи:

-развитие основной функции стоп

-обучение правильной постановке стоп при ходьбе

-повышение тонуса мышц стоп

-увеличение длины, устранение гипертонусов мышцы голени

-увеличение подвижности в суставах стоп

-улучшение кровообращения стоп

-улучшение координации движений

Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, и его необходимо корректировать, так как оно является одной из причин нарушения осанки.

За основу работы с детьми по профилактике плоскостопия в нашем МБДОУ используется развивающая педагогика оздоровления, авторами которой являются В.Т Кудрявцев, Б.Б Егоров. В соответствии с данной технологией, нами были разработаны соответствующие тематические карточки с игровыми комплексами для профилактики плоскостопия. Они находятся на каждой возрастной группе.

Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, проводятся в групповой комнате во время закаливающих мероприятий, в совместной образовательной деятельности, в специально отведённое для гимнастик время в режиме дня. Данная коррекционная работа начинает вводится в ДОУ, с младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа, дети 3-х лет) и продолжает вестись до выпуска детей в школу.

В каждой возрастной группе есть своя дозировка количества упражнений, например (ходьба по рефлекторным дорожкам, ребристой доске, канату и т.д.) дети проходят определённое количество кругов (3 года – 3 круга,5 лет – лет 5 кругов).

Продолжительность профилактики коррекционных упражнений - 10 минут. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку - на одной и двух ногах.

Примерные упражнения для профилактики плоскостопия, используемые в МБДОУ:

1. Упражнение «Каток» - ребёнок катает вперёд-назад небольшой мяч. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение «Сборщик» - ребёнок собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, расположенные на полу(мелкие игрушки, прищепки, шишки),и складывает их в ведёрки.

3. Упражнение «Художник» - карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры.

4. Упражнение «Мельница» -  ребёнок, сидя на полу описывает ступнями круги в разных направлениях.(предложить выполнить)

5. Упражнение «Барабанщик» - ребёнок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками.

6. Упражнение «Хождение на пятках» - ребёнок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой. И т.д...

Данные коррекционно-профилактические упражнения связываются игровым сюжетом, например "Матрёшки", "Умелые ребята", "Гусята" и т.д

В своей работе используем мелкие предметы (палочки, камушки, карандаши, счёты, шишки и др.). Дорожки для проведения  корригирующих упражнений заводского изготовления и нетрадиционное оборудование, изготовленное совместно педагогами и родителями.

Специальные упражнения мы сочетаем с общеукрепляющими. Эффективность профилактики корригирующей гимнастики возрастает, если использовать её в комплексе с закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребёнка, а в случае заболевания специальной обуви и ортопедических стелек.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребёнка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. Через 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.

Гимнастику мы проводим в домашних условиях, используя любые материалы и пособия. Например:

«Забавный балет».

Встаньте со своим малышом на коврик напротив друг друга, ноги слегка расставьте, возьмитесь за руки. Поднимитесь на носочки, досчитайте до трёх  опуститесь на всю стопу. Выполните упражнение 3-4 раза, стоя на месте, затем – делая небольшие шаги вправо – влево, после этого на носочках походите по кругу хороводом. Напоминайте ребёнку, что спинку нужно  держать прямо, подбородок не опускать.

«Поможем маме»

На коврике рассыпаются карандаши, фломастеры,кусочки ткани,пластмассовые крышки от пластиковых бутылок,фантики и др. Папа и ребёнок садятся на коврик или на стульчики друг напротив друга,  между ними на пол ставится коробочка. Папа предлагает малышу помочь маме прибраться в комнате. Все предметы с ковра необходимо собрать в коробочку, захватывая их пальцами ног. Руками помогать нельзя. Движения выполняются поочерёдно обеими стопами. По мере освоения игрового упражнения сбор предметов          можно  выполнять из положения стоя, передвигаясь по коврику небольшими шагами.

«Почтальон принёс письмо»

Папа и малыш садятся на коврик друг напротив друга, руки за спиной в упоре сзади, ноги согнуты в коленях. Ребёнку даётся конверт из плотной бумаги, который он захватывает большим и указательным пальчиками ноги и затем, выпрямляя ножку, передаёт его папе. Папа, выполняя те же движения, передаёт конверт обратно ребёнку. При передаче конверта рекомендуется поочерёдно менять ноги (правая – левая).

«Шагаем по дорожкам»

Ребёнок вслед за мамой повторяет следующие движения:

-ходьба босиком приставным шагом по толстому шнуру, ставя ногу серединой стоп на шнур.

-ходьба по коврику с нашитыми на него пуговицами разного размера. Ногу ставить на коврик плотно.

-ходьба по коврику с нашитыми на него полыми корпусами от фломастеров. Ходить по коврику следует скользящим шагом.  

В работе с родителями активно используем разработанные нами тематические памятки и рекомендации, на темы "Как предупредить плоскостопие", "Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием", "Упражнения для укрепления мышц стопы" и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование элементов корригирующей гимнастики является одним из методов профилактики  плоскостопия . Для того, чтобы гимнастика приносила больше радости ребёнку, вводите в упражнения элементы игры. Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное – упражняться ежедневно!

Список литературы:

1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)»: Программно-методическое пособие .-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2000.-296.            

2. Кириллова Ю.А «О здоровье всерьёз». ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2013  

3. Лосева В.С. "Плоскостопие у детей: профилактика и лечение" - М., ТЦ "Сфера", 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционная гимнастика

в материале разработан примерный план анятий коррекционной гимнастикой, даня комплексы упражнений...

коррекционная гимнастика

в материале разработаны комплексы коррекционной гимнастики для групп детского сада...

КОРРЕКЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Дидактический и литературный материал в помощь воспитателям...

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей: «Использование коррекционной гимнастики в физкультминутках для обучения детей с нарушениями речи»....

Творческий отчет «Коррекционная гимнастика в физкультминутках для обучения детей с ОНР»

Творческий отчет «Коррекционная гимнастика в физкультминутках для обучения детей с ОНР»...

Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес...