Картотека "Игровые подражательные движения"
картотека по физкультуре

Сундукова Мария Владимировна

Подражательные движения имеют большое значение в обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам движений и игровым упражнениям. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Например, попробуйте объяснить ребенку технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_podrazhatelnye_dvizheniya.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые подражательные движения

Подражательные движения имеют большое значение в обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам движений и игровым упражнениям. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Например, попробуйте объяснить ребенку технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной.

Вас ребенок не сразу поймет, а трудность выполнения данного движения вызовет нежелание его продолжать. Но скажете «Паучок», покажете движение, и ребенок преодолеет любое двигательное препятствие, потому что это уже игра. А дальше ваш «паучок» будет ползать с подниманием и опусканием живота (для укрепления мышц), прыгать на двух ногах, подскакивать с ноги на ногу, кружиться и вертеться на двух ногах и одной руке, а это уже и танцевальные движения.

При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам, людям разных профессий и т.д. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

С помощью подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.

Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники, эмоциональной передачи характера данного образа )мимикой, движением всего туловища, темпом, характером передвижения и т.д.).

При знакомстве с каким-либо подражательным движением ребенку не только дается точная техника движения с передачей эмоционального характера данного образа, но и предлагается сделать так же. Это вызывает у детей интерес и желание подражать; а инструктору или воспитателю дает ориентировку, с какого этапа начинать или продолжать обучение в данной группе или подгруппе.

Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать или показать подражательное движение и попросить у детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например «лягушка» передние лапки (руки) ставит рядышком между ног, а задние лапки (ноги) расставляет широко. У «лягушки» передние лапки (руки) как бы убегают вперед, а задние (ноги) прыжком догоняют их.

С выполнением подражательного движения на спортивных снарядах название образа не изменяется, например, подражая кенгуру, дети выполняют прыжок с высоким подниманием колен к груди. Затем данное движение используется при спрыгивании с высоты.

Примерный перечень и описание подражательных движений представлен в приложении.

№ п/п 

Образ и вид движения 

Исходное
положение 

Начальный этап
обучения 

1-й этап
усложнения 

2-й этап
усложнения 

Творческое исполнение движения 

1

2

3

4

5

6

7

1

Мышка:

ходьба на носках семенящим шагом

Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз

Знакомство с повадками и характерными чертами мышки через движение рук с поворотами головы и всего туловища. Попытка имитационного движения мышки

Ходьба на носках с имитационными движениями рук, в чередовании с обычной ходьбой

Ходьба на носках семенящим шагом, с высоким подниманием от пола пяток и имитационными движениями рук и головы, подражая мышке и изменяя темп движения в разных направлениях

Самостоятельно и точно выполнять технику ходьбы на носках семенящим шагом с изменением     темпа     и направления. Творчески   передавать характер    и    повадки мышки    мимикой    и движением туловища

2

Цыпленок: ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны

Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук — в стороны

Знакомство с образом цыпленка, попытка имитационного движения

Ритмическая ходьба со взмахом рук в стороны

Чередование ходьбы на пятках с обычной ритмической ходьбой и движением рук в стороны

Уверенная   ходьба   на пятках   с   четкой   координацией рук и передачей характера образа цыпленка

3

Котенок:

ползание с опорой рук и колен

Стоя на коленях, коснуться руками пола

Знакомство с образом. Попытка передать характер и повадки котенка через движения и звукоподражание

Ползание с опорой на руки и колени, с изменением темпа и направления. Эмоциональная передача образа мимикой лица и движением туловища. Уметь вставать с колен на задние лапки (ноги) и ходить на них

Ползание с прогибанием спины вниз, а головы вверх и наоборот. Подлезать под шнур, прогибая позвоночник

Выполнять        разные имитационные упражнения:   «Посмотри  на хвостик   справа — слева,   сверху —   снизу», «Подними правую заднюю лапку» и т. д. Упражнения на поднимание    разноименных рук и ног

4

Корова:

ползание с опорой на руки и стопы

Стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх

Знакомство с образом и попытка имитационного движения с передачей характера образа через звукоподражание

Ползание с изменением темпа, направления, поворотом головы в разные стороны, вверх — вниз, с кружением

В данной позе поднимать то одну, то другую руку и ногу

Творческая     передача образа мимикой лица, движением   туловища, звукоподражанием

5

Петушок:

ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны

Стоять с опущенными руками

Знакомство с образом и попытка имитационного движения: одновременно поднимать одну ногу, согнутую в колене, и руки в стороны. Попытка ходить с высоко поднятыми коленями и оттянутым носком вниз. Попытка удержать равновесие, стоя на одной ноге, с поднятыми вверх руками (крылья)

Попытка поднимать в стороны руки, согнутые в локтях и с опущенными вниз ладонями; на уровне плеч ровно выпрямить руки в стороны, а опускать вниз сначала локти, потом ладони. Удерживать статическое равновесие, стоя на одной ноге с поднятыми руками. У поднятой ноги оттянуть носок вниз

Попытка соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе, удерживая равновесие. Попытка ходить как петух, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая

Творческая передача образа петуха в статическом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным положением рук и мимикой

 

6

Аист:

ходьба с высоким подниманием колен, при этом нога выпрямляется вперед

Стоять с опущенными руками

То же, но при поднимании колена пытаться выпрямить ногу и оттянуть носок

То же, но не забывать выпрямлять ногу вперед и оттягивать носок

Попытка соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе, удерживая равновесие. Попытка ходить как аист, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая

Творческая передача образа аиста в статическом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным положением рук и мимикой лица

 

7

Утенок:

ходьба в приседе

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены

Знакомство с образом, попытка имитационного движения в приседе и передачи характера утенка через звукоподражание

Ходьба в приседе с согнутыми в локтях руками и широко расставленными пальцами. Пытаться ходить в приседе с выпрямленной спиной

Попытка ходить в приседе с выпрямленной спиной, переваливаясь из стороны в сторону (как утка)

Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения ходьбы в приседе с выпрямленной спиной

 

8

Белка:

прыжки в приседе с продвижением вперед

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз

Знакомство с образом белки и попытка имитационного движения по показу инструктора или воспитателя

Попытка выполнения прыжка в приседе с одновременным движением рук рывком вперед, не разъединяя ладоней

Попытка выполнения прыжка, но с выпрямленной спиной и продвижением вперед с изменением темпа

Творческая передача образа белки через имитационные движения и технику выполнения прыжка в приседе с выпрямленной спиной

 

9

Заяц:

прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Стоять с руками, согнутыми в локтях, а ладони соединить перед грудью и опустить вниз

Знакомство с образом зайца и попыткой имитационного движения с передачей образа мимикой лица и движением туловища

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, с сохранением положения рук перед грудью и выпрямленной спиной

Движения с выполнением поворотов прыжком в стороны, вперед — назад, кругом на 180 °, с разной длиной и высотой прыжка

Творческая передача образа зайца через точные имитационные движения

 

10

Кенгуру:

прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперед

Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях

Знакомство с образом кенгуру и попытка выполнения имитационного движения

Из исходного положения попытаться прыгнуть вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперед — вверх, продвигаясь вперед

Выполнять те же (предыдущие) движения в прыжках, но с высоким подниманием колен

Попытка выполнения данного прыжка на батуте, с наклонной высоты, с бума, школьного козла и т. д.

 

11

Лошадка:

бег и ходьба с высоким подниманием колен. Прямой и боковой галоп

Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз

Знакомство с образом лошадки через звукоподражание и попыткой имитационного движения

Ходьба и бег с высоким подниманием колен и сохранением положения рук

Сохраняя положение рук, чередовать ходьбу и бег прямым и боковым галопом, изображая лошадку

Творческая передача образа лошадки с точной техникой выполнения движений

 

12

Лягушка:

ползание прыжковым шагом с опорой на руки и стопы

Ноги расставить на ширине плеч, присесть и соединенные ладони поставить вместе между ног

Знакомство с образом лягушки и попыткой имитационного движения с передачей характера образа мимикой лица и движением всего туловища

Из исходного положения продвинуть соединенные руки вперед, затем прыжком ноги переставить к рукам, но сохранить пространство между ними

Движения, но с разной длиной прыжка, т. е. руки продвигаются вперед на короткое или более дальнее расстояние (вперед от ног)

Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения

 

13

Паучок:

ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной

Сесть, отвести руки назад за спину и поставить ладони на пол за спиной. Упираясь на стопы ног и рук сзади, приподнять ягодицы и все туловище вверх

Знакомство с образом паучка и попытка имитационного движения с передачей характера образа мимикой лица и движением всего туловища

Из исходного положения ползти, сохраняя «висячее» положение туловища. Изменять темп движения и направления. Выполнять кружения вокруг себя

Подпрыгивания двумя ногами, подскоки с ноги на ногу, с выпрямлением их (вверх). Поднимание вверх одноименных рук и ног, сохраняя равновесие

Вращаться вокруг себя на одной одноименной руке и ноге. Творческая передача образа через имитационные движения

 

14

Медведь:

ходьба на внешней стороне стопы

Стоять с слегка расставленными ногами с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони к груди

Знакомство с образом медведя и попытка имитационного движения с передачей характера образа через мимику и движения всем туловищем

Из исходного положения выполнять наклоны туловища из стороны в сторону, при этом одну ногу приподнимать от пола. Сохраняя наклонное положение туловища в стороны, пытаться передвигаться вперед на внешней стороне стопы

Пытаться приподнятую ногу от пола чуть сгибать в коленном суставе, сохраняя положение носка в сжатом состоянии; согнутые руки у груди ладонями вовнутрь

Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения. Выполнять различные повороты, прыжки, танцевальные упражнения, приседания, кувырки

 

15

Пингвин:

ходьба с развернутыми носками ног во внешнюю сторону до прямой линии. Семенящий шаг

Стоять с сильно разведенными носками ног в стороны; руки внизу с отведенными ладонями в стороны

Знакомство с образом пингвина и попытка имитационного движения с передачей характера образа

Из исходного положения пытаться выполнять семенящие ритмичные шаги, сохраняя положение носков и ладоней в стороны. Движение рук и ног направлены вперед

Пытаться координировать ритмичные семенящие движения ног и рук, сохраняя исходное положение

Творческая передача образа через точные движения (имитационные) и технику выполнения

 

16

Лиса:

ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню

Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз

Знакомство с образом лисы и попытка имитационного движения

Из исходного положения пытаться ходить мягко, ступая с носка на всю ступню, при этом разноименную руку плавно направлять вперед перед грудью, а ладонями как бы что-то гладить

Движения с плавным разворотом туловища и головы (хитрая улыбка на лице)

Творческая передача образа лисы через имитационные движения и технику их выполнения. Выполнять различные танцевально-спортивные плавные движения

 

17

Птица:

бег на носках, плавный и легкий

Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями

Знакомство с образом птицы и попытка имитационного движения с передачей характера образа

Из исходного положения пытаться выполнять плавные движения руками: сначала опустить локти, а ладони, наоборот, поднять вверх

Движения с легким плавным бегом на носках. Пытаться при движении рук приводить в движение пальцы

Творческая передача образа птицы. При движении рук приводить в движение плечи

 

18

Собачка:

бег с остановками и резкими поворотами головы и туловища в стороны

Стоять с согнутыми в локтях руками и опущенными вниз ладонями, голова немного вытягивается вверх; тело как бы «готово» к любым   движениям   и

поворотам

Знакомство с образом собаки через принятие исходного положения и звукоподражание, с поворотом головы в разные стороны начать входить в образ

Бег с остановками, поворотами в стороны головы и туловища; кружение на месте и в движении, сохраняя положение рук у груди

Выполнять бег с изменением темпа и направления, имитируя образ собаки. Во время бега выполнять дыхательные движения (как собака)

Творческая передача образа собаки через имитационные движения и технику бега Усложнить бег сильным подъемом пяток (собачка пляшет) и, опустив руки, касаться ими поднятых пяток во время бега

 

19

Волк:

бег широким шагом

Стоять как перед беговым стартом, только ладони опущены вниз

Знакомство с образом волка и попытка имитационного движения с передачей образа

Начинать бег из высокой стартовой стойки, бежать широким шагом на скорость

Выполнять бег, ставя цель: до чего-то добежать, кого-то догнать, перегнать

Творческая передача образа волка через имитационные движения и технику бега широким шагом на скорость

 

20

Тигр и лев:

бег широким прыжковым шагом

Стоять как перед стартовым забегом; ладони опущены вниз

Знакомство с образами тигра и льва. Попытка имитационного движения с передачей образа

Выполнять резкие и сильные (поочередные) движения руками вперед. Бег широким прыжковым шагом с движением рук

Координировать движение разноименных рук и ног, выполняя бег широким прыжковым шагом

Творческая передача образа через имитационные движения и технику бега широким шагом с движением рук вперед

 

21

Обезьянка:

бег подскоками с ноги на ногу

Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расставить и направить в стороны на уровне плеч

Знакомство с образом обезьянки и попытка имитационного движения с передачей образа

Выполнять подскоки с ноги на ногу, имитируя движения обезьянки

Попытка координировать движение ног при подскоках и при этом еще наклонять в стороны голову

Творческая передача образа обезьянки через имитационные движения, мимику

 

22

Крокодил:

ползание с опорой рук

Лежать на животе, ноги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо; носки ног вытянуть

Знакомство с образом крокодила и попытка его имитационных движений

Ползать только с опорой рук, поочередно продвигая их вперед, при этом ноги остаются соединенными и прямыми

Ползать с опорой на руки и касанием пола только соединенными вытянутыми носками ног, все остальные части тела находятся в приподнятом положении

Творческая передача образа крокодила и техники ползания с опорой на руки

 

23

Разведчик:

ползание с опорой на руки и ноги и на все туловище. Ползание по-пластунски

Лежать на животе с опорой на локти и ладони, ноги выпрямить свободно с развернутыми носками; голову наклонить к ладоням

Знакомство с образом разведчика и попытка имитационного движения с передачей характера образа («притаившегося разведчика»), поэтому сначала движения выполняются медленно и плавно

Ползать с поочередным продвижением вперед разноименных рук и ног. Туловище при ползании не приподнимается от пола, а стопы остаются развернутыми в стороны

Ползать по-пластунски и координировать движение разноименных рук и ног. При ползании руки и ноги касаются пола, даже голова не приподнимается высоко

Творческая передача образа разведчика с точной техникой ползания по-пластунски. Умение изменять темп и направление ползания по звуковому сигналу

 

24

Маугли:

прыжки с разведением прямых ног в стороны

Стоя гь с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз

Знакомство с образом Маугли. Попытка имитационного движения, прыжки с разведением прямых ног в полете

Из исходного положения толчком и взмахом развести в стороны прямые ноги, а руки вытянуть прямо в полете; приземляться на соединенные, чуть полусогнутые ноги и опущенные вниз руки

Прыгать с увеличением подъема прямых ног и рук в стороны, при приземлении на пол успевать соединять ноги и опускать руки. Пытаться прыгать с продвижением вперед

Выполнять прыжки на батуте при спры-гивании с наклонной высоты; технику разведения прямых ног использовать при опорном прыжке

 

25

Космонавт:

прыжки с прогибанием туловища назад

Стоять, ноги в небольшом полуприседе, руки отвести назад

Знакомство с образом космонавта. Попытка имитационного движения (движения туловища с прогибанием его назад в полете)

Из исходного положения прыгнуть вверх, прогибая туловище назад и выпрямляя назад руки и соединенные вместе ноги. Приземляться на полусогнутые ноги

Координировать движение рук и ног при прыжке. Прыгать вверх с продвижением вперед

Обрабатывать технику прыжка при спрыги-вании с высоты, на батуте и т. д., сохраняя заданный образ

 

26

Лебедь:

прыжки с разбега

Исходное положение может быть разное, так как прыжок выполняется во время движений или с разбега

Знакомство с образом лебедя. Попытка «полетать» как лебедь, т. е. выполнять разные прыжки вверх

Разбежаться и выполнить   прыжок   космонавта   и   в   движении прыжок Маугли, затем попытаться придумать свои  прыжки,  выполняя  в  полете  разные гимнастические      фигуры

Пытаться с разбега выполнить прыжок выпадом с разным положением рук

Соединять плавные движения лебедя с прыжками, тем самым развивая творческую двигательную деятельность детей, чувство полета и умение владеть телом

 

27

Балерина:

гимнастическая ходьба с носка на всю стопу

Стоять прямо, плечи чуть отвести назад, голову чуть приподнять

Знакомство с образом балерины. Попытка ходить плавно как балерина

Попытка ходить мягко (ступая    с    носка)    и слегка размахивая руками вперед — назад, сохраняя   при   ходьбе осанку

Координировать движение разноименных рук и ног, сохраняя осанку гимнастической ходьбы

Развивать и закреплять технику гимнастической ходьбы и умение сохранять правильную осанку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Машина:

ползание на ягодицах

Сидя на ягодицах, ноги свободно выпрямить, руки — перед грудью

При первоначальном знакомстве взять в руки руль или кольцо и, имитируя движения рулем, пытаться передвигаться на ягодицах

Эти и последующие движения выполняются в один этап. Из исходного положения передвигаться на ягодицах вперед — назад. Затем то же ползание на ягодицах, но с разным положением рук вперед, вверх, к плечам и т. д.

29

Ракета:

прыжки с колен на всю ступню

Стоять на двух коленях, руки отвести назад, чуть присесть на пятки

Знакомство с образом ракеты, попытка имитационного движения (подпрыгивание вверх), как взлет ракеты.

Из исходного положения пытаться, резко взмахнув руками вверх и сильно оттолкнувшись всем туловищем, подпрыгнуть вверх и приземлиться   на   ступни  ног.   Затем  прыжком   вернуться  в   исходное положение   и   повторять   подпрыгивания   несколько   раз.   Прыжки выполнять с продвижением вперед и на батутах

30

Рыбка:

перекаты

Лежать на спине, прямые руки соединить в замок за головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе

Знакомство с образом рыбки. Попытка перекатываться, сохраняя прямое положение туловища (как рыба)

Из исходного положения пытаться медленно перекатываться на бок — живот — другой бок — спину, при этом сохранять прямое, сомкнутое положение ног и прямых, соединенных в замке рук за головой. При перекате вправо — влево голову держать так, чтобы лицо не касалось пола

31

Колобок:

перекаты

Лежать на спине, плотно поджать ноги, согнутые в коленях; руки, согнутые в локтях, плотно прижать к груди со сжатыми кулаками; голову прижать к груди — «сгруппироваться»

Знакомство с образом колобка Попытка имитационного движения перекатом, как колобок

Из исходного положения пытаться выполнять перекаты вправо — влево, сохраняя «группировку» до конца переката. Попробовать перекатываться в заданном направлении на скорость

 

32

Веревочка:

бег скрестным шагом

Стоять с слегка приподнятыми руками

Знакомство с тем, как вьется веревка. Попытаться изобразить скрест — переплет ногами

Из исходного положения пытаться выполнять бег, переплетая ступни ног друг за друга, помогая движением рук. Стоя боком по направлению движения, пытаться бегать скрестным шагом

 

33

Спортсмен: ходьба спортивная

Стоять, поставив на носок одну ногу и чуть приподняв вперед к себе разноименную руку, а другую чуть назад

Передвигаться вперед спортивной ходьбой

Из исходного положения приподнять одновременно ногу, согнутую в колене, вверх, а руку вперед до уровня пояса Возвращая в исходное положение ногу и руку, приподнимать другие (разноименные) ногу и руку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети всех возрастных групп могут выполнять эти движения, за редким исключением. Так, некоторые подражательные движения — воспроизвести образ аиста, белки, разведчика, Маугли, космонавта, лебедя, балерины, ракеты и веревочки — детям 3—4 лет сложны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая встреча с родителями "Подражательные движения"

Творческая встреча с родителями "Значение игровых подражательных движений для детей младшего возраста".     Мы попытаемся объединить двигательную и эмоциональную нагрузку. П...

Перечень подражательных движений

Описание пожражательных движений, этапы разучивания и усложнения...

Театр: работа над подражательными движениями и над образами птиц и животных

В материале приведены рекомендации по работе над подражанием....

Региональный педагогический марафон «На пути к Олимпу. Часть первая: станция «Познавая, побеждаю!» Выступление инструктора по физической культуре первой квалификационной категории Каменецкой Елены Евгеньевны «Игры с включение подражательных движений»

Участие в заседании клуба  «Игры профессионального роста» по теме «Знания на базаре не купишь, на весах не взвесишь».Выступление на круглом столе «Использование областей «Познавательное и речевое...

Имитационно-подражательные движения в формировании двигательных навыков у детей 2-3 лет

Роль движений в развитии организма огромна. Они способствуют формированию многих функций человека. Сложившаяся в процессе эволюции взаимосвязь моторных и вегетативных функций обеспечивает по механизму...

Сказка для подражательных движений и музицирования «ПУШОК»

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемая сказочка с шумовым оформлением "Пушок" является весёлым и эффективным упражнением для слухо...