«Командообразование: Народные игры как эффективный инструмент сплочения команды» 2019-2020год
методическая разработка по физкультуре

Губайдуллина Румия Рамилевна

     Тема самообразования направлена на сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу, для сплочения команды. Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования на 2019 -2020 учебный год

«Командообразование: Народные игры как эффективный инструмент сплочения команды»

                                 

     Тема самообразования направлена на сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу, для сплочения команды. Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу.

Цель: Сохранение, возрождение и применение народных игр Поволжья, для сплочения детского коллектива, для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу.

Задачи:

1. Обучение народным подвижным играм Поволжья и совместным действиям; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

2. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

3. Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми Поволжья.

4. Сформировать интерес у детей и потребность в использовании народных подвижных игр.

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к играм народов Поволжья актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию народов Поволжья. В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: ткачества, охоты, рыбалки. Подвижные игры нардов Поволжья создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

                                                       

Прогнозируемый результат:

У детей сформируются знания о народных играх Поволжья; дети научатся использовать игры в свободной деятельности; в семье установится связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители будут вовлечены в совместные игры с детьми; - повысится профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубятся знания традиций и культуры народа Поволжья - повысится образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.

Перспективное планирование на 2019-2020 год

Сентябрь

Октябрь

1.Беседа с детьми «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»

2.Опрос детей по теме «Народные детские подвижные игры»

1.Составление картотеки подвижных игр народов Поволжья

2.Подбор считалок

Расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков

Пробудить у детей интерес к теме народных игр

Подбор народных игр Поволжья из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.

Ноябрь

1.Подвижные игры:

  • Р.н.и. «Гуси- гуси»
  • Т.н.и.«Хлопушки»
  • М.н.и.«Писи кирине»

2.Считалка

  • « Ать-два в сапогах,

           Командир-то наш в лаптях»

  • «Баню бабушка топила

           Где-то ключик обронила.

           Кто найдет - водить пойдет»

Знакомство с игровыми правилами:   развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге. ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию

Разучить считалки для распределения ролей способствовать развитию внимания, памяти, речи.

Декабрь

1.Подвижные игры:

  • Р.н.и.«Горелки»
  • Ч.н.и.«Расходитесь»
  • М.н.и. «В курочек»

2.Считалка

  1. «На горе овес дед сеял,

             И пшеницу тоже сеял.

             С кем все это убирать?

             Остается нам назвать»

Познакомить с новыми народными играми, упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту


Разучить считалку,   учить детей самостоятельно выбирать водящего;  закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении.

Январь

1.Подвижные игры:

  • Р.н.и.«Ручеёк»
  • Ч.н.и.«Кого вам»(«Тили-рам?»)
  • М.н.и.«Поймай меня» 2.Считалка
  • «Ехал купец по дороге,

             Вдруг слетело колесо.

             Сколько надобно гвоздей

             Починить то колесо?»

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями народного творчества через народные игры. Вызвать эмоциональный положительный отклик, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила

Разучивание считалки

Февраль

1.Подвижные игры:

  • Р.н.и. «Солнышко»
  • Т.н.и. «Серый волк»
  • Ч.н.и. «Хищник в море»

2.Считалка

  • «В нашем чудном огороде

             Иволга щебечет вроде.

             Я считаю: раз, два, три,

             Этот птенчик – точно ты»

Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях. Знакомство с игрой. Упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию
Разучить считалку.

Март

1.Подвижные игры:

  • Р.н.и. «Кошки- мышки»
  • М.н.и. «Раю-раю»
  • Т.н.и. «Скок- перескок»

 2.Считалка

  • «Ветерочек навевает

            И березоньку качает,

            Крылья мельницы вращает,

            Зерно в муку превращает,

            Ты, дружочек, не смотри,

            Выходи к нам – и води»

Учить детей быстро передвигаться, развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игр. Закрепить, учить использовать в самостоятельной двигательной активности

Разучить считалку

Апрель

1.Подвижные игры:

  • Р.н.и. «Лиса в курятнике»
  • Т.н.и. «Лисички и курочки»
  • Ч.н.и. «Пекарь»

2.Считалка

  • «В лес красавица лиса

             Заманила петуха.

             Его хозяин –

             Среди нас.

             Он водить

             Начнет сейчас.

Продолжать учить играть в игры соревновательного характера, развивать ловкость, выносливость, быстроту.  Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию

Разучить считалку

Май

Проводятся игры по желанию детей

Повторение правил игры. Обыгрывание с детьми пройденных игр, закрепление считалок.

                                 

Перспективное планирование работы с родителями и педагогами

срок

содержание работы

цель

Сентябрь

Буклет для родителей «Народные игры»

Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей через подвижные игры народов Поволжья

Октябрь

Информационный лист «В помощь родителям. Народные игры для дошкольников»

Ноябрь

Информационный лист «Организуем народные игры в семье»

Декабрь

Консультация для педагогов «Народные игры и их роль в развитии дошкольника»

Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице

Февраль

Помочь родителям в организации занятий физкультурными упражнениями и оздоровительных мероприятий дома

Март

Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры»

Информировать родителей о работе, проводимой в детском саду  в данной области

Апрель

Презентация опыта: «Командообразование: Народные игры как эффективный инструмент сплочения команды»

Май

Фотостенд «Мы весело играем»

                                                                                 

Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».

  1. Значение подвижной игры для развития ребёнка.
  2. Народная игра как школа воспитания  ребёнка.

- развитие ловкости, меткости, быстроты, силы.

- воспитание доброты. Благородства, взаимовыручки.

     3.Считалки.

     5.  Условия проведения подвижных игр.

     6.  Народная игра в жизни детского сада.

     7.  Картотека народных игр.

     8. Список используемой литературы.

После проведения теоретической части мастер-класса - практическая часть.

Цель: Систематизировать представления педагогов о народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми подвижными играми народов Поволжья.

2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Значение подвижной игры для развития ребёнка

       Одной из  форм организации оздоровительной работы, приобщения к здоровому образу жизни являются народные подвижные игры. Подвижные игры - естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям, одно из условий культурного развития ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

       Оздоравливающее значение игр зависит от важного фактора, на который указывали все выдающиеся педагоги, начиная с Платона, – это интерес, чувство удовольствия, радости, сопровождающее игру.  П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплинированности, товарищества.

       На большое значение народных подвижных игр указывали не только учёные и педагоги, но и общественные деятели. А.Н. Соболев, священнослужитель, отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут, …их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего, как физическое, так и  духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, им эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские игры не в пример разнообразнее и веселее городских.»

       Радость  движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств.

Школа воспитания ребёнка

  Народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа.  В ней свои «учебные предметы». Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики.  Игра формирует высокую нравственность.              

         Народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.  Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.  

                                                          Многообразие народных игр

        Народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.

Подвижные игры народов Поволжья
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют его дети.
Народная игра - это одно из средств приобщения детей к народным традициям. Способствует выработке нужных моральных качеств, влияет на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские, чуваши, татары, башкиры, мордва, марийцы. Каждый из этих народов отличается не только языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неоспоримый игровой фольклор.
Известно много форм по патриотическому воспитанию. В моей группе большое количество мальчиков, что необходимо учитывать в выборе форм и методов педагогической работы. Учитывая потребность мальчиков в высокой активной двигательной деятельности, я остановила свой выбор на ознакомлении детей с народностями Поволжья через национальные подвижные игры.
Таким образом, народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народов Поволжья в физкультурном аспекте деятельности.  Народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Народные подвижные игры можно распределить на группы

1. Народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры, отражающие быт народов Поволжья, повседневные занятия наших

Предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.       

Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние не только на развитие физических и нравственных качеств, но и на развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной, улучшают эмоциональный настрой игроков. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

«Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.»

«Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.»

«Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы, дети,

Кукушата просят пить,

Выходи — тебе водить.»

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,

«Ниточка или иголочка?» 

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра.

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

«Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!»

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Мышь и угол» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

«Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!»

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают  зачин.                                                                                                                                         Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать Один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в в будущей жизни.

Условия проведения подвижных игр

Народные подвижные игры можно проводить  на прогулке, включать в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, физкультминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

      Благодаря знакомству с народными играми, мы сохраняем свои традиции, передаём их  будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. У детей появляется прекрасная  возможность, играя, приобщиться к здоровому образу жизни, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям   народов Поволжья, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

       Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно-оздоровительная среда (спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок). В группе спортивный уголок с оборудованием, уголок народно – прикладного искусства,  картотека народных игр.

Народная игра в жизни детского сада

Народные подвижные  игры используются в повседневной деятельности в утренней зарядке, физической культуре,  музыкальных занятиях, ритмике оздоровительных прогулках разной направленности. В народные подвижные игры дети играют круглый год: во время проведения «Дней здоровья», каждый день на прогулках, во время проведения праздников, досугов, посиделок, народных праздников («Масленица», «Колядки» и др.) .

     Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль! Вот поэтому и хочется, чтобы народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Необходимо привлекать в народную игру и взрослых: мам и пап, бабушек и дедушек. Тогда не прервётся связь между поколениями и игры, в которые играли бабушки и дедушки перейдут к мамам и папам, а от них – к детям. И тогда ещё не одно десятилетие будут звучать во дворах «Кого вам» («Тили-рам?»)  или «У медведя во бору».

                                                           

Считалки

1.

Ать-два в сапогах,

Командир-то наш в лаптях.                                                        

2.

На горе овес дед сеял,

И пшеницу тоже сеял.

С кем все это убирать?

Остается нам назвать.

3.

В лес красавица лиса

Заманила петуха.

Его хозяин –

Среди нас.

Он водить

Начнет сейчас.

4.

В нашем чудном огороде

Иволга щебечет вроде.

Я считаю: раз, два, три,

Этот птенчик – точно ты.

5.

Ветерочек навевает

И березоньку качает,

Крылья мельницы вращает,

Зерно в муку превращает,

Ты, дружочек, не смотри,

Выходи к нам – и води.

6.

 Ехал купец по дороге,

Вдруг слетело колесо.

Сколько надобно гвоздей

Починить то колесо?

7.

Баню бабушка топила

Где-то ключик оборонила.

Кто найдет - водить пойдет.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                             

Картотека  подвижных игр народов Поволжья

Русские народные игры:

  1. «Гуси – лебеди»
  2. «Горелки»
  3. «Ручеёк»
  4. «Солнышко»
  5.  «Кошки-мышки»
  6.  «Лиса в курятнике»

Татарские народные игры

  1. «Хлопушки (Абакле)»
  2. «Серый волк (Сары буре)»
  3. «Скок-перескок» (Кучтем-куч)
  4. «Лисички и курочки (Телькихамтавыклар)»

Чувашские народные игры

  1. «Расходитесь!» (Сирелер!)
  2. «Кого вам?» (Тили-рам?)
  3. «Хищник в море»
  4. «Пекарь» (Сакар песерекен)

Мордовские народные игры

  1. «Круговой» (Мячень кунсема. Топса налхсема)
  2. «В курочек» («Сараскесэ» - эрз.,
  3. «Поймай меня» (Кундамак монь)
  4. «Раю-раю»

                                                          

                                                            Русские народные игры:

                                                                  «Гуси –лебеди»

      Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси- лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живет хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

 

«Гуси- гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

 Да, да, да.

Гуси- лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!»

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

                                                             «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

(По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны остальные хором кричат:)

                                                                  Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!»

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

                                                                     

«Ручеёк»

Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук. 

«Солнышко»

По считалке выбирают водящего - «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

                                                                 «Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!»

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей.

Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры. 

«Кошка и мышки»

  Описание: Все играющие кроме двух, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается (двое играющих опускают руки). Этот свободный проход называется воротами.

Двое играющих, находящихся за кругом, изображают «Мышку» и «Кошку».

Мышка бегает (ходит) вне круга и в кругу; кошка – за ней, стремясь её поймать (коснуться рукой). Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки, стоящих в кругу детей.  Кошка может вбегать только в ворота.

После слова «ждёт» кошка начинает ловить мышку.

Когда кошка поймает мышку, воспитатель назначает на эти роли других детей, используя например, считалочку.

«Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька кот.

Сядет умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поёт.

Дом не слышно обойдёт,

Притаится Васька-кот,

Серых мышек ждёт.»

Игровые правила: Кошка ловит мышку только после сигнала. Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки. Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу

Игровые действия: Кошка» ловит мышку, мышка убегает от кошки. Ребята стоящие в кругу поднимают и опускают руки (делают ворота)

«Лиса в курятнике»

На одной стороне площадки находится курятник (указываю на линию)

В курятнике на насесте (на скамейках) сидят куры.

На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору.

Давайте сейчас я буду лисой, а вы курами, а потом мы выберем лису по считалочке.

Правило: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу моему сигналу «Лиса!»

                                                   

Татарские народные игры

                                                  «Хлопушки (Абакле)»

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп - сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

«Серый волк (Сары буре)»

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

                                                         «Вы, друзья, куда спешите?

В лес дремучий мы идем

Что вы делать там хотите?

Там малины наберем

Вам зачем малина, дети?

Мы варенье приготовим

Если волк в лесу вас встретит?

Серый волк нас не догонит!»

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

«Соберу я ягоды, и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!»

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать.

Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

«Скок-перескок (Кучтем-куч)»

Цель игры: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

На игровой площадке чертят круг диаметром 15— 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30— 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий.

Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры:

  • нельзя выталкивать друг друга из кружков;
  • двое играющих не должны находиться в одном кружке;
  • при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

«Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)»

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

                                                 

                                                     

Чувашские народные игры

«Расходитесь!» (Сирелер!)

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.

«Кого вам?» (Тили-рам?)

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Первая команда говорит хором:

- Тили-рам, тили-рам? (Кого вам, кого вам?) Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

«Хищник в море»

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные—рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

 

«Пекарь» (Сакар песерекен)

Среди игроков выбирается водящий- пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит:

«Я пеку хлеб».

Игроки: « Успеешь ли испечь?»

Пекарь: «Успею».

Игроки: « Сумеешь ли догнать?

Пекарь: «Попробую!»

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

             

Мордовские народные игры

«Писи кирине» (Горячий клубок)

Играющие стоят в колонну по одному, по сигналу стартуют, передавая клубок друг другу по цепочке. Последний игрок прибегает с клубком к ведущему. Игра повторяется 2 раза.

Правила игры:

-«Горячий» клубок надо передавать очень быстро.

- Ребенок, уронивший клубок, выполняет действия, по желанию играющих.

                                                   

                                                 «В курочек» (Сараскесэ» - эрз.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином бу-дет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

                                           

«Поймай меня» (Кундамак монь)

Играют две команды. Первая команда держится за руки, образуя длинную цепочку. Вторая команда делится на несколько подгрупп по 3-4 человека. По команде «Кундамак Монь», первая команда ловит подгруппы второй команды, чтобы они оказались в центре круга. Пойманные присоединяются к длинной цепочке первой команды и ловят следующие подгруппы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все подгруппы. Потом команды меняются ролями.

Правила игры: нельзя расцеплять руки в подгруппе и в цепочке, по одному игроков не ловят, игра начинается после слов «кундамак монь».

                                                                 

                                                                   

«Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

«Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.»

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Используемая литература:

  1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А. В., Осокина Т. Н. Москва «Просвещение», «Владос», 1995. .
  2. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазить, метать. Москва Просвещение, 1983.
  3. Классификация русских игр. Статья А. А. Тарана в журнале «Физическая Культура».
  4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.
  5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-пресс», Москва 2000.
  6. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб «Детство-пресс» 1995.
  7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л. В. Москва «Просвещение» 1986.
  8. Науменко Г. М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.
  9. Науменко Г., Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко» Издательство «Белая горница» 1994.
  10. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва «Линка-пресс»2003.
  11. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение, 1986
  12. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. Москва Просвещение, 1983.
  13. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А. В. Владимир, 1995.
  14. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс» 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры, как эффективное развитие диалогической речи и коммуникативных качеств

Выступление на педсовете из опыта работы с детьми дошкольного возраста.Удивителен феномен игры... В разных формах игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития - от древности ...

отчет самооборазования«Командообразование: Народные игры как эффективный инструмент сплочения команды» 2019-2020год

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего раз...

Дидактическая игра как эффективный инструмент развития речи у дошкольников.

            В современном мире в рамках реализации образовательной программы дошкольного учреждения особое место занимает – развитие речи у детей младшего во...

Статья: "Устное народное творчество как эффективный инструмент воспитания дошкольников"

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольников...

Выступление на семинаре: «Спортивный тимбилдинг, как средство эффективного инструмента командообразования в среде дошкольников»

Одной из эффективных новых форм пропаганды физической культуры и спорта в детской среде, которая способствует активному проведению спортивных мероприятий внутри детского сада и за его пределами являет...

Динамический час для педагогов "Дидактическая игра, как эффективный инструмент формирования у дошкольников навыков ЗОЖ"

Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры формированию представлении у дошкольников навыков ЗОЖ дошкольного»....

Игры для педагогов на сплочение «Мы – команда!»

laquo;Мы не всегда одеты от Версаче,И не всегда нас возит «Мерседес»,но мы решаем важные задачи,Без нас немыслим общества прогрессИ речь такую, я друзья, трактуя,Скажу вам всем, коллеги, ...