Дидактическая игра как эффективный инструмент развития речи у дошкольников.
статья по развитию речи (младшая группа)

Боджокова Аида Довлетбиевна

              В современном мире в рамках реализации образовательной программы дошкольного учреждения особое место занимает – развитие речи у детей младшего возраста. Как известно и подтверждено многими исследованиями, социализируясь в детском саду, ребёнок быстрее начинает разговаривать, что выражается: в произнесении и запоминании новых слов, составлении предложений, «вынужденная коммуникация» (ребёнок находится вне привычной сначала среде с окружением, которое не знает его домашних привычек, характерных жестов и потребностей, поэтому ему приходится объяснять воспитателям и другим дошколятам с помощью речи свои просьбы и желания, а также возражения и несогласие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitiya_rechi_aida.docx13.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как эффективный инструмент развития речи

у дошкольников.

              В современном мире в рамках реализации образовательной программы дошкольного учреждения особое место занимает – развитие речи у детей младшего возраста. Как известно и подтверждено многими исследованиями, социализируясь в детском саду, ребёнок быстрее начинает разговаривать, что выражается: в произнесении и запоминании новых слов, составлении предложений, «вынужденная коммуникация» (ребёнок находится вне привычной сначала среде с окружением, которое не знает его домашних привычек, характерных жестов и потребностей, поэтому ему приходится объяснять воспитателям и другим дошколятам с помощью речи свои просьбы и желания, а также возражения и несогласие). Положительному развитию речи у ребёнка-дошкольника способствует: другая инфраструктура (помещение, расположение комнат, новая игровая зона), воспитатели и сотрудники детского сада, новый коллектив сверстники и особый распорядок дня. Но даже при создании благоприятных условий ребёнок может испытывать как психологические, так и физиологические трудности в развитии своего речевого аппарата и словарного запаса. Именно в этот момент дошкольнику приходят на помощь сотрудники детского сада, которые реализуя образовательную программу(разучивание песен и стихов на занятиях, специальные игры, соответствующие возрасту и решение бытовых вопросов) помогают ребёнку не только полноценно общаться, но и развиваться как личности.

          Одним из наиболее эффективных инструментов по развитию речи у дошкольников является дидактическая игра. Дидактические игры по развитию речи могут быть только словесными, однако, наиболее распространённый вариант – это сочетание словесного с иллюстративным (наглядным) и использование физических действий. Данные сочетания способствуют не только развитию речи, а также развитию памяти, мышления и укреплению физического здоровья.

         В данной статье я бы хотела рассказать о простой, но действенной дидактической игре «Сочини рассказ» её можно применять как индивидуально, так и в групповой работе. Сущность игры состоит в том, что ребёнок (в зависимости от возраста игру можно усложнить или облегчить) составляет рассказ по заданной теме. Темы должны быть понятны, например: моя семья, мои любимые занятия, почему я люблю детский сад? И.т.д. Данные темы ориентированы на личность ребёнка, хорошо «работают» потому что дети любят рассказывать о себе. Можно выбрать темы, связанные с окружающим вокруг нас миром: игрушки, мебель, посуда, растения, животные и др. Если данные темы подкрепить картинками, то они будут развивать логическое мышление. Дети 4-5 лет уже знакомы со многими сказками, пословицами, поговорками и другим литературным материалом, что тоже может служить почвой для данной игры: придумать свою сказку, придумать другой конец сказки, поставить героев в другие обстоятельства, придумать собственные поговорки (связанные с режимом дня в детском саду), потом можно разыграть сочинённые рассказы в сценках в группах. Простор использования этой игры не ограничен и универсален, а также соответствует требованиям ФГОС к образовательной программе дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

Консультация для воспитателей."Дидактические игры экологического содержания для развития речи дошкольников"

Задачи экологического воспитания:-       формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;-        воспитывать чу...

Игра как эффективное средство развития речи дошкольников.

Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливост...

Дидактическая игра-как эффективное средство развития речи дошкольников

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как одна из основных образовательных областей. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают зн...

Динамический час для педагогов "Дидактическая игра, как эффективный инструмент формирования у дошкольников навыков ЗОЖ"

Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры формированию представлении у дошкольников навыков ЗОЖ дошкольного»....

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников

В пособии в соответствии с лексическими темами представлены игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики ...