Дидактическая игра как эффективный инструмент развития речи у дошкольников.
статья по развитию речи (младшая группа)
В современном мире в рамках реализации образовательной программы дошкольного учреждения особое место занимает – развитие речи у детей младшего возраста. Как известно и подтверждено многими исследованиями, социализируясь в детском саду, ребёнок быстрее начинает разговаривать, что выражается: в произнесении и запоминании новых слов, составлении предложений, «вынужденная коммуникация» (ребёнок находится вне привычной сначала среде с окружением, которое не знает его домашних привычек, характерных жестов и потребностей, поэтому ему приходится объяснять воспитателям и другим дошколятам с помощью речи свои просьбы и желания, а также возражения и несогласие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как эффективный инструмент развития речи
у дошкольников.
В современном мире в рамках реализации образовательной программы дошкольного учреждения особое место занимает – развитие речи у детей младшего возраста. Как известно и подтверждено многими исследованиями, социализируясь в детском саду, ребёнок быстрее начинает разговаривать, что выражается: в произнесении и запоминании новых слов, составлении предложений, «вынужденная коммуникация» (ребёнок находится вне привычной сначала среде с окружением, которое не знает его домашних привычек, характерных жестов и потребностей, поэтому ему приходится объяснять воспитателям и другим дошколятам с помощью речи свои просьбы и желания, а также возражения и несогласие). Положительному развитию речи у ребёнка-дошкольника способствует: другая инфраструктура (помещение, расположение комнат, новая игровая зона), воспитатели и сотрудники детского сада, новый коллектив сверстники и особый распорядок дня. Но даже при создании благоприятных условий ребёнок может испытывать как психологические, так и физиологические трудности в развитии своего речевого аппарата и словарного запаса. Именно в этот момент дошкольнику приходят на помощь сотрудники детского сада, которые реализуя образовательную программу(разучивание песен и стихов на занятиях, специальные игры, соответствующие возрасту и решение бытовых вопросов) помогают ребёнку не только полноценно общаться, но и развиваться как личности.
Одним из наиболее эффективных инструментов по развитию речи у дошкольников является дидактическая игра. Дидактические игры по развитию речи могут быть только словесными, однако, наиболее распространённый вариант – это сочетание словесного с иллюстративным (наглядным) и использование физических действий. Данные сочетания способствуют не только развитию речи, а также развитию памяти, мышления и укреплению физического здоровья.
В данной статье я бы хотела рассказать о простой, но действенной дидактической игре «Сочини рассказ» её можно применять как индивидуально, так и в групповой работе. Сущность игры состоит в том, что ребёнок (в зависимости от возраста игру можно усложнить или облегчить) составляет рассказ по заданной теме. Темы должны быть понятны, например: моя семья, мои любимые занятия, почему я люблю детский сад? И.т.д. Данные темы ориентированы на личность ребёнка, хорошо «работают» потому что дети любят рассказывать о себе. Можно выбрать темы, связанные с окружающим вокруг нас миром: игрушки, мебель, посуда, растения, животные и др. Если данные темы подкрепить картинками, то они будут развивать логическое мышление. Дети 4-5 лет уже знакомы со многими сказками, пословицами, поговорками и другим литературным материалом, что тоже может служить почвой для данной игры: придумать свою сказку, придумать другой конец сказки, поставить героев в другие обстоятельства, придумать собственные поговорки (связанные с режимом дня в детском саду), потом можно разыграть сочинённые рассказы в сценках в группах. Простор использования этой игры не ограничен и универсален, а также соответствует требованиям ФГОС к образовательной программе дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....
Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"
Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-81970-1423421846.jpg)
Консультация для воспитателей."Дидактические игры экологического содержания для развития речи дошкольников"
Задачи экологического воспитания:- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;- воспитывать чу...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-1162766-1673522194.jpg)
Игра как эффективное средство развития речи дошкольников.
Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливост...
Дидактическая игра-как эффективное средство развития речи дошкольников
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как одна из основных образовательных областей. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают зн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54893.jpg)
Динамический час для педагогов "Дидактическая игра, как эффективный инструмент формирования у дошкольников навыков ЗОЖ"
Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры формированию представлении у дошкольников навыков ЗОЖ дошкольного»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-863835-1481569276.jpg)
Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников
В пособии в соответствии с лексическими темами представлены игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики ...