Сундучок здоровья
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Маджара Татьяна Валерьевна

Пособие по физическому воспитанию для детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пособие для физического развития детей раннего возраста «Сундучок Здоровья».

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.

Улучшить, сохранить и укрепить здоровье каждого ребенка-вот, что важно для нас, педагогов дошкольных учреждений, так как полноценное физическое развитие и здоровье ребенка является залогом успешного формирования личности.

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте, когда малыш еще только учится управлять своим телом: овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится координировать свои действия. Все это способствует формированию у ребенка представления о своем физическом облике, физических возможностях. Задача взрослых- помочь ему в этом.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Основной целью физического развития является начальное формирование основ здорового образа жизни детей раннего возраста, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Для достижения поставленной цели необходимо уделять особое внимание формированию и укреплению здоровья ребенка, созданию вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни. развитию у детей разных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания и др.), развитию координации движений.

В качестве средства, позволяющего решать поставленные задачи, является, созданное мной, пособие для физического развития детей «Сундучок здоровья». Он включает в себя различные атрибуты, позволяющие построить занятие так, чтобы само упражнение для ребенка было увлекательным:

-массажные дорожки;

-резиновые коврики;

-массажные мячики;

-мягкие мячики;

-кегли;

-резиновые мячики;

-султанчики;

-флажки;

-ленты;

-косички;

-палочки;

-обручи-рули;

-игрушки- зверюшки, кукла;

-бутафорские шишки, орехи, фрукты;

-набивные мешочки;

-потешки, стишки, песенки с движениями;

-маски животных;

-пальчиковый театр;

-колокольчик;

-бубен;

-вертушки.

Чтобы пробудить у детей интерес к физкультурным занятиям, желательно проводить их в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем, как зайчики», «ходим, как мишка» и др.).

Желательно, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов. Это поддерживает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений, способствует творческому самовыражению детей.

Игры-занятия, направленные на физическое развитие детей.

«Большие ноги».

Предложить ребенку: «Хочешь погулять по дорожке?» Показать, как можно делать медленные широкие шаги, помогая ребенку и приговаривая:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Затем продолжить: «А теперь наши ножки стали маленькими- маленькими. Как они умеют бегать?» Побежать вместе с ребенком в том темпе, который малышу по силам, и продолжить читать стишок:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Когда ребенок запомнит порядок действий, их можно объединить, читая стихотворение целиком и меняя темп движений.

«Ходим вереницей»

В этой игре дети ходят за воспитателем, взявшись друг за друга (за плечики или поясок). Воспитатель ведет вереницу по группе, в разных направлениях, напевая песенку, читая стишок или приговаривая: «Вот какая у нас веревочка (змейка, ленточка)». «Веревочку» можно «закрутить спиралькой (получится клубочек), затем опять раскрутить и двигаться дальше. «Змейка» может огибать препятствия, встретившиеся на пути (стол, стульчики, модули и пр.).

«Флажок»

В этой игре дети учатся ходить по кругу, не сталкиваясь друг с другом. Помочь малышам встать в круг, а одному из детей предложить встать в середину круга и дать ему флажок. Затем вести детей по кругу и читать первые четыре строки стихотворения Н. Френкеля «Флажок», продолжив его такими словами:

Выйди, Оля (Саша, Петя), в кружок,

Возьми, Оля, флажок!

Названный ребенок выходит в центр круга и принимает у ведущего флажок. Тот малыш, у которого флажок был ранее, встает в общий круг. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.

«Помашем флажками»

Эта игра является продолжением предыдущей. В ней ходьба соединяется с движениями рук, удержанием их в определенном положении, что способствует развитию координации.

«Отнеси в ладошке капельку»

Эта игра способствует развитию координации движений.

Поставить на столик игрушечную птичку и мисочку для воды. Затем собрать несколько детей на некотором расстоянии от столика и сказать им: «Посмотрите, на столе сидит птичка, она хочет пить, а в ее мисочке нет водички. Давайте принесем ей водичку в своих ладошках. Я буду капать на ладошки капельки воды, а вы понесете их к столику и выльете в мисочку».

Показать ребенку, как нужно сложить ладошку горсточкой, прижав пальчики друг к другу, чтобы водичка не пролилась. Покапать пипеткой или налить из ложечки по несколько капель воды на детские ладошки и на свою ладонь, говоря: «Аккуратно держите капельки, идите осторожно, чтобы не пролить водичку». Малыши вместе со взрослым подходят к столику и по очереди «выливают» водичку в мисочку. Птичка «пьет» водичку и благодарит детей.

Таким же образом можно носить в ладошке (двух ладошках) перышки, листочки, маленькие шарики и пр.

«Дойти до зайчика»

В этой игре дети ходят по прямой к обозначенной цели. Подготовить дорожку из клеенки или кожзаменителя (шириной 25-30см, длиной 2-3м), игрушечного зайца. Посадить зайчика на противоположном конце дорожки и говорить детям: «Посмотрите, здесь сидит зайчик. Ему грустно одному, он хочет, чтобы его детки погладили. Для этого нужно пройти по этой тропинке, вот так». Дети по очереди проходят по дорожке и гладят зайчика. Помочь малышам в соблюдении очередности и не выходить за край дорожки.

Игру можно усложнить, положив на полу шнур. Для детей постарше такую дорожку можно сделать извилистой.

«Идем в лес»

Выложить дорожку лентами: «Это тропинка в лесу. Давайте по ней пойдем, погуляем по лесу.» Показать детям на дорожке, как можно ходить обычным шагом, высоко поднимая колени. На носках, на пятках. При этом обыгрывать движения: «Идем по высокой траве, высоко поднимая колени, вот так» или «А сейчас идем осторожно, на носочках, чтобы не услышал волк».

«Пятки, носочки»

В этой игре ходят, меняя способ ходьбы: идут нормальным шагом, на носочках, на пяточках.

Поставить детей в круг и сказать: «У меня есть колокольчик и бубен. Когда я буду звенеть колокольчиком, вы будете идти на носочках, вот так. А когда я буду стучать в бубен, вы идите на пяточках. Вот так. Когда колокольчик и бубен молчат. Мы будем идти нормальным шагом, вот так. Слушайте внимательно и смотрите, как я иду».

Затем вместе с детьми ходим по кругу. Меняя способ ходьбы.

«Лягушата и жучок»

Показать детям закрепленного на веревочке игрушечного жучка и сказать: «Давайте вы будете лягушатами, которые ловят жучка. Лягушата будут ловить жучка, а он будет улетать. Сядем, как лягушата». Помочь малышам сесть на корточки в кружок, встать в центр круга и медленно пронести над их головами жучка. Стараясь его поймать, дети будут подпрыгивать.

«Белочки»

Заранее привязать к веревке шишки, муляжи орехов, яблок. Сказать детям: «Хотите, вы будете белочками? Белки живут в лесу, собирают шишки, орехи, яблочки. Они растут на деревьях, высоко». Взрослые натягивают веревку над головами детей и говорят: «Белочки, достаньте шишки, орешки…» Малыши должны подпрыгивать или тянуться, чтобы достать игрушки.

«Допрыгни до игрушки»

Положить на пол резиновый коврик и на разном расстоянии от него расставит 2-3 игрушки (кегли). Предложить детям попробовать допрыгнуть с коврика до ближайшей игрушки: «Коля, попробуй допрыгнуть до мишки. Молодец! А теперь попробуй допрыгнуть до обезьянки, а теперь до пирамидки…» Дети прыгают по очереди. В ходе игры можно спрашивать малышей: «До какой игрушки ты хочешь допрыгнуть?» Хвалить детей, стараться создавать ситуацию успеха, придвигая игрушку поближе, если ребенок не сможет до нее допрыгнуть.

«Ловкие котята»

Прикрепить клубок ниток или игрушечную мышку на резинку и сказать детям: «Маленькие котята очень любят играть. Они бегают за клубочками, за мышками. Давайте вы будете котятами, ловите клубочек (мышку)». Он начинает «прыгать» клубочком в разных направлениях (над головами малышей, на уровне груди, на полу), а дети стараются поймать его.

«Цирковые лошадки»

 Положить на полу шнур. Предложить малышам попробовать перепрыгнуть через шнур, как будто они лошадки в цирке.

Самые маленькие дети сначала будут переступать через препятствие, а постепенно научатся перепрыгивать через него. Показать малышам, как можно перепрыгивать двумя ногами.

Для более старших детей можно с помощью косичек выложить ручеек, через который будут прыгать лошадки.

«Вертушки»

Показать детям, как во время бега вертушка начинает крутиться. Раздать малышам вертушки и предложить им побегать с ними по комнате или участку.

«Кошка мышек сторожит»

Предложить детям поиграть в «Кота и мышек». С помощью шнура ограничить место для мышек: «Это будет норка для мышек. Вы будете мышками, а я-котом. Когда мышки выбегут из норки, кот будет их ловить. Мышки будут прятаться в норку-кот не сможет их поймать».

Одеть шапочку кота и сесть на стул, дети-мышки сядут в «норку». Сказать:         Кошка мышек сторожит,

                         Притворилась, будто спит.

«Мышки» вылезают из «норки» (подлезают под шнур или перешагивают через него) и начинают бегать. Через некоторое время сказать: Тише, мышки, не шумите,

                             Кошку вы не разбудите!

Встать со стула, громко произнести «мяу» и начать ловить «мышек», которые бегут в свои «норки».

Игру можно повторять 3-4 раза. Когда дети освоят игру, роль кошки можно предложить кому-то из малышей.

«Покатился мячик мой»

Поставить детей парами напротив друг друга. Каждой паре дать по мячу. Предложить малышам катать мячики друг другу.

Дети могут катать мячи из разных положений: стоя, сидя, лежа на животе.

«Едем на машине»

Предложить детям изобразить с помощью обруча руль машины. Малыши стоят, держат обручи в руках. По команде «Поехали!» дети на вытянутых руках вращают «руль» в разные стороны и изображают звук мотора. Эти движения можно сочетать с ходьбой в разных направлениях. Можно прочесть стишок:

                             Едем, едем мы с тобой

                             На машине грузовой.

                               Шины весело шуршат,

                               Ехать нам быстрей велят.

Дети увеличивают скорость движения, а со словами взрослого «приехали» малыши останавливаются и кладут обручи на пол. Игра повторяется 3-4 раза.

Игры в форме комплексных занятий.

Данная группа игр представляет собой комплексные занятия, в которых в рамках одного игрового сюжета объединяются несколько упражнений, способствующих развитию различных движений, укреплению мышечной и костной систем, формированию правильной осанки и пр.

«Уж ты, котенька-коток…»

В этой игре-занятии малыши изображают кошечку, выполняя упражнения, способствующие правильному развитию позвоночника, координации движений, коррекции осанки. Эту игру лучше проводить с каждым ребенком отдельно, а когда дети освоят нужные движения, можно организовать ее с несколькими малышами.

Сказать ребенку: «Давайте поиграем, как будто мы кошечки».

Поползать вместе с ребенком (опираясь на колени и вытянутые руки), помяукать, помурлыкать. Затем начинать упражнение. Показывая малышу, стараться двигаться медленно, лениво, с удовольствием прогибаясь и вытягиваясь, как это делают кошки, и побуждать к этому ребенка.

1.Читая малышу потешку про кота, погладить его по спинке, помогая прогнуться вниз, а голову поднять.

2.Показать всем свои красивые усы. Прогибая спинку, повернуть голову назад через левое и правое плечо так, будто смотрите на воображаемый хвостик.

3.Повернуться друг к другу лицом, улыбнуться и повилять «хвостиком». Поползать друг за другом.

4.Остановиться, опустить голову, а спинку выгнуть дугой вверх. Следить, чтобы малыш принял правильную позу. Помочь ему.

5.Начать плавно скользить по полу с вытянутыми вперед руками, прогибая спину вниз, а голову приподнять и хитро посматривать, как котик, который тянется за сметаной. Ползать с подлезанием и перелезанием через низкие предметы или шнур.

6.Встать перед малышом на колени и попросить «котика» дать вам «лапку». Когда ребенок, не поднимаясь, вытянет ручку вперед, начать припевать «тритатушки-тритата», побуждая его хлопать ладошкой по моим ладоням то одной, то другой «лапкой». Затем снова поползать и остановиться позади ребенка.

7.Попросить «кошку» вытянуть заднюю лапку (правую, затем левую). Медленно потянуть за носочек ногу так, чтобы выпрямилось колено. Задержать эту позу на несколько секунд. Попросить «кошечку» посмотреть сначала на правую заднюю вытянутую лапку, потом на левую. Когда ребенок научится делать это упражнение, фиксировать его внимание на том, чтобы голова была поднята, а спинка прогнулась вниз. Снова поползать и остановиться сбоку от ребенка.

8.Помочь малышу одновременно поднять правую ногу и руку, удерживая равновесие. Затем повторить то же с левой рукой и ногой. Руки и ноги можно чередовать. Постепенно давать ребенку возможность действовать самостоятельно.

«Лесные звери»

Игра проводится в несколько этапов. В этой игре можно использовать музыку «Лесные звери» Н. Хромовой.

1 этап «Кем мы будем?» Сказать детям: «Давайте мы будем лесными зверюшками, покажем, как они ходят, прыгают, ползают. Кем мы будем сначала? Мишками? Как мишки ходят? Вот так». Показать, как ходит медведь (ноги на ширине плеч, ходьба с наклонами в стороны), дети повторяют движения взрослого.

Побуждать детей изображать разных животных, птиц, насекомых:

-зайчика (прыгать на двух ногах с прижатыми к груди руками);

-птичку (бегать с расставленными в стороны руками, взмахивая ими, как крыльями);

-уточку (наклонившись вперед, поднять ручки кверху за спиной и помахать кистями рук с раздвинутыми пальчиками, походить в таком положении);

-лисичку (ходить медленным крадущимся шагом, высоко поднимая колени и вытягивая носки вперед);

-змейку (ползать на животе, изгибая туловище);

-жучка (быстро ползать на четвереньках);

-крокодила (медленно идти на четвереньках);

-цаплю (стоять на одной ножке) и пр.

Малыши могут сами выбирать, кого им изображать.

2 этап «День-ночь». Взять вырезанный из бумаги или картона желтый (красный, оранжевый) круг и сказать: «А теперь давайте поиграем в такую игру. Когда будет день, солнышко поднимается высоко в небе (поднять круг), и все зверюшки в лесу будут веселиться, прыгать. А когда будет ночь, солнышко опустится, все зверюшки лягут спать». При этом показывать, как звери прыгают (на двух ногах, на одной ноге, на цыпочках) и ложатся спать (приседать на корточки, складывать ладошки под щеку).

Игра начинается. Поднимите солнышко (играет веселая музыка) и скажите: «Сейчас у нас день». Дети произвольно прыгают. Через некоторое время опустите солнышко (звучит спокойная тихая музыка). Сказать: «Наступила ночь». «Зверюшки» укладываются спать. Игра повторяется несколько раз.

3 этап «Лягушата». Разложить коврики-листья и сказать детям: «Наступило утро. На полянку прискакали лягушата и прыгают по листикам. Давайте теперь будем лягушатами». Дети прыгают по «листьям», изображая лягушат.

 

«Самолетик-самолет»

Для этой игры нужны набивные мешочки, корзину, обруч и парашют. Игра проводится в 5 этапов.

1 этап «Заведи мотор». Дети изображают самолетики, двигаясь вслед за воспитателем, читающим стишок:

                                 Самолетик-самолет

                                 Отправляется в полет.

                                  Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

                                   Я моторчик завожу. (Вращая кулачками, «заводят

                                                                           мотор»).

«Самолетики» разлетаются (дети бегут в разных направлениях, расставив руки в стороны, стараясь не наталкиваться друг на друга).

2 этап «Достань груз». Сказать, что теперь «самолетики» будут перевозить груз с одного аэродрома на другой. Дети-«самолетики» берут мешочки и, изображая гул мотора самолета, переносят груз с одного указанного места на другое, заранее обозначенное взрослым.

3 этап «Попади в цель». Сказать детям: «Летчики должны быть ловкими, уметь попадать в цель. Давайте и мы потренируемся попадать в цель.» Показать малышам, как и куда они будут бросать мешочки: в корзину, в вертикальное окошко, вдаль за обозначенную линию. Дети бросают мешочки сверху из-за головы, от груди, снизу.

4 этап «Парашют». Сказать детям: «Вот это парашют. Сейчас он раскроется, а вы в это время должны пробежать под парашютом, чтобы он вас не накрыл». Взять тент за углы и подбросить его вверх. Пока «парашют» опускается, дети пробегают под ним. Тех, кто не успел пробежать, парашют накрывает, а воспитатели, аккуратно дотрагиваясь до детей, угадывают имя ребенка.

5 этап-окончание игры. Дети-«самолетики» заводят моторы и вслед за воспитателем летят «домой». Читается стишок:

                                Самолет летит,

                                 Самолет гудит:

                                  «А куда же я лечу?

                                    Я лечу, куда хочу!»

                                    Улетел за облака.

                                    «До свидания! Пока!»

«Чудесный сундучок»

Эта игра способствует укреплению дыхательной мускулатуры, развитию гибкости позвоночника, подвижности грудной клетки. В ней используются элементы самомассажа, пластической, дыхательной гимнастики.

Подготовить корзинку, дуги-воротца и сундучок, в котором находятся массажные мячики-ежики, массажные коврики, дорожки с отпечатками ступней и ладоней, перышки-султанчики.

Встать в середине комнаты (спортивного зала), поставить сундучок, подозвать деток и сказать: «Посмотрите, какой у меня чудесный сундучок. В нем что-то спрятано». Прочитать детям стишок:

                                    Я-чудесный сундучок,

                                    Вам, ребята, я дружок.

                                     Очень хочется мне знать,

                                    Как вы любите играть.

Затем спросить: «Сундучок-сундучок, что ты нам принес?» и ответить от имени сундучка: «Я принес разные игрушки. Хотите поиграть с ними?»

Начинается игра-занятие.

1 этап «Игра с массажными мячиками».

Достать из сундучка массажные мячики-ежики, раздать их деткам и сказать: «Это мячики-ежики. Ими можно играть вот так.» Показать, как нужно катать мячики между ладонями. Дети повторяют действия за воспитателем.

Затем сказать: «А еще этими мячиками можно играть вот так.» Катайте мячик одной рукой по другой руке от кисти до плеча.

Далее малыши вслед за воспитателем катают мяч от подбородка до стопы по левой и правой стороне туловища. По талии слева направо, круговыми движениями по животу, поочередно одной и другой стопой по полу, затем так же ладонью, двумя ладонями по спинкам друг друга.

В завершении бросают мячики в корзинку и переходят ко второму этапу.

2 этап «Ходьба по дорожкам с отпечатками ступней и ладоней.»

Сказать: «Ребятки, давайте посмотрим, что еще лежит в чудесном сундучке?» Дети находят в сундучке дорожки-коврики с отпечатками ступней на одном и с отпечатками ладоней на другом. Малыши ходят по дорожкам с отпечатками ступней: на полной стопе, на цыпочках, поднимая руки вверх (к солнцу). Затем ползают по дорожке с отпечатками ладоней с опорой на ладони и стопы ног.

3 этап «Игра с перышками-султанчиками».

Дети достают из сундучка перышки, машут ими, дуют на них. Затем встают в общий круг, соединяют вытянутые вперед руки с султанчиками и дуют на них все вместе. Можно предложить малышам дуть на перышко с ладошки и ловить его, задувать перышко в воротца.

4 этап «Бег босиком по массажным коврикам-островкам».

Достать из сундучка массажные коврики, разложить их и предложить малышам походить, побегать по ним.

5 этап-окончание игры.

В заключение игры воспитатель вместе с детьми складывает в сундучок пособия и организует вокруг него хоровод под музыку или пение. Малыши ходят по кругу, топают ножками, двигаются к центру круга и расходятся от центра.

 

 

.

   

                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Сундучок Здоровья»

Пояснительная записка. Здоровый образ жизни для ребёнка – первооснова его полноценного развития и воспитания, и хороший фундамент при адаптации к школьной жизни. Укрепление здоровья детей –...

Игровое общение в старшей группе детского сада «Волшебный сундучок здоровья»

Формировать у детей понятие «здоровье» человека. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности....

Беседа "Сундучок здоровья"

Цель: Формировать у детей понятие- «здоровье» человека. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности....

Конспект занятия в старшей группе детского сада Занятие – путешествие «Сундучок здоровья»

интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста, с применением здоровьесберегающих технологий. Занятие выстроено в форме путешествия в игровой форме. Оно может быть использовано в деят...

Конспект занятия в старшей группе. Занятие – путешествие «Сундучок здоровья»

Открытое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект игрового занятия в старшей группе "сундучок здоровья"

Цель:  -  формировать  у  детей  понятие  -  "здоровье"  человека,       развивать  желание  беречь  свое здоровье;     ...

Сундучок Здоровья. Тема: Здоровье Михайлова В.А.

Сундучок Здоровья. Проект для старшей группы детского сада. Здоровьесберегающие технолгии....