Методическая разработка "Организация дежурства детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии".
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Шишляева Татьяна Васильевна

"Организация дежурства детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Воскресенский детский сад №4
«Рябинка»

Методическая  разработка.

Тема:

«Организация дежурства детей  старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии».

Подготовила: инструктор по физкультуре Шишляева Т.В.

G:\дежурство\дежурство показ\DSCN5932.JPG

   Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

  Таким образом, актуальность проблемы приобщения дошкольника к труду обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности; связан с педагогическим потенциалом труда как  естественного средства личностного развития ребенка, является фактором успешной социализации дошкольника в современном мире.
Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь ему в его успешном всестороннем развитии.

  Как говорил А.С. Макаренко: "Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания"

Труд – универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.

Трудовая деятельность – осознанная энергозатратная общепризнанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществление работы.

Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а так же воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.

Трудовое обучение – это формирование у детей трудовых и организаторских умений и навыков.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения,  в своих работах часто затрагивали эту тему А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие.

В.А.Сухомлинский говорил: "Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека".

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д.Ушинский. Он говорил: «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания ребенка, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности. В процессе труда развиваются коммуникативные умения.

Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения к труду.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества (самостоятельность, ответственность).

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий  и должен строиться с учетом следующих принципов:

принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….

принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;

принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

принципа развивающего образования (системности и последовательности);

принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

В п.3.1 ФГОС ДОопределены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Условия организации труда детей.

Создание мотивации трудовой деятельности.

Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.

Подбор оборудования для труда.

Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.

Демонстрация заинтересованности педагога.

Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.

Поощрения в процессе и по результатам труда.

Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.

ФГОС ДО предполагает следующие виды детского труда:

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

Хозяйственно-бытовой труд ( уборка групповой комнаты, участка);

Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);

Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, пришивание петелек и т.д.).

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

поручения;

дежурство;

совместный труд.

  Дежурство - это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

                                                  G:\дежурство\DSCN4428.JPG

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.                            

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям. Дежурство ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

  Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитывать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурство дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Педагогу очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на

-дежурство в столовой;

-подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы.

   Предусмотрена организация дежурств для  создания условий при выполнении физических упражнений на физкультурных занятиях. В обязанности дежурных входят следующие навыки:

1) дежурный должен отбирать необходимое оборудование;

2) отсчитывать нужное количество пособий и инвентаря;

3) владеть способами переноса и размещения спортивного инвентаря и располагать его на определенных местах;

4) договариваться, распределять обязанности между дежурными.

  Подготовка к дежурствам осуществляется через поручения, которые могутбытьданы уже в младшей группе. Так, утром педагог предлагает двум детям отобрать в корзину (ящик) кубики (мячи) определенной величины для перешагивания через них. Непосредственно перед занятиями он поручает поставить кубики в обозначенные (кружком, крестиком, линией и т.д.) места, т.е. применить прием наложения, который они усваивают на занятиях по развитию элементарных математических представлений. При этом воспитатель знакомит с рациональным способом переноса пособий. Обычно, поставив корзину у входа в зал, дошкольники бегают за каждым кубиком или, в лучшем случае, берут в каждую руку и идут раскладывать. Взрослый подсказывает, что корзину с кубиками будет удобнее принести вдвоем и поставить ее ближе к тому месту, где их предстоит разложить, и только потом уже расставлять. Чтобы не мешать друг другу, дети начинают действовать с противоположных концов, а встречаются в середине. В следующий раз для выполнения поручения целесообразно объединить детей, из которых один уже умеет правильно раскладывать пособия.

Можно также поручать малышам размещать инвентарь для перешагивания, ходьбе между предметами, а в последующем и для перепрыгивания через положенные палки, косички. Количество предметов воспитатель определяет сам. В основном дети младшей группы приучаются размещать пособия для выполнения физических упражнений во вводной части задания. Так как это происходит до начала занятия, педагог жестко не регламентирован временем и может больше внимания уделить детям. В основной части занятия можно научить детей правилам переноса скамейки (вчетвером за углы, носки ног разворачиваются в направлении перемещения).

   В средней группе для размещения пособий можно использовать условные мерки. Так, мячи, кубики для оббегания, перепрыгивания дети размещают на расстоянии одною шага друг от друга. При этом требуется уже распределение обязанностей: один измеряет расстояние, а другой ставит пособие у носка ног. Можно предположить, что расстояние между предметами будет неодинаковым, но дети среднего дошкольного возраста должны приучаться приспосабливать свои движения к условиям, регулировать ширину шага, силу толчка и т.д. Доступно им и раскладывание обручей для прыжков. Например, педагог даст задание: «Нужно положить обручи от начала ковра вплотную друг к другу, чтобы прыгать из одного в другой». Причем количество предметов могут отсчитывать сами дети. Так, если нужно разложить 8 обручей, воспитатель предлагает взять четыре обруча одному ребенку и четыре другому и разложить их.

  Для указания места расположения крупного инвентаря можно использовать карточку с нарисованным пособием, которая кладется на полу, обозначая тем самым место нахождение самого пособия. При размещении оборудования дети могут научиться пользоваться приемом приложения: поставить скамейку напротив стульев, немного отступя от них; положить доску рядом с дорожкой и т.д. Дошкольники должны понять, что пособия нельзя ставить близко к стене и к другим предметам, так как они будут мешать при выполнении движений.

  Детям среднего дошкольного возраста нетрудно создать условия для выполнения прыжков в длину с места, используя нестандартное оборудование. Например, взять две палки длиной по 80 см, между которыми натянуть два шнура, причем один шнур прикрепить неподвижно к концам палок, а от него на палки нанести нарезки через каждые 5 см, по которым будет передвигаться другой шнур, и определять ширину «ручейка». Воспитатель сдвигает второй шнур на нужное расстояние и сматывает шнуры на палки. На занятии детям остается только размотать шнуры и установить «ручеек».

Во время проведения подвижных игр дети могут ограничить пространство для ловли с помощью натягивания шнура; они сами могут также натянуть шнур для подлезания.

Старших дошкольников учат расставлять пособия на определенном расстоянии несколько иначе. Так, для перешагивания нужно поставить кубики на расстояние в две ступни. Поскольку ходить приставным шагом (ставя пятку одной ноги к носку другой) умеют уже дети второй младшей группы, то измерить расстояние ступнями, поставив их на одну линию, не составит труда. Дети сами могут отсчитать предметы в количестве до десяти, причем педагог может использовать для отсчета прием группировки предметов по каким-то определенным признакам (флажки, султанчики и др.).

  Для измерения расстояния дети могут пользоваться, например, такими мерками: «Разложите набивные мячи так, чтобы расстояние между ними равнялось этой палочке». Дети должны договориться о распределении обязанностей: один отмеряет расстояние от условного места, а другой раскладывает мячи, ленты...

                                            G:\дежурство\DSCN4432.JPG 

Или: «Начертите ручеек шириной вот с эту палочку». Дети, ориентируясь на какую-то полоску или пользуясь палкой, сначала прочерчивают линию, затем с двух концов отмеряют нужное расстояние и эти метки соединяют чертой, используя снова палку или рейку. В дальнейшем для измерения большого расстояния (для метания, пробегания и т.д.) можно применять шнур, который натягивают одновременно оба ребенка.

Наконец, можно давать задания, в ходе которых сначала следует измерить расстояние, а потом уже расставлять пособия. Например, предложить установить вторую корзину для метания на противоположной стороне на таком же расстоянии от черты, что и первая корзина.

  Овладение этими приемами позволит дошкольникам более осознанно воспринимать те линии и метки, которые надо учитывать во время прыжков, метания и т.д., кроме того, оно даст возможность самостоятельно создавать условия для выполнения физических упражнений в сюжетно-ролевых, подвижных играх и в играх с элементами соревнования.

  Научившись выполнять отдельные поручения, связанные с расстановкой оборудования и пособий, дети будут готовы к дежурствам и смогут самостоятельно размещать необходимый физкультурный инвентарь. В дальнейшем дошкольники на основе приобретенного опыта могут во время дежурств расставлять пособия самостоятельно.

  Дежурные должны иметь следующую информацию: какое оборудование потребуется, в каком количестве, когда и где его следует разместить. Все это может быть раскрыто на панно (доске, фланелеграфе) с использованием карточек. G:\дежурство\DSCN4443.JPG     G:\дежурство\картотеки подв игр и дежурства\DSCN6110.JPG

Все панно делится на три полоски. На первой и второй полоске устанавливаются карточки, обозначающие пособия для выполнения основных движений («Это нужно будет расставить после выполнения упражнений»; термином упражнения дети, как правило, обозначают только общеразвивающие упражнения), а на третьей полосе - для подвижной игры.

  Для обозначения количества пособий используется цифровая (если дети знают цифры) или числовая карточка. Эта карточка прикрепляется над соответствующим пособием. Для определения расстояния между пособиями ставится карточка с условной меркой. Читать такое панно для старших дошкольников не составляет труда, поэтому когда дежурные смотрят на заполненное панно, то они получают всю информацию.

 Чтобы познакомить детей с размещением оборудования в пространстве, следует использовать макет спортивного зала, на котором хорошо видно местонахождение каждого пособия для выполнения основных движений относительно окон, двери и т.д.

  Получив информацию, дежурные расставляют инвентарь для вводной части занятия. После этого они заранее отбирают необходимые пособия для основной части, ставят их ближе к тому месту, где будут раскладывать, чтобы потом можно было быстрее взять, и договариваются о распределении поручений. При этом можно назначить капитана дежурных, который будет управлять всей подготовкой инвентаря и его расстановкой. Первоначально детям необходимо оказывать помощь в распределении обязанностей. Следует учитывать объем работы дежурных. Если упражнения выполняются двумя потоками или несколькими подгруппами, то количество дежурных можно увеличить до четырех.

  В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению оборудования дети научаются быстро расставлять спортивный инвентарь на заданном расстоянии, используя знания об условных мерках, усвоенные на занятии по математике, тем самым одновременно создается база для формирования умения организовывать игры со сверстниками.

                                 G:\дежурство\дежурство показ\DSCN5921.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях

Воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников на физкультурных занятиях...

Методические указания для детей старшего дошкольного возраста

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает следить за тем, чтобы бег у детей был естественным, лёгким, ритмичным, с хорошей осанкой, непринуждённым положением рук, головы, туловища. Для ...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".

В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Проект по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на физкультурных досугах "По следам детских идей..."

laquo;По  следам  детских  идей…» - это  проект  по  развитию  инициативы  и  самостоятельности  детей  старшего  дошкольного...

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»...