Основы танцевально-игровой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста
статья по физкультуре

Игнатьева Анна Александровна

Статья содержит материал об основах танцевально-игровой гимнастики, актуальности применения данной технологии в ДОУ, средствах, методах, компонентах танцевально-игровой гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы танцевально-игровой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Разработаны различные программы, призванные расширить содержание образовательной области «Физическое развитие». Одной из таких программ является оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе», написанная Фирилевой Ж.Е. и Сайкиной Е.Г.

В основе программы лежит танцевально-ритмическая гимнастика как одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений ритмопластики. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Суть танцевально-ритмической гимнастики состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребенка движений, музыки и сюжета, как основы, которая представляет интегрированную систему активной двигательной деятельности детей, направленную на формирование физической культуры личности, как значительной части общечеловеческой культуры.

Движения гармонизируют физическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Необходимо тренировать и совершенствовать у детей общую выносливость как наиболее ценное оздоровительное качество, не допуская при этом чрезмерных напряжений. Этого можно достичь, используя различные средства ритмической гимнастики.

- основные виды движений (хотьба, бег, прыжки, лазанье, метание);

- упражнения основных видов гимнастики (основной, спортивной, художественной);

-элементы аэробики;

- упражнения с предметами и снарядами;

- элементы народного и современного танцев;

- элементы хореографии;

- дыхательные упражнения.

Игровой метод является ведущим, так как игра в дошкольном возрасте выступает основным видом деятельности. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Танцевально-игровая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений, которые имеют свое название и выполняются под соответствующую музыку.

Танцевально-игровая гимнастика состоит из:

- танцевально-ритмической гимнастики;

- нетрадиционных видов упражнений;

- креативной гимнастики.

Танцевально-ритмическая гимнастика включает в себя:

- игроритмику;

- игрогимнастику;

- игротанец.

1. «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво, правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру и ритму.

2. «Игрогимнастика» - служит основой для освоения ребенком разных видов движений, в нее входят строевые, общеразвивающие упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и упражнения на укрепление осанки.

3. «Игротанец» - направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографии, народный, бальный, современный танцы.

Нетрадиционные виды упражнений

1. Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (йога) и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.

2. «Игровой самомассаж» - является основой закаливания и оздоровления детского организма, способствует формированию у ребенка стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления;

3. «Музыкально-подвижные игры» - раздел содержит упражнения, применяемые на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Креативная гимнастика:

  1. Музыкально-творческие игры,
  2. Специальные задания.

Предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься физической культурой, сформировать потребность. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы, органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. Ритмика создаёт у детей ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями

В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с  детьми с неврологическими...

Мастер-класс « Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».

АКТУАЛЬНОСТЬ.                 Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным...

Мастер-класс на тему: «Китайские, индийские методики – Мудры, Сянгун, восточная гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физ­культурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма сред­ства...

Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...

Использование речевых гимнастик в работе с детьми дошкольного возраста

- Актуальность использования речевых гимнастик в работе с дошкольниками.- Комплексы речевых гимнастик....

Теоретические основы использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия - это один из самых созидательных и творческих методов психологической деятельности для дошкольников....

Статья «Инновационные технологии и основы алгоритмизации и программирования в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ»

Аннотация: статья посвящена проблеме внедрения инновационных технологий и основ алгоритмизаци и программирования при работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ. Представлены возможности применения инн...